Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности фонда социального страхования, источников формирования и расходования средств ФСС РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проследить развитие Фонда социального страхования РФ;
- определить задачи, возложенные на Фонд социального страхования государством;
- охарактеризовать современную систему организации фонда, особенности доходов и расходов ФСС;
- обозначить проблемы и перспективы развития фонда.

Содержание

Введение …………………………………………………………….…………………………….3
Глава 1. Фонд социального страхования его цели, задачи и система организации....................................................................................................................................5
1.1. История и причины образования ФСС в России……………………….…………….…5
1.2. Структура, цели и задачи ФСС РФ……………………………………….…….…..…....7
Глава 2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования РФ………………………………………………………………………………………………….15
2.1. Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ……………………15
2.2. Анализ изменения структуры доходов и расходов Фонда социального
страхования РФ………………………………………………..…………….................................21
Глава 3. Перспективы развития Фонда социального страхования РФ……………………… 28
Заключение ……………………………………………………………………………………… 31
Список используемой литературы ………………………………………………………………33
Приложения………………………………………………………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 1.89 Мб (Скачать файл)

В сфере общего социального  страхования была решена острая и  трудная проблема, связанная с  упорядочением выплат возмещения за причиненный вред здоровью гражданам, пострадавшим в результате несчастных случаев и профзаболеваний. Немалое  число людей, получивших производственные травмы или болезни, многие годы и  даже десятилетия тому назад возмещение получали от своих предприятий, но в  период рыночных реформ часть этих предприятий перестала существовать, другие преобразовались, сменили форму  собственности, собственников и  т.д. В результате сотни тысяч  людей оказались как бы «подвешенными  в воздухе» и брошенными на произвол судьбы. В рамках ныне действующей  системы социального страхования  эту  проблему удалось решить в  масштабе всей страны, создать новый  механизм компенсационных выплат в  возмещении вреда.

Несмотря на существующие проблемы в правовом регулировании  деятельности Фонда социального  страхования Российской Федерации, принимаемые нормативные правовые акты по обязательному социальному  страхованию позволяют решать задачи обязательного социального страхования  и управления средствами для их осуществления.

Социальное страхование  — это, по сути, институт социального  партнерства, солидарности и соглашения, и уровень его развития определяется социальной зрелостью основных субъектов  — работников, предпринимателей и  государства, балансом сил и согласованностью их интересов. В рамках социального  страхования не только производятся материальные выплаты, компенсирующие утрату доходов при наступлении  страхового случая, но и оказываются  услуги: профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитием  страхования возрастает, и в итоге  именно они определяют эффективность  этой системы.

К задачам социального  страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются  затраты, связанные с содержанием  нетрудоспособных или лиц, не участвующих  в трудовом процессе; сокращение разрыва  в уровне материального обеспечения  неработающих и работающих членов общества.

Следует понимать, что формирование национальной системы социального  страхования - дело непростое. Необходимо органически увязать эту система  с системой заработной платы, налоговой  системой, политикой и состоянием рынка труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем (т.е. факторами, определяющими уровень пенсий и  других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и  оздоровлению трудящихся и т.д.). Только тогда удастся построить эффективную  систему социальной защиты в стране.

Все выше сказанное подтверждает, что тема ФСС РФ, социального страхования  является актуальной как на уровне государства, так и на уровне рядового гражданина.

В работе изучена сущность фонда социального страхования  и источники формирования и расходования средств ФСС РФ. Также решены основные задачи исследования: в первой главе рассмотрены причины создания ФСС в России, основные этапы его развития, раскрыты цели и задачи, которые обеспечиваются средствами фонда, а также дана характеристика современной системы его организации. Во второй главе, на основе практических материалов, рассмотрены особенности доходов и расходов ФСС, проанализирована его динамика и структура, и выявлены основные проблемы развития. В третьей главе, на основе выявленных во втором вопросе проблем, проанализированы официальные предложения по развитию ФСС и обоснованы направления по его дальнейшему совершенствованию.

В последнее время предпринято  много попыток, совершенствования  законодательства о взносах во внебюджетные фонды, но, тем не менее, на данном этапе  существует много проблем. Совершенствование  системы социального страхования  является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью.

В конечном итоге взаимосвязанная и непротиворечивая система законов в области социального страхования позволит построить в стране эффективную и гибкую систему социального страхования от всех социальных рисков.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. № 237.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
  3. Налоговый кодекс РФ (НК РФ).
  4. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годы.
  5. Федеральный закон от 24 июля 2009 годы N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
  6. Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
  7. Федеральный закон от 8 декабря 2010 года N 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
  8. Финансы: учеб. пособие / Н.А. Лупей, В.И. Соболев. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012. – 400 с.
  9. Финансы. Денежное обращение. Кредит/ под. Ред. Г.Б. Поляка. 3-е издание – М.: Юнити-Дана, 2007. Стр. 308.
  10. Финансы: учеб. пособие / М.М. Купцов. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2010. – 188 с.
  11. Финансы / Под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В.-М.: Финансы и статистика, 2004. - 504с.
  12. Финансы: учеб. пособие / М.М. Купцов. 3-е издание. – М.: РИОР, 2006. – 113 с.
  13. Официальный портал Фонда Социального страхования РФ  http://www.fss.ru
  14. Официальный сайт Министерства финансов РФ http://info.minfin.ru/fss.php
  15. www.budgetrf.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 7 августа 1992 года   822

 

О ФОНДЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Указов Президента  РФ от 28.09.1993 1503,

от 05.08.1995 819)

 

В целях обеспечения государственных  гарантий в системе социального  страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием  средств социального страхования  до принятия Закона Российской Федерации "О социальном страховании граждан  в Российской Федерации" постановляю:

 

1. Установить, что Фонд  социального страхования Российской  Федерации является самостоятельным  государственным финансово - кредитным  учреждением Российской Федерации.  Денежные средства Фонда не  входят в состав бюджетов Российской  Федерации, других фондов и  изъятию не подлежат.

Управление Фондом социального  страхования Российской Федерации  осуществляется Правительством Российской Федерации при участии общероссийских объединений профсоюзов.

 

2. Фонду социального страхования  Российской Федерации осуществлять  финансирование выплат пособий  по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при  рождении ребенка, по уходу  за ребенком до достижения  им полутора лет, санаторно-курортного  лечения и оздоровления трудящихся  и членов их семей, а также  других целей государственного  социального страхования.

 

Пункт 2 утратил силу в  части осуществления финансирования выплат пособий по беременности и  родам, при рождении ребенка, по уходу  за ребенком до достижения им полутора лет. - Указ Президента РФ от 05.08.1995 819.

 

3. Правительству Российской  Федерации в месячный срок:

принять с учетом мнения профсоюзов соответствующие решения, предусматривающие эффективное  функционирование Фонда социального  страхования Российской Федерации, ответственность страхователей  за своевременность и полноту  взносов на социальное страхование, меры по рациональному использованию  этих средств, безусловному обеспечению  установленных государством социальных гарантий в системе социального  страхования Российской Федерации;

утвердить положение о  Фонде социального страхования  Российской Федерации.

 

4. Установить, что председатель  Фонда социального страхования  и его заместители назначаются  Советом Министров - Правительством  Российской Федерации, а члены  правления утверждаются Советом  Министров - Правительством Российской  Федерации.

 

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Постановление Совета министров

Российской Федерации

от 26 октября 1993 г. 1094

 

«Вопросы Фонда  социального страхования Российской Федерации»

 

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 сентября 1993 г. 1503 "Об управлении государственным  социальным страхованием в Российской Федерации" Совет Министров Правительство  Российской Федерации постановляет:

 

1. Министерству труда Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации разработать в 3-х месячный срок с участием общероссийских объединении профессиональных союзов проект законодательного акта о государственном социальном страховании в Российской Федерации, предусмотрев в нем обеспечение государственных социальных гарантий граждан, работающих по найму на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, а также развитие форм социального страхования на договорной основе.

 

2. Установить, что до принятия  законодательного акта о государственном  социальном страховании управление  государственным социальным страхованием  в Российской Федерации осуществляется  Советом Министров Правительством  Российской Федерации при участии  общероссийских профессиональных  союзов через органы Фонда  социального страхования Российской  Федерации.

 

3. Председатель Фонда  социального страхования Российской  Федерации и его заместители  назначаются, а члены правления  Фонда утверждаются Советом Министров  Правительством Российской Федерации.

 

Председатель Фонда социального  страхования Российской Федерации  имеет четырех заместителей, в  том числе одного первого. Правление  Фонда образуется в составе 25 человек.

 

Руководители региональных исполнительных органов Фонда социального  страхования Российской Федерации  и их заместители, назначаются на должность председателем Фонда  социального страхования Российской Федерации с учетом мнения глав исполнительной власти субъектов Федерации, а центральных  отраслевых исполнительных органов  Фонда социального страхования  Российской федерации - с учетом мнения общероссийских отраслевых профессиональных союзов.

 

4. Установись, что платежи  по государственному социальному  страхованию производятся предприятиями,  организациями, учреждениями и  иными хозяйствующими субъектами  независимо от форм собственности  на текущий счет Фонда социального  страхования Российской Федерации  в установленном порядке.

 

Средства государственного социального страхования, имеющиеся  по состоянию на 1 октября 1993 г. на других счетах, подлежат зачислению на единый текущий счет Фонда социального  страхования Российской Федерации.

 

5. Контроль за полнотой и своевременностью уплаты предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности взносов на социальное страхование возложить на Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственную налоговую службу Российской Федерации, а за расходованием этих средств - на Фонд социального страхования Российской Федерации с участием профессиональных союзов.

 

Исполнение платежных  поручений на перечисление взносов  на социальное страхование в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также применение финансовых санкций при нарушении порядка  уплаты взносов на социальное страхование  в указанный Фонд осуществляются в соответствии с действующим  законодательством в порядке, установленном  для уплаты страховых взносов  работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации.

 

6. Фонду социального страхования  Российской Федерации в месячный  срок:

 

разработать совместно с  Министерством труда Российской Федерации, Министерством юстиции  Российской Федерации, Министерством  финансов Российской Федерации и  с участием общероссийских объединений  профессиональных союзов. Положение  о Фонде социального страхования  Российской Федерации и представить  его на утверждение в Совет  Министров - Правительство Российской Федерации;

 

совместно с Министерством  труда Российской Федерации, Министерством  финансов Российской Федерации и  с участием Государственной налоговой  службы Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации утвердить  инструкцию о порядке начисления уплаты, расходования и учета средств  государственного социального страхования.

 

7. Государственному комитету Российской Федерации по статистике по согласованию с Фондом социального страхования Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Министерством труда Российской Федерации утвердить формы отчетности о формировании и использовании средств Фонда социального страхования Российской Федерации, а по согласованию с этим Фондом и Министерством здравоохранения Российской Федерации о причинах временной нетрудоспособности.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы