Финансовый контроль в системе управления финансами
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 10:14, курсовая работа
Краткое описание
финансовый контроль является объективно необходимым слагаемым хозяйственного механизма при любом способе производства. На микроэкономическом уровне, т. е. уровне управления экономической единицей (в данном случае — организацией), имеет место как внешний финансовый контроль, осуществляемый внешними по отношению к организации субъектами управления (органы государства, аудиторские организации, контрагенты по финансово-хозяйственным договорам, кредиторы и т. д.), так и внутренний финансовый контроль, осуществляемый субъектами самой организации (главным образом подразделением внутреннего аудита). Внешний и внутренний финансовый контроль в своей совокупности образуют систему финансового контроля хозяйствующих субъектов (здесь — коммерческих организаций).
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….3 1. Содержание и задачи финансового контроля…………………………….....…5 2. Виды и методы финансового контроля………………………………....10 3. Пути совершенствования финансового контроля Р Ф……………….…..24 Заключение……………………………………………………………………...……41 Список использованных источников………………………………………..…….43
Система налоговых
органов, подчиняющаяся Президенту РФ,
включает Министерство Российской Федерации
по налогам и сборам, а также налоговые
органы в субъектах РФ и органах местного
самоуправления. Основное оперативное
звено— городские и районные налоговые
инспекции, поскольку именно они осуществляют
непосредственный налоговый контроль
и ведут учет налогоплательщиков. В свою
очередь, МНС России контролирует деятельность
нижестоящих налоговых органов, координирует
взаимодействие налоговых органов с другими
контролирующими и правоохранительными
органами.
Налоговые органы имеют
право в соответствии с налоговым законодательством
проверять любые денежные документы у
юридических и физических лиц, включая
совместные предприятия, иностранных
граждан и лиц без гражданства; получать
от них необходимые справки и сведения
(за исключением составляющих коммерческую
тайну); контролировать соблюдение хозяйствующими
субъектами налогового законодательства
и правильность исчисления налогов; обследовать
любые используемые для извлечения доходов
производственные, складские и торговые
помещения; применять меры принудительного
воздействия в отношении должностных
лиц и граждан, включая изъятие соответствующих
документов и приостановление операций
по счетам в банках. Налоговые органы также
имеют право наложения административных
штрафов и иные полномочия в соответствии
с Налоговым кодексом РФ.
Для обеспечения экономической
безопасности РФ и укрепления государственной
дисциплины в целях соблюдения налогового
законодательства в 1992 г. были созданы
органы налоговой полиции при Государственной
налоговой службе РФ (Главное управление
налоговых расследований — ГУНР). В соответствии
с Законом РФ от 24 июня 1993 г. "О Федеральных
органах налоговой полиции" (с изменениями
и дополнениями) были образованы названные
органы, правопреемники ГУНР, которые
являются правоохранительными органами
и составной частью сил обеспечения экономической
безопасности страны.[25] В соответствии
с названным законом, а также Положением
о Федеральной службе налоговой полиции
Российской Федерации, утвержденном Указом
Президента Российской Федерации от 25
сентября 1999 г. основными задачами Федеральной
службы налоговой полиции РФ являются:
-выявление, предупреждение
и пресечение налоговых преступлений
и правонарушений;
- обеспечение безопасности
деятельности налоговых органов,
защиты их должностных лиц
от противоправных посягательств
при исполнении служебных обязанностей;
- государственная
защита должностных лиц налоговых
органов, федеральных органов налоговой
полиции и их близких;
- выявление, предупреждение
и пресечение коррупции в налоговых
органах и федеральных органах
налоговой полиции.
Федеральные органы
налоговой полиции— централизованная
система органов налоговой полиции с подотчетностью
нижестоящих органов вышестоящим органам
и Директору Федеральной службы налоговой
полиции Российской Федерации. Соответственно
в систему этих органов входят: Федеральная
служба налоговой полиции Российской
Федерации (ФСНП); органы Федеральная служба
органов налоговой полиции по республикам,
краям, областям, городам федерального
значения, автономной области, автономным
округам (управления, отделы) — территориальные
органы; местные органы налоговой полиции
(межрайонные отделы управлений).
Возглавляет Федеральную
службу налоговой полиции Директор, который
назначается на должность и освобождается
Президентом РФ по представлению Председателя
Правительства
Для выполнения поставленных
перед налоговой полицией задач на нее
возлагаются соответствующие обязанности
и предоставляются соответствующие права:
- проведение в соответствии
с законодательством оперативно-розыскных
мероприятий, дознания и предварительного
следствия в целях выявления и пресечения
налоговых преступлений, осуществление
розыска лиц, совершивших указанные преступления
или подозреваемых в их совершении, а также
принятие мер по возмещению нанесенного
государству ущерба;
- пользование при исполнении
служебных обязанностей правами, предоставленными
законодательством должностным лицам
налоговых органов и агентам валютного
контроля;
- в соответствии с
компетенцией федеральных органов налоговой
полиции выносить в качестве предупредительной
меры письменных предостережений руководителям,
главным бухгалтерам и иным должностным
лицам банков и других организаций независимо
от организационно - правовых форм и форм
собственности, а также гражданам (физическим
лицам) с требованиями устранения нарушений
законодательства, своевременной и полной
уплаты налогов и других обязательных
платежей, представления отчетной и иной
документации в установленные сроки, ведения
бухгалтерского учета в соответствии
с законодательством, а при необходимости
— восстановления бухгалтерского учета
за счет собственных средств налогоплательщика,
контролировать выполнение этих требований;
- наложение административного
ареста на имущество юридических и физических
лиц с последующей реализацией этого имущества
в установленном порядке в случаях невыполнения
указанными лицами обязанностей по уплате
налогов, сборов и других обязательных
платежей для обеспечения своевременного
поступления сумм сокрытых налогов, сборов
и других обязательных платежей в соответствующие
бюджеты;
- осуществление при
наличии достаточных оснований внедрения
своих оперативных сотрудников в структуры
предприятий, учреждений и организаций
независимо от форм собственности, когда
получение иными способами необходимой
информации о формах и методах сокрытия
от налогообложения доходов (прибыли)
невозможно;
- право выплачивать
лицу, предоставившему информацию о налоговом
преступлении или нарушении, вознаграждения
в размере до 10 % от сокрытых сумм налогов,
сборов и других обязательных платежей,
поступивших в соответствующий бюджет
и иные полномочия.
Для осуществления
финансового контроля в сфере страхования
в соответствии с Указом Президента РФ
от 10 февраля 1992г. "О государственном
страховом надзоре РФ" была организована
Федеральная служба России по надзору
за страховой деятельностью (Росстрахнадзор).[7]
Основные задачи и
функции этой службы были определены Законом
РСФСР "О страховании" от 27 ноября
1992г., затем в Федеральном законе "Об
организации страхового дела в Российской
Федерации" 1996г. Росстрахнадзор
преобразован в Департамент страхового
надзора Министерства финансов РФ с сохранением
основных задач и функций.
Департамент страхового
надзора и территориальные органы, помимо
лицензирования страховой деятельности
и регулирования единого страхового рынка,
осуществляют контроль обоснованности
страховых тарифов и следят за соблюдением
страховыми фирмами нормативов платежеспособности.
Устанавливаются правила формирования
размещения страховых резервов, методика
расчета соотношений между активами и
обязательствами страховой фирмы, а также
порядок учета страховых операций и формы
отчетности по страховой деятельности,
включая соблюдение установленных нормативов.
В случае неоднократного выявления нарушений
законодательства и нормативных документов
органы страхового надзора имеют право
ограничивать действие лицензий страховых
фирм либо. Обратиться в арбитражный суд
с иском об их ликвидации.
Особая роль в осуществлении
финансового контроля принадлежит Центральному
банку России (ЦБР). Как орган, наделенный
властными полномочиями, он организует
и контролирует денежно-кредитные отношения
в стране. Центральный Банк России осуществляет
надзор за деятельностью кредитных организаций.
С этой целью создано специальное подразделение
— Департамент банковского надзора, который
проверяет соблюдение кредитными организациями
банковского законодательства и установленных
Центральный Банк России нормативов банковской
деятельности. При установлении фактов
нарушений или предоставлении кредитными
организациями неполной или недостоверной
информации Центральный Банк России в
зависимости от вида нарушения вправе
прибегнуть к определенным методам воздействия:
штраф в размере от 0,1 до 1 % от минимальной
величины уставного капитала; выполнение
требований Центральный Банк России по
финансовому оздоровлению; реорганизация;
замена руководства банка; применение
более жестких нормативов; запрет на проведение
отдельных операций и на открытие филиалов
на срок до одного года; назначение временной
администрации в банке на срок до шести
месяцев и, наконец, как крайняя мера —
отзыв лицензии и ликвидация банка.
На - Государственный
таможенный комитет (ГТК) возложен контроль
за соблюдением налогового и таможенного
законодательства при перемещении товаров
через таможенную границу Российской
Федерации.
К другим государственным
финансовым организациям относятся государственные
внебюджетные фонды, понимаемые в данном
случае как система органов, управляющих
деятельностью по образованию, распределению
и использованию целевых финансовых ресурсов,
а также осуществляющих соответствующий
финансовый контроль. К ним, в частности,
относятся Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования,
Фонд обязательного медицинского страхования.
Государственный внутренний
финансовый контроль в министерствах
и ведомствах осуществляется руководителями
соответствующих структур и специально
созданными в них контрольно-ревизионными
подразделениями, которые подчиняются,
как правило, непосредственно руководителю
министерства или ведомства. В МВД Российской
Федерации, например финансовый контроль,
осуществляется руководителями МВД России,
МВД, ГУВД и других подразделений непосредственно
и через соответствующую финансовую службу.
В системе МВД России создана контрольно-ревизионная
служба. Общее руководство контрольно-ревизионной
работой в системе МВД России осуществляет
Контрольно-ревизионное управление МВД
России (КРУ МВД России).[3]
Контрольно-ревизионный
аппарат создан в качестве самостоятельного
подразделения МВД республик в составе
Российской Федерации, ГУВД, УВД краев,
областей, Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской
области и подчинен соответствующему
руководителю МВД, ГУВД, УВД. Контрольно-ревизионная
служба системы органов внутренних дел
проводит ревизии финансово-хозяйственной
деятельности подразделений Министерства,
содержащихся за счет средств федерального
бюджета, не реже одного раза в два года.
Внеплановые ревизии проводятся по указанию
вышестоящих по отношению к ревизуемому
подразделению руководителей, по решению
судебно-следственных органов, при ликвидации
подразделения, смене его руководителя
или начальника финансовой службы. Срок
ревизии не может превышать установленного,
его продление допускается только с разрешения
руководителя, назначившего ревизию.
Основными задачами
внутреннего финансового контроля являются:
выявление случаев хищения и недостач
денежных средств и материальных ценностей,
бесхозяйственности, других нарушений
финансовой дисциплины; разработка предложений
по устранению условий и причин, их порождающих;
принятие мер по возмещению виновными
лицами причиненного ущерба и др.
Для современного этапа
развития нашей государственности характерны
и интеграционные процессы между государствами.
Так, Российская Федерация и Республика
Беларусь в соответствии с Договором создают
Союзное государство, которое знаменует
новый этап в их становлении и формировании
на этой основе правового государства[5].
В Договоре закреплены различные цели
государства, к которым, в частности, относится
создание единого экономического пространства
для обеспечения социально-экономического
развития. Договором предусмотрено создание
системы межгосударственных органов,
в том числе осуществляющих государственный
контроль. К ним относится, в первую очередь,
Счетная палата. Она призвана: I) осуществлять
контроль за исполнением доходных и расходных
статей бюджета Союзного государства
по объемам, структуре и целевому назначению,
проверку счетов о доходах и расходах
всех органов Союзного государства; 2)
устанавливать законность полученных
доходов и произведенных расходов, а также
рациональность управления финансами;
3) контролировать эффективность использования
имущества Союзного государства.[6]
По итогам финансового
года Счетная палата представляет Совету
Министров и Парламенту Союзного государства
ежегодный отчет. Органы Союзного государства,
национальные аудиторские организации
либо компетентные органы государств-участников
направляют в Счетную палату по ее запросу
любые документы и информацию, необходимые
для выполнения возложенных на нее функций.
Счетная палата может, действуя по собственной
инициативе или по просьбе любого из органов
Союзного государства, давать в рамках
своей компетенции заключения по отдельным
вопросам.
В целях реализации
данного Договора разработана Программа
действий двух стран, включающая в том
числе, унификацию налогового законодательства,
введение единой денежной единицы, формирование
и исполнение бюджета Союзного государства,
формирование общего рынка ценных бумаг
и создание учреждений по эмиссии ценных
бумаг, регулированию фондового рынка
и ряд других мероприятий.
Действенность проводимого
финансового контроля во многом определяется
эффективностью взаимодействия различных
контрольных органов, что является важным
и непременным условием успешной борьбы
с правонарушениями в сфере финансов.[7]
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ФИНАНСОВГО КОНТРОЛЯ В РФ.
Финансовый контроль
включает проверку: соблюдения требований
экономических законов; составления и
исполнения бюджета (бюджетный контроль);
финансового состояния и эффективного
использования трудовых, материальных
и финансовых ресурсов хозяйствующего
субъекта; налоговый контроль и другие
направления.