Финансы социальной сферы в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 15:31, дипломная работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике, проведение социально-экономических и политических реформ и преобразование всех сфер жизнедеятельности, социально-экономическая нестабильность и другие процессы оказали в годы обретения независимости в Кыргызской Республике решающее влияние на динамику и характер развития его народонаселения. В связи с этим, исследование социально-экономических проблем развития финансов социальной сферы в Кыргызской Республике в условиях формирования рыночных отношений является весьма актуальным.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1. Социальная сфера и ее основные функции в системе социально-экономических отношений
1.2. Инновационные методы управления социальной сферой
1.3. Социальная сфера с точки зрения рыночной экономики
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1. Становление социальной сферы в Кыргызской Республике
2.2. Состояние социальной сфера Кыргызской Республики в 2008 году
2.3. Проблемы развития социальной сферы и пути решения
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
3.1. Финансы социальной сферы в условиях переходной экономики
3.2. Финансирование социальной сферы в Кыргызской Республике и проблемы его развития
3.3. Пути развития финансирования социальной сферы Кыргызской Республики в 2009 году

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы развития финансов социальной сферы в Кыргызской Республике.doc

— 904.50 Кб (Скачать файл)

     Под социальным маркетингом в муниципальной  сфере понимается единство научной концепции и целостной системы управления и технологии работы на муниципальном рынке в целях реализации социальных потребностей населения территории на основе создания, предложения, доведения или трансферта товаров, услуг и денежных средств.

     Такое определение отражает двойственный характер самой стратегии социального маркетинга в муниципальной сфере: с одной стороны, как научной концепции (социально-экономического процесса, идеологии, искусства, стиля мышления, ориентированного на рынок и т.д.) и, с другой стороны, как эффективного методического и практического инструмента, применение которого представляется целесообразным использовать для решения важнейших социальных задач, стоящих перед муниципальным образованием на современном этапе [1, с. 17].

     Социальный  маркетинг является одной из функций  стратегического управления [2, с. 34]. Без стратегии невозможно достичь  поставленных целей, в особенности  невозможно решить сложные социальные проблемы, стоящие перед органами местного самоуправления.

     Разработка концепции маркетинга в социальной сфере – это разработка надлежащей философии маркетинга как системы [3, с. 68], исходящей из понимания уникальности среды, в которой функционируют организации социальной сферы, особенностей миссии, которую они выполняют, а также специфики предоставляемых услуг, направленных на выполнение прежде всего социальных функций. Все это свидетельствует о настоятельной необходимости разработки стройной теории социального маркетинга и его теоретико-прикладных аспектов применительно к рынку социальных услуг. Маркетинг может выступать здесь как базовая технология управления развитием социальной сферы муниципального образования и как новая интегрирующая функция управления социальными процессами по гармонизации потребностей и интересов жителей муниципального образования [4, с. 42].

     Муниципальная деятельность реализуется благодаря  системе социальных услуг, предоставление которых обеспечивает составляющие качества жизни и служит важной составляющей частью муниципального управления [5, с. 198].

     Целесообразность  применения маркетингового подхода объясняется, на наш взгляд, следующими причинами:

  • решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, ориентированного на удовлетворение их социальных нужд и потребностей, переносится на муниципальный уровень;
  • процесс децентрализации власти способствует передаче многих важных полномочий, особенно в социальной сфере, на муниципальный уровень;
  • наблюдается усиление конкуренции с частным сектором в сфере предоставления социальных услуг;
  • происходит сокращение финансирования сферы социальных услуг из-за постоянного дефицита бюджета;
  • дифференциация спроса на рынке социальных услуг определяется социальным расслоением современного общества по уровню доходов;
  • рыночные механизмы проникают в развитие и функционирование социальной сферы [6, с. 186];
  • происходит поиск новых подходов к формированию социальных отношений в российском обществе, совершенствование процессов управления социальной сферой, особенно на местном уровне, где сосредоточена основная масса учреждений и предприятий, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей и нужд населения.

     Использование технологии социального маркетинга на муниципальном уровне для руководителей  муниципальных образований имеет  ряд привлекательных сторон:

     Ориентация  социальной политики на конкретных потребителей повышает эффективность реализации соответствующих муниципальных и государственных программ.

     Решение социальных проблем на муниципальном  уровне позволяет повысить уровень  методов и технологий процесса социального  управления, сконцентрировать усилия на решении острейших социальных проблем.

     Маркетинговые технологии по изучению рынка социальных услуг позволят создать информационно-социологическую  базу по подготовке концептуальных стратегических решений и разработке целевых  и комплексных программ, отражающих протекающие в местном сообществе многообразные социальные процессы, а также их всесторонний анализ.

     При рациональном использовании социального  маркетинга возрастает удовлетворенность  деятельностью муниципалитетов  со стороны потребителей общественных услуг, то есть со стороны различных слоев населения, что будет способствовать стабилизации и социальному развитию местного сообщества.

     Создаются условия по улучшению материального  положения, уровня и качества жизни  всех слоев и групп населения  местного сообщества.

     Формируются твердые гарантии соблюдения конституционных  прав граждан в области социальной защиты, уровня образования, охраны здоровья, культуры, обеспеченности граждан жильем и коммунальными услугами.

     С другой стороны, процесс социализации управления экономикой позволяет рассматривать концепцию социального маркетинга как специфическую функцию социально-экономического управления и как особый инструмент планирования [7, с. 92]. В данном случае строится модель программно-целевого управления социально-экономическими процессами, где концепция маркетинга встраивается в эту модель как на социальном, так и на экономическом уровне.

     Целью социального маркетинга должно стать  максимальное удовлетворение потребностей граждан в рамках выделенных общественных затрат.

     Рынок социальных услуг входит в так  называемый общественный сектор экономики, который, в отличие от рыночного, имеет дело с общественными благами, в большинстве своем не являющихся предметом купли-продажи, в связи  с чем доминирующее место здесь занимает деятельность государства. В соответствии с предназначением социальных услуг общество в лице государства как субъекта рынка социальных услуг берет на себя функции финансирования социальной сферы за счет средств, полученных от субъектов хозяйствования и отдельных граждан в виде налогов (рис. 1.2.1).

     Сфера социальных услуг вызывает необходимость  в общественных инвестициях, так  как частные инвестиции в данную сферу ограничены. «Социальные инвестиции представляют собой вложения ресурсов в человеческий капитал в целях получения нематериального блага, качественного повышения материального благополучия и здорового интеллекта членов общества. При этом основу воспроизводства человеческого капитала составляет инвестирование, выступающее его исходным условием» [8, с. 129].

     

     Рис. 1.2.1. Схема создания и реализации социальных услуг населению на муниципальном рынке 

     Определение социального маркетинга в муниципальной  сфере должно строиться на ряде теоретических  предпосылок, основными из которых  являются следующие:

     Социальную  сферу следует понимать как особый срез общественной жизни, как специфическую  сферу развития общества.

     Отрасли социальной сферы можно подразделить на две группы:

     – отрасли и виды деятельности, призванные удовлетворять социальные потребности (образование, культура и искусство, здравоохранение, социальное обеспечение, физкультура и спорт);

     –  отрасли и виды деятельности, призванные удовлетворять бытовые потребности, способствующие экономии труда в  домашнем хозяйстве и увеличению свободного времени (бытовое обслуживание населения, жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт и связь в части обслуживания населения).

     Услуги, оказываемые отраслями социальной сферы, должны обладать свойствами несоперничества  и неисключаемости, т.е. относиться к категории общественных услуг.

     Рынок социальных услуг должен формироваться  через целенаправленное регулирующее воздействие субъектов социальной политики с помощью правовых норм, налогов и государственных расходов.

     Социальные  услуги должны относиться к общественным благам, т.е. к тем, потребление которых общество желало бы сделать обязательными для всех своих членов.

     Необходимо  наличие соответствия общественных благ потребностям не индивидуального, а общественного потребителя  и не всеми сложившимися потребностями, а общественно признанными.

     Под муниципальным рынком социальных услуг  понимается целостная и взаимосвязанная  система экономических отношений, возникающих по поводу формирования и распределения доходов муниципалитета, взаимоотношений получателей средств бюджета, коммерческих и некоммерческих хозяйствующих субъектов, органов исполнительной и представительной власти и других участников рынка социальных услуг, связанных с производством и движением товаров, работ, услуг и денежных средств, обеспечивающих их обмен и исполняющих специальные (аллокационные) функции для удовлетворения социальных потребностей жителей территории в форме платежеспособного спроса, трансфертов (обмена) и бюджетного финансирования.

     При этом необходимо учитывать, что отличительной особенностью рынка социальных услуг является его разделение на отдельные крупные сегменты, представляющие собой самостоятельные рынки, существенно отличающиеся друг от друга (рис. 1.2.2).

     Развивающийся на основе общественного разделения труда и его последующей специализации, определяемый в значительной степени интересами государства и регулируемый не только экономическими, а в большей степени социально-политическими инструментами и методами, муниципальный рынок социальных услуг становится сегодня очень важной частью единого национального рынка.

     

     Рис. 1.2.2. Структура сегментов рынка услуг в системе социального маркетинга.

     Из  этого следует, что муниципальное  образование является материальной и институциональной основой  использования технологий маркетинга практически на всех уровнях управления им. В соответствии с этим можно говорить о целях, задачах и функциях социального маркетинга как инновационного метода управления социальной сферой на уровне муниципальных образований, о его стратегии, тактике и особенностях формирования комплекса маркетинга.

     На  наш взгляд, важнейшую роль в понимании  содержания социального маркетинга в муниципальной сфере играет категория обмена» [9, с. 73 ]. Такие  экономические категории, как потребности, обмен, купля-продажа, конкуренция, право выбора и др., не только являются неотъемлемыми чертами социально маркетинга, но в значительной степени определяют его сущность. Вместе с тем социальный маркетинг имеет характерные особенности, отличающие его от так называемого «классического» маркетинга. Ими являются, в частности, следующие:

  • присутствие на рынке большого числа получателей бюджетных средств с различными целями, задачами, интересами и сферой деятельности; большие объемы финансовых потоков; использование разнообразных форм безналичных расчетов и рыночных финансовых инструментов;
  • тесная связь муниципального рынка с политикой формирования и исполнения доходной и расходной частей муниципального бюджета;
  • высокая степень «внешнего» регулирования и управляемости муниципального рынка (обязательными участниками являются центральные, региональные и местные органы исполнительной, представительной и судебной власти, а также коммерческие предприятия и организации);
  • множественность организационно-правовых форм субъектов муниципального рынка социальных услуг. Ими могут быть, например, учреждения науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта, искусства и т.д;
  • высокий уровень регламентированности поведения бюджетополучателей на рынке, жесткий характер привязки финансирования к составленным сметам расходов по объему, структуре и признакам бюджетной классификации. Отсюда и ограниченность муниципального рынка социальных услуг рамками принятого бюджета и большая степень неэластичности спроса бюджетополучателей по сравнению с классическим рынком;
  • оказание и производство участниками муниципального маркетинга, помимо известных, традиционных товаров и услуг специфических (специальных), так называемых аллокационных услуг. К ним, например, относятся услуги по муниципальному управлению, обеспечению внутренней безопасности, лояльности органов местного самоуправления перед вышестоящими органами государственной представительной и исполнительной власти, проведению политики и государственной идеологии и доведения их до конечного потребителя – физического лица – гражданина страны – жителя конкретной территории и формированию у него системы определенных ценностных ориентаций.

     Анализ  особенностей социального маркетинга позволяет представить систему  взаимосвязанных функций, определяемых спецификой субъектно-объектного взаимодействия в системе общественных отношений. Выделим три основные группы функций социального маркетинга в муниципальной сфере (рис. 1.2.3).

     

     Рис. 1.2.3. Система функций социального маркетинга как инновационного метода управления социальной сферой  

     Первая  группа функций– функции регулирования  – является важнейшей и направлена на создание благоприятных условий  жизнедеятельности населения конкретного  муниципального образования. К ним  относятся: функция обеспечения  правовой базы функционирования социальной сферы и создания предпосылок ее развития; функция перераспределения доходов и обеспечения социальной стабильности. Органы местного самоуправления должны выступать гарантом социально незащищенных слоев населения; социальная функция регулирования направлена на создание условий, гарантирующих права и свободы граждан, обеспечение охраны здоровья и охраны труда и улучшение его условий; развитие социально-бытовой инфраструктуры и создание условий для участия жителей муниципального образования в управлении делами местного сообщества.

     Вторая  группа функцийо хватывает изменения в самом содержании жизнедеятельности, образе жизни людей, их социальных качествах. К этой группе функций относятся: обеспечение роста образовательного и культурного уровня людей; организация институциональной деятельности, формирующей общественные нравы; адаптационная функция, направленная на оказание помощи населению в адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям; обеспечение безопасности жизнедеятельности населения; функция инвестирования в человеческий капитал; функция распределения социальных услуг; диверсификация социальных услуг в соответствии с индивидуальными потребностями и рыночным спросом на них.

     Третья  группа функций представляет собой целенаправленное воздействие на формирование, существование и развитие социальных систем. В данном случае такой социальной системой выступает муниципальное образование. В эту группу входят следующие функции: формирование желательного образа социального процесса (исполнения законов, справедливого распределения налогов, реализация стратегических программ по изменению общественного поведения, адаптация на практике социальных идей в конкретных социальных сегментах и т.д.); исследование рынка; формирование предпочтений потребителей относительно предоставляемых социальных услуг; сегментирование рынка на определенные группы потребителей; позиционирование или определение приоритетности социальной услуги в комплексе услуг; разработка комплекса маркетинга; разработка продукта, максимально удовлетворяющего потребителя целевого сегмента; продвижение товара (или идеи); стратегическое управление, проявляющееся в выборе организационных форм функционирования муниципальных предприятий на базе различных форм собственности; усиление контроля муниципалитета за деятельностью организаций, обеспечивающих муниципальный заказ; совершенствование информационной базы; подготовки и расстановки кадров и пр.

Информация о работе Финансы социальной сферы в Кыргызской Республике