Финансовое регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - оценить место и роль финансового регулирования экономики в общей системе государственного регулирования.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
• Рассмотреть теоретические аспекты сущности, инструментов, форм и методов финансового регулирования экономики.
• Определить необходимость и роль финансового регулирования в системе государственного регулирования экономики в РФ.
• Охарактеризовать формы и методы финансовой поддержки в РФ.
• Выявить преимущества и недостатки финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 82.04 Кб (Скачать файл)

Главную причину кризиса Рузвельт усматривал в противоречии между общественным характером производства и частным способом присвоения. Он указывал, что быстрый рост производительности труда и товарной продукции, наблюдавшийся в Америке 20-х гг., не подкреплялся радикальным налогообложением корпораций и перераспределением стремительно возраставших прибылей в пользу большинства общества. Производительные мощности нации беспрерывно увеличивались, а ее потребительские возможности в силу эгоизма и всевластия монополий оставались неизменными. В таких условиях перепроизводство и безработица, экономический крах стали неизбежными. Главный реформаторский лозунг Рузвельта сводился к следующему: основные усилия правительства должны быть направлены на радикальное преобразование сферы распределения, утверждение распределительной справедливости.

Финансовое регулирование получило название «политики спроса». Какие преобразования были сделаны? Созданию «экономики спроса» способствовал закон о справедливых условиях труда 1938 г., который устанавливал нижний предел для рабочих тех отраслей, которые попадали под федеральную юрисдикцию. Покупательную способность нижнего и среднего класса расширяли законы 1935 г. о социальном страховании по старости и безработице. Одним из главных источников расширения покупательной способности нижних социальных слоев и одновременно механизмом перераспределения национального дохода между различными классами с 1930-х гг. становится государственный бюджет. Основная тяжесть его формирования возлагалась на верхний класс. Государственные налоги на крупные состояния в период Нового курса были увеличены более чем в 3 раза, а налог на сверхдоходы достиг рекордной отметки 75%.Не менее впечатляющим оказалось вмешательство правительства Рузвельта в производственную сферу и финансово-кредитные отношения. В 1933 г. был одобрен закон о восстановлении промышленности, по которому предприятия под эгидой и контролем со стороны государства принимали кодексы «честной конкуренции» - своеобразные нормативы, определявшие объемы сырья и производимой продукции, цены на товары и размер заработной платы, которые бы предотвращали дальнейшие остановки производства и позволяли рабочим поддерживать сносное существование. В стране на два года приостанавливалось антимонополистическое законодательство 1890 г., предписывалось картелирование по отдельным отраслям промышленности с целью гашения рыночной стихии. Всего кодексами «честной конкуренции» оказалось охвачено 99% национальной промышленности. Также в 1933 г. был принят закон по регулированию аграрного сектора, направленный на ограничение товарных излишком путем сокращения посевных площадей и поголовья скота за государственную компенсацию. В денежно-финансовой сфере расширялись полномочия Федеральной резервной системы, созданной еще в 1913 г., вводилось страхование частных вкладов размером до 5000 долларов, создавалась комиссия по торговле акциями, взявшая под контроль фондовые биржи, осуществлялось рефинансирование долгов, провозглашались отказ от золотого стандарта и девальвация доллара.

Глубина и объем государственного регулирования производства, финансов и распределения означали радикальную перестройку капиталистической системы США. Рузвельтовская модель и ее составные части сохранялись, но не в равной степени, на протяжении всей последующей американской истории.

В качестве следующего опыта по финансовому регулированию можно рассмотреть концепцию «экономики предложения», также проводимой в США, но после второй мировой войны. Эта концепция заключалась в регулировании цен и заработной платы. Самая известная и широкомасштабная попытка государственного регулирования цен и заработной платы была предпринята правительством Р. Никсона в 1971-1974 гг. Целью прямого государственного контроля над ценами и заработной платой было ограничение инфляции на уровне не более 2,5% в год. Однако никсоновская «новая экономическая политика» провалилась: в 1973 г. инфляция повысилась до 8,2%, а в 1974 г. почти до 12%, достигнув самого высокого уровня со времени окончания Второй мировой войны. После этого правительство США к попыткам прямого регулирования цен и заработной платы не обращалось. После реформ Рузвельта постоянно расширялось государственное регулирование финансовой сферы. Принципиальное значение для ее развития имела деятельность в 1950-х гг. республиканского правительства Д. Эйзенхауэра. Поначалу Эйзенхауэр отменил многие меры государственного экономического контроля и даже ликвидировал Реконструктивную финансовую корпорацию. Но уже кризис 1953-1954 гг. вынудил еще более активно пустить в ход все три основных элемента банковской политики: понижение обязательного уровня резервов в банках Федеральной резервной системы с целью поощрению выхода денежных средств на рынок, сокращение учетной ставки для облегчения доступа к кредиту, наконец, открытые рыночные операции с выбрасыванием правительством на рынок своих валютных запасов. Кроме того, Эйзенхауэр применил в качестве антикризисной меры сокращение налогов на корпорации и личные доходы. Все эти меры и в последующем занимали прочное место в ряду государственных мер по предотвращению кризиса и стимулированию экономического роста.

На практике концепцию «экономики предложения» воплощал президент Р. Рейган (1981-1989). Существенное снижение его администрацией налогов на бизнес способствовало его оживлению, созданию миллионов рабочих мест, смягчению безработицы. Улучшились показатели американской промышленности на мировом рынке. Следуя монетаристской концепции, его правительство существенно сократило «впрыскивание» денег в обращение, что имело непосредственное отношение к резкому снижению инфляции (с 18% до 3,5-4%).11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава II. Финансовое регулирование экономики в РФ

2.1 Необходимость  и роль финансового регулирования  в системе государственного регулирования экономики в РФ

В последнее время в науке финансового права принято говорить о финансовом регулировании как об институте финансового права, относящегося к общей части финансового права. Вместе с тем отмечается специфика проведения финансового регулирования в сфере бюджета, налоговых отношений, страхования, кредитования, а также валютное регулирование. Думается, несмотря на многообразие видов финансового регулирования, необходимо говорить об общих принципах, целях, задачах его осуществления, характерных для всех сфер финансовой деятельности и для всех органов, его осуществляющих. Учитывая всепроникающий характер финансового регулирования, его возрастающую роль в условиях формирования рынка как важнейшей функции финансов, представляется возможным говорить об особой роли финансового регулирования и, в первую очередь, государственного финансового регулирования на каждом этапе осуществления финансовой деятельности.

Финансовое регулирование включает в себя: регулирование за исполнением федерального бюджета; бюджетов субъектов Российской Федерации; бюджетов внебюджетных фондов; регулированием за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов.

Объект  финансового  регулирования  не  ограничивается   проверкой  только денежных средств.  В конечном итоге он означает регулирование над использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.12

Конкретные формы и методы финансового контроля позволяют обеспечить интересы и права  как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов  финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Государственное финансовое регулирование предназначено для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за  финансовой  деятельностью  государственных  предприятий  и учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовое регулирование со стороны государства, негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных   обязательств   перед   государством,   включая   налоги   и   другие   платежи, соблюдение   законности   и   целесообразности   при   расходовании   выделенных   или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

 Финансовое регулирование  за деятельностью предприятий  включает также контроль со  стороны кредитных организаций, акционеров и внутренний контроль.

Финансовое регулирование присуще всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансовых правовых институтах.

Значение финансового регулирования выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Взаимоотношения государства в области финансовых отношений с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами определяется, прежде всего, через налоговую систему, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, систему государственной поддержки, систему пенсионного обеспечения, механизм регулирования доходов рабочего населения т.д. Другими словами, эти взаимоотношения перераспределения национального дохода носят опосредованный (косвенный) характер.

Непосредственное государственное управление финансами осуществляется лишь в отношении государственных финансов. В России, как и во всех экономически развитых странах, управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утверждению государственного бюджета и отчету о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов, утверждению предельного размера государственного долга.

Управление государственными финансами имеет целью обеспечение:

  • Относительного баланса экономических интересов государства, юридических и физических лиц;
  • Бездефицитного государственного бюджета;
  • Устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.13

 

В первом пункте второй главы я выяснила роль и необходимость финансового регулирования в системе государственного регулирования экономики страны.

2.2 Характеристика  форм и методов финансовой  поддержки  в РФ

Виды, формы и методы государственного финансового регулирования различаются по укрупненным регулируемым объектам.

  1. Государственное финансовое регулирование макроэкономических стоимостных пропорций, секторов рынка и отраслевой структуры.
  2. Государственное финансовое регулирование развития территорий.

Среди методов финансового регулирования макроэкономических стоимостных пропорций, секторов рынка и отраслевой структуры в РФ можно выделить ценовые, налоговые и бюджетные методы финансовой поддержки.

Ценовые методы финансового регулирования также направлены на обеспечение определенных стоимостных и отраслевых пропорций, на сдерживание инфляции и падения реальных доходов и населения путем установления абсолютных предельных размеров и предельных значений роста цен и тарифов, нормирования затрат и контроля цен на социально значимые товары и продукцию естественных монополий (электроэнергию, газ, жилищно-коммунальные услуги, пассажирские перевозки и др.) Кроме того, регулирование цен осуществляется налоговыми методами.

Не маловажную роль в ценовом регулировании играют инструменты таможенного регулирования, хотя по последнее выполняет также функции защиты рынка отечественных товаропроизводителей. Таможенные пошлины и налоги, взимаемые при перемещении товаров через таможенную границу могут составлять значительную долю продажной цены и этих товаров, поэтому их влияние на уровень продажных цен, структуру спроса и предложения товаров на рынке, а значит и на структуру производства и потребления огромно.

Рассмотренные выше виды и методы финансового регулирования имеют отношения в той или иной степени к антикризисному регулированию и реструктуризации экономики, однако в этой области государственного вмешательства можно выделить и специальные методы. Наиболее значимыми из них можно назвать формирование и использование золотовалютных резервов страны, управляемых ее центральным банком, национальных, стабилизационных и других резервных и инвестиционных фондов (в России – это Резервный фонд, Фонд национального благосостояния, Инвестиционный фонд РФ, Венчурный фонд), бюджетное финансирование национальных программ и другую государственную поддержку опережающего развития отдельных отраслей (национальные проекты, федеральная адресная инвестиционная программа, ведомственные целевые программы)

Особое значение в составе мер государственного финансового регулирования занимает налоговая политика. С помощью налоговых методов сдерживаются или стимулируются спрос и предложение, накопление и  потребление, инвестиции и сбережения. Налоговые методы носят универсальный характер, т.е. как применяются в сочетании с другими  видами и методами государственного финансового регулирования, так и имеются самостоятельное значение при вмешательстве государства в воспроизводственный процесс на макро- и микроуровне. Влияние налогов на процесс воспроизводства осуществляется в ходе налогового регулирования , которое представляется собой совокупность налоговых методов и мер, основанную на регулирующем потенциале налоговой системы и элементов налогообложения и направленную на воздействие на экономику в целом и ее сегменты, а также на экономическую мотивацию налогоплательщиков.

Информация о работе Финансовое регулирование экономики