Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:47, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности фонда социального страхования, источников формирования и расходования средств ФСС РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проследить развитие Фонда социального страхования РФ;
- определить задачи, возложенные на Фонд социального страхования государством;
- охарактеризовать современную систему организации фонда, особенности доходов и расходов ФСС;
- обозначить проблемы и перспективы развития фонда.
Введение …………………………………………………………….…………………………….3
Глава 1. Фонд социального страхования его цели, задачи и система организации....................................................................................................................................5
1.1. История и причины образования ФСС в России……………………….…………….…5
1.2. Структура, цели и задачи ФСС РФ……………………………………….…….…..…....7
Глава 2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования РФ………………………………………………………………………………………………….15
2.1. Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ……………………15
2.2. Анализ изменения структуры доходов и расходов Фонда социального
страхования РФ………………………………………………..…………….................................21
Глава 3. Перспективы развития Фонда социального страхования РФ……………………… 28
Заключение ……………………………………………………………………………………… 31
Список используемой литературы ………………………………………………………………33
Приложения………………………………………………………………………………………..34
- за Фондом социального страхования РФ закрепляются функции по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- контроль за их уплатой и расходованием средств на выплату обязательного страхового обеспечения осуществляется Фондом социального страхования РФ.[11, с.317]
Переход с 2010 года на уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации не повлечет какой-либо дополнительной нагрузки на работодателей. Сохранен тариф страховых взносов в Фонд – 2,9% (ставка ЕСН в текущем году также равна 2,9%). Таким образом тариф страховых взносов во внебюджетные фонды на 2012-2013 года составит 30 процентов.
При этом также установлено, что с сумм превышающую предельную величину базы для начисления страховых взносов (512 тысяч рублей) 10% необходимо уплатить в Пенсионный фонд. (см. Приложение 3)
Для отдельных категорий страхователей (сельхозтоваропроизводители, организации, использующие труд инвалидов и др.) на переходный период 2010 – 2014 годов установлены пониженные тарифы страховых взносов. (см. Приложение 4)
При этом законодательством вводится предельная сумма, на которые начисляются страховые взносы, - 415 000 рублей в год. На доход работника свыше этой суммы страховые взносы в Фонд начисляться не будут.
С 2011 года Фонд социального страхования РФ не только продолжает выполнять обязанности по проверке правильности расходования работодателями средств обязательного социального страхования на выплату пособий своим работникам, но и будет осуществлять контроль за уплатой страхователями в бюджет Фонда страховых взносов.
В рамках этих новых правоотношений по контролю за уплатой страховых взносов установлена и ответственность работодателей за правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд. Например, за неуплату или неполную уплату работодателем страховых взносов в установленный срок будет производиться взыскание недоимки по страховым взносам.
Соответственно, повышена также ответственность Фонда перед страхователями, к примеру, за излишнее взыскание с работодателя страховых взносов, пеней и штрафов Фонд выплачивает страхователю проценты на сумму излишне взысканных платежей со дня, следующего за днем взыскания, по день их фактического возврата.
В бюджет ФСС России подлежат зачислению следующие виды доходов:
- страховые взносы на обязательное социальное страхование;
- взносы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 5%; единого налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 5%; минимального единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 20%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по нормативу 5%; единого сельскохозяйственного налога по нормативу 6,4%;
2) неналоговые доходы: страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; недоимки, пени и штрафы по взносам в ФСС России; доходы размещения временно свободных средств ФСС России; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба; безвозмездные поступления; межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ФСС России; прочие поступления.
Расходы бюджета ФСС России непосредственно зависят от структуры системы социального страхования, которая включает в себя следующие элементы:
Основной объем расходов этого фонда составляют выплаты различного рода пособий и страховые выплаты по видам социального страхования (около 90%). Кроме того, за счет средств фонда возмещаются (полностью или частично) расходы работников, детей и определенных социальных групп населения на санаторно-курортное лечение и реабилитацию, содержатся детские и юношеские спортивные школы, осуществляются затраты на управление и материально-техническое обеспечение деятельности фонда. Учитывая вышесказанное, расходы бюджета ФСС России можно условно сгруппировать по их функциональному признаку:
1) выплата пособий и расходы по социальному страхованию на случай нетрудоспособности в результате общего заболевания, материнства и смерти:
• пособий по временной нетрудоспособности в результате общего заболевания или ухода за больным членом семьи,
• пособий по беременности и родам,
• пособий при постановке на учет при ранних сроках беременности,
• пособий при рождении ребенка,
• пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет,
• пособий на погребение,
• расходы на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей;
2) выплата пособий и расходы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
• пособий по временной нетрудоспособности в результате производственной травмы или профессионального заболевания,
• единовременных пособий,
• ежемесячных пособий,
• оплата санитарно-курортного лечения, дополнительного ухода, расходов, связанных с социальной и профессиональной реабилитацией;
3) расходы на социальное обеспечение (преимущественно за счет межбюджетных трансфертов):
• оплата льгот при выплате пособий и санитарно-курортного лечения лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф, и ветеранов Великой Отечественной войны,
• содержание детских и юношеских спортивных школ,
• расходы на родовспоможение;
4) расходы на управление и материально-техническое обеспечение деятельности фонда;
5) прочие расходы.
Пособия по временной нетрудоспособности в результате общего заболевания или ухода за больным членом семьи составляют наибольший удельный вес в расходах ФСС России — около 56%. Их размер зависит от среднемесячной заработной платы за предшествующий год, причин заболевания и трудового стажа. Пособия выплачиваются на основании больничных листов.
Из ФСС России выплачивается
ряд пособий по беременности, родам
и на детей (их доля — около 16%), включающих:
пособия по беременности и родам
(их размер устанавливается в зависимости
от среднемесячной заработной платы
застрахованного лица за прошедший
год, срока отпуска по беременности
и родам); единовременные пособия
женщинам, вставшим на учет в медицинских
учреждениях на раннем сроке беременности,
единовременные пособия при рождении
ребенка и ежемесячные пособия
по уходу за ребенком до полутора лет
(их размеры устанавливаются
Пособия на погребение незначительны
по своему удельному весу в общих
расходах фонда (до 1%) и представляют
собой разовые страховые
Пособия и расходы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляют примерно 18% общего объема расходов ФСС России.
Названные пособия и расходы
финансируются преимущественно
за счет специальных страховых взносов
и направлены на компенсацию потери
заработной платы и других доходов
по причине временной или
Расходы на санаторно-курортное
лечение осуществляются как по линии
социального страхования
Расходы на содержание детских и юношеских спортивных школ минимальны и не набирают даже 1% всех расходов фонда. Этому важному направлению оздоровления подрастающего поколения уделяется, к сожалению, очень мало внимания.
Расходы на содержание аппарата управления, материально-техническое обеспечение деятельности ФСС России и прочие его расходы близки по своему содержанию с аналогичными расходами ПФР и составляют не более 2%.
2.2. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФСС РФ.
Динамика доходов и расходов Фонда социального страхования Российской Федерации в период с 2004 по 2010 гг. показана на рисунке 1. В 2010 году доходы и расходы ФСС заметно увеличились по сравнению с предыдущими годами.
Рисунок 1.
Проведем анализ структуры доходов и расходов ФСС на основе данных из Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» приведенных в таблице 1:
Таблица 1.
Основные характеристики
бюджета Фонда социального
Характеристика |
2011 год, тыс. руб |
2012 год, тыс. руб |
2013 год, тыс. руб |
1 |
2 |
3 |
4 |
общий объем доходов бюджета |
458 819 504,7 |
500 984 772,1 |
552 573 636,4 |
в том числе: |
|||
за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета |
64 512 740,7 |
87 250 650,3 |
94 973 882,5 |
из бюджета Федерального
фонда обязательного |
18 000 000,0 |
19 000 000,0 |
23 000 000,0 |
общий объем расходов бюджета Фонда |
456 874 617,7 |
496 832 419,1 |
545 056 169,4 |
предельный объем профицита бюджета Фонда |
1 944 887,0 |
4 152 353,0 |
7 517 467,0 |
общий объем доходов бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию |
311 087 306,8 |
342 058 284,2 |
378 578 632,3 |
в том числе: |
|||
общий объем доходов бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
65 219 457,2 |
71 675 837,6 |
79 021 121,6 |
Источник: Федеральный закон от 8 декабря 2010 года N 334-Ф3 «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
Проект бюджета Фонда
социального страхования
Важнейшими составными частями структуры доходной части Фонда являются:
- доходы по обязательному социальному страхованию – в 2011 году – 311 087 306,8 тыс. рублей, или 108,2% к уровню 2010 года, в 2012 году – 342 058 284,2 тыс. рублей, или 109,9% к уровню 2011 года, в 2013 году – 378 578 632,3 тыс. рублей, или 110,7% к уровню 2012 года;
- доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – в 2011 году –65 219 457,2 тыс. рублей или 114,8 % к уровню 2010 года, в 2012 году –71 675 837,6 тыс. рублей, или 109,9% к уровню 2011 года, в 2013 году –79 021 121,6 тыс. рублей или 110,2% к уровню 2012 года;
- межбюджетные трансферты из федерального бюджета – в 2011 году –64 512 740,7 тыс. рублей или 104,7% к уровню 2010 года, в 2012 году – 87 250 650,3 тыс. рублей или 135,2% к уровню 2011 года, в 2013 году – 94 973 882,5 тыс. рублей или 108,9% к уровню 2012 года.
Расходы Фонда предусмотрены (таблица 1) – в 2011 году в сумме 456 874 617,7 тыс. рублей или 110,3% к уровню 2010 года, в 2012 году –496 832 419,1 тыс. рублей, или 108,7% к уровню 2011 года, в 2013 году в сумме – 545 056 169,4 тыс. рублей или 109,7% к уровню 2012 года, включая расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – в 2011 году в сумме 65 219 457,2 тыс. рублей, или 109,2% к уровню 2010 года, в 2012 году – 71 675 837,6 тыс. рублей, или 109,9% к уровню 2011 года, в 2013 году – 664 386,6. рублей, или 110,2% к уровню 2012 года.
Рисунок 2.
Представленный проект бюджета Фонда на 2012 год в сумме 4 152 353,0 тыс. рублей, на 2013 7 517 467,0 тыс. рублей, что свидетельствует о финансовой устойчивости Фонда.[14]
Бездефицитность бюджета ФСС на плановый период 2012 и 2013 годов, по замыслу разработчиков, предполагается обеспечить за счет следующего комплекса мер:
Во-первых, распространить обязательное социальное страхование на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам. В крупных организациях на выплаты по таким договорам приходится до 16 % оплаты труда, на предприятиях среднего бизнеса — до 26 %. Новая норма, с одной стороны, позволит повысить социальную защищенность этой категории граждан, поскольку до сих пор они не пользовались гарантиями, предусмотренными трудовым законодательством. С другой стороны, бюджет ФСС, по расчетам его специалистов, получит на этом дополнительно 3,7 млрд руб., а по мнению экспертов Минздравсоцразвития — не менее 7 млрд руб. Кроме того, это даст возможность унифицировать базу для начисления страховых взносов во все страховые фонды.
Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы