Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 15:03, курсовая работа
Цель данной работы - оценить место и роль финансового регулирования экономики в общей системе государственного регулирования.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
• Рассмотреть теоретические аспекты сущности, инструментов, форм и методов финансового регулирования экономики.
• Определить необходимость и роль финансового регулирования в системе государственного регулирования экономики в РФ.
• Охарактеризовать формы и методы финансовой поддержки в РФ.
• Выявить преимущества и недостатки финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства.
Целевая программа по своей сущности должна являться адресным документом, в котором должны быть сбалансированы используемые ресурсы, по исполнителям и срокам завершения. Таким образом, в целевой программе интегрируется полный комплекс научно-исследовательских, социальных, экономических, организационно-хозяйственных, производственно-технических и других мероприятий, направленных на решение одной или нескольких народнохозяйственных задач.
Региональные программы поддержки малого бизнеса, несмотря на наличие серьезных финансовых, организационных и правовых проблем, реализуются в настоящее время почти во всех субъектах РФ и разрабатываются на достаточно длительную перспективу. Есть основания полагать, что в ближайшее время эти программы сохранят и усилят свои позиции в экономической политике регионов по отношению к малому бизнесу. Вместе с тем, пока действующие региональные программы поддержки малого бизнеса не обеспечивают ощутимых результатов для его развития и реального позитивного влияния на экономику субъектов РФ в целом. В этих условиях крайне важно уточнить правовой статус этих программ (региональные законы о государственных целевых программах); сформулировать единые требования к их разработке, обеспечить взаимосвязь с общей программой (стратегией) социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочную перспективу.
Необходимо дальнейшее совершенствование методологии разработки названных программ с целью осуществления их не как символических и достаточно обособленных от общей экономической стратегии региона мероприятий, а как программ, «весовых» по формулируемым целям и задачам, разносторонних по содержанию, а также достаточно результативных по своим важнейшим экономическим и социальным показателям. Первоочередной задачей является переход от программ поддержки малого бизнеса к программам его устойчивого, долговременного развития. Механизмы таких «программ развития» должны быть интегрированы в систему управления региональным народнохозяйственным комплексом и подчинены его приоритетам. В первую очередь, это должно реализовываться через взаимное согласование программ и иных мер, ориентированных на поддержку малого бизнеса, с общей стратегией и конкретной программой социально-экономического развития региона на среднесрочную перспективу. Региональная целевая программа поддержки малого предпринимательства должна представлять собой разносторонне мотивированный и четко целеориентированный комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, производственных, информационных и иных мероприятий, взаимоувязанных по ресурсному обеспечению, по исполнителям и срокам, обеспечивающим эффективное использование потенциала малого предпринимательства в решении проблем социально-экономического развития субъекта РФ.
В этой связи построение эффективно действующей системы государственной поддержки малого предпринимательства и реализация ее задач методами программно-целевого управления невозможно вне четкого представления о воспроизводственных функциях малого бизнеса (экономических, социальных, фискальных и пр.) и их особенностях в рамках экономики конкретного региона и конкретного этапа ее развития. Таким образом, при разработке рассматриваемых региональных программ важно отталкиваться от воспроизводственных функций малого предпринимательства (формирование рабочих мест и доходов; насыщение и демонополизация рынков; пополнение бюджетов всех уровней; утверждение среднего класса и пр.), характеризующих его наиболее значимые функции в экономике данного субъекта РФ и, следовательно, специфику целей и задач политики его поддержки на региональном уровне.18
В стратегию развития России до 2020 года заложены красивые цели в отношении малого бизнеса, предполагающие удвоение его доли в ВВП и утроение доли работающих в нем граждан. Своеобразным кривым зеркалом этих показателей стало снижение в 3,5 раза финансирования федеральной программы поддержки малого бизнеса, предложенное правительством. Резкое сокращение финансовой поддержки наряду с острым дефицитом квалифицированных кадров может существенно осложнить жизнь малых предпринимателей, которые только начали выходить из кризиса.
Между тем, популярность программы у предпринимателей растет, за счет ее реализации увеличивается количество малых и средних предпринимателей. Сокращение программы может повлиять на темпы развития малого и среднего бизнеса самым отрицательным образом.
Сегодня, по мнению экспертов, необходимо, наоборот, наращивать объемы бюджетной поддержки малых и средних предпринимателей. Ведь в стратегии-2020 поставлена задача за десять лет в два раза увеличить долю малого бизнеса в ВВП (с 20 до 40%). При этом более чем в три раза должна возрасти доля занятых в сфере малого предпринимательства - с 22 до 70%.
Сокращение финансирования федеральной программы поддержки малого бизнеса происходит на фоне слабой доступности кредитных ресурсов, которая, как показывает исследование - одна из самых острых проблем малого и среднего предпринимательства. Особую тревогу предпринимательского сообщества вызывает тот факт, что доступность кредитных ресурсов значительно снижается по мере увеличения сроков займа.
Получение краткосрочного кредита практически невозможно для 14% малых предпринимателей, а 29% указывают на большие трудности, связанные с его предоставлением. При увеличении срока кредитования до трех лет доля малых бизнесменов, отрезанных от кредитных ресурсов, возрастает до 17%, а трети предпринимателей приходится преодолевать сложности при получении займа. Предоставление же долгосрочных кредитов для большинства малых компаний - несбыточная мечта.
Еще одна головная боль малых предпринимателей - хроническая нехватка подготовленных кадров. Рынок труда не способен удовлетворить потребности малых и средних компаний ни в квалифицированных инженерах и технических специалистах, ни в квалифицированных рабочих.
Острой является проблема поиска квалифицированных рабочих, которая возникла в результате разрушения системы среднего профессионального образования. Для 20% малых компаний этот вопрос зачастую остается нерешенным, а 42% малых предпринимателей сталкиваются с трудностями при подборе профессионально подготовленных рабочих.
На этом мрачном фоне проблемы поиска сотрудников в непроизводственные подразделения (бухгалтерию, юридические отделы и проч.) кажутся менее жгучими. Тем не менее, на две компании, не испытывающие трудностей с подбором кадров во вспомогательные подразделения (60%), приходится одно предприятие, которому найти подходящих сотрудников сложно или невозможно (29%).
По-прежнему высокой остается доля взяток в составе затрат малых предприятий - 5%. Причем в действительности этот показатель намного выше, поскольку большинство предпринимателей (44,9%) отказались в ходе опроса отвечать на данный вопрос.
Более того, многие бизнесмены воспринимают коррупцию как неизбежную данность, а взятки давно стали обычными статьями издержек малых компаний.19
Таким образом, в этом пункте отражена сущность субъектов малого предпринимательства и показала преимущества и проблемы малого предпринимательства в РФ.
1 Климович В. П. //Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. // В.П. Климович. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М. // 2008 г. – С. 324.
2 Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2007. С. 114-115.
3 Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2007. С. 115
4 Козельский, В. Н. Регулятивные механизмы общественных финансов / Виктор Козельский // Власть. - 2011. - N 6. - С. 89-92
5 Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. — М: Юрайт-М, 2004. С. 90.
6 Дудко С. В. Регионы - доноры и реципиенты: состояние и проблемы оценки на муниципальном уровне / Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика». №2 (10). - Ставрополь, 2003. – С. 80
7 Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. — М: Юрайт-М, 2004. С. 90.
8 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 495 с. — (Библиотека словарей "ИНФРА-М").
9 Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2007. С. 116
10 Финансы: Учебник под ред. С. В. Барулина. – М.: КНОРУС, 2010. – С. 113-125.
11 Финансы: Учебник под ред. Поляка Г.Б. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2008. — С. 543-546.
12 Самаруха В.И. О роли государства в регулировании экономических процессов // Известия Иркутской гос. Экон. Акад. – 2007 - №3. – С. 54-57.
13 Финансы: Учебник / под ред. В. В. Ковалева. – М.: ТКВелби, изд-во Проспект, 2007. – С. 210-213.
15 Финансы: Учебник под ред. С. В. Барулина. – М.: КНОРУС, 2010. – С. 109-128.
16 Учебник: Финансы организаций (предприятий) / Под ред. Н.В.Колчиной - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г. – С.156.