Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 07:27, дипломная работа
Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.
Введение……………………………………………………….…………………… 3
Глава I: Теоретические основы финансовой системы
1.1. Финансы как целостная экономическая категория…………………….…….5
1.2. Финансовая политика государства…………………………………….………8
1.3.Основные звенья финансовой системы Российской Федерации………..….13
1.4.Финансовые связи и отношения………………………………………...…….21
1.5.Роль финансов в регулировании экономики……………………………..…..28
1.6.Место финансов предприятий в финансовой системе………...…………….33
1.7.Централизованные и децентрализованные финансы…………………….….38
Глава II: Анализ современной финансовой системы РФ и ее отдельных аспектов
2.1.Характеристика финансовой системы РФ……………………………..……..42
2.2.Анализ финансовой деятельности государства: задачи и методы……….....46
2.3.Анализ состояния доходов населения.…………..….………………..………54
2.4.Перспективы финансового благосостояния населения России………….….61
Глава III: Расчетная часть (с помощью статистических и графических методов)
3.1.Использование показателей вариации в расчете общих статей расходов федерального бюджет РФ…..…………………………………………………...………….68
3.2.Расчет показателей динамики расходов отдельных статей федерального бюджета РФ……..……………………………………………………………………….…..72
3.3.Анализ изменений в объеме, направлениях и структуре расходов федерального бюджета РФ за 2001-2004 годы………………………………………...…..79
Заключение…………………………………
А2 = 69,5 / 32,4 = 2,1 млрд. руб.
А3 = 60,3 / 21,2 = 2,8 млрд. руб.
А4
= 67 / 19,4 = 3,5 млрд. руб.
Определим Средний темп роста по формуле 6:
= 124,3 %
То есть за рассматриваемый период расходы на оборону увеличились в среднем на 24,3%.
С помощью формулы 7 найдем средний уровень интервального ряда динамики:
313,7 млрд. руб.
То
есть ежегодные расходы на оборону
в среднем составляют 313,7 млрд. руб.
Составим
таблицу для расчета
Таблица 7.
Расчет показателей динамики по статье расходов на Образование
Годы | Расходы на образование, млрд. руб. |
| |||||
Абсолютный прирост (D), млрд. руб. | Темп роста, % (Тр) | Темп прироста, % (Тпр) | Абсолютное значение 1% прироста, млрд. руб (А) | ||||
цепной | базисный | цепной | базисный | ||||
2001 | 44,8 | - | - | 100,0 | - | - | - |
2002 | 80,1 | 31,3 | 164,1 | 164,1 | 64,1 | 64,1 | 0,5 |
2003 | 97,7 | 17,6 | 122,0 | 200,2 | 22,0 | 100,2 | 0,8 |
2004 | 117,8 | 20,1 | 120,6 | 241,4 | 20,6 | 141,4 | 0,98 |
Рассчитаем абсолютный прирост по формуле 1:
D2 = 80,1 – 48,8 = 31,3 млрд. руб.
D3 = 97,7 – 80,1 = 17,6 млрд. руб.
D4 = 117,8 – 97,7 = 20,1 млрд. руб.
Как видно из расчетных данных, наиболее значительно возросли расходы в 2002 году – на 31,3 млрд. руб.
Далее рассчитаем средний абсолютный прирост по формуле 2:
= (31,3 + 17,6 + 20,1) / (4 - 1) = 23 млрд. руб.
То есть, за рассматриваемый период расход на образование в среднем составил 23 млрд. руб.
Рассчитаем по формуле 3 темп роста (цепной):
Тр2 = (80,1 / 48,8) * 100% = 164,1%
Тр3 = (97,7 / 80,1) * 100% = 122,0%
Тр4 = (117,8 / 97,7) * 100% = 120,6%
Как
видно, наиболее значительно возросли
расходы на образование в 2002 году
– Тр2 = 164,1%. Менее всего увеличатся
расходы в 2004 году.
Теперь рассчитаем базисный темп роста:
Тр2 баз = (80,1 / 48,8) * 100% = 164,1%
Тр3 баз = (97,7 / 48,8) * 100% = 200,2%
Тр4 баз = (117,8 / 48,8) * 100% = 241,4%
Взяв за базу сравнения 2001 год, мы видим, что расходы на образование в 2003 году по сравнению с 2001 годом составили 200,2%, а в 2004 году по сравнению с 2001 – 241,4%.
Как
видно из расчетных данных, базисные
показатели темпов роста резко отличаются
от цепных.
Определяем темп прироста (цепной) по формуле 4:
Тпр1 = 164,1 – 100% = 64,1%
Тпр2 = 122 – 100% = 22,0%
Тпр3 = 120,6 – 100% = 20,6%
Делаем то же самое и для базисного:
Тпр1 баз = 164,1 – 100% = 64,1%
Тпр2 баз = 200,2 – 100% = 100,2%
Тпр3
баз = 241,4 – 100% = 141,4%
Расчетные значения цепных темпов прироста характеризуют, что наиболее увеличились расходы на образование в 2002 году – на 64,1%, а менее всего в 2004 году – 20,6%.
Базисный темп роста за 2004 год характеризует, что за период с 2001 года расходы на образование возросли почти в 3 раза (на 141,4%).
А теперь найдем абсолютное значение одного процента прироста по формуле 5:
А2 = 31,3 / 64,1 = 0,5 млрд. руб.
А3 = 17,6 / 22,0 = 0,8 млрд. руб.
А4
= 20,1 / 20,6 = 0,98 млрд. руб.
Определим Средний темп роста по формуле 6:
= 134,1 %
То есть за рассматриваемый период расходы на оборону увеличились в среднем на 34,1%.
С помощью формулы 7 найдем средний уровень интервального ряда динамики:
86,1 млрд. руб.
То есть ежегодные расходы на образование в среднем составляют 86,1 млрд. руб.
Из проведенного анализа видно, что в среднем в год на оборону тратится почти в 3,5 раза больше денег, чем на образование, хотя ежегодный процентный рост расходов на образование составляет 34,1%, а на оборону - 24,3%. Это происходит из-за того, что абсолютное значение 1% прироста на оборону значительно выше, чем на образование.
Построим график этой связи:
Рис.
15
3.3.
Анализ изменений
в объеме, направлениях
и структуре расходов
федерального бюджета
РФ за 2001-2004годы.
Таблица 8.
Основные расходы федерального бюджета РФ (2001-2004гг.).
Наименование расходов | 2001 г. | 2002 г | 2003 г. | 2004 г. | ||||
Млрд. руб. | % к итогу | Млрд. руб. | % к итогу | Млрд. руб. | % к итогу | Млрд. руб. | % к итогу | |
Расходы, всего | 1193,5 | 100 | 1947,4 | 100 | 2345,6 | 100 | 2659,4 | 100 |
Национальная оборона | 214,7 | 18,0 | 284,2 | 14,6 | 344,5 | 14,7 | 411,5 | 15,5 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности гос-ва | 131,6 | 11,0 | 173,9 | 8,9 | 244,8 | 10,4 | 310,6 | 11,7 |
Социальная политика | 107,8 | 9,0 | 130,4 | 22,1 | 150,7 | 6,4 | 161,2 | 6,1 |
Обслуживание гос. долга | 239,8 | 20,1 | 285,0 | 14,6 | 277,5 | 11,8 | 287,6 | 10,8 |
Образование | 48,8 | 4,1 | 80,1 | 4,1 | 97,7 | 4,2 | 117,8 | 4,4 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней | 186,6 | 15,6 | 265,4 | 13,6 | 714,6 | 30,5 | 814,0 | 30,6 |
Прочие расходы | 264,2 | 22,2 | 428,4 | 22,1 | 515,8 | 22 | 556,7 | 20,9 |
Полностью
расходная часть федерального бюджета
РФ на 2004 год представлена в Приложении
3.
Рис. 16
Рис. 17
Национальная
оборона: из приведенных выше данных
видно, что значительно возросли расходы
федерального бюджета по этой статье в
связи с угрозой международного терроризма.
Сумма в 2004 г. составила 411 472 653,4 тыс. руб.
Правоохранительная
деятельность и обеспечение
безопасности государства:
были существенно увеличены. Проблемы
роста преступности, требуют дополнительных
средств для правоохранительных органов
и спец. служб. В ближайшие годы ожидается
дальнейший рост количества тяжких и особо
тяжких преступлений, в этой связи государство
принимает меры для улучшения материально-технической
базы правоохранительных органов. Расходы
бюджета предусмотрены в размере 310 577
078,1 тыс. рублей.
Социальная
политика: расходы по этой статье к 2004
г. возросли в 1,5 раза, и составили 161 193
511,2 тыс. рублей. Из указанного объема на
финансирование учреждений социальной
защиты и центров занятости запланировано
направить 4 942 492,1 тыс. рублей; на социальную
помощь – 13 111 091 тыс. рублей.
Обслуживание
государственного долга:
в федеральном бюджете на 2004 год общий
объем процентных расходов определился
в 287,6 млрд. рублей, что на 47,8 млрд. рублей
больше, чем в 2001г., в том числе по обслуживанию
внутреннего долга – 64 379 184,5 тыс. рублей,
внешнего – 223 191 404,8 тыс. рублей.
Образование: с 2001г. расходы на образование выросли примерно в 2,5 раза, особо высокий скачек наблюдался в 2002 году – расходы выросли сразу в 2 раза. Общие расходы на образование в 2004 году составят 117 791 867 тыс. рублей, из них только на высшее профессиональное образование планируется направить 68 299 015,7 тыс. рублей.
Финансовая помощь
бюджетам других уровней: в 2002 году начался
новый этап развития бюджетного федерализма
в России. Новый этап развития должен
быть направлен на выравнивание бюджетной
обеспеченности регионов (муниципалитетов)
при одновременном создании стимулов
для проведения на региональном (местном)
уровне рациональной и ответственной
налогово-бюджетной политики и повышения
эффективности бюджетных расходов. В 2004
общий объем финансовой помощи бюджетам
других уровней составит 813 969 815,6 тыс. рублей.
Заключение
Финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.
Государственный бюджет – основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система России состоит из трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. С принятием нового БК РФ внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы.
Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.
Как показал проведенный в работе анализ основных параметров действующей в настоящее время в Российской Федерации финансовой системы, по своим основным — внешним — характеристикам она вполне соответствует общепринятым в экономической науке и мировой практике представлениям: финансовая система Российской Федерации — это совокупность органов и институтов (звеньев), которые связаны с аккумуляцией, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Что же касается внутреннего устройства и основных принципов действия финансовой системы Российской Федерации, то они мало изменились со времени господства командно-административных методов управления и, как представляется, не полностью соответствуют задачам эффективной финансовой деятельности государства в условиях рыночной экономики. Подтверждением тому могут служить финансовые кризисы 1996 и 1998 годов, внедрение в экономическую практику государства всевозможных «нетрадиционных» способов расчетов субъектов бюджетно-финансовых отношений с федеральным бюджетом и т.п.. Появление последних, кстати, говорит о том, что государственная власть, во-первых, создает неравные условия для конкуренции, что недопустимо с точки зрения цивилизованного рынка, а во-вторых, сама признает неэффективность действующей системы налогообложения, кредитования и т.п., не позволяющей предпринимателям спокойно работать в заданных условиях.