Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности и особенности функционирования фонда и его место в бюджетной системе России. В первой главе данной работы будут раскрыты цели и задачи функционирования Фонда, его состав, источники поступления средств и мероприятия, на которые направляются средства Фонда. А также бюджет, руководство и современное состояние Фонда социального страхования.

Содержание

Введение
3
1. Фонд социального страхования его цели, задачи и система организации

5
1.1 История создания ФСС и его основные этапы, цели
5
1.2 Основные задачи фонда
13
1.3 Организационная структура и бюджет Фонда
14
2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования РФ

18
2.1 Доходы и расходы Фонда социального страхования
2.2 Структура и анализ доходов ФСС РФ в период с 2005 по 2010 годы
18
22
2.3 Структура и анализ доходов ФСС РФ в период с 2005 по 2010 годы

26
3. Перспективы развития ФСС
32
3.1 Основные проблемы в деятельности ФСС
32
3.2 Перспективы развития ФСС
35
Заключение
42
Список литературы
45

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное агенство по образованию.doc

— 352.00 Кб (Скачать файл)

Распорядители средств Фонда - председатель и главный бухгалтер Фонда, а  в региональных и центральных  отраслевых отделениях Фонда – управляющий  и главный бухгалтер отделения  Фонда. Управление Фондом социального  страхования осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются Правительством РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Для обеспечения деятельности Фонда  создан центральный аппарат, а в региональных отделениях — аппараты органов Фонда. Руководство деятельностью Фонда осуществляется его Председателем, возглавляющим центральный аппарат Фонда. При Фонде образуется правление — коллегиальный орган. Заседания правления проходят по мере необходимости. Состав правления Фонда численностью 32 человека формируется из лиц, входящих в него по должности (председатель Фонда и его заместители), представительствующих на постоянной основе (от Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы), представительствующих на основе ротации (от общероссийских объединений профсоюзов, объединений работодателей, региональных отделений Фонда). Ротация членов правления осуществляется не чаще 1 раза в год. [3].

Правление Фонда рассматривает:

  • задачи Фонда и совершенствование государственного социального страхования;
  • проект бюджета Фонда и его исполнение;
  • проекты размера тарифов страховых взносов;
  • участие в реализации проектов государственных программ по социальному страхованию;
  • контрольно-ревизионную деятельность.

Выплата пособий по социальному  страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные  учреждения, финансирование других мероприятий  по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и других хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляются в бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной  выплатой пособий по социальному  страхованию, проведением оздоровительных  мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и других хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образуются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и трудового коллектива или избираются уполномоченные по социальному страхованию. Они решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению и социальному страхованию. [10, c. 400-403].

Бюджет Фонда –  форма образования и расходования фонда денежных средств, образуемого  вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенного для реализации прав граждан на обязательное социальное страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Бюджет Фонда составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Составными частями бюджета Фонда являются: доходы бюджета Фонда по региональным отделениям и центральному аппарату Фонда, внутриведомственная роспись расходов Фонда по региональным отделениям и центральному аппарату Фонда, а также источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

Проект бюджета Фонда  социального страхования составляется органами управления фонда на очередной  финансовый год и плановый период и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов.

Бюджет Фонда по представлению  Правительства Российской Федерации принимается в форме федерального закона не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В случае внесения проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период с дефицитом утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  на очередной финансовый год и  плановый период, внесенные Правительством Российской Федерации в Государственную  Думу, должны содержать показатели доходов и расходов в соответствии со статьями 146 и 147 Бюджетного Кодекса.

Принятые Государственной Думой федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня их принятия передаются на рассмотрение в Совет Федерации.

 

2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования РФ

2.1 Доходы и расходы Фонда социального страхования

В соответствии со статьей 146 бюджетного кодекса РФ «Доходы  бюджетов государственных внебюджетных фондов» в бюджет Фонда социального  страхования Российской Федерации зачисляются следующие виды доходов:

  • страховые взносы (70%);
  • налоги и неналоговые доходы;
  • недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
  • безвозмездные поступления;
  • межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации;
  • прочие поступления.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусматривает пополнение фондов обязательного страхования путем регулярных взносов, собираемых со всех работающих граждан России. Согласно закону, облагаемая взносами база на обязательное страхование определяется не налоговым кодексом России, а специальным ежегодным принимаемым федеральным законом, другими правовыми актами, принятыми на государственном уровне. Ежегодно утверждаются страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Сбор взносов происходит согласно правилам, утвержденным постановлением 184 от 02.03.2000.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование взимаются  по всем видам дохода застрахованных, независимо от источников их выплаты. Это значит, что страховые взносы начисляются не только на оплату труда, но и на другие выплаты, непосредственно не связанные с результатами трудовой деятельности. До отмены единого социального налога примерно 62% всех доходов ФСС РФ обеспечивал именно этот источник. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  давали при этом почти 17% доходов ФСС РФ.

От уплаты взносов в ФСС освобождены:

1) Министерство обороны  РФ, Министерство внутренних дел  РФ, Федеральная служба безопасности  РФ, Федеральное агентство правительственной  связи и информации при Президенте  РФ, Федеральная служба охраны  РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная пограничная служба РФ и другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят службу военнослужащие, Министерство юстиции РФ, Государственная фельдъегерская служба РФ, Государственный таможенный комитет РФ, военные суды, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ;

2) общественные организации  инвалидов, предприятия, находящиеся  в собственности этих организаций,  а также предприятия и организации,  созданные для осуществления  их уставных целей.

Также существует перечень доходов, с которых взносы на страхование  не взимаются, он установлен постановлением Правительства РФ N 765 от 07.07.99.

Средства фонда используются на следующие мероприятия:

  • выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим: на учет в ранние сроки беременности;
  • выплаты на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
  • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им совершеннолетия;
  • оплату путевок, проезд и питание работников и их детей в санаторно-курортных учреждениях в пределах РФ или стран СНГ в случае отсутствия на территории России аналогичных учреждений;
  • частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаторно-оздоровительных учреждений, имеющих лицензии на право занятия данными видами деятельности;
  • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда, его текущей деятельности и содержание аппарата управления фонда;
  • финансирование подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих защиту трудовых прав работников и охрану труда;
  • проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда;
  • финансирование программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования и охраны труда;
  • осуществление других мероприятий в соответствии с задачами и планами деятельности фонда.

Средства социального страхования  являются централизованными и не зачисляются на личные счета застрахованных. Выплата пособий, оплата путевок в оздоровительные заведения, финансирование других мероприятий осуществляются непосредственно через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет непосредственно администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера организации.

Страхователь не вправе приостановить  выплату пособий по государственному социальному страхованию даже в  том случае, когда фактические  расходы превышают сумму начисленных страховых взносов. Недостающая сумма возмещается страхователю в десятидневный срок по получении от него расчетной ведомости за отчетный период (квартал) путем перечисления денежных средств с текущего счета исполнительного органа фонда на расчетный или текущий счет страхователя. [11, c. 281-284].

Средства фонда могут использоваться только на целевое финансирование указанных  мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования  на личные счета застрахованных. Примерно 75% взносов на социальное страхование остается в распоряжении страхователя. По истечении финансового года, если у страхователя остаются неиспользованными средства, он обязан их перечислить в федеральный и региональный уровни. В то же время в случае превышения фактических расходов над суммой начисленных страховых взносов страхователь не имеет права приостанавливать выплату пособий. Недостаток средств ему возмещается за счет исполнительного органа фонда. [12, c. 285-288].

 

2.2 Структура и анализ доходов Фонда социального страхования РФ в период с 2005 по 2011 годы

Исходя из федеральных  законов об исполнении бюджета Фонда  социального страхования Российской Федерации в период с 2005 по 2010 года, в бюджет Фонда социального страхования  зачисляли следующие виды налогов:

    • Налоговые и неналоговые доходы включающие:
  • Единый социальный налог (c 2010 страховые взносы);
  • Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • Налоги на совокупный доход;
  • Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • Штрафы, санкции, возмещение ущерба.
  • Безвозмездные поступления (от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации):
  • Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда социального страхования РФ на выплату пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию;     
  • Средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, передаваемые бюджету ФСС РФ на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в  послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни              
  • Средства федерального  бюджета, передаваемые  бюджету Фонда социального  страхования на покрытие дефицита бюджета ФСС РФ.

На основании этого  структура (основных) доходов Фонда  будет иметь следующий вид:

 

Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы