Финансовое регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - оценить место и роль финансового регулирования экономики в общей системе государственного регулирования.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
• Рассмотреть теоретические аспекты сущности, инструментов, форм и методов финансового регулирования экономики.
• Определить необходимость и роль финансового регулирования в системе государственного регулирования экономики в РФ.
• Охарактеризовать формы и методы финансовой поддержки в РФ.
• Выявить преимущества и недостатки финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 82.04 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в Южном кризисном поясе свертывание экономической активности протекает на фоне сохранения положительного естественного прироста населения и хронического наличия значительного количества избыточной рабочей силы.

Уральский кризисный пояс, на первый взгляд, включает территории, развивающиеся сравнительно благополучно. В его состав входят территории Уральского и Западно-сибирского экономических районов. Вместе с тем, особенности отраслевой структуры региональной экономики, а именно: высокая концентрация производств, существенно загрязняющих окружающую среду (черная, цветная металлургия, химическая промышленность); значительная доля предприятий добывающей промышленности с истощающейся сырьевой базой, предприятий ВПК, потерявших госзаказ и рынки сбыта, обуславливают появление таких проблем регионального развития как:

    • Локальный спад производства

    • Высокая техногенная нагрузка и экологические риски хозяйственной деятельности.

Восточный (Южно-Сибирско-Дальневосточный) кризисный пояс пока находится в стадии формирования. В его состав входят республики Алтай, Тыва, Бурятия, Алтайский край, Читинская и Амурская области.

Основными проблемами данного пояса являются: спад производства и высокая безработица, низкая бюджетная обеспеченность и низкий уровень доходов населения, слабая транспортная доступность, низкая плотность населения и отсутствие сформировавшихся систем расселения, низкий уровень развития отраслей региональной специализации.

Таким образом, экономический спад в Восточном кризисном поясе протекает на фоне исторически низкого уровня развития региональных экономических комплексов.

  1. Отсталые регионы

Характерными чертами развития слаборазвитых регионов являются: состояние длительного застоя, низкая интенсивность хозяйственной деятельности, малодиверсифицированная отраслевая структура экономики, слабый научно-технический потенциал, низко развитая социальная сфера.

На сегодня, к данной категории регионов можно отнести следующие регионы: большинство республик Северного Кавказа, республики и автономные округа юга Сибири, республика Марий Эл, республика Калмыкия.

Если несколько смягчить критерии выделения, к категории отсталых также можно отнести ряд областей Центрально-Черноземного экономического района и автономных округов Севера.

К сожалению, степень дифференциации уровня социально-экономического развития регионов России сегодня столь велика, что преодолеть ее в ближайшем обозримом будущем не представляется возможным. Как показали расчеты, для ряда регионов время, необходимое для преодоления отставания от среднероссийских показателей уже превышает сотню лет.

  1. Депрессивные регионы.

Депрессивные регионы - это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а по некоторым показателям занимали ведущее место в стране.

Отличительными признаками депрессивных регионов являются: высокий уровень накопленного научно-технического потенциала, значительная доля промышленности в структуре экономики, относительно высокий уровень квалификации кадров.

Чаще всего регион переходит в депрессивное состояние под влиянием следующих причин: снижение конкурентоспособности основной продукции, отказ от системы госзаказа и сокращение инвестиционного спроса, истощение минерально-сырьевой базы, структурные сдвиги в экономике страны.

Выделяются старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие (очаговые) депрессивные регионы.

 

  1. Приграничные регионы.

К категории приграничных относятся регионы, территория которых испытывает существенное влияние государственной границы. Государственная граница выполняет барьерную, фильтрующую и контактную функцию

Особые экономические режимы – формирование на территории региона элементов автономии, которая дает либо дополнительные финансовые возможности, либо позволяет установить особые отношения с определенными бизнес-группами, использующими ее статус.

  1. Свободные экономические зоны. Четкий статус, регламентация отсутствуют. СЭЗ «Находка», СЭЗ «Янтарь» (Калининградская обл.), Кабардино-Балкария, Дагестан.

  1. Особые экономические зоны – компактные территории, где обеспечивается создание новых производств в условиях льготного режима. Статус урегулирован ФЗ «Об особых экономических зонах» 2005 года. До этого особые экономические зоны в силу закона существовали в Калининградской области и в Магаданской области.

  1. Внутренние офшорные зоны: предприятия, регистрируемые на территории регионов, обладающих статусом офшора, освобождались от своих налогов. По сути, оформлялись особые отношения между региональными властями и крупными компаниями, заинтересованными в оптимизации налогообложения. Обычно офшорные зоны создавались в небольших республиках: Ингушетия, Мордовия, Калмыкия, Углич. Практика внутренних офшоров была свернута в 2004 году в связи с введением в федеральное законодательство нормы, которая запретила освобождать предприятия от региональной ставки налога на прибыль.

  1. ЗАТО – закрытые административно-территориальные образования. Их количество составляет около 40. ЗАТО зависят от федерального бюджета, поскольку получают ежегодные дотации; занимают особое положение в субъекте федерации; налоги, собираемые на их территории, в региональный бюджет не поступают; длительное время они обладали признаками офшорных зон.

  1. Наукограды. Статус определяется законом, принятым в 1999 году с изменениями 2004 года, статус наукограда присваивается Правительством РФ на определенный срок.

  1. Северные регионы. Этим регионам даются определенные льготы, имеются так называемые «северные надбавки».6

Инструментами государственного финансового регулирования являются:

    1. Формирование и использование внебюджетных фондов.

    1. Финансирование целевых программ развития отдельных регионов и муниципальных образований.

    1. Финансовая поддержка нижестоящих бюджетов. Она осуществляется в основном через механизм межбюджетного регулирования в форме дотаций, субвенций, субсидий и бюджетных кредитов.7

Дотация– средства одного бюджета, предоставляемые бюджету другого уровня на выравнивание бюджетной обеспеченности (на покрытие текущих расходов).

Вне зависимости от места проживания каждый человек имеет единый доступ к основным социальным благам и услугам.

Субсидия - средства одного бюджета, предоставляемые бюджету другого уровня на софинансирование наиболее значимых расходов (социальных, инвестиционных, программ реформирования инфраструктуры).

Субвенция - средства одного бюджета, предоставляемые бюджету другого уровня на финансирование отдельных расходных обязательств, обусловленных нормативно-правовыми актами. Целевое финансирование расходных обязательств.

Дотации, субсидии, субвенции являются межбюджетными трансфертами, предоставляемыми на безвозмездной и безвозвратной основах.

Бюджетный кредит предоставляется на условиях срочности, возвратности и платности; устанавливается цель предоставления кредита.8

 

Финансовое регулирование осуществляется в прямой, косвенной и смешанной формах.

Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на объекты регулирования. Например, прямое бюджетное финансирование, выплата пенсий, пособий.

Косвенное финансовое регулирование: воздействие осуществляется опосредованно путем применения норм, нормативов, льгот, санкций в целях формирования и поддержания конкурентной среды, ограничения монополизации рынка.

Например: амортизационная политика, налоговые льготы.

Смешанное финансовое регулирование или перекрестное субсидирование. Эффект от государственной поддержки получает экономический субъект, не являющийся объектом регулирования.

Пример: субсидии, долевое участие государства в финансирование отдельных видов деятельности.9

Среди финансовых методов воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п.) и налоговые. Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

  • Налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);
  • Амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации);
  • Различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные имуниципальные гарантии);
  • С бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

Отдельные методы государственного финансового регулирования могут быть использованы комплексно. Так нередко государственные инвестиции на долевых началах в тот или иной проект могут рассматриваться частными инвесторами как государственные гарантии.

Методы государственного финансового регулирования территориальных пропорций. Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов. Например, отмена налога с продаж с 2003 года значительно сократила собственные расходы отдельных бюджетов.

Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наследство и  налогу на недвижимость, льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.10

Таким образом, в данном пункте я выделила инструменты, формы и методы финансового регулирования экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Ученые экономисты разных «школ» о финансовом регулировании экономики

В истории развития государственного регулирования экономики можно выделить несколько этапов. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности. С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Эту идею либерализма впервые высказал А.Смит. Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Появление социалистической модели развития экономики, в которой государство играет ведущую роль, привело к негативной оценке такой модели в экономической мысли капиталистических стран. Однако классическое разделение капиталистической и социалистической систем по критерию участия государства в регулировании экономики подверглось критическому переосмыслению в первой половине XX века, когда мировой экономический кризис 1930-х гг. вынудил правительства капиталистических стран искать способы решения порожденных кризисом социальных и экономических проблем. Опыт фашистской Италии и нацистской Германии, предусматривавший контроль государственных структур над экономикой через корпорации, а также советская государственно-социалистическая модель управления экономикой, оказались неприемлемы для стран Западной Европы и США, прежде всего по идеологическим причинам. Был использован «третий путь», обозначаемый в литературе как либерально-демократическая модель государственного регулирования.

Рассмотрим пути решения возникавших экономических проблем на примере конкретных стран.

Либерально-демократическая модель финансового регулирования экономики была впервые применена в США в рамках мероприятий «Нового курса», проводившегося администрацией президента Ф.Д. Рузвельта с целью преодоления экономического кризиса 1929-1933 гг. Эта модель, теоретические основания которой восходят к работам британского экономиста Дж. Кейнса, получила название «кейнсианской».

Информация о работе Финансовое регулирование экономики