Финансы торговых организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:33, доклад

Краткое описание

В финансовой системе государства и структуре финансовых взаимоотношений экономики финансы предприятий занимают исходное, определяющее положение, т.к. обслуживают основное звено общественного производства, где создаются материальные блага и формируется основная масса финансовых ресурсов страны. Как самостоятельное научное направление эта наука начала формироваться в начале 50-х гг. 20 в

Вложенные файлы: 1 файл

OTVETY_FTO.docx

— 144.21 Кб (Скачать файл)

Финансовые ресурсы  подразделяются на: *централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды); *децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий).

Имеются также финансовые ресурсы  государства, регионов, предприятий.

 

8. Классификация финансовых  ресурсов организации.

Финансовые ресурсы  – это совокупность всех денежных средств и других финансовых активов, которыми располагают государство, хозяйствующие субъекты и население для покрытия своих затрат.

Итак, рассмотрим подробнее классификацию  финансовых ресурсов компании. 
1. По степени ресурсности: - А1 - деньги, краткосрочные финансовые вложения и т. п., чем можно быстро воспользоваться; - А2 - оборотные активы и дебиторская задолженность (до 1 года); - А3 - материалы, продукция, долгосрочные финансовые вложения. Их реализация занимает уже намного больше времени, чем первых двух и часто (из-за скорости) сопровождается значительным снижением стоимости; 
- А4 - оборудование, нематериальные активы, то что можно продать в последнюю очередь и то уже при полном банкротстве, а иначе кому нужно предприятие с одними стенами. 
2. По праву собственности: 
- собственные - принадлежат предприятию (прибыль, другие начисления); 
- заемные - не находятся в собственности предприятия, но ими можно воспользоваться в трудное время (кредиты, займы); 
- привлеченные - принадлежат другим лицам, но находятся в пользовании предприятия (различные задолженности предприятия (по з/п3 налогам и т.п.)); 
3. По времени: 
- краткосрочные - действуют в течении года (краткосрочные финансовые вложения); 
- среднесрочные - от 1 года до 3-х лет (используют для реконструкций и т. п.); 
- долгосрочные - от 3-х лет (финансирование основных средств).

Конечно же, большую ценность представляют собой ресурсы А1, ведь их очень  легко и в короткие сроки можно  перевести в любую необходимую  форму. Поэтому, чем больше у предприятия  финансовых ресурсов группы А1, тем  оно считается более ликвидным  и финансово устойчивым. И, конечно  же, особое значение имеет количество чистой прибыли предприятия, ведь это  первый показатель того, что компания движется в верном направлении.

 

9. Состав активов организации.

Для осуществления хозяйственной  деятельности каждая организация должна располагать определенным имуществом, все виды которого в совокупности называются активами организации.

  К материальным АКТИВАМ относятся  земля (если она находится в  собственности предприятия) или  право на ее использование;  здания  и  сооружения производственного  назначения; здания  и  сооружения  непроизводственного назначения; административные  здания; жилищные, детские,  учебные,  лечебные, оздоровительные и иные  здания, помещения,  находящиеся   на  балансе предприятия; установленное  и неустановленное производственное  оборудование; движимое имущество  непроизводственного  назначения;  запасы  сырья, топлива и полуфабрикатов (на складах, в цехах, в дороге),  готовой  продукции; имущество,  основные средства, здания или   сооружения,  земельные участки,  сданные в аренду; принадлежащие  предприятию  филиалы,  дочерние  компании, если они не имеют  статуса юридического лица, а  их  балансы  не разделены  с балансом данного предприятия.

  Финансовые АКТИВЫ включают  кассовую  наличность;  депозиты  в  банках; вклады; чеки; страховые  полисы; вложения в ценные  бумаги; обязательства других предприятий  и организаций по выплате средств  за поставленную продукцию (коммерческий  кредит); портфельные вложения в  акции иных предприятий; пакеты  акций  других предприятий,  дающие  право контроля; паи или  долевые участия в других предприятиях.

  Неимущественные АКТИВЫ - это  торговые марки, фирменные знаки,  патенты, "ноу-хау", другие виды  интеллектуальной собственности;  право  на пользование.

 

10. Состав пассивов организации.

Пассивы организации - обязательства  и источники  средств  предприятия, состоящие из собственных, заемных и  привлеченных  средств.  Собственные

средства предприятия при любой  форме собственности  (кроме государствен-

ной) состоят из: уставного фонда; паев, долей в  хозяйственных обществах

и товариществах; выручки от продажи  первичного и дополнительных выпусков

акций; накопленных нераспределенных прибылей  (резервов); реализованного

прироста рыночной стоимости ценных бумаг; государственных средств, которыми предприятие наделено. Для государственных  предприятий  - государственные средства, которыми оно наделено; накопленные отчисления от прибылей. Заемные средства состоят из: средств, полученных под залог имущества, независимо от того, выпущена ли закладная или нет; средств от реализации твердопроцентных бумаг под залог и без такового; средств, полученных в виде кредитов банков и иных кредитов; кредитов предприятий и организаций; векселей различного типа. Привлеченные средства состоят  из дебиторской задолженности предприятия по поставкам  продукции  или  оплате работ и услуг; государственных субсидий или  дотаций;  задолженности  по выплате налогов; задолженности по обязательствам предприятия по трудовым соглашениям; средств пенсионных и профсоюзных фондов трудового коллектива предприятия, вложенных в данное предприятие.

 

11. Состав источников  финансовых ресурсов организации.

Финансовые ресурсы - это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для обеспечения его эффективной деятельности, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих.

Формируются финансовые ресурсы за счет собственных и привлеченных денежных средств.

К собственным источникам финансовых ресурсов относятся:

1) уставный капитал;

2) амортизация;

3) прибыль;

4) резервный фонд;

5) ремонтный фонд;

6) страховые резервы и прочие  источники.

К заемным источникам финансовых ресурсов относятся:

а) кредиты финансовых учреждений;

б) бюджетные кредиты;

в) коммерческие кредиты;

г) кредиторская задолженность, постоянно  находящаяся в обороте и прочие.

К привлеченным источникам финансовых ресурсов относятся:

1) средства долевого участия  в текущей и инвестиционной  деятельности;

2) средства от эмиссии ценных  бумаг;

3) паевые и иные взносы членов  трудового коллектива, юридических  и физических лиц;

4) страховое возмещение;

5) поступление платежей по франчайзингу, аренде, селенгу.

Также выделяют как источник ассигнования из бюджета и поступления из внебюджетных фондов.

Стартовым источником финансовых ресурсов в момент учреждения предприятия  является уставный (акционерный) капитал - имущество, созданное за счет вкладов  учредителей (или выручки от продажи  акций).

Основным источником финансовых ресурсов действующего предприятия служат доходы (прибыль) от основной и других видов  деятельности, внереализационных операций. Он также формируется за счет устойчивых пассивов, различных целевых поступлений, паевых и иных взносов членов трудового  коллектива. К устойчивым пассивамотносят уставный, резервный и другие капиталы, долгосрочные займы и постоянно находящуюся в обороте предприятия кредиторскую задолженность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Порядок формирования  источников финансовых ресурсов  организации.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент создания предприятия, когда образуется уставный фонд.

Основными собственными источниками  финансовых ресурсов на действующих  предприятиях являются прибыль (от основной и других видов деятельности) и  амортизационные отчисления.

Прибыль и амортизационные отчисления являются результатом кругооборота средств, вложенных в производство. Оптимальное использование амортизационных  отчислений и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить  производство продукции на расширенной  основе.

В процессе своей деятельности предприятие  может дополнительно привлекать финансовые ресурсы:

  • через выпуск и размещение акций и облигаций;
  • из бюджета или государственных фондов целевого назначения;
  • из централизованных корпоративных фондов;
  • через получение страховых сумм при наступлении соответствующего страхового случая.

Привлеченные финансовые ресурсы  по характеру использования приближаются к собственным, т.к. после их поступления  они переходят в распоряжение предприятия. Вместе с тем существуют некоторые ограничения в их использовании, потому что такие средства имеют  в основном целевой характер.

Бюджетные ассигнования могут предоставляться  предприятиям (как правило, государственным) в таких формах: бюджетные инвестиции; государственные дотации; государственные субсидии.

 

13. Доходы организации,  их классификация.

В бухгалтерском учете под доходами организации понимается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств) или иного имущества и (или) погашение  обязательств, приводящее к увеличению капитала организации. Не включаются в  состав доходов суммы, полученные в  порядке возврата ранее выданных займов другим организациям, предоплаты, авансы, залоги, задатки, полученные от других организаций, выручка посреднических организаций, комиссионных магазинов, передаваемая владельцам этих товаров, не являются доходами также суммы, поступающие  от акционеров и учредителей организации.

Доходы организаций подразделяются на доходы от обычной деятельности и прочие доходы. Обычной – является та деятельность, которая является предметом данной организации  и  от которой организация получает постоянные доходы. У организации  может быть несколько предметов  деятельности – в этом случае доходы, расходы  и прибыль учитываются  и отражаются в бух балансе (приложение «отчет о прибылях о убытках»). Доходы, отличающиеся от доходов от обычных  видов деятельности называются прочими  доходами. К прочим доходам относятся  поступления денежных средств за счет имущества переданного в  аренду, если это не является предметом  деятельности данной организации; поступление  денежных средств от продажи основных фондов и других нематериальных активов; штрафы, пени, неустойки, полученные с  других организаций; проценты полученные с других организаций, за предоставленные  им кредиты; проценты, полученные с  коммерческих банков за пользование  временно свободными  денежными  средствами в организации.

По направлениям деятельности доходы организации классифицируются:

на доходы от основной деятельности (выручка от реализации продукции, работ, услуг);

доходы от инвестиционной деятельности (доходы от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг);

доходы от финансовой деятельности (доходы от размещения среди инвесторов облигаций и акций организации).

Условиями признания доходов (выручки) являются:

1. Когда организация имеет право на получение выручки, вытекающее из конкретного договора, или подтвержденное соответствующим образом

2. Сумма выручки может быть определена

3. имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод

4. Право собственности перешло от организации к покупателю или объект (работа) принята заказчиком.

5. Расходы, которые произведены и связаны с этой операцией могут быть определены

По направлениям деятельности доходы организации подразделяются:

1) на доходы от основной деятельности  - выручка от реализации продукции,  работ, услуг. 

2) доходы от инвестиционной деятельности 

3) доходы от реализации основных  фондов и других внеоборотных  активов и от реализации ценных  бумаг 

4) доходы от финансовой деятельности  – доходы от размещения среди  инвесторов облигаций, и акций  организации.

 

14. Факторы, влияющие  на величину выручки от реализации.

Сумма и уровень прибыли формируются  под воздействием большого количества различных факторов, оказывающих  на них как положительное, так  и отрицательное влияние. Количество факторов, определяющих величину прибыли  и рентабельности, вряд ли можно  четко ограничить, оно весьма велико. 
Все факторы можно разделить на основные, оказывающие наибольшее влияние на сумму и уровень прибыли, и на второстепенные, влияние которых можно пренебречь. Кроме того, всю совокупность факторов можно разделить на внутренние и внешние. Они тесно связаны между собой. 
К внутренним факторам, влияющих на прибыль и рентабельность, относятся ресурсные факторы (величина и состав ресурсов, состояние ресурсов, условия их эксплуатации), а также факторы, связанные с развитием розничного товарооборота. К внешним факторам, влияющим на прибыль предприятия, относятся: социально-экономические условия, цены на производственные ресурсы, уровень развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия.  
Далее более подробно остановимся на внутренних, основных факторах, влияющих на величину прибыли как абсолютного показателя эффективности хозяйствования предприятия.  
Среди внутренних факторов можно выделить следующие факторы: 
1. Объем розничного товарооборота, При неизменной доли прибыли в цене товара рост объема продажи товаров позволяет получать большую сумму прибыли. 
2. Товарная структура розничного товарооборота. Расширение ассортимента способствует росту товарооборота. Повышение в товарообороте товаров более высокого качества, являющихся престижными, позволяет повысить долю прибыли в цене товара, т.к. покупатели чаще приобретают данные товары именно из-за их престижности и в расчете на большие удобства в эксплуатации. Так же это способствует повышению рентабельности. 
3. Организация товародвижения. Ускоренное продвижение товаров в торговую сеть способствует увеличению товарооборота и снижению текущих расходов. В результате масса и уровень прибыли возрастают. 
4. Организация торгово-технологического процесса продажи товаров. Для получения прибыли необходимо использовать прогрессивные методы продажи товаров: самообслуживание, продажи товаров по образцам и каталогам. Это способствует увеличению объема товарооборота, а также снижению его издержкоемкости. 
5. Численность и состав работников. Достаточная численность при определенном уровне технической вооруженности труда позволяет в полной мере реализовать программу предприятия по получению необходимой суммы прибыли. Большое значение имеет уровень квалификации торговых работников, их умение быстро и четко обслужить покупателей, правильно закупить товары и т.д. 
6. Формы и системы экономического стимулирования труда работников. Влияние этого фактора можно оценить через показатель расходов на оплату труда, а также через показатель рентабельности расходов на оплату труда. В настоящее время повышается роль морального поощрения работников, получения ими удовлетворения от своего труда. 
7. Производительность труда работников предприятия, Рост производительности труда при прочих равных условиях влечет за собой увеличении массы прибыли и повышение рентабельности деятельности предприятия.  
8. Фондовооруженность и техническая вооруженность труда работников. Чем выше оснащенность работников современным торговым оборудованием, тем выше их производительность труда. 
9. Состояние материально-технической базы торгового предприятия. Предприятие, располагающее более современной и развитой материально-технической базой имеют предпосылки для постоянного увеличения розничного товарооборота в долгосрочном периоде. Это влечет за собой увеличение массы получаемой прибыли и повышение рентабельности. 
10. Развитие и состояние торговой сети, ее территориальное расположение. Размещение торговой сети оказывает непосредственной влияние на сумму прибыли и рентабельность. Серьезное влияние на показатели прибыли может оказать развитие не только стационарной магазинной сети, но и мелкорозничной, посылочной и передвижной сети. 
11. Моральный и физический износ основных фондов. Этот фактор является очень важным для повышения рентабельности торговли. Использование изношенных основных фондов, морально устаревшее оборудование не позволяет рассчитывать на увеличение прибыли в перспективе. 
12. Фондоотдача. С повышением фондоотдачи увеличивается розничный товарооборот в расчете на 1 рубль средств, вложенных в основные фонды. 
13. Сумма оборотных средств. Чем большей суммой оборотных средств располагает предприятие, тем большую массу прибыли оно получает в результате одного их оборота. 
14. Применяемый порядок ценообразования. От размера прибыли, включаемой в цену товара, зависит сумма получаемой прибыли. Постоянный рост доли прибыли в цене товара может привести к обратному результату. 
15. Организация работы по взысканию дебиторской задолженности. Своевременное взыскание дебиторской задолженности способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств, а следовательно – увеличению прибыли. 
16. Организация исковой работ, работы с тарой. Данный фактор непосредственно влияет на размер прибыли от внереализационных операций. 
17. Осуществление режима экономии. Позволяет относительно снижать текущие затраты торговых предприятий и увеличивать сумму получаемой прибыли. Под режимом экономии понимается не абсолютное, а относительное снижение текущих расходов. 
18. Деловая репутация предприятия. Представляет собой сформировавшееся у потребителей мнение о потенциальных возможностях предприятия. Высокая деловая репутация позволяет предприятию получать дополнительную прибыль, повышать рентабельность. Торговые предприятия не могут работать изолированно. Они постоянно находятся во взаимоотношениях внешней средой; покупателями, основную долю среди которых занимает население; производителями и продавцами товаров; общественными организациями и государственными учреждениями. Совокупность этих отношений непосредственным образом влияет на эффективность торговых предприятий, сумму их прибыли, рентабельность деятельности. 

Информация о работе Финансы торговых организаций