Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 15:31, дипломная работа
Переход к рыночной экономике, проведение социально-экономических и политических реформ и преобразование всех сфер жизнедеятельности, социально-экономическая нестабильность и другие процессы оказали в годы обретения независимости в Кыргызской Республике решающее влияние на динамику и характер развития его народонаселения. В связи с этим, исследование социально-экономических проблем развития финансов социальной сферы в Кыргызской Республике в условиях формирования рыночных отношений является весьма актуальным.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1. Социальная сфера и ее основные функции в системе социально-экономических отношений
1.2. Инновационные методы управления социальной сферой
1.3. Социальная сфера с точки зрения рыночной экономики
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1. Становление социальной сферы в Кыргызской Республике
2.2. Состояние социальной сфера Кыргызской Республики в 2008 году
2.3. Проблемы развития социальной сферы и пути решения
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
3.1. Финансы социальной сферы в условиях переходной экономики
3.2. Финансирование социальной сферы в Кыргызской Республике и проблемы его развития
3.3. Пути развития финансирования социальной сферы Кыргызской Республики в 2009 году
Используются также показатели уровня здравоохранения, образования, жилищно-коммунальных услуг и др. Например, обеспеченность населения школами, детсадами, врачебным обслуживанием (в расчете на 100 человек), пунктами обслуживания, прачечными, банями, парикмахерскими, столовыми. Для определения уровня удовлетворения потребностей населения его сравнивают с нормативами потребления, имеющими научное обоснование. Например, наукой о питании человеку рекомендуется в год потреблять 150 кг овощей, 70 - 80 кг фруктов, 60 - 70 кг мяса.
Общепринятым показателем уровня жизни считаются денежные доходы населения в расчете на 1 человека или семью. Принято сравнивать месячный доход с так называемым прожиточным минимум, рассчитанным исходя из потребления минимального необходимого набора благ и услуг или физиологического минимума. Он рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем практически без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров в течение относительного короткого периода.
Другим видом прожиточного минимума является социальный минимум. Помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей он включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы.
О людях, потребление которых ниже предусмотренного прожиточным минимумом, принято говорить, что они живут "за чертой бедности".
На уровень жизни наряду с денежными доходами влияют так называемые общественные блага или общественные фонды потребления. Они предоставляются государством бесплатно или за ограниченную плату либо в виде специальных выплат (трансфертов), либо в натуральном выражении. В странах с рыночной экономикой для населения с низкими доходами блага и услуги бесплатны или частично платны. В государствах с централизованной экономикой полностью бесплатными могут быть образование и здравоохранение, частично услуги культуры и физической культуры, в некоторой степени питание и отдых для отдельных слоев и групп населения. Характеризуют уровень жизни также имущественные и денежные накопления населения. Они дополняют представления о текущих доходах людей, позволяя судить в целом об имущественном цензе и денежных сбережениях.
Уровень жизни характеризуют такие специфические показатели, как детская и общая смертность, уровень заболеваемости и средняя продолжительность жизни.
Экономический уровень жизни населения на практике тесно связан с качеством жизни и свободным временем
При всем многообразии количественных показателей уровня жизни они не могут дать общего представления об условиях, в которых живут люди. Социально ориентированная экономика призвана способствовать удовлетворению запросов, интересов, потребностей человека, создавать ему необходимые условия жизни. Все это находит выражение в понятии "качество жизни".
Качество есть обобщенная категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Это объективная и всеобщая характеристика, обнаруживающаяся в совокупности свойств и условий жизни, отвечающих растущим потребностям населения. Понятие включает и характеризует весь диапазон свойств жизни, охватывает все ее стороны, отражает удовлетворенность людей предоставленными им материальными и духовными благами, отражает обеспеченность, комфортность, удобство жизненных условий и их соответствие современным требованиям, здоровый образ жизни и ее продолжительность. Словом, имеется в виду не один критерий и показатель и их количественная форма.
В мировой практике в последние годы для определения качества жизни стали пользоваться так называемыми показателями, или индексами, общественного развития страны, объединяющими в себе многие экономические и социальные показатели. Они включают образовательный уровень населения, продолжительность жизни, продолжительность рабочей недели и ряд других. В Докладе программы ООН по развитию людских ресурсов (1993 г.) приводятся показатели индекса и место стран по общественному развитию. Например, Япония имела индекс общественного развития 0,983 и занимала 1-е место по общественному развитию; Канада - соответственно, 0,982 и 2-е место; США - 0,976 и 6-е место; Германия - 0,957 и 12-е место. Заметим, что занимаемое место по ВВП на душу населения не совпадает с индексом по общественному развитию.
Экономический
анализ включает в объяснение качества
жизни состояние окружающей среды.
Загазованность воздушного бассейна,
загрязнение почв и воды, городской
шум - все это следствие
Смешанная
экономика не устраняет неравенства
распределения, и поэтому различия
в экономическом благосостоянии
существенны. По мере экономического роста
представления о стандарте
Экономика имеет дело не только с изучением товарно-денежных отношений. Она имеет дело и с такими фундаментальными ценностями жизни, как время. Политическая экономия постепенно приближается к изучению этого важного нематериального аспекта человеческого существования. Как люди тратят самое драгоценное, что у них есть со дня рождения, - время?
Мы уже рассматривали ранее, как рациональный покупатель распределяет свой ограниченный бюджет для покупок товаров с учетом их предельной полезности. В наш стремительный век люди учатся распределять свое ограниченное время с желанием получить тот же предельный эффект, что и каждый последний час, затраченный на различные полезные развлечения. При этом перед людьми всегда существует выбор, определяемый альтернативной стоимостью его свободного времени.
Количество
свободного времени, которым располагает
человек и которое может
Желаемый уровень жизни, ее качество для многих людей в нашей стране требуют поддержки и защиты со стороны других граждан, их объединений и государства.
Обратим теперь внимание на дифференциацию доходов населения, возникающую в результате экономического спада, снижения производства и уменьшения создаваемого национального продукта. Причиной такого различия в уровне доходов могут быть также численность семей, оплата труда, здоровье человека и т.д. Вследствие этих объективных и субъективных причин на периферии российской экономики появляются бедные и малоимущие слои населения. Эти люди располагают ограниченными средствами к существованию.
В соответствии их доходов прожиточному минимуму они зависят от государства не только в плане денежной помощи, но и в обеспечении жильем, медицинской помощью, обучением, рядом товаров и услуг. Нагрузка на государственный бюджет возрастает, увеличение налогообложения снижает доходы предприятий и работников. Ограниченные бюджетные поступления и наращивание социальных расходов госбюджета ведут к росту дефицита бюджета и инфляции. А это порождает новые социальные напряжения. Следовательно, в этих условиях задача полной социальной поддержки всего населения нереальна. Если мы попытаемся предоставить блага в желаемом количестве одним, то пострадают другие, у кого эти блага отнимут или кому они не достанутся.
Поэтому общество и правительство должны осознать, что всеобщая социальная защита населения в условиях экономического спроса невозможна. Необходимо определять отдельные слои и группы населения, наиболее нуждающихся в социальной поддержке. В странах с рыночной экономикой принят избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в помощи. Такие категории населения принято называть социально уязвимыми слоями. Среди критериев такого подхода - уровень дохода, размеры личного хозяйства, состояние здоровья, семейное положение и т.д. Следовало бы учитывать так называемый имущественный ценз: денежные сбережения, накопленное богатство, а не только официальные денежные доходы.
В США существует практика определения семей, которые находятся в предпороговой бедности. К ним относят семейные хозяйства, которые классифицировались бы в качестве бедных, если бы они не получали помощь от государства в виде трансфертных платежей. Предпороговая бедность фиксируется даже в том случае, если система социального обеспечения, благотворительная деятельность или другой вид государственной помощи повышают зарегистрированный доход таких домохозяйств выше черты бедности.
Сложилась практика считать семьи с низким денежным доходом на члена семьи, семьи, потерявшие кормильца, матери, воспитывающие детей в одиночку, инвалиды, престарелые, пенсионеры, получающие низкие пенсии, студенты, живущие на стипендию, безработные, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов, незаконного преследования. К социально уязвимым в ряде случаев относят детей.
Социальное вспомоществование может быть проявлено в самых разнообразных формах: в виде различных денежных пособий, предоставления материальных благ, неденежных форм помощи - бесплатного питания, приюта, крова, оказания медицинской, юридической, психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления. Государственные органы финансируют, а практическая деятельность осуществляется местными органами власти, благотворительными организациями, церковью.
Проблема социальной защиты наиболее остро проявляется в условиях инфляции, безработицы. Для смягчения падения потребления и жизненного уровня частично применяется индексация доходов, т.е. их увеличение по мере роста розничных цен. Однако возможности индексации доходов ограничиваются опасениями наводнения рынка денежной массой, ведущей, как следствие, к новому росту цен и возникновению инфляционной спирали.
Для определенных слоев и категорий населения со стороны государства существуют различные виды социальной поддержки. Люди, находящиеся на длительном или постоянном иждивении общества и государства, живут в основном за счет социальной отрасли экономики, называемой социальным обеспечением.
Наиболее распространенный вид социального обеспечения - пенсионное обеспечение. Пенсия по возрасту зависит от стажа работы и уровня заработной платы. Закон предусматривает каждому пенсионеру выплату пенсии не ниже минимального уровня.
Наряду с пенсией по старости выплачиваются пенсии по инвалидности, обусловленные состоянием здоровья.
Пенсии выплачиваются из средств пенсионного фонда, образуемого за счет отчислений юридических лиц и частично государственного бюджета. В условиях рыночной экономики предприятия получают возможность создавать собственные пенсионные фонды для выплаты пенсий своим работникам.
Из
средств государственного и местного
бюджетов различным категориям нуждающегося
населения предоставляются
Государство создает детские дома, интернаты, принимая на себя заботу о детях, лишенных родителей. Для престарелых людей, не имеющих детей и родных, способных оказать помощь, уход, услуги, создаются дома престарелых.
Для учащейся молодежи распространенным видом денежной помощи является выплата стипендий.
Официально зарегистрированным безработным государство выплачивает пособие по безработице. В первые месяцы помощь безработным выплачивается в объеме, близком к заработной плате, в последующие месяцы снижается.
Особый
вид социальной помощи - медицинская
помощь. В значительной степени она
оказывается бесплатно. В переходный
период неизбежно частичное
Информация о работе Финансы социальной сферы в Кыргызской Республике