Финансовый контроль в системе управления финансами
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 10:14, курсовая работа
Краткое описание
финансовый контроль является объективно необходимым слагаемым хозяйственного механизма при любом способе производства. На микроэкономическом уровне, т. е. уровне управления экономической единицей (в данном случае — организацией), имеет место как внешний финансовый контроль, осуществляемый внешними по отношению к организации субъектами управления (органы государства, аудиторские организации, контрагенты по финансово-хозяйственным договорам, кредиторы и т. д.), так и внутренний финансовый контроль, осуществляемый субъектами самой организации (главным образом подразделением внутреннего аудита). Внешний и внутренний финансовый контроль в своей совокупности образуют систему финансового контроля хозяйствующих субъектов (здесь — коммерческих организаций).
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….3 1. Содержание и задачи финансового контроля…………………………….....…5 2. Виды и методы финансового контроля………………………………....10 3. Пути совершенствования финансового контроля Р Ф……………….…..24 Заключение……………………………………………………………………...……41 Список использованных источников………………………………………..…….43
Новые формы приобрел
общественный финансовый контроль.
Разгосударствление
банковской системы и появление коммерческих
банков и других кредитных организаций
вызвали к жизни новые методы финансового
контроля как со стороны коммерческих
банков за финансовым состоянием предприятий
– клиентов и за деятельностью самих коммерческих
банков со стороны Центрального Банка
России, так и за деятельностью самого
Центрального Банка России со стороны
законодательных органов.
Принцип разделения
властей, закрепленный в Конституции РФ
и конституциях (уставах) субъектов Федерации,
предусматривает контроль финансовой
деятельности органов исполнительной
власти со стороны Президента и органов
представительной власти. Такой контроль
осуществляется, прежде всего, при рассмотрении
и утверждении проектов федерального
и нижестоящих бюджетов, государственных
и местных внебюджетных фондов, а также
при утверждении отчетов об их исполнении.
Для осуществления
финансового контроля со стороны органов
представительной власти были созданы
соответствующие структуры: комитеты
и комиссии Совета Федерации и Государственной
Думы, Счетная палата РФ, контрольно-счетные
палаты субъектов РФ.
Начало такому контролю
было положено создание Контрольно-бюджетного
комитета при Верховном Совете РФ как
органа, не зависимого в своих действиях
ни от Правительства РФ, ни от администрации
Президента РФ. В настоящее время основная
часть его функций передана Комитету Государственной
Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам,
соответствующие подкомитеты которого
проводят экспертно-аналитические работы
по всем финансовым вопросам. Так, подкомитет
по бюджету дает заключение по проекту
федерального бюджета.
Другие подкомитеты
занимаются оценкой законодательных предложений
соответственно по вопросам налогообложения,
банковской и финансовой деятельности.
Особое место в системе
финансового контроля со стороны органов
представительной власти принадлежит
Счетной палат РФ, деятельность которой
определяется Федеральным законом РФ
от 11 января 1995 г.[9] Это не зависимый от
Правительства РФ постоянно действующий
орган государственного финансового контроля,
наделенный широкими полномочиями и подотчетный
Федеральному Собранию РФ.
Контролю подлежат
все юридические лица— государственные
органы и учреждения, включая государственные
внебюджетные фонды и Центральный Банк
России, органы местного самоуправления,
коммерческие банки, страховые фирмы,
а также другие коммерческие фирмы и негосударственные
коммерческие организации— в части, связанной
с получением, перечислением или использованием
ими средств федерального бюджета и внебюджетных
фондов, использованием федеральной собственности,
а также наличием у них налоговых, таможенных
и иных льгот, предоставленных федеральными
органами. Перед Счетной палатой РФ поставлены
следующие задачи:
- организация контроля
исполнения федерального бюджета и внебюджетных
фондов;
-подготовка предложений
по устранению обнаруженных нарушений
и упорядочению бюджетного процесса;
- оценка эффективности
и целесообразности расходования государственных
средств, в том числе предоставленных
на возвратной основе, и использования
федеральной собственности;
- определение обоснованности
доходных и расходных статей проектов
федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов;
- проведение финансовой
экспертизы, т. е. оценки финансовых последствий
принятия федеральных законов для бюджета;
- контроль поступления
и движения бюджетных средств на счетах
банков;
- регулярное представление
Совету Федерации и Государственной Думе
информации о ходе исполнения федерального
бюджета; контроль поступления в федеральный
бюджет денежных средств от приватизации
государственной собственности, продажи
и управления ею.
Счетная палата обязана
также контролировать состояние государственного
внутреннего и внешнего долга РФ, а также
деятельность Центрального банка России
по обслуживанию государственного долга,
эффективность использования иностранных
кредитов и займов, получаемых Правительством
РФ, а также предоставление Россией финансовых
и материальных ресурсов в форме займов
и на безвозмездной основе иностранным
государствам и международным организациям.
Основные методы контроля,
проводимого Счетной палатой, — тематические
проверки и ревизии. Для принятия мер по
устранению выявленных нарушений, возмещению
причиненного государству ущерба и привлечению
к ответственности, в том числе к уголовной,
должностных лиц, виновных в нарушении
законодательства и бесхозяйственности,
Счетная палата направляет представление
руководителю проверяемого предприятия,
учреждения или организации, которое должно
быть рассмотрено в указанный в нем срок.
При выявлении фактов грубых нарушений
законности и финансовой дисциплины, наносящих
государству прямой ущерб, или при несоблюдении
порядка и сроков рассмотрения представлений
Счетной палаты она имеет право давать
предписания, обязательные для исполнения.
В случае если предписания не исполняются,
Коллегия Счетной палаты по согласованию
с Государственной Думой может принять
решение о приостановлении финансовых,
платежных и расчетных операций по счетам
юридического лица. Предписание может
быть обжаловано в судебном порядке.
По закону деятельность
Счетной палаты является гласной: результаты
должны освещаться в средствах массовой
информации.
Контроль финансов
со стороны Президента РФ осуществляется
в соответствии с Конституцией РФ путем
издания указов по финансовым вопросам,
подписания федеральных законов; назначения
и освобождения от должности министра
финансов Российской Федерации, представления
Государственной Думе РФ кандидатуры
для назначения на должность председателя
Центрального банка РФ. С ежегодными посланиями
о положении в стране, об основных направлениях
внутренней и внешней политики Президент
Российской Федерации обращается к Федеральному
Собранию (ч. 3 ст. 80, п. "е" ст. 84 Конституции
РФ).
Определенные функции
финансового контроля выполняет Главное
контрольное управление Президента РФ,
созданное Указом Президента от 16 марта
1994 г. [16]Как структурное подразделение
Администрации Президента оно подчиняется
непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует
со всеми органами исполнительной власти.
Среди его функций: контроль за деятельностью
органов 'контроля и надзора при федеральных
органах исполнительной власти, подразделений
Администрации Президента, органов исполнительной
власти субъектов Федерации; рассмотрение
жалоб и обращений граждан и юридических
лиц.
Главное контрольное
управление наделено правом требовать
от руководителей государственных органов,
организаций и предприятий (независимо
от формы собственности) представления
документов, материалов и любой информации,
необходимой для проведения проверок;
привлекать к проверкам специалистов
и представителей правоохранительных
органов и вносить на рассмотрение Президента
РФ предложения по результатам проверок.
Оно вправе направлять предписания об
устранении финансовых нарушений, которые
должны быть рассмотрены в течение 10 дней.
Но оно не имеет права самостоятельно
применять какие-либо санкции.
Органы исполнительной
власти всех уровней осуществляют финансовый
контроль непосредственно в пределах
своих полномочий, а также направляют
и контролируют деятельность подведомственных
им управленческих структур, в том числе
финансовых.
Правительство РФ в
соответствии со ст. 101, 114 Конституции
РФ и Федеральным конституционным законом
"О Правительстве Российской Федерации"
от 17 декабря 1997 г. [11] наделено широкими
полномочиями. Оно контролирует процесс
разработки и исполнения федерального
бюджета, осуществление единой политики
в области финансов, денег и кредита. Правительство
РФ контролирует и регулирует финансовую
деятельность министерств и ведомств;
направляет деятельность подведомственных
ему органов финансового контроля. Правительством
РФ утверждены положения "О Министерстве
финансов", "О Федеральном Казначействе".
При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный
совет, выполняющий ряд контрольных функций
в области финансов.
Важнейшее место в
системе финансового контроля со стороны
Правительства РФ занимает Министерство
финансов РФ (Минфин России), которое не
только разрабатывает финансовую политику
страны, но и непосредственно контролирует
ее осуществление. Все структурные подразделения
Министерства Финансов РФ в той или иной
форме контролируют различные направления
финансовой деятельности. Прежде всего,
Министерства Финансов РФ осуществляет
финансовый контроль в процессе разработки
федерального бюджета; контролирует поступление
и расходование бюджетных средств и средств
федеральных внебюджетных фондов; участвует
в проведении валютного '"контроля;
контролирует направление и использование
государственных инвестиций, выделяемых
на основе решений правительства РФ; контроль
за расходами, связанными с государственным
внутренним и внешним долгом; за формированием
и сохранностью Государственного фонда
драгоценных металлов и драгоценных камней
РФ; страховой надзор и контроль за обеспечением
платежеспособности страховщиков; контроль
за качеством аудиторских проверок; за
доходами от проведения лотерей, зарегистрированных
в РФ и др.
По результатам контроля
Министерство Финансов РФ вправе требовать
устранения выявленных нарушений; ограничивать
и приостанавливать финансирование из
федерального бюджета предприятий и организаций
при наличии у них фактов незаконного
расходования средств, а также непредставления
ими соответствующей 'отчетности; взыскивать
государственные средства, используемые
не по назначению, с наложением предусмотренных
штрафов.
Большую роль в проведении
финансового контроля играет осуществляемое
Министерством Финансов РФ методическое
руководство организацией бухгалтерского
учета в стране, а также проведение аттестации
по аудиту и лицензированию аудиторской
деятельности (кроме аудита банков).
Оперативный контроль
использования государственных средств
осуществляет действующий в рамках Министерства
Финансов РФ Департамент государственного
финансового контроля и аудита, а также
органы Федерального казначейства.
Департамент государственного
финансового контроля и аудита Министерства
Финансов РФ, созданный Постановлением
Правительства РФ от 6 марта 1998 г., является
преемником Контрольно-ревизионного управления
Министерства Финансов РФ[2]. Департамент
- и его территориальные подразделения
обязаны проводить комплексные ревизии
и тематические проверки с целью контроля
поступлений и целевого использования
средств федерального бюджета и государственных
внебюджетных фондов; документальные
проверки финансово-хозяйственной деятельности
по заданиям правоохранительных органов,
а также органов государственной власти
субъектов РФ и местного самоуправления.
Органы Федерального
казначейства РФ призваны осуществлять
государственную бюджетную политику;
управлять процессом исполнения федерального
бюджета, осуществляя при этом жесткий
контроль поступления, целевого и экономного
использования государственных средств.
На него возложены
следующие задачи:
- контроль за доходной
и расходной частью федерального бюджета
в ходе его исполнения;
- контроль состояния
государственных финансов в целом и предоставление
высшим органам законодательной и исполнительной
власти отчетов о финансовых операциях
Правительства РФ и состоянии бюджетной
системы;
- контроль совместно
с Банком России состояния государственного
внешнего и внутреннего долга РФ;
- контроль государственных
федеральных внебюджетных фондов и финансовых
отношений между ними и федеральным бюджетом.
Органы Федерального
Казначейства РФ имеют право производить
проверки различных денежных документов,
отчетов и смет в государственных органах,
банках, на предприятиях всех форм собственности,
использующих средства федерального бюджета
и внебюджетных фондов, приостанавливать
операции по их счетам в банках. Они имеют
право выдавать предписания о взыскании
в бесспорном порядке государственных
средств, с наложением штрафа в размере
действующей учетной ставки Центрального
банка России, а также налагать штрафы
на коммерческие банки в случае несвоевременного
зачисления ими поступающих от хозяйствующих
объектов средств на счета федерального
бюджета и внебюджетных фондов в размере
действующей в данном банке процентной
ставки, увеличенной на 10 пунктов. Как
правило, органы Федерального Казначейства
РФ взаимодействуют с налоговыми и правоохранительными
органами.
В настоящее время
произведена реорганизация контрольных
органов Министерства Финансов РФ на местах.
Так, в соответствии с постановлением
Правительства РФ от 6 августа 1998 г. «Об
утверждении положения о Контрольно -
ревизионном Управлении РФ» организованы
контрольно-ревизионные управления Министерства
Финансов РФ в субъекте РФ (территориальные
КРУ)[5].
Основной задачей деятельности
территориальных управлений Контрольно
– ревизионного Управления РФ является
осуществление последующего контроля
за своевременным, целевым и рациональным
использованием и сохранностью федеральных
средств. Они также проводят на договорной
основе по обращениям органов государственной
власти субъектов Федерации и органов
местного самоуправления ревизии и финансовые
проверки (с возмещением расходов) поступления
и расходования средств соответствующих
бюджетов, внебюджетных фондов и доходов
от имущества.
Финансовый контроль со стороны
специализированных органов.
Помимо рассмотренных
выше органов финансового контроля, в
России существует ряд специализированных
органов финансового контроля, сферой
деятельности которых является конкретная
область финансов, например налогообложение
или страхование.
В связи с повышением
роли налогов в доходах государства при
переходе к рыночной экономике стало необходимым
выделение налоговых органов в особую
систему. Главная задача налоговых органов
— обеспечение единой системы контроля
за соблюдением налогового законодательства,
правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью уплаты налогов и других
обязательных платежей.
В соответствии с Законом
РСФСР от 21 марта 1991 г. "О Государственной
налоговой службе РСФСР" была создана
при Министерстве финансов РСФСР единая
система контроля за соблюдением налогового
законодательства, за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в соответствующий бюджет налогов и других
обязательных платежей, установленных
законодательством. Указом Президента
РФ от 1 декабря 1991 г. № 3402 утверждено Положение
о Государственной налоговой службе Российской
Федерации, которым предусмотрено, что
органы Государственной' налоговой службы
РФ составляют единую централизованную
систему контроля за соблюдением налогового
законодательства. В соответствии с Указом
Президента от 23 декабря 1998 г. служба была
преобразована в Министерство Российской
Федерации по налогам и сборам (МНС России),
входящее в систему федеральных органов
исполнительной власти и подчиняющееся
Президенту РФ и Правительству страны[2]