Финансовый контроль в системе управления финансами
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 10:14, курсовая работа
Краткое описание
финансовый контроль является объективно необходимым слагаемым хозяйственного механизма при любом способе производства. На микроэкономическом уровне, т. е. уровне управления экономической единицей (в данном случае — организацией), имеет место как внешний финансовый контроль, осуществляемый внешними по отношению к организации субъектами управления (органы государства, аудиторские организации, контрагенты по финансово-хозяйственным договорам, кредиторы и т. д.), так и внутренний финансовый контроль, осуществляемый субъектами самой организации (главным образом подразделением внутреннего аудита). Внешний и внутренний финансовый контроль в своей совокупности образуют систему финансового контроля хозяйствующих субъектов (здесь — коммерческих организаций).
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….3 1. Содержание и задачи финансового контроля…………………………….....…5 2. Виды и методы финансового контроля………………………………....10 3. Пути совершенствования финансового контроля Р Ф……………….…..24 Заключение……………………………………………………………………...……41 Список использованных источников………………………………………..…….43
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Содержание и задачи финансового контроля…………………………….....…5
2. Виды и методы финансового контроля………………………………....10
3. Пути совершенствования финансового
контроля Р Ф……………….…..24
Заключение……………………………………………………………………...……41
Список использованных источников………………………………………..…….43
ВВЕДЕНИЕ
Успешное реформирование экономики предполагает
учет теории и практики в отношении основных
функций системы государственного управления
на всех его уровнях. Например, одна из
основных функций государственного управления
— создание и поддержание эффективной
финансовой системы и, соответственно,
адекватной системы финансового контроля.
Финансовый контроль — особая
функция финансов, целью которой является
вскрытие отклонений от принятых стандартов
законности и эффективности управления
финансовыми ресурсами, а при наличии
таких отклонений — своевременное принятие
соответствующих корректирующих и превентивных
мер. Обладая стоимостным характером,
он, в отличие от других видов контроля,
имеет место во всех сферах общественного
воспроизводства и сопровождает весь
процесс движения денежных фондов. Поэтому
можно утверждать, что финансовый контроль
является объективно необходимым слагаемым
хозяйственного механизма при любом способе
производства. На микроэкономическом
уровне, т. е. уровне управления экономической
единицей (в данном случае — организацией),
имеет место как внешний финансовый контроль,
осуществляемый внешними по отношению
к организации субъектами управления
(органы государства, аудиторские организации,
контрагенты по финансово-хозяйственным
договорам, кредиторы и т. д.), так и внутренний
финансовый контроль, осуществляемый
субъектами самой организации (главным
образом подразделением внутреннего аудита).
Внешний и внутренний финансовый контроль
в своей совокупности образуют систему
финансового контроля хозяйствующих субъектов
(здесь — коммерческих организаций). Систему
финансового контроля организаций правомерно
подразделить на следующие элементы или
структурные уровни:
государственный контроль;
аудиторский контроль (его часто называют также независимым контролем);
внутренний контроль (т. е. контроль, организованный на уровне непосредственно экономических единиц);
общественный контроль (т. е. контроль со стороны контрагентов по финансово-хозяйственным договорам, кредиторов, инвесторов и т.д.).
Трудно не согласиться с тем,
что любые государственные программы
реформирования и развития экономики
для их успешной реализации прежде всего
должны предусматривать адекватную систему
финансового контроля, так как примеров
нецелевого использования и невозврата
государственных средств, а также неэффективного
управления на предприятиях — множество,
а системы внутреннего контроля оставляют
желать лучшего. Более того, можно утверждать,
что в стране отсутствует эффективная
система финансового контроля — нет четкой
и полной нормативно-правовой базы, структура
органов финансового контроля допускает
размытость функций, дублирование и параллелизм
в их деятельности, отсутствует надежная
правовая, материально-техническая и социальная
база.
Естественно, фактическое отсутствие
контроля, и прежде всего ведомственного,
— первая причина как ошибок, так и злоупотреблений
в финансовой сфере управления отраслью.
Еще на стадии планирования реформ необходимо
было разработать адекватную концепцию
финансового контроля. К сожалению, на
настоящий момент такая концепция отсутствует.[12]
1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ
ФИНАНСОВГО КОНТРОЛЯ
Государственный финансовый
контроль представляет собой один из видов
государственного контроля и осуществляется
на всех стадиях финансовой деятельности,
то есть в процессе образования, распределения
(перераспределения) и использования фондов
денежных средств. Он направлен на проверку
соблюдения финансового законодательства
и целесообразности деятельности всех
государственных и муниципальных органов
власти.
В рыночных условиях
происходит не упрощение, а усложнение
финансовой деятельности, как следствие
- усложнение и финансового контроля, который
объективно присущ рыночной экономике.
Усложнение связано с тем, что осуществление
государством финансовой деятельности
охватывает и деятельность негосударственных
коммерческих организаций, предприятий
различных форм собственности, иностранных
инвесторов и тд. Следовательно, финансовый
контроль охватывает не только финансовую
деятельность государственных, муниципальных,
но и иных организаций, физических лиц,
граждан-предпринимателей в целях поддержания
законности и правопорядка в сфере финансов.
Следовательно, финансовый
контроль можно определить как контроль
за законностью действий в процессе собирания,
распределения и использования денежных
фондов государства и муниципальных образований
в целях осуществления эффективной финансовой
политики в обществе для обеспечения прав
и свобод граждан.[1]
Достижение поставленных
целей требует реализации определенных
задач (направлений), которые можно свести
к следующему: а) проведение проверки выполнения
финансовых обязательств перед государством
и муниципальными органами всеми субъектами
финансовых правоотношений; б) проверка
правильности использования государственными
и муниципальными учреждениями, организациями
и предприятиями находящихся в их хозяйственном
ведении или оперативном управлении денежных
средств (бюджетных средств, банковских
ссуд и т.д.) проверка соблюдения правил
совершения различных финансовых операций,
расчетов, хранения денежных средств названными
ранее субъектами; г) выявление внутренних
резервов производства, более экономного
и эффективного расходования материальных
и денежных ресурсов; д) превентивная задача,
состоящая в предупреждении и предотвращении
возможных нарушений финансового законодательства
и финансовой дисциплины; е) проверка законности
в деятельности государственных и муниципальных
органов, участвующих в финансовой деятельности.
Результатом реализации
названных задач является достижение
правопорядка в процессе осуществления
финансовой деятельности. Финансовый
контроль обеспечивает, таким образом,
обратную связь, что является необходимым
условием принятия правильных управленческих
решений. Правильно поставленный финансовый
контроль способствует избежанию ошибок.
Объектом финансового
контроля выступают не только денежные
средства, но и материальные трудовые
и иные ресурсы.
Как отмечалось ранее,
формирование рынка на современном этапе
коренным образом сказалось и на финансовой
деятельности, и на проведении финансового
контроля в процессе ее осуществления.
Изменились цели, задачи финансового контроля,
его содержание и сфера применения. И как
следствие, в последние годы были упразднены
органы народного, партийного контроля
и сформированы новые контрольные органы,
что позволяет говорить об изменении субъектного
состава финансового контроля.[3]
Осуществление финансового
контроля как важнейшей функции государства
регламентируется нормами финансового
права, совокупность которых образует
самостоятельную подотрасль финансового
права. Существуют различные мнения относительно
ее расположения в системе финансового
права.
Традиционно финансовый
контроль определяется как институт финансового
права, который относят или к общей1, или к особенной
части финансового права. Ряд ученых полагает,
что поскольку финансовый контроль реально
осуществляется в конкретных направлениях
финансовой деятельности, следует говорить
лишь о специфических его видах, осуществляемых
различными органами в сфере, например,
налогообложения, бюджета, кредитования,
страхования и т.д.
В последнее время
в науке финансового права принято говорить
о финансовом контроле как институт финансового
права, относящемся к общей части финансового
права. Вместе с тем отмечается специфика
проведения финансового контроля в сфере
бюджета, налоговых отношений, страхования,
кредитования, а также валютный контроль3.Думается,
несмотря на многообразие видов финансового
контроля, необходимо говорить об общих
принципах, целях, задачах его осуществления,
характерных для всех сфер финансовой
деятельности и для всех органов, его осуществляющих.
Учитывая всепроникающий характер финансового
контроля, его возрастающую роль в условиях
формирования рынка как важнейшей функции
финансов, представляется возможным говорить
об особой роли финансового контроля и,
в первую очередь, государственного финансового
контроля на каждом этапе осуществления
финансовой деятельности.[4]
Важностью складывающихся
при этом общественных отношений и необходимостью
их урегулирования правом обусловлено
выделение названных финансово-правовых
норм в подотрасль финансового права.
В этой связи представляется возможным
говорить об особенностях данной подотрасли,
заключающихся в том, что это - единственная
подотрасль финансового права, имеющая
сложную структуру, поскольку состоит,
в свою очередь, из финансово-правовых
норм, включенных как в общую, так и в особенную
его части. К общей части финансового права
можно отнести финансово-правовые нормы,
регулирующие организацию и порядок проведения,
общие цели, задачи и принципы осуществления
финансового контроля, характеристику
его форм и методов.
Финансово-правовые
нормы, регламентирующие проведение финансового
контроля в различных сферах финансовой
деятельности и вследствие этого обладающие
специфическими целями, задачами, содержанием,
выраженными в специальных нормативных
актах (Налоговый кодекс РФ, Бюджетный
кодекс РФ, банковское, страховое, валютное
законодательство), а также нормы, определяющие
правовой статус контрольных органов
в конкретной области финансовой деятельности,
включаются в соответствующие институты
финансового права.[5]
Таким образом, структура
подотрасли финансового права финансового
контроля имеет сложный характер. Нормы,
его образующие, носят всеобъемлющий,
всепроникающий характер и содержатся
как в общей, так и в особенной части финансового
права. Названные нормы могут различаться
по следующим основаниям: 1) по целям и
задачам осуществления финансового контроля
в конкретной сфере финансовой деятельности;
2) по объектам (содержанию или направлениям
его осуществления); 3) по формам и методам;
4) по органам, на которые возложено его
проведение (при этом необходимо учитывать
их правовой статус и полномочия).
Финансовый контроль
включает в себя: контроль за исполнением
федерального бюджета; бюджетов субъектов
Российской Федерации; бюджетов внебюджетных
фондов; контроль за состоянием внешнего
и внутреннего долга; государственных
резервов.[2]
Объект финансового
контроля не ограничивается проверкой
только денежных средств. В конечном итоге
он означает контроль за использованием
материальных, трудовых, природных и других
ресурсов страны, поскольку в современных
условиях процесс производства и распределения
опосредствуется денежными отношениями.
Конкретные формы и
методы финансового контроля позволяют
обеспечить интересы и права как государства
и его учреждений, так и всех других экономических
субъектов у финансовые нарушения влекут
санкции и штрафы.
Государственный финансовый
контроль предназначен для реализации
финансовой политики государства, создания
условий для финансовой стабилизации.
Это, прежде всего разработка, утверждение
и исполнение бюджетов всех уровней и
внебюджетных фондов, а также контроль
за финансовой деятельностью государственных
предприятий и учреждений, государственных
банков и корпораций. Финансовый контроль
со стороны государства, негосударственной
сферы экономики затрагивает лишь сферу
выполнения денежных обязательств перед
государством, включая налоги и другие
платежи, соблюдение законности и целесообразности
при расходовании выделенных или бюджетных
субсидий и кредитов, а также соблюдение
установленных правительством правил
организации денежных расчетов, ведения
учета и отчетности.
Финансовый контроль
за деятельностью предприятий включает
также контроль со стороны кредитных организаций,
акционеров и внутренний контроль.
Финансовый контроль
присущ всем финансово-правовым институтам.
Поэтому помимо общих финансово-правовых
норм, регулирующих организацию и порядок
проведения финансового контроля в целом,
имеются нормы, предусматривающие его
специфику в отдельных финансовых правовых
институтах.