Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности фонда социального страхования, источников формирования и расходования средств ФСС РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проследить развитие Фонда социального страхования РФ;
- определить задачи, возложенные на Фонд социального страхования государством;
- охарактеризовать современную систему организации фонда, особенности доходов и расходов ФСС;
- обозначить проблемы и перспективы развития фонда.

Содержание

Введение …………………………………………………………….…………………………….3
Глава 1. Фонд социального страхования его цели, задачи и система организации....................................................................................................................................5
1.1. История и причины образования ФСС в России……………………….…………….…5
1.2. Структура, цели и задачи ФСС РФ……………………………………….…….…..…....7
Глава 2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования РФ………………………………………………………………………………………………….15
2.1. Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ……………………15
2.2. Анализ изменения структуры доходов и расходов Фонда социального
страхования РФ………………………………………………..…………….................................21
Глава 3. Перспективы развития Фонда социального страхования РФ……………………… 28
Заключение ……………………………………………………………………………………… 31
Список используемой литературы ………………………………………………………………33
Приложения………………………………………………………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 1.89 Мб (Скачать файл)

Во-вторых, начисление пособий  по временной нетрудоспособности, а  также по беременности и родам  из среднего заработка не за 12 месяцев  работы, как это происходит сейчас, а за два календарных года, предшествующих страховому случаю.  Логика этой меры основана на том, чтобы учитывать  не краткосрочный, а устойчивый  заработок, с которого поступали  взносы. Предполагается, что для  стабильно работающих и страхующихся граждан ухудшений не произойдет, но зато эта мера позволит исключить  случаи злоупотребления правом как со стороны работодателя, так и со стороны работника, и будет более справедливой с точки зрения возмещения утраченного дохода и принципа эквивалентности страхового возмещения уплаченным взносам.[15]

Пособие по беременности и  родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов  среднего заработка. Единовременное пособие при рождении ребенка будет составлять 12405,32 руб. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком будет составлять  40 % от  среднего заработка, но не менее 2326,00 руб. по уходу за первым ребенком и 4651,99 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми, и не более 9303,99 руб. для лиц, уволенных  в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности ИП.

Ниже на рисунке 3 представлена динамика расходов ФСС РФ на выплату пособий по материнству гражданам, подлежащим обязательному медицинскому социальному страхованию, за 2004-2010 годы. На рисунке можно увидеть, что темп роста рождаемости, несмотря на увеличение пособий по материнству, значительно снизился, по сравнению с 2007 годом.

Рисунок 3.

Третья новация, заложенная в бюджете ФСС, касается изменения  трудового стажа при определении  размера пособия. Основа для этой новации — изменения в законодательстве, по которым с 2007 года при определении процентной ставки пособия учитывается не непрерывный трудовой стаж, а страховой, включающий все периоды трудовой деятельности, в том числе и отпуск по беременности и родам, военную службу и т. д. Авторы предлагаемой меры исходили из того, что сегодня 80 % застрахованных граждан имеют право на получение пособия в размере 100 % заработка, и это не способствует стремлению работников скорее выздороветь и возвратиться на работу. Поэтому предлагается повысить «стажевые пороги» следующим образом: выплачивать 60 % заработка тем, кто проработал не менее 8 лет (сейчас — 5 лет), 80 % — при стаже от 8 до 15 лет, 100 % — при стаже от 15 лет (сейчас — 8 лет). Эта норма должна сэкономить 10,6 млрд руб.

И, наконец, четвертая новация  в социальном страховании — оплата пособий по нетрудоспособности за счет средств ФСС не с третьего дня, как сейчас, а с четвертого. По мнению экспертов Минздравсоцразвития, эта мера будет экономически стимулировать работодателей обеспечивать своим работникам безопасные и комфортные условия труда, что в свою очередь позволит снизить заболеваемость. Кроме того, это должно усилить контроль работодателя за обоснованностью больничных листов. При этом, считают эксперты, если уровень заболеваемости в результате принятых работодателем мер будет ниже среднего, его расходы будут сопоставимы с теми, которые он несет сейчас при оплате первых двух дней больничного листа.

Динамика расходов на выплату  пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию за 2004-2010 гг. представлена на рисунке 4.

Рисунок 4.

Структура расходов на выплату пособий и страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2008-2010 годы показана на рисунке 5.

Рисунок 5.

 

Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» говорится: если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не превышающем 4 000 рублей.[6]

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в  Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования» (Закон № 212-ФЗ) база для  начисления страховых взносов для  организаций определяется как сумма  выплат и иных вознаграждений, предусмотренных  частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных организацией за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Статья 57 Трудового кодекса  предусматривает возможность включения  сторонами в трудовой договор  дополнительных положений, в частности, об улучшении социально-бытовых  условий работника и членов его  семьи.

В случае если компенсация  за счет средств организации стоимости  путевок в санаторно-курортные  учреждения, стоимости лечения работника, стоимости расходов на медикаменты  работникам, оплаты стоимости товаров, работ, услуг в пользу работников производится организацией непосредственно  работникам, то они подлежат обложению  страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством, поскольку не упомянуты  в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Если, например, оплата стоимости  лечения осуществляется на основании  договора, заключенного между юридическими лицами (организацией и лечебным учреждением), путем перечисления средств страхователем  напрямую учреждению здравоохранения, где лечится застрахованное лицо, то в этом случае страховые взносы на обязательное социальное страхование  на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму стоимости лечения не должны начисляться.

Динамика расходов на оплату путевок на санаторно-курортное  лечение работников в форме долечивания  представлена ниже на рисунке 6.

Рисунок 6.

Проанализировав приведенные  данные, можно сделать вывод, что  Фонд социального страхования успешно  развивается, размер пособий застрахованным лицам увеличивается, но следует  отметить, уровень большинства социальных выплат явно недостаточен при современных  условиях жизни.

 

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФСС РФ.

Необходимость реформирования социального обеспечения в России давно уже ясна всем специалистам и политикам, которые занимаются вопросами социального обеспечения  в России. И первые попытки такого реформирования были проделаны сразу, как только в 1990 году был избран новый  состав Верховного Совета в России – изъятием из-под управления профсоюзов средств пенсионного обеспечения  и созданием Пенсионного фонда  России под управлением Правительства.

Следующим шагом в этом направлении было принятие законов  о занятости населения и об обязательном медицинском страховании  и создание вслед за этим фондов занятости и обязательного медицинского страхования. Завершился начальный  этап реформирования социального обеспечения  созданием в России государственного Фонда социального страхования  и окончательного выведения всех средств социального страхования  из-под контроля профсоюзов. Основное, что было положительного на этом этапе  – это то, что средства социального страхования были распределены по основным направлениям назначения: средства пенсионного обеспечения были сосредоточены в Пенсионном фонде, средства медицинского страхования – в ФОМСе, пособия по временной нетрудоспособности и некоторые другие социальные пособия – в ФСС и так далее.

В целом же действия Правительства  пока направлены в сторону создания эффективного социального страхования  в стране. Из них на сегодня наиболее заметно намерение слить два  государственных фонда – Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования, что в конечном итоге также  ведет в направлении усиления именно страховых тенденций. Однако, недостаточная системность и эклектичность этих действий может свести на нет конечный результат.

С точки зрения специалистов Российского объединения социальных технологий (РОСТ) общая направленность социального обеспечения в России должна носить страховой характер. В России нужно последовательно  строить эффективную систему  социального страхования по всем видам социальных рисков. Как уже  отмечалось, для этого уже существуют реальные предпосылки. Теперь важно, чтобы  действия всех участников такого строительства  носили системный и целенаправленный характер. А для этого необходимо уже в ближайшее время разработать  и принять федеральный закон  об основах социального страхования  в России. Основной целью такого закона должно быть определение правил деятельности всех участников системы  социального страхования, выработка  принципов социального страхования  в России.

В частности в этом законе должны быть четко сформулированы основные виды социального страхования, должны быть точно перечислены участники системы социального страхования: застрахованные лица и страховщики, участником системы социального страхования обязательно должно быть определено государство, как основной гарант прав застрахованных лиц. Здесь же должны быть определены основные условия доступа на рынок социального страхования негосударственных структур, таких как негосударственные пенсионные фонды и частные страховые компании. Очевидно, что после принятия такого закона должны быть внесены определенные изменения в уже действующие законы, например в закон о негосударственных пенсионных фондах.

 Одним из важных моментов может также явиться необходимость перераспределения ресурсов для сохранения необходимого уровня и качества жизни при поощрении накопления средств всеми субъектами данного взаимодействия. Работающий может накапливать средства на случай болезни или в дополнение к пенсии, работодатели должны стремиться к разумному балансу расходования средств на зарплату и на различные виды социального страхования (как обязательного, так и добровольного), государство должно найти систему оптимального распределения своих расходов между социальным страхованием госслужащих и выплатами в рамках социальной помощи. Для этого необходим некий механизм достижения равновесия интересов, гармонизации всех видов ответственности: личной, коллективной, общенациональной. Таким механизмом и должно быть социальное страхование.

Социальная политика должна строиться в соответствии с базовыми Конвенциями МОТ, а также с  национальными особенностями понимания  целей и задач социальной защиты. Она неотделима от экономической  политики. Только их совместное проведение даст ожидаемый эффект, а их несогласованность, наоборот, приведет к дальнейшему  снижению уровня социальной защищенности населения.

В последнее время предпринято  много попыток, совершенствования  законодательства о взносах во внебюджетные фонды, но, тем не менее, на данном этапе существует много проблем.

Во-первых, противоречия в законодательстве, которые приводят к абсурдным ситуациям как, например, взносы в один государственный социальный внебюджетный фонд следует производить за счет средств, выделенных другим государственным социальным внебюджетным фондом в частности в ПФ РФ на сумму премии страховому активу, выплачиваемую организацией за счет средств, выделенных отделением ФСС РФ, так как данная премия в перечень необлагаемых выплат ПФ РФ не включена.  И это не единичный случай. Необходима тщательная проработка нормативных актов на факт соответствия их друг другу.

 Во-вторых, как показывает  практика, неуплата или неполная  уплата взносов в фонд –  одно из самых распространенных  нарушений, допускаемых руководителями  организаций. Хотя действующее  законодательство предусматривает  за эти нарушения как налоговую,  так и уголовную ответственность,  это не может искоренить проблему  недоимок в РФ.

Данная ситуация создается  из-за высоких ставок отчислений в  фонды, естественно предприятия  пытаются уклониться от уплаты страховых  взносов, чем и объясняется высокий  объем недоимок. В данной ситуации необходимо пойти на снижение ставок (хотя бы на время) отчислений в фонды. В-третьих, необходимо внедрять новейшие компьютерные системы и программы, применяемые в зарубежных странах, не только на предприятиях, но в фондах для упрощения и ускорения  процедур расчетов с организациями, а также для более строгого контроля со стороны фонда. Имеется  в виду, что и предприятие и  внебюджетный фонд или страховая  компания должны быть подключены к  одной компьютерной сети.

К сожалению, на данный момент нет готовых программных продуктов  для осуществления данных расчетов, любую программу (1С Бухгалтерия  и др.) необходимо адаптировать для  каждого предприятия, так как  в первоначальном виде она подходит только на 10-15%.

Совершенствование системы  социального страхования является сейчас не благими намерениями, а  насущной необходимостью. Пусть у  внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых  нормативных актов они вполне могут быть решены. Хотелось бы надеяться  на то, что сложившаяся система  внебюджетных фондов не будет разрушена, так как они по-прежнему остаются одним из важных звеньев финансовой системы государства, в обеспечении  государственного социального страхования.

Очевидно, что многие наработки, которые уже проделаны сегодня для развития социального страхования, могут быть в полной мере использованы при разработке таких законопроектов и положений, которые смогут повысить эффективность функционирования ФСС РФ. Однако столь же очевидно, что положения целого ряда законодательных актов должны будут пересматриваться и уточняться при приведении всей системы к единым правилам.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В системе современных  рыночных социально-экономических  отношений особенно остро стоит вопрос социального страхования и его основных составляющих направлений.

Изучение и анализ истории становления обязательного социального страхования в современной России позволяет сказать, что такая система в стране сегодня действительно есть и ее можно и нужно рассматривать как систему (жизнеспособную и работающую на благо общества), а не как какие-то отдельные фрагментарные составляющие.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы