Финансы бюджетных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 12:11, контрольная работа

Краткое описание

В первом вопросе рассматриваются документообороот и порядок взаимодействия с Казначейством РФ. Второй вопрос посвящен формам и особенностям финансового контроля в бюджетных организациях

Содержание

1. Документооборот и взаимодействие между бюджетным учреждением и Казначейством РФ или органами казначейства…………………………..
1.1. Исполнение федерального бюджета и необходимость организации Федерального казначейства:
1.2 Роль Федерального Казначейства в бюджетном процессе
1.3 Задачи и функции органов федерального казначейства
1.4. Права и обязанности органов Федерального казначейства
2. Формы и особенности финансового контроля в бюджетной организацией…………………………………………………………………
2.1 Понятие и сущность финансового контроля……………………..
2.2 Методы и формы финансового контроля………………………….
2.3 Осуществления и совершенствования государственного финансового контроля…………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………………...16
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 99.91 Кб (Скачать файл)

Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных  и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта  ответственность может быть выражена как в административных, так и  в экономических (материальных) мерах  воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный  и ведомственный. Общегосударственный  финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной  подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные  отделы министерств, концернов, соответствующие  управления местных органов власти и др. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

В России выполнение задач организации, осуществления и контроля за исполнением  Республиканского бюджета Российской Федерации возложено на казначейство.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т. д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений.

Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы  и службы. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают  всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы  являются независимыми организациями, призванными способствовать повышению  качества контроля, его объективности.

Иногда такого рода классификацию  представляют в виде деления на государственный  контроль, аудит и общественный контроль. Поясним понятие общественного  контроля. Общественный контроль реализуется  без посредства специальных государственных  органов через общественные институты  и на основе законов, обязывающих  власть предоставлять информацию обществу. Поскольку в демократическом  обществе важное значение придается  неуклонному соблюдению принципа свободы  слова, то большую роль в осуществлении  общественного контроля играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных и политических объединений. Нередко деятельность общественного контроля базируется на информации, предоставляемой органами государственного финансового контроля, прежде всего счетными палатами, для  которых гласность является важнейшим  принципом работы.

Принцип гласности, который  законодательно определен как базовый  принцип деятельности счетных палат, реализуется через представление  отчетов об их деятельности органам  представительной власти, проведение открытых слушаний по материалам этих отчетов на заседаниях органов законодательной  или исполнительной власти с участием заинтересованных граждан, публикацию отчетов о проведенных контрольных  мероприятиях в средствах массовой информации, размещение этих материалов в Интернете (на официальных сайтах этих органов)1. Таковым является официальный сайт Счетной палаты РФ, где размещена информация о деятельности контрольного органа и отчеты по выполненной работе2.

 

    1.       Методы и формы  финансового контроля.

Под формой финансового  контроля понимают конкретное выражение  и организацию контрольных действий.

По характеру материала, на основе которого проводится, контроль подразделяется на документальный (формальный) и фактический.

Источниками информации для  документального (формального) контроля служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая  отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация.

Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния  проверяемых объектов по данным их осмотра (пересчета, взвешивания, лабораторного  анализа и т.п.), а поэтому он не может быть всеобъемлющим из-за непрерывности хозяйственных ситуаций. Полноценность и неопровержимая доказательность первичных документов и учетных записей при необходимости  устанавливаются с помощью специальных  приемов фактического контроля. Поэтому оба вида контроля существуют не изолированно, а дополняют друг друга3.

Финансовый  контроль осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В зависимости  от периода проведения он классифицируется следующим образом:

предварительный контроль проводится на этапе составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения представительным органом власти. Он также осуществляется при составлении смет бюджетополучателей, разработке финансовых законопроектов и др. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия. Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительских документов и т. д.

текущий (оперативный) контроль. Он осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных норм налогообложения и бюджетных ассигнований, выявление и пресечение нарушений в бюджетной сфере. Текущий контроль является наиболее распространенной формой финансового контроля. Его основой является анализ оперативной отчетности об исполнении бюджета и бухгалтерских документов. Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов. Последующий контроль – это ревизия уже исполненного бюджета, которая проводится по окончании финансового года. Проверке подлежит исполнение плановых показателей по каждой статье доходов и расходов, определенной законом о бюджете, а также исполнение смет бюджетных учреждений.

Для осуществления  контроля могут использоваться различные  методы, к числу которых относятся:

а) проверки, которые подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении;                                                                                                                 б) обследование. Основано на личном ознакомлении проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.; в) экономический анализ – анализ финансового состояния, предполагает оценку результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его капитала. Особое значение экономический анализ приобретает при осуществлении контроля в бюджетной системе. Поскольку бюджетная система является одним из важнейших инструментов регулирования социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки стратегии экономической политики государства на перспективу;  г) ревизия. Это наиболее распространенный метод контроля. Ревизия – это комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов. Ревизии проводятся в органах государственной власти и их отдельных структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере. В зависимости от того, насколько широко ревизии охватывает деятельность проверяемого объекта, можно выделить следующие их виды: комплексные ревизии. Это наиболее распространенный вид проверок. Он охватывает все стороны деятельности ревизуемой организации: финансовые и хозяйственные операции, организацию производства, эффективность использования ресурсов, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, состояние бухгалтерского учета и др. Для проверки отдельных вопросов могут привлекаться специалисты в предметной области;  тематическая ревизия, при которой проверке подлежит лишь определенный участок деятельности организации. Такая ревизия не дает полного представления о работе объекта, но позволяет провести углубленный анализ по какой-либо одной проблеме. Если проверка однородных участков проводится в нескольких организациях, это дает возможность выявить типичные недостатки, разработать рекомендации по их преодолению. Все нарушения, которые были выявлены в процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальным документом, на основе которого делаются выводы о деятельности организации и принимаются последующие управленческие решения. Ответственность за точность его составления несет ревизор. В акте ревизии должно содержаться описание фактов нарушений, указано время их совершения, стоимостная оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и предположения ревизора. Ревизоры также не имеют права вмешиваться в управление проверяемой организацией, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания. После ознакомления с актом ревизии руководитель контрольного органа выносит решение по устранению выявленных недостатков. Материалы проверок могут быть также направлены в вышестоящие инстанции, а при наличии серьезных нарушений – в следственные органы4.

2.3     Осуществления и совершенствования государственного финансового контроля.

 

Государственный финансовый контроль основывается на Конституции РФ, Гражданском, Налоговом и Бюджетном кодексах РФ, федеральных законах, законодательных  актах субъектов Федерации и  органов местного самоуправления5.

Главной целью государственного финансового контроля является установление соответствия практики управления финансовыми  ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного  продукта задачам финансовой политики государства.

Важнейшая обязанность государственного финансового контроля состоит в  обеспечении органов государственной  власти и обществ всеобъемлющей  и достоверной информацией о  формировании и использовании государственных  средств.

Объектами государственного финансового контроля являются денежные отношения, возникающие в связи  с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (и его  организаций) и использованием этих средств на удовлетворение нужд государства  и всего общества.

Государственному финансовому  контролю подлежат:

  • органы государственной власти (в том числе их аппараты);
  • государственные предприятия и учреждения, а также предприятия, учреждения и организации с участием государства;
  • предприятия, организации, учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии;
  • государственные бюджетные и внебюджетные фонды;
  • органы местного самоуправления, предприятия и организации вне зависимости от видов и форм собственности, а также физические лица, если они получают, перечисляют, используют государственные средства или управляют ими, имеют предоставленные законодательством или органами государственной власти налоговые, таможенные или иные льготы и преимущества;
  • общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации в части, связанной с получением, перечислением, использованием государственных средств или управлением ими, а также в части предоставленных законодательством или органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ;

предпринимательские структуры и  физические лица в части уплаты налогов  и осуществления деятельности, регулируемой государством6.

В рамках бюджетного процесса многие его участники наделяются контрольными функциями. Эти полномочия выполняют  глава государства, органы исполнительной и законодательной власти, специализированные контрольные органы, а также распорядители бюджетных средств.

Принцип разделения властей придает  важную роль финансовому  контролю за  деятельностью  органов  исполнительной власти  со    стороны    органов представительной власти и  определяет его новое содержание. Основы контроля закреплены в Конституции  российской Федерации, в Конституциях республик в составе Федерации, а также в основных законах  и правовых актах представительных органов местного самоуправления и  органов исполнительной власти.

Государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой  Федерального Собрания, Главным контрольным  управлением (КРУ) и главным управлением  казначейства Минфина РФ, Государственным  таможенным комитетом, Госналогслужбой, Федеральной службой налоговой  полиции, Федеральной комиссией  по рынку ценных бумаг РФ. Ведомственный  контроль выполняется контрольно-ревизионными службами министерств и ведомств7. Президентский контроль за состоянием государственных финансов осуществляется в соответствии с Конституцией путем подписания федеральных законов, издания указов и распоряжений по финансовым вопросам и др. Его целью является обеспечение целостности экономического пространства страны, единства бюджетной и налоговой политики на всей ее территории. В состав Администрации Президента РФ входит Главное Контрольное управление, которое также наделено рядом полномочий. Оно не может самостоятельно применять какие-либо санкции, оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений. Предложения, сделанные по итогам проверок, вносятся на рассмотрение Президента.

В обеих палатах Федерального Собрания имеются специальные комитеты, отвечающие за рассмотрение вопросов, связанных  с государственными финансами. К  их функциям относится проверка доходов  и расходов, предусмотренных законопроектом о бюджете на очередной год, подготовка заключения на проект бюджета, контроль за рациональным использованием государственных средств.

Для осуществления контрольных  полномочий парламент наделяется следующими правами: получать от органов исполнительной власти и местного самоуправления сопроводительные материалы, необходимые при утверждении  бюджета; получать от государственных  финансовых органов оперативную  информацию о ходе исполнения бюджета; выносить оценку деятельности органов, исполняющих бюджет, и др. Законодатели регулярно получают сведения о состоянии  государственных финансов через  специально созданный контрольный  орган – Счетную палату. Основной задачей Счетной палаты является проведение внешнего аудита бюджета. Принцип  гласности, который законодательно определен как базовый принцип  деятельности счетных палат, реализуется  через представление отчетов  об их деятельности органам представительной власти, проведение открытых слушаний по материалам этих отчетов на заседаниях органов законодательной или  исполнительной власти с участием заинтересованных граждан, публикацию отчетов о проведенных  контрольных мероприятиях в средствах  массовой информации, размещение этих материалов в Интернете (на официальных  сайтах этих органов)8. Ее функции и статус будут рассмотрены нами более подробно.

Информация о работе Финансы бюджетных учреждений