Таким образом, в Южном кризисном
поясе свертывание экономической активности
протекает на фоне сохранения положительного
естественного прироста населения и хронического
наличия значительного количества избыточной
рабочей силы.
Уральский кризисный пояс, на первый взгляд,
включает территории, развивающиеся сравнительно
благополучно. В его состав входят территории
Уральского и Западно-сибирского экономических
районов. Вместе с тем, особенности отраслевой
структуры региональной экономики, а именно:
высокая концентрация производств, существенно
загрязняющих окружающую среду (черная,
цветная металлургия, химическая промышленность);
значительная доля предприятий добывающей
промышленности с истощающейся сырьевой
базой, предприятий ВПК, потерявших госзаказ
и рынки сбыта, обуславливают появление
таких проблем регионального развития
как:
Локальный спад производства
Высокая техногенная нагрузка
и экологические риски хозяйственной
деятельности.
Восточный (Южно-Сибирско-Дальневосточный)
кризисный пояс пока находится в стадии
формирования. В его состав входят республики
Алтай, Тыва, Бурятия, Алтайский край, Читинская
и Амурская области.
Основными проблемами данного
пояса являются: спад производства и высокая
безработица, низкая бюджетная обеспеченность
и низкий уровень доходов населения, слабая
транспортная доступность, низкая плотность
населения и отсутствие сформировавшихся
систем расселения, низкий уровень развития
отраслей региональной специализации.
Таким образом, экономический
спад в Восточном кризисном поясе протекает
на фоне исторически низкого уровня развития
региональных экономических комплексов.
Отсталые
регионы
Характерными чертами развития
слаборазвитых регионов являются: состояние
длительного застоя, низкая интенсивность
хозяйственной деятельности, малодиверсифицированная
отраслевая структура экономики, слабый
научно-технический потенциал, низко развитая
социальная сфера.
На сегодня, к данной категории
регионов можно отнести следующие регионы:
большинство республик Северного Кавказа,
республики и автономные округа юга Сибири,
республика Марий Эл, республика Калмыкия.
Если несколько смягчить критерии
выделения, к категории отсталых также
можно отнести ряд областей Центрально-Черноземного
экономического района и автономных округов
Севера.
К сожалению, степень дифференциации
уровня социально-экономического развития
регионов России сегодня столь велика,
что преодолеть ее в ближайшем обозримом
будущем не представляется возможным.
Как показали расчеты, для ряда регионов
время, необходимое для преодоления отставания
от среднероссийских показателей уже
превышает сотню лет.
Депрессивные
регионы.
Депрессивные регионы - это
территории, которые в настоящее время
отличаются более низкими, чем в среднем
по стране, показателями социально-экономического
развития, но в прошлом были развитыми,
а по некоторым показателям занимали ведущее
место в стране.
Отличительными признаками
депрессивных регионов являются: высокий
уровень накопленного научно-технического
потенциала, значительная доля промышленности
в структуре экономики, относительно высокий
уровень квалификации кадров.
Чаще всего регион переходит
в депрессивное состояние под влиянием
следующих причин: снижение конкурентоспособности
основной продукции, отказ от системы
госзаказа и сокращение инвестиционного
спроса, истощение минерально-сырьевой
базы, структурные сдвиги в экономике
страны.
Выделяются старопромышленные,
аграрно-промышленные и добывающие (очаговые)
депрессивные регионы.
Приграничные
регионы.
К категории приграничных относятся
регионы, территория которых испытывает
существенное влияние государственной
границы. Государственная граница выполняет
барьерную, фильтрующую и контактную функцию
Особые экономические
режимы – формирование на территории
региона элементов автономии, которая
дает либо дополнительные финансовые
возможности, либо позволяет установить
особые отношения с определенными бизнес-группами,
использующими ее статус.
Свободные экономические зоны.
Четкий статус, регламентация отсутствуют.
СЭЗ «Находка», СЭЗ «Янтарь» (Калининградская
обл.), Кабардино-Балкария, Дагестан.
Особые экономические зоны
– компактные территории, где обеспечивается
создание новых производств в условиях
льготного режима. Статус урегулирован
ФЗ «Об особых экономических зонах» 2005
года. До этого особые экономические зоны
в силу закона существовали в Калининградской
области и в Магаданской области.
Внутренние офшорные зоны: предприятия,
регистрируемые на территории регионов,
обладающих статусом офшора, освобождались
от своих налогов. По сути, оформлялись
особые отношения между региональными
властями и крупными компаниями, заинтересованными
в оптимизации налогообложения. Обычно
офшорные зоны создавались в небольших
республиках: Ингушетия, Мордовия, Калмыкия,
Углич. Практика внутренних офшоров была
свернута в 2004 году в связи с введением
в федеральное законодательство нормы,
которая запретила освобождать предприятия
от региональной ставки налога на прибыль.
ЗАТО – закрытые административно-территориальные
образования. Их количество составляет
около 40. ЗАТО зависят от федерального
бюджета, поскольку получают ежегодные
дотации; занимают особое положение в
субъекте федерации; налоги, собираемые
на их территории, в региональный бюджет
не поступают; длительное время они обладали
признаками офшорных зон.
Наукограды. Статус определяется
законом, принятым в 1999 году с изменениями
2004 года, статус наукограда присваивается
Правительством РФ на определенный срок.
Северные регионы. Этим регионам
даются определенные льготы, имеются так
называемые «северные надбавки».6
Инструментами государственного
финансового регулирования являются:
Формирование и использование
внебюджетных фондов.
Финансирование целевых программ
развития отдельных регионов и муниципальных
образований.
Финансовая поддержка нижестоящих
бюджетов. Она осуществляется в основном
через механизм межбюджетного регулирования
в форме дотаций, субвенций, субсидий и
бюджетных кредитов.7
Дотация– средства одного бюджета,
предоставляемые бюджету другого уровня
на выравнивание бюджетной обеспеченности
(на покрытие текущих расходов).
Вне зависимости от места проживания
каждый человек имеет единый доступ к
основным социальным благам и услугам.
Субсидия - средства одного бюджета,
предоставляемые бюджету другого уровня
на софинансирование наиболее значимых
расходов (социальных, инвестиционных,
программ реформирования инфраструктуры).
Субвенция - средства одного бюджета,
предоставляемые бюджету другого уровня
на финансирование отдельных расходных
обязательств, обусловленных нормативно-правовыми
актами. Целевое финансирование расходных
обязательств.
Дотации, субсидии, субвенции
являются межбюджетными трансфертами,
предоставляемыми на безвозмездной и
безвозвратной основах.
Бюджетный кредит предоставляется на условиях
срочности, возвратности и платности;
устанавливается цель предоставления
кредита.8
Финансовое регулирование осуществляется
в прямой, косвенной и смешанной формах.
Прямое финансовое
регулирование предполагает непосредственное
воздействие на объекты регулирования.
Например, прямое бюджетное финансирование,
выплата пенсий, пособий.
Косвенное финансовое
регулирование: воздействие осуществляется
опосредованно путем применения норм,
нормативов, льгот, санкций в целях формирования
и поддержания конкурентной среды, ограничения
монополизации рынка.
Например: амортизационная
политика, налоговые льготы.
Смешанное финансовое
регулирование или перекрестное субсидирование.
Эффект от государственной поддержки
получает экономический субъект, не являющийся
объектом регулирования.
Пример: субсидии, долевое участие
государства в финансирование отдельных
видов деятельности.9
Среди финансовых методов воздействия
на экономику и социальные процессы наиболее
распространены бюджетные (различные
формы бюджетных расходов, государственные
и муниципальные гарантии и т.п.) и налоговые.
Каждому объекту финансового регулирования
соответствуют определенные методы.
Методами государственного
финансового регулирования отраслевых
пропорций являются:
- Налоговое регулирование (изменение
состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой
базы, состава налогоплательщиков и др.);
- Амортизационная политика (тесно
связана с налоговым регулированием, влияет
на налогообложение прибыли и имущества;
может предполагать использование ускоренной
амортизации);
- Различные формы государственной
поддержки организаций, индивидуальных
предпринимателей (субсидии, субвенции,
бюджетные кредиты, инвестиции, государственный
и муниципальный заказ, предоставление
государственного и муниципального имущества
в аренду на льготных условиях, государственные
имуниципальные гарантии);
- С бюджетными расходами связаны
также льготное кредитование и страхование,
поскольку более низкий уровень ссудного
процента и страхового тарифа по услугам
коммерческих банков и страховых компаний
обеспечивается бюджетным субсидированием
соответствующих ставок и тарифов.
Отдельные методы государственного
финансового регулирования могут быть
использованы комплексно. Так нередко
государственные инвестиции на долевых
началах в тот или иной проект могут рассматриваться
частными инвесторами как государственные
гарантии.
Методы государственного финансового
регулирования территориальных пропорций.
Финансовое регулирование территориальных
пропорций осуществляется главным образом
через механизм межбюджетного регулирования
(регулирующие доходы; дотации, субсидии,
субвенции бюджетам других уровней бюджетной
системы), финансирование целевых программ
поддержки и развития отдельных регионов
и муниципальных образований. Финансовое
воздействие на территориальную структуру
происходит также в связи с изменением
состава налогов. Например, отмена налога
с продаж с 2003 года значительно сократила
собственные расходы отдельных бюджетов.
Основными методами финансового регулирования
социальной структуры общества являются
использование прогрессивной ставки подоходного
налога, высокий уровень ставок по налогу
на наследство и налогу на недвижимость,
льготы по налогам, уплачиваемым физическими
лицами, а также различные социальные
выплаты и льготы.10
Таким образом, в данном пункте
я выделила инструменты, формы и методы
финансового регулирования экономики.
- Ученые
экономисты разных «школ» о финансовом
регулировании экономики
В истории развития государственного
регулирования экономики можно выделить
несколько этапов. В период формирования
рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая
тогда экономическая доктрина - меркантилизм
- основывалась на признании безусловной
необходимости государственного регулирования
для развития в стране торговли и промышленности.
С развитием рыночных отношений набравший
силу класс предпринимателей начал рассматривать
государственное вмешательство и связанные
с этим ограничения как помеху в своей
деятельности. Эту идею либерализма впервые
высказал А.Смит. Согласно А. Смиту, рыночная
система способна к саморегулированию,
в основе которого лежит личный интерес,
связанный со стремлением к прибыли. Он
выступает как главная побудительная
сила экономического развития. Появление
социалистической модели развития экономики,
в которой государство играет ведущую
роль, привело к негативной оценке такой
модели в экономической мысли капиталистических
стран. Однако классическое разделение
капиталистической и социалистической
систем по критерию участия государства
в регулировании экономики подверглось
критическому переосмыслению в первой
половине XX века, когда мировой экономический
кризис 1930-х гг. вынудил правительства
капиталистических стран искать способы
решения порожденных кризисом социальных
и экономических проблем. Опыт фашистской
Италии и нацистской Германии, предусматривавший
контроль государственных структур над
экономикой через корпорации, а также
советская государственно-социалистическая
модель управления экономикой, оказались
неприемлемы для стран Западной Европы
и США, прежде всего по идеологическим
причинам. Был использован «третий путь»,
обозначаемый в литературе как либерально-демократическая
модель государственного регулирования.
Рассмотрим пути решения возникавших
экономических проблем на примере конкретных
стран.
Либерально-демократическая
модель финансового регулирования экономики
была впервые применена в США в рамках
мероприятий «Нового курса», проводившегося
администрацией президента Ф.Д. Рузвельта
с целью преодоления экономического кризиса
1929-1933 гг. Эта модель, теоретические основания
которой восходят к работам британского
экономиста Дж. Кейнса, получила название
«кейнсианской».