Финансовый контроль в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 10:14, курсовая работа

Краткое описание

финансовый контроль является объективно необходимым слагаемым хозяйственного механизма при любом способе производства. На микроэкономическом уровне, т. е. уровне управления экономической единицей (в данном случае — организацией), имеет место как внешний финансовый контроль, осуществляемый внешними по отношению к организации субъектами управления (органы государства, аудиторские организации, контрагенты по финансово-хозяйственным договорам, кредиторы и т. д.), так и внутренний финансовый контроль, осуществляемый субъектами самой организации (главным образом подразделением внутреннего аудита). Внешний и внутренний финансовый контроль в своей совокупности образуют систему финансового контроля хозяйствующих субъектов (здесь — коммерческих организаций).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Содержание и задачи финансового контроля…………………………….....…5
2. Виды и методы финансового контроля………………………………....10
3. Пути совершенствования финансового контроля Р Ф……………….…..24
Заключение……………………………………………………………………...……41
Список использованных источников………………………………………..…….43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам.docx

— 76.02 Кб (Скачать файл)

Система налоговых органов, подчиняющаяся Президенту РФ, включает Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, а также налоговые органы в субъектах РФ и органах местного самоуправления. Основное оперативное звено— городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь, МНС России контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие налоговых органов с другими контролирующими и правоохранительными органами.

Налоговые органы имеют право в соответствии с налоговым законодательством проверять любые денежные документы у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства; получать от них необходимые справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках. Налоговые органы также имеют право наложения административных штрафов и иные полномочия в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления государственной дисциплины в целях соблюдения налогового законодательства в 1992 г. были созданы органы налоговой полиции при Государственной налоговой службе РФ (Главное управление налоговых расследований — ГУНР). В соответствии с Законом РФ от 24 июня 1993 г. "О Федеральных органах налоговой полиции" (с изменениями и дополнениями) были образованы названные органы, правопреемники ГУНР, которые являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности страны.[25] В соответствии с названным законом, а также Положением о Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 г. основными задачами Федеральной службы налоговой полиции РФ являются:

-выявление, предупреждение  и пресечение налоговых преступлений  и правонарушений;

- обеспечение безопасности  деятельности налоговых органов, защиты их должностных лиц  от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

- государственная  защита должностных лиц налоговых  органов, федеральных органов налоговой  полиции и их близких;

- выявление, предупреждение  и пресечение коррупции в налоговых  органах и федеральных органах  налоговой полиции.

Федеральные органы налоговой полиции— централизованная система органов налоговой полиции с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим органам и Директору Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации. Соответственно в систему этих органов входят: Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП); органы Федеральная служба органов налоговой полиции по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (управления, отделы) — территориальные органы; местные органы налоговой полиции (межрайонные отделы управлений).

Возглавляет Федеральную службу налоговой полиции Директор, который назначается на должность и освобождается Президентом РФ по представлению Председателя  Правительства 

Для выполнения поставленных перед налоговой полицией задач на нее возлагаются соответствующие обязанности и предоставляются соответствующие права: 
- проведение в соответствии с законодательством оперативно-розыскных мероприятий, дознания и предварительного следствия в целях выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществление розыска лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении, а также принятие мер по возмещению нанесенного государству  ущерба; 
- пользование при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного  контроля; 
- в соответствии с компетенцией федеральных органов налоговой полиции выносить в качестве предупредительной меры письменных предостережений руководителям, главным бухгалтерам и иным должностным лицам банков и других организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, а также гражданам (физическим лицам) с требованиями устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей, представления отчетной и иной документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством, а при необходимости — восстановления бухгалтерского учета за счет собственных средств налогоплательщика, контролировать выполнение этих требований; 
- наложение административного ареста на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных  платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующие  бюджеты; 
- осуществление при наличии достаточных оснований внедрения своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, когда получение иными способами необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения доходов (прибыли)  невозможно; 
- право выплачивать лицу, предоставившему информацию о налоговом преступлении или нарушении, вознаграждения в размере до 10 % от сокрытых сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, поступивших в соответствующий бюджет и иные полномочия.

Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в соответствии с Указом Президента РФ от 10 февраля 1992г. "О государственном страховом надзоре РФ" была организована Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор).[7]

Основные задачи и функции этой службы были определены Законом РСФСР "О страховании" от 27 ноября 1992г., затем в Федеральном законе "Об организации страхового дела в Российской Федерации"  1996г. Росстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ с сохранением основных задач и функций.

Департамент страхового надзора и территориальные органы, помимо лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых тарифов и следят за соблюдением страховыми фирмами нормативов платежеспособности. Устанавливаются правила формирования размещения страховых резервов, методика расчета соотношений между активами и обязательствами страховой фирмы, а также порядок учета страховых операций и формы отчетности по страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов. В случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных документов органы страхового надзора имеют право ограничивать действие лицензий страховых фирм либо. Обратиться в арбитражный суд с иском об их ликвидации.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному банку России (ЦБР). Как орган, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. Центральный Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение кредитными организациями банковского законодательства и установленных Центральный Банк России нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или предоставлении кредитными организациями неполной или недостоверной информации Центральный Банк России в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф в размере от 0,1 до 1 % от минимальной величины уставного капитала; выполнение требований Центральный Банк России по финансовому оздоровлению; реорганизация; замена руководства банка; применение более жестких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов на срок до одного года; назначение временной администрации в банке на срок до шести месяцев и, наконец, как крайняя мера — отзыв лицензии и ликвидация банка.

На - Государственный таможенный комитет (ГТК) возложен контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

К другим государственным финансовым организациям относятся государственные внебюджетные фонды, понимаемые в данном случае как система органов, управляющих деятельностью по образованию, распределению и использованию целевых финансовых ресурсов, а также осуществляющих соответствующий финансовый контроль. К ним, в частности, относятся Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. 

Государственный внутренний финансовый контроль в министерствах и ведомствах осуществляется руководителями соответствующих структур и специально созданными в них контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства или ведомства. В МВД Российской Федерации, например финансовый контроль, осуществляется руководителями МВД России, МВД, ГУВД и других подразделений непосредственно и через соответствующую финансовую службу. В системе МВД России создана контрольно-ревизионная служба. Общее руководство контрольно-ревизионной работой в системе МВД России осуществляет Контрольно-ревизионное управление МВД России (КРУ МВД России).[3]

Контрольно-ревизионный аппарат создан в качестве самостоятельного подразделения МВД республик в составе Российской Федерации, ГУВД, УВД краев, областей, Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области и подчинен соответствующему руководителю МВД, ГУВД, УВД. Контрольно-ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений Министерства, содержащихся за счет средств федерального бюджета, не реже одного раза в два года. Внеплановые ревизии проводятся по указанию вышестоящих по отношению к ревизуемому подразделению руководителей, по решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать установленного, его продление допускается только с разрешения руководителя, назначившего ревизию.

Основными задачами внутреннего финансового контроля являются: выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины; разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих; принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Для современного этапа развития нашей государственности характерны и интеграционные процессы между государствами. Так, Российская Федерация и Республика Беларусь в соответствии с Договором создают Союзное государство, которое знаменует новый этап в их становлении и формировании на этой основе правового государства[5]. В Договоре закреплены различные цели государства, к которым, в частности, относится создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития. Договором предусмотрено создание системы межгосударственных органов, в том числе осуществляющих государственный контроль. К ним относится, в первую очередь, Счетная палата. Она призвана: I) осуществлять контроль за исполнением доходных и расходных статей бюджета Союзного государства по объемам, структуре и целевому назначению, проверку счетов о доходах и расходах всех органов Союзного государства; 2) устанавливать законность полученных доходов и произведенных расходов, а также рациональность управления финансами; 3) контролировать эффективность использования имущества Союзного государства.[6]

По итогам финансового года Счетная палата представляет Совету Министров и Парламенту Союзного государства ежегодный отчет. Органы Союзного государства, национальные аудиторские организации либо компетентные органы государств-участников направляют в Счетную палату по ее запросу любые документы и информацию, необходимые для выполнения возложенных на нее функций. Счетная палата может, действуя по собственной инициативе или по просьбе любого из органов Союзного государства, давать в рамках своей компетенции заключения по отдельным вопросам.

В целях реализации данного Договора разработана Программа действий двух стран, включающая в том числе, унификацию налогового законодательства, введение единой денежной единицы, формирование и исполнение бюджета Союзного государства, формирование общего рынка ценных бумаг и создание учреждений по эмиссии ценных бумаг, регулированию фондового рынка и ряд других мероприятий.

Действенность проводимого финансового контроля во многом определяется эффективностью взаимодействия различных контрольных органов, что является важным и непременным условием успешной борьбы с правонарушениями в сфере финансов.[7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВГО КОНТРОЛЯ В РФ.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта; налоговый контроль и другие направления.

Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами