Финансовый лизинг в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

В связи с важностью и значимостью развития лизинговых отношений в современных условиях, цель курсовой работы – раскрыть особенности и преимущества лизинга как эффективной формы инвестирования, проанализировать особенности развитие лизинга в Республике Беларусь, а также определить перспективы его дальнейшего развития в современных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….………..….…
1. ЛИЗИНГ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ИНВЕСТИРОВАНИЯ
1.1. Понятие и сущность лизинга ……………………………..…………………..
1.2. Особенности финансового лизинга, его преимущества и недостатки ……..
1.3. Нормативно-правовое обеспечение лизинговой деятельности в
Республике Беларусь ….…………………………………………………………….
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………
2.1. Анализ тенденций лизинговых операций в Республике Беларусь ……………
2.2. Анализ операторов рынка лизинговых услуг ……………………………….
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …..
3.1. Факторы, сдерживающие развитие лизинга в Республике Беларусь ..........
3.2. Пути совершенствования рынка лизинговых услуг в Республике
Беларусь ……………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………..…….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Финансовый лизинг. 2011.doc

— 632.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, конкуренция на белорусском рынке лизинговых услуг соответствует по уровню конкурентной среде в таких странах как Эстония, Финляндия, Дания, Словения, Марокко, Норвегия, Ирландия, Португалия и Испания, где значение индекса Херфиндаля-Хиршмана несколько превышает 1 000, но в то же время значительно уступает наиболее высококонкурентным рынкам Франции, Германии и Италии, где значение данного показателя не превышает 400.

При этом следует отметить, что практически все отечественные лизинговые компании все еще могут быть отнесены к классу малых компаний. Так, среднее количество персонала составляет 15,25 человек (что, тем не менее, больше 10,5 чел. в 2003 г.) - при этом непосредственно лизинговой деятельностью занимается чуть менее 8 человек. Такой же характер имеют лизинговые компании Словении и Франции. Персонал численностью 30 человек и более имеют ОАО «Промагролизинг», группа «ВестЛизинг», ЛЧУП «АСБ Лизинг» и ЗАО «Промлизинг». При этом необходимо отметить краткосрочную тенденцию к сокращению среднесписочной численности персонала. Так, в 2009 г. среднее количество персонала в лизинговых компаниях составляло 17,3 человек, при этом было также 4 компании с численностью персонала свыше 30 человек.

Небольшая численность персонала обуславливает то обстоятельство, что при выборе организационно-правовой формы ведения бизнеса белорусские лизинговые компании отдают предпочтение обществам с ограниченной ответственностью. Так, по итогам рейтинга за 2010 г. 22 лизингодателя из 31 отдали предпочтение этой форме. Еще 5 лизингодателей организованы в форме акционерных обществ и только 2 лизингодателя в форме унитарных предприятий.

В 2010 г. на каждую отечественную лизинговую компанию приходилось 195 договоров в качестве лизингодателя со средней величиной одного договора 466,5 млн.руб. (по сравнению с 86,6 договорами в 2009 г. средней стоимостью в 415 млн. руб. и 180 договорами в 2008 г. средней стоимостью в 300 млн.руб.) (табл. 2.6). Таким образом, необходимо отметить постепенный рост стоимости заключенных договоров лизинга при некоторой стабильности заключаемых лизинговых договоров одной компанией.

Таблица 2.6

Средняя цена и количество лизинговых договоров

 в Республике Беларусь за  2004-2010 годы

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Средняя цена договора лизинга, млн.руб.

230

235

211

291

300

415

466,5

Среднее количество договоров, шт.

204

188

193

195

180

86,6

195


Источник: собственная разработка на основании данных [4]

 

Среднестатистический работник лизинговой компании приносит в среднем 95,8 млн.руб. прибыли в год, при этом на одного работника заключается чуть более 1 договора в месяц на общую сумму около 2,2 млрд.руб. в год, что свидетельствует об относительной незагруженности специалистов рынка лизинговых услуг. При этом следует отметить, что несмотря на падение прибыли на одного работника по сравнению с 2009 г. наметилась тенденция к ее росту по сравнению с докризисным периодом (в 1,5 раза по сравнению с 2008 г. и почти в 3 раза по сравнению с 2007 г.) с сохранением количества заключаемых договоров одним сотрудником.

Также практически все лизинговые компании в Республике Беларусь являются универсальными, т.е. по заявке клиента могут поставить на условиях лизинга оборудование или недвижимость любого вида. Однако почти одна третья часть из исследованных в рамках рейтинга компаний в объеме лизинговых операций 2010 г. имеет долю одного вида объектов лизинга 70% и более (табл. 2.7). Практически во всех остальных компаниях более 85% операций распределилось между двумя видами объектов лизинга.

Таблица 2.7

Специализация лизинговых компаний в 2010 году

Вид специализации

Компании

(доля в объеме лизинговых  операций)

Грузовой транспорт

БНБ Лизинг (82%)

Интеллектдлизинг (77%),

Люкслизинг (77%)

Лизинг Сервис АЛК (71%)

Машины и оборудование

Промлизинг (100%)

Агролизинг (91%)

Артлизинг (75%)

Специализированный транспорт

ВТБ-Лизинг (89%)

БПС-Лизинг (77%)


Источник: [23]

 

В 2010 году наметилась тенденция усиления роли компаний обслуживающих государственные лизинговые программы. В России пять первых строчек рейтинга занимают лизинговые компании с государственной формой собственности. На белорусском рынке безусловным лидером является государственный лизинговый оператор ОАО «Промагролизинг», специализирующийся на обслуживании государственных программ.

Таким образом, причиной широкого распространения лизинговых операций в Республике Беларусь является ряд его преимуществ по сравнению с другими формами инвестирования. Несмотря на отсутствие специальных налоговых и таможенных льгот (отсутствие льготных ставок налогообложения доходов от лизинга), а также отсутствие норм по предоставлению участникам лизинговой деятельности льготных кредитов, прямых либо косвенных бюджетных дотаций, состояние правовой базы Республики Беларусь позволяет говорить о высоком потенциале развития лизинга как отрасли экономики, призванной стать одним из главных рычагов оперативного и эффективного обновления основных фондов предприятий и в первую очередь производственных [5].

При этом важно отметить, что преимущества в использовании лизинга обусловлены не его особым правовым статусом (закрепленные в действующем законодательстве формы государственной поддержки лизинга не могут рассматриваться в качестве льготных по отношению к другим видам бизнеса), а экономической природой лизинга.

В целом, 2010 год можно назвать удачным для лизинговой отрасли. В первую очередь – это рост объема нового бизнеса по сравнению с 2009 годом в 2 раза, и за пятилетку с 2006 года – 3,24 раза. Стабильный рост лизингового портфеля говорит об устойчивом развитии отрасли. Подавляющее число договоров составляют договора финансового лизинга. В то же время, объем оперативного лизинга на уровне 1% лизингового портфеля, говорит о том, что в стране еще не созданы законодательные предпосылки для развития этого перспективного вида лизинга.

 

 

 

 

 

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  ЛИЗИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

3.1. Факторы, сдерживающие  развитие лизинга в Республике  Беларусь 

 

В нашей стране лизинг рассматривается органами государственного управления как одна из форм привлечения инвестиций в деятельность предприятий в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов, также имеющая широкую перспективу в решении проблем технического перевооружения и сбыта продукции отечественного машиностроения. За время почти двадцатилетней истории развития лизинговых отношений в Республике Беларусь создана одна из наиболее благоприятных нормативных баз по этому вопросу в странах СНГ. Так, существующие нормы свободной амортизации объекта лизинга (возможность его полной амортизации за год) являются практически беспрецедентными в мировой истории развития лизинговых отношений [23].

В то же время для официальной статистики информация о развитии данного сегмента рынка капитала недоступна. Так, проводившиеся на основании государственной статистической отчетности в 2004-2007 гг. исследования рынка лизинговых услуг прекратились, начиная с 2008 г. При этом следует отметить, что с 2010 г. вновь проводится исследование рынка силами Национального статистического комитета [1].

Силами Белорусского союза лизингодателей неоднократно проводились попытки построения рэнкингов лизинговых компаний для отражения ситуации на рынке лизинговых услуг Республики Беларусь и повышения его прозрачности, которые в 1997 г. и 2004 г. завершились успешно (в широкой печати были опубликованы рэнкинги ведущих лизинговых компаний по объему переданного в лизинг имущества по 1996 и 2003 гг.). В 2007 г. компанией ЗАО "ИПМ-Консалт" была проведена первая попытка создания частного рейтинга белорусских лизинговых компаний (в нем приняло участие 12 специализированных лизинговых компаний, а сам рейтинг был составлен на основе четырех показателей: объем нового бизнеса, текущий лизинговый портфель, соотношение общего числа клиентов за год и числа заключенных лизинговых договоров, а также объем полученных лизинговых платежей). В 2007-2010 гг. в рамках деятельности Белорусского союза лизингодателей проводились официальные рейтинги лизинговых компаний.

Итоги рейтинга лизинговых компаний Республики Беларусь за 2007-2010 годы представлены в Приложении [29].

Однако характерной особенностью отечественного рынка лизинговых услуг остается низкая прозрачность. Далеко не все участники готовы предоставлять достоверную информацию о себе. Мотивы такого решения –  нежелание оказаться в нижней части рейтинга по причине небольших объемов лизинговых операций и нежелание привлекать внимание к своей деятельности [14, с.41].

Низкая прозрачность рынка является на сегодняшний день одним из основных барьеров на пути дальнейшего развития лизинговых отношений в Республике Беларусь.

Изучение динамики рынка лизинговых услуг позволяет отметить, что в целом прошедший финансово- экономический кризис не явился катастрофой для лизинговых компаний, и спад 2009 г. явился кратковременным. Однако небольшая часть компаний сошла при этом с дистанции. Так, прекратили свое существование несколько крупных компаний, среди которых многолетние лидеры рейтинга ЗАО «МАЗконтрактлизинг» и ИООО «Парекс-лизинг».

В 2010 году по сравнению с предыдущим рейтингом добавилась информация по шести новым участникам: СООО «ВТБ-Лизинг», ООО «Люкслизинг», ИООО «Микро лизинг», ЗАО «Промлизинг», ИООО «Сэнтэкинвест» и ООО «Финпрофит». В совокупности объем нового бизнеса, приходящийся на указанные компании, составляет 13,4% совокупного объема операций по участникам рейтинга. Еще четыре компании вернулись к участию в рейтинге после годичного перерыва (когда они не пожелали декларировать показатели кризисного года).

В то же время восемь компаний отказались продолжать сотрудничество в части предоставления инфор­мации о лизинговой деятельности. Это «Стройдормашлизинг», «Лизинг- белмаш», «Кредэксбанк», «Бизнес- лизинг», «МАЗконтрактлизинг», «Парекс-лизинг», «Лида-сервис» и «Лизинговые операции». При этом их объем нового бизнеса в 2009 г. составлял 3,7% совокупного объема операций по участникам рейтинга.

В целом, лизинговые компании, принявшие участие в рейтинге по итогам 2010г., занимают порядка 70% доли рынка лизинговых услуг Республики Беларусь или 76% доли в сегменте лизинговых компаний, что позволяет признать его репрезентативным [29].

Следует отметить, что в противоположность предыдущему году рост рейтинговой оценки не продемонстрировала ни одна лизинговая компания, в то же время наибольшую потерю в рейтинговой оценке продемонстрировали компании первой пятерки. Так, ОАО «Агролизинг» потеряло почти 340 баллов (существенное падение - более 300 баллов - характерно для этой компании второй год подряд), а СООО «Райффайзен-Лизинг» потеряло около 90 баллов (падение около 100 баллов второй год подряд). В целом компании первой пятерки потеряли в рейтинговой оценке 428 баллов (2 431 балл в рейтинге за 2010 г. при 2 859 баллов в рейтинге за 2009 г.).

Ориентируясь на российский и международный опыт, можно прийти к выводу, что появление такого рейтинга будет наглядной демонстрацией уровня развития лизинговых компаний и рынка лизинга в целом. Кроме того, рейтинг является дополнительным средством ориентации потребителя при выборе компании. Ведь, учитывая объективность и реальность оценок по ряду показателей, потенциальный лизиногополучатель сможет выбирать партнера, исходя из его квалификации и значимости на рынке. А уверенность в надежности партнера будет подкрепляться мнением независимых экспертов.

Однако в Беларуси показатель инвестиций через лизинг пока весьма незначителен. В условиях, когда собственником большинства промышленных предприятий – основных потребителей лизинговых услуг –  является государство, предпочтительнее для них всегда будут прямые инвестиции. И хотя государство на законодательном уровне поддерживает лизинг, из-за неразвитости частного сектора в экономике отсутствует среда для его интенсивного роста. К сожалению, в такой ситуации говорить о каком-то гарантированном росте лизинговых услуг не приходится.

Таким образом, в последнее время на внутреннем рынке лизинговых услуг наметился ряд проблем, сдерживающих его развитие и ограничивающих возможности реализации потенциала, заложенного в течение уже почти 20-летнего опыта формирования правовой базы осуществления лизинга, и работы предпринимателей Республики Беларусь в указанном секторе экономики. К таковым относятся [20].

1. Ограничения в эффективном  использовании уплаченного налога  на добавленную стоимость. В настоящее  время лизинговые компании имеют достаточно мало возможностей по использованию (зачету) НДС, так как обычно не осуществляют никакой иной постоянной предпринимательской деятельности, кроме лизинга. В результате, в форме НДС «замораживаются» значительные финансовые ресурсы, которые могут быть высвобождены и направлены на совершение лизинговых сделок и обновление основных фондов белорусских предприятий.  В условиях недостатка финансовых ресурсов возможность уплаты (зачета) НДС в счет уплаты иных обязательных платежей в бюджет в значительной степени будет способствовать усилению активности лизинга в стране.

2. Налогообложение добавленной  стоимости процентной ставки  по банковскому кредиту, привлекаемому  для финансирования лизинговой  сделки. Обложение НДС процентной  ставки по привлекаемому для лизинговых операций банковскому кредиту неоправданно увеличивает размер «замораживаемых» средств лизинговой компании. В то же время, например, проценты по кредиту, выдаваемому банком субъекту хозяйствования или проценты по корпоративным облигациям юридических лиц - НДС не облагаются.  Такое положение дел делает недоступным (более дорогим) инструмент лизинга для субъектов хозяйствования–неплательщиков НДС и, фактически, удорожает лизинг для остальных предприятий.

Информация о работе Финансовый лизинг в Республике Беларусь