Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 07:27, дипломная работа

Краткое описание

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………………… 3
Глава I: Теоретические основы финансовой системы
1.1. Финансы как целостная экономическая категория…………………….…….5
1.2. Финансовая политика государства…………………………………….………8
1.3.Основные звенья финансовой системы Российской Федерации………..….13
1.4.Финансовые связи и отношения………………………………………...…….21
1.5.Роль финансов в регулировании экономики……………………………..…..28
1.6.Место финансов предприятий в финансовой системе………...…………….33
1.7.Централизованные и децентрализованные финансы…………………….….38
Глава II: Анализ современной финансовой системы РФ и ее отдельных аспектов
2.1.Характеристика финансовой системы РФ……………………………..……..42
2.2.Анализ финансовой деятельности государства: задачи и методы……….....46
2.3.Анализ состояния доходов населения.…………..….………………..………54
2.4.Перспективы финансового благосостояния населения России………….….61
Глава III: Расчетная часть (с помощью статистических и графических методов)
3.1.Использование показателей вариации в расчете общих статей расходов федерального бюджет РФ…..…………………………………………………...………….68
3.2.Расчет показателей динамики расходов отдельных статей федерального бюджета РФ……..……………………………………………………………………….…..72
3.3.Анализ изменений в объеме, направлениях и структуре расходов федерального бюджета РФ за 2001-2004 годы………………………………………...…..79
Заключение…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 831.00 Кб (Скачать файл)

    А2 = 69,5 / 32,4 = 2,1 млрд. руб.

    А3 = 60,3 / 21,2 = 2,8 млрд. руб.

    А4 = 67 / 19,4 = 3,5 млрд. руб. 

    Определим Средний темп роста по формуле 6:

     = 124,3 %

    То  есть за рассматриваемый период расходы  на оборону увеличились в среднем  на 24,3%.

    С помощью формулы 7 найдем средний уровень интервального ряда динамики:

     313,7 млрд. руб.

    То  есть ежегодные расходы на оборону  в среднем составляют 313,7 млрд. руб. 
 

          Составим  таблицу для расчета показателей  по статье расхода на Образование:

Таблица 7.

Расчет  показателей динамики по статье расходов на Образование

Годы Расходы на образование, млрд. руб.
    Показатели  динамики
Абсолютный  прирост (D), млрд. руб. Темп  роста, % (Тр) Темп  прироста, % (Тпр) Абсолютное  значение 1% прироста, млрд. руб (А)
цепной базисный цепной базисный
2001 44,8 - - 100,0 - - -
2002 80,1 31,3 164,1 164,1 64,1 64,1 0,5
2003 97,7 17,6 122,0 200,2 22,0 100,2 0,8
2004 117,8 20,1 120,6 241,4 20,6 141,4 0,98
 

    Рассчитаем  абсолютный прирост по формуле 1:

    D2 = 80,1 – 48,8 = 31,3 млрд. руб.

    D3 = 97,7 – 80,1 = 17,6 млрд. руб.

    D4 = 117,8 – 97,7 = 20,1 млрд. руб.

    Как видно из расчетных данных, наиболее значительно возросли расходы в 2002 году – на 31,3 млрд. руб.

    Далее рассчитаем средний абсолютный прирост  по формуле 2:

     = (31,3 + 17,6 + 20,1) / (4 - 1) = 23 млрд. руб.

    То  есть, за рассматриваемый период расход на образование в среднем составил 23 млрд. руб.

    Рассчитаем  по формуле 3 темп роста (цепной):

    Тр2 = (80,1 / 48,8) * 100% = 164,1%

    Тр3 = (97,7 / 80,1) * 100% = 122,0%

    Тр4 = (117,8 / 97,7) * 100% = 120,6%

    Как видно, наиболее значительно возросли расходы на образование в 2002 году – Тр2 = 164,1%. Менее всего увеличатся расходы в 2004 году. 

    Теперь  рассчитаем базисный темп роста:

    Тр2 баз = (80,1 / 48,8) * 100% = 164,1%

    Тр3 баз = (97,7 / 48,8) * 100% = 200,2%

    Тр4 баз = (117,8 / 48,8) * 100% = 241,4%

    Взяв  за базу сравнения 2001 год, мы видим, что  расходы на образование в 2003 году по сравнению с 2001 годом составили 200,2%, а в 2004 году по сравнению с 2001 – 241,4%.

    Как видно из расчетных данных, базисные показатели темпов роста резко отличаются от цепных.  

    Определяем  темп прироста (цепной) по формуле 4:

    Тпр1 = 164,1 – 100% = 64,1%

    Тпр2 = 122 – 100% = 22,0%

    Тпр3 = 120,6 – 100% = 20,6%

    Делаем  то же самое и для базисного:

    Тпр1 баз = 164,1 – 100% = 64,1%

    Тпр2 баз = 200,2 – 100% = 100,2%

    Тпр3 баз = 241,4 – 100% = 141,4% 

    Расчетные значения цепных темпов прироста характеризуют, что наиболее увеличились расходы  на образование в 2002 году – на 64,1%, а менее всего в 2004 году – 20,6%.

    Базисный  темп роста за 2004 год характеризует, что за период с 2001 года расходы на образование возросли почти в 3 раза (на 141,4%).

    А теперь найдем абсолютное значение  одного процента прироста по формуле 5:

    А2 = 31,3 / 64,1 = 0,5 млрд. руб.

    А3 = 17,6 / 22,0 = 0,8 млрд. руб.

    А4 = 20,1 / 20,6 = 0,98 млрд. руб. 

    Определим Средний темп роста по формуле 6:

     = 134,1 %

    То  есть за рассматриваемый период расходы  на оборону увеличились в среднем  на 34,1%.

    С помощью формулы 7 найдем средний уровень интервального ряда динамики:

     86,1 млрд. руб.

    То  есть ежегодные расходы на образование  в среднем составляют 86,1 млрд. руб.

    Из  проведенного анализа видно, что  в среднем в год на оборону  тратится почти в 3,5 раза  больше денег, чем на образование, хотя ежегодный процентный рост расходов на образование составляет 34,1%, а на оборону - 24,3%. Это происходит из-за того, что абсолютное значение 1% прироста на оборону значительно выше, чем на образование.

    Построим  график этой связи:

       

       Рис. 15 
 
 
 
 
 
 
 

3.3. Анализ изменений  в объеме, направлениях  и структуре расходов  федерального бюджета  РФ за 2001-2004годы. 

Таблица 8.

Основные  расходы федерального бюджета РФ (2001-2004гг.).

Наименование расходов 2001 г. 2002 г 2003 г. 2004 г.
Млрд. руб. % к итогу Млрд. руб. % к итогу Млрд. руб. % к итогу Млрд. руб. % к итогу
Расходы, всего 1193,5 100 1947,4 100 2345,6 100 2659,4 100
Национальная  оборона 214,7 18,0 284,2 14,6 344,5 14,7 411,5 15,5
Правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности гос-ва 131,6 11,0 173,9 8,9 244,8 10,4 310,6 11,7
Социальная  политика 107,8 9,0 130,4 22,1 150,7 6,4 161,2 6,1
Обслуживание  гос. долга 239,8 20,1 285,0 14,6 277,5 11,8 287,6 10,8
Образование 48,8 4,1 80,1 4,1 97,7 4,2 117,8 4,4
Финансовая  помощь бюджетам других уровней 186,6 15,6 265,4 13,6 714,6 30,5 814,0 30,6
Прочие  расходы 264,2 22,2 428,4 22,1 515,8 22 556,7 20,9

Полностью расходная часть федерального бюджета  РФ на 2004 год  представлена в Приложении 3. 
 
 
 
 
 

Рис. 16 

Рис. 17 

      Национальная  оборона: из приведенных выше данных видно, что значительно возросли расходы федерального бюджета по этой статье в связи с угрозой международного терроризма. Сумма в 2004 г. составила 411 472 653,4 тыс. руб. 

      Правоохранительная  деятельность и обеспечение  безопасности государства: были существенно увеличены. Проблемы роста преступности,  требуют дополнительных средств для правоохранительных органов и спец. служб. В ближайшие годы ожидается дальнейший рост количества тяжких и особо тяжких преступлений, в этой связи государство принимает меры для улучшения материально-технической базы правоохранительных органов. Расходы бюджета предусмотрены в размере 310 577 078,1 тыс. рублей. 

      Социальная  политика: расходы по этой статье к 2004 г. возросли в 1,5 раза, и составили 161 193 511,2 тыс. рублей. Из указанного объема на финансирование учреждений социальной защиты и центров занятости запланировано направить 4 942 492,1 тыс. рублей; на социальную помощь – 13 111 091 тыс. рублей. 

      Обслуживание  государственного долга: в федеральном бюджете на 2004 год общий объем процентных расходов определился в 287,6 млрд. рублей, что на 47,8 млрд. рублей больше, чем в 2001г., в том числе по обслуживанию внутреннего долга – 64 379 184,5 тыс. рублей, внешнего – 223 191 404,8 тыс. рублей. 

      Образование: с 2001г. расходы на образование выросли примерно в 2,5 раза, особо высокий скачек наблюдался в 2002 году – расходы выросли сразу в 2 раза. Общие расходы на образование в 2004 году составят 117 791 867 тыс. рублей, из них только на высшее профессиональное образование планируется направить 68 299 015,7 тыс. рублей.

             Финансовая помощь бюджетам других уровней: в 2002 году начался новый этап развития бюджетного федерализма в России.  Новый этап развития должен быть направлен на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов (муниципалитетов) при одновременном создании стимулов для проведения на региональном (местном) уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики и повышения эффективности бюджетных расходов. В 2004 общий объем финансовой помощи бюджетам других уровней составит 813 969 815,6 тыс. рублей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

     Финансовая  система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы:  государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.

     Государственный бюджет – основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система России состоит из трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. С принятием нового БК РФ внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы.

     Финансовая  политика играет важнейшую роль для  достижения целей, поставленных перед  государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.

       Как показал проведенный в работе анализ основных параметров действующей  в настоящее время в Российской Федерации финансовой системы, по своим  основным — внешним — характеристикам  она вполне соответствует общепринятым в экономической науке и мировой практике представлениям: финансовая система Российской Федерации — это совокупность органов и институтов (звеньев), которые связаны с аккумуляцией, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

       Что же касается внутреннего устройства и основных принципов действия финансовой системы Российской Федерации, то они  мало изменились со времени господства командно-административных методов  управления и, как представляется, не полностью соответствуют задачам эффективной финансовой деятельности государства в условиях рыночной экономики. Подтверждением тому могут служить финансовые кризисы 1996 и 1998 годов, внедрение в экономическую практику государства всевозможных «нетрадиционных» способов расчетов субъектов бюджетно-финансовых отношений с федеральным бюджетом и т.п.. Появление последних, кстати, говорит о том, что государственная власть, во-первых, создает неравные условия для конкуренции, что недопустимо с точки зрения цивилизованного рынка, а во-вторых, сама признает неэффективность действующей системы налогообложения, кредитования и т.п., не позволяющей предпринимателям спокойно работать в заданных условиях.

Информация о работе Финансовая система РФ