Финансовый лизинг в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

В связи с важностью и значимостью развития лизинговых отношений в современных условиях, цель курсовой работы – раскрыть особенности и преимущества лизинга как эффективной формы инвестирования, проанализировать особенности развитие лизинга в Республике Беларусь, а также определить перспективы его дальнейшего развития в современных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….………..….…
1. ЛИЗИНГ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ИНВЕСТИРОВАНИЯ
1.1. Понятие и сущность лизинга ……………………………..…………………..
1.2. Особенности финансового лизинга, его преимущества и недостатки ……..
1.3. Нормативно-правовое обеспечение лизинговой деятельности в
Республике Беларусь ….…………………………………………………………….
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………
2.1. Анализ тенденций лизинговых операций в Республике Беларусь ……………
2.2. Анализ операторов рынка лизинговых услуг ……………………………….
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …..
3.1. Факторы, сдерживающие развитие лизинга в Республике Беларусь ..........
3.2. Пути совершенствования рынка лизинговых услуг в Республике
Беларусь ……………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………..…….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Финансовый лизинг. 2011.doc

— 632.00 Кб (Скачать файл)

Преимущества для лизингодателей [30, с.84]:

  • не требуется получение специального разрешения (лицензии), минимальные размеры уставных фондов лизинговых компаний определяются в соответствии с общими нормами о регистрации коммерческих организаций. Налогообложение предприятий-лизингодателей, предусматривающее взимание налогов при осуществлении лизинговой деятельности только с сумм вознаграждения лизинговой компании, а не с оборота, делает эту деятельность более привлекательной и приводит к удешевлению лизинговой сделки;
  • объект лизинга во время действия договора лизинга не подлежит переоценке, что упрощает ведение учета лизинговых операций и является фактором, способствующим стабилизации налоговой и амортизационной политики предприятий-лизингодателей и лизингополучателей;
  • поскольку передаваемое в лизинг имущество остается в собственности лизингодателя, последний может использовать его в непроизводственных целях (например, в качестве дополнительного обеспечения возвратности кредитных средств);
  • высокая ликвидационная стоимость после ускоренной амортизации предмета лизинга. Возврат ее части  после реализации  предмета лизинга может принести достаточно большую прибыль;
  • инвестиции в форме имущества, в отличие от денежного кредита, снижают риск невозврата средств, т.к. лизингодатель сохраняет право собственности на него;
  • основная роль при подготовке и проведении лизинговой операции остается за лизингодателем, а стоимость этих услуг является неплохим комиссионным вознаграждением для него;
  • лизингодатель имеет возможность изыскивать дополнительные финансовые ресурсы для продолжения и расширения деятельности, закладывая сданное в лизинг имущество или уступая право требования лизинговых платежей.

Преимущества для производителей и поставщиков оборудования [30, с.85]:

  • финансовый лизинг для них может и должен рассматриваться как эффективная форма сбыта своей продукции, что является весьма немаловажным в условиях низкого платежеспособного спроса среди потенциальных потребителей. Сделка для продавца выглядит менее рисковой, т.к. лизингодатель берет на себя риск возврата стоимости имущества через лизинговые платежи.

Преимущества для банков-кредиторов [30, с.85]:

  • основным преимуществом является снижение финансовых рисков в процессе инвестирования, в первую очередь риска некомпетентности. Это достигается благодаря наличию у лизингодателей надежной сети поставщиков, а также профессиональному анализу последними состояния рынка оборудования, динамики цен и отслеживанию появления нового высокотехнологичного оборудования;
  • риски обеспечения возвратности денежных средств банка минимизируются также тем, что право собственности на объект лизинга как основной источник обеспечения задолженности перед банком сохраняется за лизингодателем до окончания срока действия договора лизинга. Кроме того, высокая степень уверенности банка в возврате предоставленных в кредит средств обусловлена не только возможностью обращения взыскания на объект лизинга, но и наличием дополнительного залога, предоставляемого лизингополучателем лизингодателю в обеспечение лизинговой сделки.

Таким образом, механизм  лизинга обеспечивает баланс интересов между всеми участниками и соответствующие коммерческие выгоды каждому.

Для объективности изложения следует отметить ряд недостатков, присущих финансовому лизингу.  К недостаткам финансового лизинга следует отнести следующее [27, с.10]:

  • предоставление оборудования в лизинг может, с одной стороны, расширить производство, а с другой стороны, увеличить себестоимость продукции. В свою очередь, это может существенно понизить рентабельность продукции;
  • на лизингодателя ложится риск морального старения оборудования и получения лизинговых платежей, а для лизингополучателя стоимость лизинга иногда больше, чем цена банковского кредита в силу высоких процентов;
  • лизингодатель, не имеющий дешевых и стабильных источников финансовых средств, подвержен риску внезапного изменения процентных ставок по кредитам, которые он вынужден брать для финансирования инвестиций лизингополучателя — это удорожает и стоимость лизингового контракта.

Как видно, положительных моментов, присущих финансовому лизингу, намного больше, чем отрицательных, а исторический опыт развития лизинга подтверждает его важную роль в обновлении производства, расширении сбыта и активизации инвестиционной деятельности. 

Итак, располагая рядом достоинств, финансовый лизинг в условиях применения действующей нормативно-правовой базы позволяет обеспечить сбалансированность интересов всех его участников и может стать одним из важнейших механизмов финансирования реального сектора экономики Республики Беларусь.

 

1.3. Нормативно-правовое обеспечение лизинговой деятельности

в Республике Беларусь 

 

При осуществлении лизинговых операций стороны лизингового договора обязаны руководствоваться как общехозяйственными нормативными актами, в силу того, что данный вид договора является одним из видов обязательств, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь, и осуществляется в рамках единого правового поля, - так и актами, регламентирующими только отношения лизинга и учитывающими его специфику. Таким образом,  специфика самой лизинговой сделки, с точки зрения экономических и финансовых особенностей возникающих при этом отношений, потребовала закрепления в общих законодательных актах специальных норм и принятия отдельных нормативных документов о регулировании лизинга на территории Беларуси.

Несмотря на то, что в Республике Беларусь достаточно большое количество нормативных правовых актов так или иначе содержит упоминание о лизинге, перечень основополагающих документов, определяющих структуру механизма регулирования финансового лизинга, достаточно ограничен.

В настоящее время к таким актам законодательства относятся [25]:

  1. Гражданский кодекс Республики Беларусь (в частности, § 6 гл. 34 "Финансовая аренда (лизинг)", который определяет содержание договора финансовой аренды (лизинга), предмет договора финансовой аренды, условия передачи арендатору предмета договора финансовой аренды, ответственность  продавца по договору финансовой аренды (лизинга);
  2. Положение о лизинге, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.06.2010 № 865, которое регулирует общие экономические и правовые условия и порядок осуществления деятельности по заключению, исполнению, прекращению действия договоров финансовой аренды (лизинга), в том числе хозяйственных операций в связи с исполнением этих договоров;
  3. Указ Президента от 24.09.2009 № 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь», который принят в целях улучшения инвестиционного климата и создания условий для развития лизинга на территории Республики Беларусь.

При отражении в бухгалтерском учете объекта лизинга и лизинговых платежей следует в основном руководствоваться следующими документами:

  • Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденное постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (в ред. от 02.12.2009 № 191/144/27, от 30.09.2010 № 141/106/28), которая определяет условия регулирования процесса их воспроизводства коммерческими и некоммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями в хозяйственной деятельности путем осуществления амортизационных отчислений в установленные сроки с применением установленных способов и соответствующих правил;
  • Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20.12.2007 № 127 (в ред. от 30.10.2009 № 132, от 26.02.2010 № 15, от 25.06.2010 № 77, от 25.06.2010 № 77), которая определяет порядок организации учета основных средств и отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций в коммерческих и некоммерческих организациях (исключая банки, иные небанковские кредитно-финансовые организации, организации, финансируемые из бюджета (бюджетные организации), у индивидуальных предпринимателей, принявших решение о ведении бухгалтерского учета;
  • Инструкция о порядке бухгалтерского учета лизинговых операций, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2004 г. № 75 (в ред. от 23.07.2004 № 114, от 07.07.2005 № 89, от 30.09.2009 № 123, от 02.07.2010 № 84), которая устанавливает единый порядок отражения в бухгалтерском учете лизинговых операций для коммерческих и некоммерческих организаций (исключая банки, иные небанковские кредитно-финансовые организации, организации, финансируемые из бюджета (бюджетные организации), и индивидуальных предпринимателей, принявших решение о ведении бухгалтерского учета.

Следует отметить, что Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 865 от 4 июня 2010 года утверждено новое Положение о лизинге. Постановление вступило в силу с 1 июля 2010 года.

В постановлении № 865 урегулированы общие экономические и правовые условия и порядок осуществления деятельности по заключению, исполнению, прекращению действия договоров финансовой аренды (лизинга). Постановлением определяются хозяйственные операции, связанные с исполнением договоров финансового, оперативного, возвратного, повторного лизинга и сублизинга.

Постановление № 865 принято во исполнение п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 104 «О признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Беларусь по вопросам лизинга». Кроме того, назрела необходимость отразить отдельные нормы ратифицированного Республикой Беларусь Соглашения о создании благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в Содружестве Независимых Государств», заключенного в г. Москве 12.10.2005, в национальном акте.

Предыдущее Положение о лизинге было утверждено еще 31.12.1997 постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1769 «О лизинге на территории Республики Беларусь» и было изменено один раз в 2000 году. Изменения коснулись таких аспектов лизинговой деятельности, как заключение, исполнение, прекращение договоров финансовой аренды (лизинга), а также осуществление хозяйственных операций в связи с исполнением этих договоров.

Теперь в Положении о лизинге раскрыты понятия, которые не определены в Гражданский кодекс Республики Беларусь, но используются в иных законодательных и подзаконных актах (например, в ст. 97, 107 Налогового кодекса Республики Беларусь, Указе Президента Республики Беларусь от 08.04.2004 г. № 171 «О некоторых мерах по улучшению условий реализации автомобильных транспортных средств отечественного производства»), а также непосредственно в лизинговой деятельности, в текстах договоров [34, с.9].

Термин «объект лизинга» заменен на термин «предмет лизинга», который также назван в Положении № 865 как существенное условие договора лизинга, с указанием его наименования, количественных и иных характеристик, позволяющих определенно установить имущество, подлежащее передаче в лизинг.

В Положении о лизинге определены особенности финансового, оперативного, возвратного, повторного лизинга и сублизинга с целью установления порядка осуществления указанных хозяйственных операций (в том числе для корреспонденции со ст. 97, 107 Налогового кодекса Республики Беларусь).

В Положении о лизинге дополнительно закреплены следующие существенные условия договора лизинга, указывающие на его особенности [24]:

  • предмет лизинга: его наименование, количественные и иные характеристики, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче в лизинг;
  • указание на сторону, осуществляющую выбор предмета лизинга и продавца;
  • контрактная стоимость предмета лизинга; 
    размер либо порядок определения размера,
  • способ и периодичность уплаты лизинговых платежей в соответствии с условиями договора;
  • цена договора лизинга либо порядок ее определения;
  • условие о сроке лизинга.

Из числа существенных условий договора лизинга исключены [8, с.130]:

  • права и ответственность сторон за невыполнение своих обязательств по договору лизинга;
  • сведения об условиях поставки (продажи) объекта лизинга и ответственности поставщика (продавца);
  • обстоятельства передачи лизингополучателю объекта лизинга во временное владение и пользование, а также возврата данного объекта лизингодателю, включая его досрочное изъятие;
  • обязательства сторон по уплате налоговых и неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, связанных с объектом лизинга;
  • условия эксплуатации и технического обслуживания объекта лизинга.

Указание о цели приобретения как о передаче в лизинг определено в качестве существенного дополнительного условия договора купли-продажи имущества, приобретаемого для передачи в лизинг.

Пунктом 10 Положения о лизинге определено, что лизингодатель имеет право использовать предмет лизинга в качестве предмета залога в целях обеспечения исполнения обязательств только по кредитному договору (договору займа), заключенному для оплаты предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга. Указанная норма не ограничивает права лизингодателя как собственника имущества (предмета лизинга), что закреплено ст. 210 ГК. В целях полного уяснения лизингополучателем возможности изменения собственника предмета лизинга лизингодатель должен получить согласие лизингополучателя на залог предмета лизинга по иным (чем кредит, заем для приобретения предмета лизинга) обязательствам.

Положение № 865 наряду с нормами параграфа 6 гл. 34 Гражданского кодекса Республики Беларусь, Налогового кодекса Республики Беларусь,  Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2009 г. № 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь» (с изменениями) обеспечивает урегулирование отдельных вопросов, связанных с экономическим и иным механизмами исполнения договоров финансовой аренды (лизинга), создает правовую основу для последующего урегулирования их на уровне ведомственных нормативных правовых актов.

Информация о работе Финансовый лизинг в Республике Беларусь