Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 07:27, дипломная работа

Краткое описание

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………………… 3
Глава I: Теоретические основы финансовой системы
1.1. Финансы как целостная экономическая категория…………………….…….5
1.2. Финансовая политика государства…………………………………….………8
1.3.Основные звенья финансовой системы Российской Федерации………..….13
1.4.Финансовые связи и отношения………………………………………...…….21
1.5.Роль финансов в регулировании экономики……………………………..…..28
1.6.Место финансов предприятий в финансовой системе………...…………….33
1.7.Централизованные и децентрализованные финансы…………………….….38
Глава II: Анализ современной финансовой системы РФ и ее отдельных аспектов
2.1.Характеристика финансовой системы РФ……………………………..……..42
2.2.Анализ финансовой деятельности государства: задачи и методы……….....46
2.3.Анализ состояния доходов населения.…………..….………………..………54
2.4.Перспективы финансового благосостояния населения России………….….61
Глава III: Расчетная часть (с помощью статистических и графических методов)
3.1.Использование показателей вариации в расчете общих статей расходов федерального бюджет РФ…..…………………………………………………...………….68
3.2.Расчет показателей динамики расходов отдельных статей федерального бюджета РФ……..……………………………………………………………………….…..72
3.3.Анализ изменений в объеме, направлениях и структуре расходов федерального бюджета РФ за 2001-2004 годы………………………………………...…..79
Заключение…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 831.00 Кб (Скачать файл)

       Отсутствие  внутреннего контура развития из-за слабости потребительского сектора  в структуре экономики плюс сырьевой характер экспорта ставит реальные доходы населения и потребление в значительную зависимость от импорта. Это означает, что они существенно подвержены внешним шокам, связанным с динамикой цен на сырье и выплатами по внешнему долгу. С другой стороны, именно реальные доходы — ключевой показатель, резкие изменения которого могут привести к серьезным экономическим и политическим последствиям.

       Рассмотрим  перспективы дальнейшего экономического развития государства с точки  зрения стабильности реальных доходов  населения.

       В уже упоминавшемся проекте Программы  социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) Правительства РФ содержится прогноз основных показателей социально-экономического развития страны (см. Приложение 1), согласно которому уровень безработицы в 2003 году составит 8-8,2 % экономически активного населения России, а реально располагаемые доходы населения возрастут по отношению к 2002 году на 8,3 %.

       По  мнению Правительства, для создания в среднесрочной перспективе  нормально функционирующего, цивилизованного  рынка труда, который выступает необходимым условием для экономического развития, необходимы следующие меры:

       • продолжение работы по приведению трудового  законодательства в соответствие с  требованиями рыночной экономики;

       • подготовка нормативных правовых актов, направленных на реализацию Трудового кодекса;

       • реализация Концепции действий на рынке  труда на 2003-2005 годы, предусматривающей  подготовку и реализацию комплекса  мер в социально-трудовой сфере, которые позволят в долгосрочной перспективе перейти к эффективной  занятости населения, обеспечивать развивающиеся потребности экономики в работниках соответствующей профессиональной квалификации, а также оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда;

       • введение законодательного запрета  увязки приема на работу с обязательной регистрацией в городе или регионе нахождения места работы;

       • разработка среднесрочного и долгосрочного  прогноза профессионально-квалификационной структуры работников, совершенствование  анализа, прогноза и мониторинга  рынка труда в целях сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, разработка системы профессиональных стандартов;

       • поэтапное приближение минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума; создание экономических, организационных и других условий, обеспечивающих своевременную и в полном объеме выплату заработной платы;

       • совершенствование досудебных институтов и механизмов защиты трудовых прав, поддержка общественных организаций, занимающихся вопросами защиты трудовых прав граждан, информационно-методическая поддержка гражданской самозащиты в сфере труда и занятости, оказание государственной поддержки в развитии системы негосударственной защиты трудовых прав;

       • совершенствование коллективно-договорного  регулирования трудовых отношений, процедур переговорного процесса, обеспечение независимости профсоюзных организаций от работодателя;

       • совершенствование системы обязательного  социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повышение действенности  механизма экономической заинтересованности субъектов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в снижении степени профессионального риска, исключение дублирования с другими видами социального страхования, создание условий для участия негосударственных страховщиков в данном виде социального страхования;

       • содействие привлечению иммигрантов  в Российскую Федерацию, исходя из интересов  обеспечения экономики страны и  ее регионов необходимыми трудовыми  ресурсам. Предполагается как содействие возвращению в страну высококвалифицированных специалистов, так и разработка системы мер по натурализации и адаптации иммигрантов, желающих приобрести российское гражданство, вовлечению их в российский социум, усиление взаимодействия центральных и местных органов власти по контролю за привлечением и использованием иностранной рабочей силы, защите отечественного рынка труда;

       • разработка комплекса мер по содействию добровольному переселению в  Российскую Федерацию российских граждан  из государств – участников СНГ и стран Балтии; в том числе предоставление необходимой информации об условиях переезда, возможностях приема, обустройства и проживания в Российской Федерации, а также меры по развитию системы оказания образовательных услуг на территории Российской Федерации для молодежи из государств-участников СНГ и стран Балтии;

       • оптимизация внутренних миграционных процессов и обеспечение свободного перемещения рабочей силы, разработка мер, направленных на сокращение оттока трудоспособного населения из районов Урала, Сибири и Дальнего Востока, создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в указанных регионах Российской Федерации.

       Целями  государственной политики в области  социальной поддержки населения  на рассматриваемый период являются:

       • снижение бедности, смягчение ее негативных последствий, уменьшение социального  неравенства и предотвращение социального  иждивенчества;

       • повышение эффективности социальных пособий и предоставление других форм помощи малоимущим семьям на основе принципа адресности;

       • улучшение положения и качества жизни граждан из так называемых групп риска;

       • расширение рынка и повышение  качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения  свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами.

       Для реализации этих целей, по мнению Правительства, необходимы:

       • изменений и дополнений в Федеральный  закон «О государственной социальной помощи», а также принятие иных нормативных  правовых актов в сфере оказания государственной социальной помощи в целях разграничения полномочий, прав и ответственности в этой сфере между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов; совершенствования процедуры проверки нуждаемости ее получателей, а также использования возможностей для самостоятельного преодоления тяжелой жизненной ситуации;

       • развитие программно-целевых и конкурсных механизмов финансирования деятельности по предоставлению населению социальных услуг с целью обеспечения  эффективного доступа граждан к  получению услуг;

       • создание условий для привлечения  к оказанию социальных услуг как  государственных, так и негосударственных  организаций;

       • разработка общих требований к деятельности государственных, муниципальных, частных  и иных учреждений, предоставляющих  различные виды социальных услуг, на основе социальных регламентов и системы оценки качества выполнения социальных программ; использование наряду с государственным финансированием частных благотворительных средств;

       • осуществление государственной  поддержки инвалидов в рамках реализации федеральных целевых программ «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы», в том числе и аналогичных региональных целевых программ, а также подпрограммы «Дети-инвалиды на 2003-2006 годы»;

       • дальнейшее развитие сети нестационарных учреждений по социальному обслуживанию инвалидов и граждан пожилого возраста;

       • комплексная информатизация социальной сферы, позволяющая создать единую систему сбора, хранения и представления  информации, характеризующей состояние  социальной сферы Российской Федерации.

       Правительство предполагает, что обеспечение в  ближайшие два года высоких темпов экономического роста создаст необходимые  условия для позитивных, ощутимых для массовых групп населения  изменений в социальной сфере. Реальные располагаемые доходы населения в 2005 г. увеличатся по сравнению с 2002 г. на 23-26 %. При этом за счет повышения производительности труда, повышения минимальных государственных гарантий по оплате труда и снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, реальная заработная плата возрастет на 27-30 %.

       Новые механизмы финансирования пенсий и  формирования пенсионных обязательств будут способствовать обеспечению  финансовой устойчивости пенсионной системы  и повышению уровня жизни пенсионеров. Уровень бедности снизится с 25 % в 2002 г. до 22-23 % в 2005 г.

Глава III: Расчетная часть (с помощью статистический и графических методов) 

3.1. Использование показателей  вариации в расчете  общих статей расходов  федерального бюджета  РФ 

      При изучении явлений и процессов  общественной жизни статистика встречается с разнообразной вариацией (изменчивостью) признаков, характеризующих отдельные единицы совокупности.

      Вариация  -  это различие в значениях, какого - либо признака у разных единиц данной совокупности в один и тот же момент времени.

      Величины  признаков изменяются под действием  различных факторов. И, следовательно, чем разнообразнее условия, влияющие на размер данного признака, тем  больше его вариация.

      Исследование  вариации в статистике имеет большое  значение, т.к помогает изучить сущность явления. Измерение вариации, выяснение ее причины, выявление влияния отдельных факторов дает важную информацию (продолжительность жизни, доходы и расходы населения и т. д.) для принятия научно-обоснованных управленческих решений.

      Средняя величина дает обобщающую характеристику признака изучаемой совокупности, которое весьма существенно для ее познания. Средняя не показывает, как располагаются около нее варианты осредняемого признака, сосредоточены ли они вблизи средней или значительно отклоняются от нее. Средняя величина признака в двух совокупностях может быть одинаковой, но в одном случае все индивидуальные значения отличаются от нее мало. Т.к. в одном случае вариация признака мала, в другом – велика, а это имеет  весьма важное значение для характеристики надежности средней величины.

Чем больше варианты отдельных единиц совокупности различаются между собой, тем  больше они отличаются от своей средней, и наоборот, - чем меньше варианты отличаются друг от  друга, тем меньше они отличаются от средней, которая в этом случае будет более реально представить всю совокупность. Поэтому ограничиваться вычислением одной средней нельзя. Нужны и другие показатели, характеризующие отклонения отдельных значений от общей средней.

      Итак, для характеристики колеблемости признака применяют систему   абсолютных и относительных показателей: 

Абсолютные:

  1. размах вариации  R=xmax-xmin;
  2. среднее линейное отклонение d;
  3. дисперсия s2;
  4. среднеквадратическое отклонение s = Ös2;
  5. коэффициент вариации Vs.
 

     Размах  вариации измеряет разность между максимальным и минимальным значениями  варьирующего признака, это наиболее простой способ измерения колеблемости:

     R=xmax-xmin, где     (1)

     хmax, xmin – соответственно максимальное и минимальное значение признака исследуемой савокупности; 

     Среднее линейное отклонение представляет собой среднюю из абсолютных значений отклонений отдельных вариант от их средней. 

     Дисперсия и среднее квадратическое отклонение. Дисперсия – это средний квадрат отклонений индивидуальных значений признака от их средней величины. 

     Дисперсия невзвешенная определяется по формуле:

Информация о работе Финансовая система РФ