Финансовое регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - оценить место и роль финансового регулирования экономики в общей системе государственного регулирования.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
• Рассмотреть теоретические аспекты сущности, инструментов, форм и методов финансового регулирования экономики.
• Определить необходимость и роль финансового регулирования в системе государственного регулирования экономики в РФ.
• Охарактеризовать формы и методы финансовой поддержки в РФ.
• Выявить преимущества и недостатки финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 82.04 Кб (Скачать файл)

Налоги  являются важнейшим инструментом регулирования структуры национального продукта и национального дохода. Так, в России доля налогов в ВВП составила  примерно 30%. Государство, формируя налоговыми методами свои доходы, целенаправленно воздействует на экономику, темпы роста и структуру ВВП и национального дохода. Важную роль в решении этих задач играет  политика оптимизации уровня и структуры налогового бремени. Чрезмерно высокое налогообложение тормозит экономический рост, а низкое – не позволяет налогам в полной мере выполнить свое фискальное (доходное) предназначение. Основной акцент в сегодняшней  российской налоговой политике делается на снижение общего уровня налогового бремени в экономике и его реструктуризацию в пользу производящей сферы. С начала 2000-х гг. по настоящее время отменены ряд неэффективных налогов и прогрессивная шкала ставок налога на доходы физических лиц, увеличены по последнему налогу вычеты из налоговой базы социального характера, снижены ставки НДС, налога на прибыль. Такая политика низких налогов направлена на стимулирование эффективного спроса, легализацию доходов хозяйствующих субъектов и физических лиц, высвобождение финансовых ресурсов для инвестирования и активизацию инвестиционной деятельности.

Налоговый механизм может использоваться для ускоренного развития отдельных территорий страны, слаборазвитых, пограничных  и иных регионов путем создания благоприятного налогового режима для находящихся там предприятий. Речь идет  свободных экономических зонах,  территориях свободной торговли, где могут отменяться многие налоги и применяться значительно более низкие налоговые ставки.

Налоговое регулирование затрагивает и социальную политику. Развитие социальной сферы стимулируется через применение налоговых вычетов (скидок) и освобождение расходов, операций и имущества, имеющих отношение к социальной инфраструктуре и экологии, по налогу на прибыль, НДС и налогу на имущество организаций, а также налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и других социальных льгот по личным налогам. Все названные и другие налоговые меры направлены на выравнивание доходов социально не защищенных и  низкооплачиваемых слоев населения, на их социальную поддержку, на регулирование платежеспособного спроса граждан и конечного потребления.

Большое значение в системе финансового регулирования экономики имеют бюджетные формы, методы и инструменты. Они связаны с предоставление бюджетных средств хозяйствующим субъектам отдельных отраслей и видов деятельности в порядке целенаправленной государственной (муниципальной) поддержки с целью обеспечения структурных сдвигов в экономике и реализации  национальных, региональных и муниципальных программ. Бюджетная поддержка осуществляется в виде бюджетных ассигнований, субсидий и субвенций, государственных (муниципальных) инвестиций, заказов, закупок и гарантий.

Бюджетное регулирование тесно связано с экономической политикой государства, с реализацией национальных проектов, федеральных, региональных и местных программ. В последние годы в РФ большое значение уделяется государственной поддержки ускоренного развития таких отраслей, как животноводство, судостроение, авиационная промышленность, космический и оборонный комплекс, намечаются программы развития нанотехнологий и инноваций в области коммуникаций, а также отраслей глубокой переработки природного сырья. Финансовое обеспечение и реализация этих целевых проектов и программ осуществляется на основе долевого участия и партнерства органов власти с частным бизнесом ( создаются соответствующие отраслевые холдинги и  ассоциации. Венчурный фонд, инновационные центры и «инкубаторы», в значительной степени финансируемы из бюджета.14

Важным направлением государственной бюджетной поддержки является содействие развитию науки и техники. Кроме косвенного бюджетного финансирования (налогового льготирования) расходов организаций  на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы осуществляется прямая бюджетная поддержка развития науки и техники в форме целевых субсидий и субвенций , государственный (муниципальных) заказов, бюджетных кредитов, сметного финансирования государственных научно-исследовательских организаций, долевого участия в венчурном финансировании инноваций и др.

В настоящее время в России ведется работа по созданию Венчурного фонда на условиях государственно-частного партнерства. Важнейшим направлением использования средств Венчурного фонда должно стать финансирование научных инновационных проектов (разработка новых наукоемких материалов и  технологий).

Государственное финансовое регулирование развития территорий. Территориальное финансовое регулирование, с одной стороны, является частным случаем государственного финансового регулирования экономики и социальной сферы, а с другой – основано на специфических межбюджетных и налоговых методах. Цель территориального финансового регулирования – выравнивание экономического, финансового и социального потенциала страны. Основы территориального регулирования заложены в действующей системе распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы: федеральными, региональными и местными бюджетами. Система распределения доходов и расходов направлена на создание общих равных для всех территорий финансовых условий для выполнения расходных полномочий без учета  различий их социально- экономических потенциалов. В силу различий уровня социально-экономического развития и налоговых потенциалов территорий и требуется различный объем бюджетных расходов и доходных источников. Кроме того, региональные органы власти и органы местного самоуправления могут наделяться на бессрочной или временной основе дополнительными расходными полномочиями в виде их передачи или делегирования вышестоящим органам власти и нижестоящим органам власти. Это также требует дополнительных доходных источников. В результате средств, которые могут получить территории в порядке общего распределения доходов, оказывается чаще всего недостаточно для должного исполнения расходных полномочий и ускоренного развития отстающих территорий. На решение этих задач направлена система межбюджетного регулирования, т.е перераспределения средств между  бюджетами разных уровней путем ежегодного закрепления за нижестоящими бюджетами долей отчислений от налоговых поступлений вышестоящего бюджета по временным нормативам и ежегодной передачи средств из бюджетов одного уровня в бюджеты другого уровня в виде финансовой помощи.

Таким образом, межбюджетное регулирование обеспечивает сбалансированность доходов территориальных бюджетов с объемом расходных полномочий органов власти субъектов РФ и муниципальных образований, сглаживает различие в социально-экономическом развитии территорий и компенсирует убытки, вызванные решениями вышестоящих органов власти, предполагающими уменьшение доходов или увеличение расходов бюджетов нижестоящих публично-правовых образований.

Финансовая помощь в виде безвозмездных перечислений средств одного бюджета другому получила название межбюджетных трансфертов. Они могут выступать в форме дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных кредитов, которые предоставляются  на возвратной и возмездной основе, а также взаимные расчеты, представляющие собой передачу средств нижестоящему органу в связи  с перераспределение его полномочий  по решению нижестоящего органа.

Межбюджетные трансферты предоставляются из средств  фондов межбюджетного регулирования, специально создаваемых для выравнивания уровня  социально-экономического развития территорий. На федеральном уровне к ним относятся: Федеральный фонд финансовой поддержки регионов (для предоставления дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности), Федеральный фонд компенсаций (для предоставления субвенций на финансирование расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, финансовое обеспечение которых возложено на федеральный бюджет)  и др.

На региональном уровне в составе бюджетов РФ могут быть образованы аналогичные по названию и назначению региональные фонды межбюджетного регулирования для предоставления трансфертов  входящим в их состав муниципальным образованиям.

Государственное финансовое регулирование социально-экономического развития территорий осуществляется не только бюджетными, но и налоговыми методами, что подразумевает создание льготных налоговых режимов  на определенных правительством страны территориях с целью  их ускоренного развития. Это могут быть зоны свободной торговли и предпринимательства, особые экономические зоны и территории, технограды, технопарки и инкубаторы. В современной России свободными экономическими зонами объявлены Калининградская область и Приморский край.15

Таким образом, были рассмотрены формы и методы государственного финансовой поддержки макроэкономических стоимостных пропорций, секторов рынка и отраслевой структуры и развития территорий. Существуют ценовые, налоговые и бюджетные методы финансовой поддержки. Большую роль в ценовом регулировании играют инструменты таможенного регулирования. Особое значение в составе мер государственного финансового регулирования занимает налоговая политика. Налоговое регулирование затрагивает и социальную политику, может использоваться для ускоренного развития отдельных территорий страны, слаборазвитых, пограничных, налоги  являются важнейшим инструментом регулирования структуры национального продукта и национального дохода. Бюджетная поддержка осуществляется в виде бюджетных ассигнований, субсидий и субвенций, государственных (муниципальных) инвестиций, заказов, закупок и гарантий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Преимущества и недостатки финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства

Субъекты малого предпринимательства - юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные в соответствии с условиями, установленными законодательством, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям. 16

Субъектом малого предпринимательства могут стать юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие установленным требованиям. Для того, чтобы организация или индивидуальный предприниматель стали субъектом малого предпринимательства они должны быть внесены в соответствующий реестр.

В соответствии со статьей 17 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе на ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки), предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.17

Несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт России не превышает 12%. Инвестиционная активность малых предприятий также находится на низком уровне. Доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет около 3%, что не отражает их реального инвестиционного потенциала. Основная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития российского малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить целый ряд острейших проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого и среднего бизнеса:

· несовершенство нормативно-правовых основ администрирования малого бизнеса со стороны государства, затруднение доступа субъектов малого предпринимательства к государственному и местному заказу;

· отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов для инвестирования малых предприятий;

· несовершенство системы налогообложения;

· проблемы материально-ресурсного обеспечения малого бизнеса;

· трудность в осуществлении инновационных проектов и программ предпринимателей;

· неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий;

· проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства;

· несовершенство государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

       За последнее десятилетие в России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Учитывая современные условия и проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Основным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

Возможно несколько организационных форм предпринимательства в зависимости от желания, возможностей, личностных качеств, семейных обстоятельств, профессии, места жительства и других факторов. Имеющиеся учебные мастерские при учебных центрах службы занятости являются одним из каналов, содействующих предпринимательству, где, во-первых, отрабатываются профессиональные навыки, во-вторых, обеспечивается временное трудоустройство, в-третьих, приобретаются не только профессиональные, но и организационные навыки по созданию подобной мастерской, например, в районном центре. На базе районных центров занятости могут быть созданы подобные мастерские, где помещение и оборудование могут быть предоставлены на льготных условиях районным центром занятости. Фонд содействия занятости совместно с районными центрами может оказывать финансовую поддержку, информационную и консультативную помощь. Правовая форма может быть различной, учредителем такой мастерской может быть районный центр занятости либо коллектив людей, которые решили создать такую мастерскую. Парикмахерская, вязальная мастерская, мастерская по изготовлению и ремонту меховых изделий, мастерская по изготовлению изделий из лозы - вот лишь несколько возможных сфер деятельности таких организаций. Фонд может оказывать содействие на тех условиях, которые уже были описаны, людям, решившим самостоятельно создать небольшую фирму, объединяющую людей, имеющих профессии по различным специальностям. Кроме первоначальной финансовой и информационной поддержки, фонд может оказывать организационную помощь.

Информация о работе Финансовое регулирование экономики