Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности фонда социального страхования, источников формирования и расходования средств ФСС РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проследить развитие Фонда социального страхования РФ;
- определить задачи, возложенные на Фонд социального страхования государством;
- охарактеризовать современную систему организации фонда, особенности доходов и расходов ФСС;
- обозначить проблемы и перспективы развития фонда.

Содержание

Введение …………………………………………………………….…………………………….3
Глава 1. Фонд социального страхования его цели, задачи и система организации....................................................................................................................................5
1.1. История и причины образования ФСС в России……………………….…………….…5
1.2. Структура, цели и задачи ФСС РФ……………………………………….…….…..…....7
Глава 2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования РФ………………………………………………………………………………………………….15
2.1. Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ……………………15
2.2. Анализ изменения структуры доходов и расходов Фонда социального
страхования РФ………………………………………………..…………….................................21
Глава 3. Перспективы развития Фонда социального страхования РФ……………………… 28
Заключение ……………………………………………………………………………………… 31
Список используемой литературы ………………………………………………………………33
Приложения………………………………………………………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 1.89 Мб (Скачать файл)

Сейчас Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. ФСС РФ является специализированным финансово-кредитным  учреждением при Правительстве  Российской Федерации. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

В Фонд социального страхования  Российской Федерации входят следующие  исполнительные органы:

  • региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;
  • центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
  • филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Руководство деятельностью  Фонда осуществляется его председателем. Председатель Фонда – Афанасьев Сергей Анатольевич (Назначен председателем Фонда социального страхования Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 года № 759-р.) и его заместители назначаются Правительством Российской Федерации. Председатель Фонда имеет пять заместителей, в том числе одного первого. Он руководит деятельностью Фонда и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач.

Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный  аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда.

Для руководства оперативной  деятельностью ФСС правительство  РФ назначает председателя и его  заместителей. Кроме того, при ФСС  образуется правление, которое возглавляет  председатель ФСС. Членами правления  становятся заместители председателя, а также представители правительственных  органов, профсоюзов, организаций по защите интересов семей. Всего правление  ФСС насчитывает 20 человек.  Председатель ФСС руководит деятельностью  фонда и несет персональную ответственность  за выполнение возложенных на него задач, распределяет обязанности между  заместителями, вносит проект бюджета  ФСС на утверждение в правительство  РФ, разрабатывает совместно с  заинтересованными ведомствами  предложения по совершенствованию  системы социального страхования  и обеспечению государственных  гарантий по социальному страхованию.

Правление ФСС концентрирует  свое внимание на задачах фонда и  совершенствовании государственного социального обеспечения, формировании и использовании резервных средств, проекте размера тарифа страховых  взносов, проекте бюджета фонда  и его исполнении, рассматривает  отчеты о результатах деятельности региональных и центральных отраслевых отделений, а также о контрольно-ревизионной  деятельности ФСС. Правительство РФ, которому подотчетна деятельность ФСС, утверждает отчет об исполнении его  бюджета.

Организация работы ФСС построена  по территориальному принципу и включает региональные отделения, управляющие  средствами государственного социального  страхования на территории субъектов  РФ, центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отраслях экономики; филиалы отделений, создаваемые  региональными и центральными отраслевыми  отделениями Фонда социального страхования РФ.

Для оперативного управления деятельностью ФСС создается  правление, а при его отделениях – координационные советы в качестве совещательных органов. Фонд и его  отделения имеют статус юридического лица.

Распорядителями средств  ФСС являются председатель и главный  бухгалтер ФСС, а в региональных и центральных отраслевых отделениях – управляющий и главный бухгалтер  отделения. Руководство отделениями  фонда социального страхования  осуществляют управляющие. Отделение  ФСС и их филиалы осуществляют регистрацию страхователей и  организуют банки данных по ним; проводят финансовую деятельность по обеспечению  социального страхования в регионе  или отрасли; устанавливают для  страхователей нормативы расходов, необходимые для обеспечения  государственных гарантии по социальному  страхованию работников; обеспечивают полноту и своевременность уплаты взносов, исполнение бюджетов органов  фонда; выполняют аккумуляцию страховых взносов для создания резервов, принимают решение об использовании свободных денежных средств; разрабатывают проекты бюджетов органов фонда и смет расходов на их содержание; производят расчеты со страхователями, органами фонда и прочими организациями; производят прием на работу и увольнение работников аппарата отделений фонда, руководителей филиалов; информируют о своей деятельности фонд, главу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, профессиональный союз.

Администрация ФСС и его  отделений в лице руководителя и  главного бухгалтера несет ответственность  за правильность начисления и расходования средств на выплату пособий по социальному страхованию, оплату путевок  работникам и членам их семей в  санаторно-курортные учреждения, а  также за правильностью финансирования других мероприятий по социальному страхованию.

С 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в Фонд социального страхования РФ, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами РФ (ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ).

Кроме того, с участием профсоюзов ФСС контролирует расходование средств, выделенных и предоставленных в  распоряжение предприятий и организаций. Проверка финансово-хозяйственной  деятельности центрального аппарата Фонда  осуществляется не реже одного раза в  год специализированной аудиторской  организацией, имеющей соответствующую  лицензию. Отделения Фонда созданы  на территориях всех субъектов Российской Федерации. Фонд организует исполнение бюджета государственного социального  страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы.  Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках.

Средства ФСС образуется за счет:

  • страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  • страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
  • ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
  • прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда;
  • средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других). 

Средства Фонда направляются на:

  • выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
  • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
  • оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
  • частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
  • частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
  • частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
  • оплату проезда к месту лечения и обратно;
  • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
  • обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
  • финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
  • проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
  • осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
  • участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий. Не допускается зачисление средств  социального страхования на личные счета застрахованных. Средства, полученные от взимания пеней и наложения  финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального  страхования Российской Федерации.

Выплата пособий по социальному  страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные  учреждения, финансирование других мероприятий  по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет  администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств  социального страхования, предусмотренных  на санаторно-курортное лечение  и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.

Страховые взносы начисляются  на все виды оплаты труда (в денежном и натуральном выражении по всем основаниям), за исключением видов  заработной платы и других выплат, на которые по действующим нормативным  актам страховые взносы не начисляются.

Фонд социального страхования  Российской Федерации, включая исполнительные органы, является некоммерческой организацией, не занимающейся предпринимательской  деятельностью. Обязательства исполнительных органов Фонда социального страхования  Российской Федерации по налогам  возникают в связи с операциями, связанными с размещением остатков свободных денежных средств, реализацией  основных средств и иного имущества  и др.

Система налогового учета  исполнительных органов ФСС РФ включает в себя аналитические регистры по налогу с продаж, налогу на добавленную  стоимость, налогу на пользователей  автомобильных дорог, единому социальному  налогу и налогу на прибыль.

Система налогового учета  Фонда социального страхования  Российской Федерации и его исполнительных органов оптимально учитывает все  особенности Фонда социального  страхования Российской Федерации  и его исполнительных органов. Регистры налогового учета разработаны таким  образом, что позволяют легко, быстро и с большей степенью достоверности  составлять налоговые декларации с  учетом требований действующего законодательства.

Облагаемой базой для  начисления взносов являются вознаграждения по трудовым договорам вне зависимости  от источника финансирования. Средства Фонда направляются на следующие цели:

  1. выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, на погребение;
  2. санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на частичное содержание находящихся на балансе организации санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества;
  3. проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования.[12, с.97-98]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДОХОДОВ  И РАСХОДОВ ФСС РФ

 

2.1. СТРУКТУРА ДОХОДОВ  И РАСХОДОВ ФСС РФ

Исследуя источник формирования средств социального страхования  Российской Федерации, следует подчеркнуть, что до введения единого социального  налога (до 2001 года) основным источником формирования доходов бюджета Федерального ФСС Российской Федерации являлось поступление страховых взносов. Так в бюджете фонда на 1996 год доля этих поступлений в доходах планировалась на уровне 88,9%.

С 2010 года в связи с  изменением законодательства в части  Единого социального налога, а  именно его отмены, произошли изменения  в статьях доходов Фонда социального  страхования по сравнению, например с 2001 годом, когда ЕСН еще применялся.  Поступления единого социального  налога занимали наибольший удельный вес в доходах Фонда социального  страхования Российской Федерации. Порядок расчета сумм единого  социального налога, зачисляемого в  этот Фонд, в целом аналогичен порядку, применяемому для Пенсионного фонда  Российской Федерации. Ставки единого  социального налога, зачисляемого в  Фонд социального страхования (ст. 241 НК РФ), так же, как и для других внебюджетных фондов, дифференцированы по регрессивной шкале в зависимости  от размера оплаты труда застрахованных работников. С 2005 г. основная ставка зачисления части единого социального налога в Фонд социального страхования Российской федерации снижена с 4 до 3,2%.

С 1 января 2010 г. на территории РФ вводится новый порядок уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС  РФ, ФФОМС и ТФОМС (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 62 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В связи с этим с указанной  даты единый социальный налог отменяется (п. 2 ст. 19,п. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).

- единый социальный налог заменяется страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Федеральный закон  от 24.07.2009 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;

Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы