Формирование доходной части местного бюджета на современном этапе развития национальной экономики: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – определить роль местных бюджетов в регулировании социально-экономических процессов, провести анализ его формирования и расходования доходов местного бюджета на примере Браславского района, разработать направления по его совершенствованию.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание местных бюджетов их значение и роль;
- охарактеризовать структуру и провести анализ доходов и расходов местных бюджетов;
- разработать направления по совершенствованию формирования и распределения доходной части мес

Содержание

С.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА ……………………………………………………..

5
1.1 Сущность доходов местного бюджета и их роль в социально-экономическом развитии регионов…………………………………………...

5
1.2 Источники формирования доходов местных бюджетов………………..
9
1.3 Направления использования доходов местных бюджетов……………..
15


2 АНАЛИЗ ДОХОДНОЙ БАЗЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА БРАСЛАВСКОГО РАЙОНА………………………………..…..

20
2.1 Анализ формирования доходов местного бюджета……………… …..
20
2.2 Анализ использования доходов местного бюджета…………………….
25


3 НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БАЗЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА…………………………………………………...

31


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….
37
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Образец 2.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

Распределительная функция заключается в том, что благодаря бюджету происходит концентрация денежных средств в руках органов местного самоуправления и их использование с целью удовлетворения социально-экономических потребностей на подведомственной им территории.  Кроме того, с помощью этой функции можно определить на сколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в расположение органов местного самоуправления и каким образом фактически складываются пропорции в распределении местного бюджетного фонда. Сфера деятельности этой функции определяется тем, что в отношение с местным бюджетом вступают все участники общественного производства, как юридические, так и физические лица (на подведомственной территории) [11, c.71].

              Контрольная функция заключается в том, что через формирование и использование  фонда денежных средств органов местного самоуправления отображаются экономические процессы, характеризующие экономику региона. Благодаря этой функции можно судить о том, как поступают в распоряжение органов местного самоуправления финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, а также соответствует ли размер централизуемых ресурсов потребностям региона.  Основу этой функции составляет движение местных бюджетных ресурсов, которое находит отражение в соответствующих показателях местных бюджетных поступлений и расходных назначений.

Местный бюджет имеет свои особенности:

      местный бюджет является особой формой перераспределительных отношений, связанной с сосредоточением части национального дохода  в руках органов местного самоуправления и ее использованием с целью удовлетворения потребностей общества;

      с помощью местного бюджета  происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, территориями, сферами общественной деятельности;

      бюджетные и имущественные права, предоставленные органам местного самоуправления, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы;

      органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают виды и размеры местных налогов и сборов, а также льгот по их уплате в рамках полномочий, предоставляемых законодательством;

      законодательно определены нормативы отчислений от общегосударственных налогов с целью наполнения  доходной  части местных   бюджетов;

      местные бюджеты в Республике Беларусь бездефицитны. Разрыв между доходами и расходами покрывается за счет трансфертов из вышестоящих бюджетов;

      органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов;

      государством гарантировано обеспечение удовлетворения жизненных потребностей населения на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, что определяет минимальный размер бюджета;

      государственными органами компенсируются  убытки  (в  виде уменьшения   доходов  или увеличения расходов муниципальных органов), вызванных выполнением решений государственных органов [13, c.20].

Таким  образом, местные   бюджеты  можно охарактеризовать как совокупность экономических отношений, опосредующих   территориальное    перераспределение  национального дохода государства, обеспечивающих создание финансовой базы местного самоуправления.

Наличие  местного бюджета укрепляет экономическую самостоятельность территории, активизирует хозяйственную деятельность, позволяет  развивать инфраструктуру,   выявлять   и   использовать  резервы финансовых    ресурсов. Что способствует развитию региона, более полному удовлетворению потребностей населения. Кроме того, значение местных бюджетов состоит в том, что в нем находят отражение все экономические, социально-политические и организационные решения местных органов самоуправления.

 

 

1.2 Источники формирования доходов местного бюджета

 

Доходы бюджета классифицируются по следующим группам

- налоговые доходы;

- взносы на государственное социальное страхование;

- неналоговые доходы;

- безвозмездные поступления [12].

Налоговые доходы включают в себя:

                 республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами;

                 пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин);

                 проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом.

                 пени и проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом учитываются в доходах бюджета по подразделам классификации доходов бюджета, предусмотренным для налогов, сборов (пошлин), за несвоевременную уплату которых начисляются пени или по которым предоставляются отсрочка и (или) рассрочка уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговый кредит [12].

К неналоговым доходам относятся:

                 доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

                 штрафы;

                 другие неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления от:

                 иностранных государств;

                 международных организаций;

                 другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.

Безвозмездные поступления в форме межбюджетных трансфертов подлежат учету в доходах того бюджета, которому эти средства предоставляются.

Доходы республиканского бюджета и местных бюджетов на очередной финансовый год определяются в соответствии с Бюджетным Кодексом и иными актами законодательства. Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов, регулирующих доходов, часть которых не передается по установленным нормативам отчислений нижестоящим бюджетам, отчислений от регулирующих доходов, поступающих из вышестоящих бюджетов, и межбюджетных трансфертов [12].

Рассмотрим структуру доходов бюджетов базового и первичного уровней.
              В бюджеты базового уровня зачисляются следующие налоговые доходы (по нормативу отчислений от налогового дохода, получаемого соответственно на территории района, города районного подчинения, являющегося центром административно-территориальной единицы и не имеющего бюджета, или города областного подчинения, если не указано иное):

-  подоходный налог с физических лиц, кроме исчисленного с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, – не менее 80 процентов поступлений на территории района, города районного подчинения, являющегося центром административно-территориальной единицы и не имеющего бюджета, и не менее 50 процентов поступлений на территории города областного подчинения;

- подоходный налог с физических лиц, исчисленный с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, – 100 процентов;

- налог на прибыль – не менее 30 процентов поступлений на территории района и не менее 10 процентов поступлений на территории города областного подчинения;

- налог на доходы, кроме налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности, – не менее 25 процентов;

- налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности по районным (городским) лотереям – 100 процентов;

- налог на недвижимость, исчисленный по объектам, находящимся на территории города областного подчинения, – не менее 60 процентов;

- налог на недвижимость, исчисленный по объектам, находящимся на территории города районного подчинения, являющегося центром административно-территориальной единицы и не имеющего бюджета, – 100 процентов;

- налог на недвижимость, исчисленный по принадлежащим организациям объектам, находящимся на территории района, кроме налога на недвижимость, исчисленного по не завершенным строительством объектам, – 100 процентов;

- земельный налог на земельные участки, находящиеся на территории района, уплачиваемый организациями, – 100 процентов;

- земельный налог на земельные участки, находящиеся на территории города областного подчинения, города районного подчинения, являющегося центром административно-территориальной единицы и не имеющего бюджета, – 100 процентов;

- налог на добавленную стоимость – по нормативу, определенному решением соответствующего областного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год от поступлений по нормативу, установленному законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год;

-  налог при упрощенной системе налогообложения – 100 процентов;

- единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц – 100 процентов;

-  единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции – 100 процентов, если иное не установлено законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год;

- налог на игорный бизнес – 100 процентов, если иное не установлено законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год;

- сбор за осуществление ремесленной деятельности – 100 процентов;

- экологический налог: за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух – не менее 50 процентов; за размещение отходов производства и товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим, – не менее 50 процентов; за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду – не менее 50 процентов; за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов, лимиты использования (изъятия, добычи) которых определяются местными Советами депутатов в установленном порядке, а также за добычу объектов животного мира, лимиты на изъятие которых устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, – 100 процентов;
за производство и (или) импорт пластмассовой тары и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также за импорт товаров, упакованных в пластмассовую тару, – не менее 50 процентов;

- государственная пошлина, кроме зачисляемой в республиканский бюджет в соответствии с законодательными актами, – 100 процентов;

- местные налоги и сборы по нормативам, определяемым областными Советами депутатов при утверждении соответствующих бюджетов;

- другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами [12].

В бюджеты первичного уровня зачисляются следующие налоговые доходы (по нормативу отчислений от налогового дохода):

- налог на недвижимость, исчисленный по принадлежащим физическим лицам объектам, находящимся на территории сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения, – 100 процентов;

- налог на недвижимость, исчисленный по не завершенным строительством объектам, находящимся на территории сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения, – 100 процентов;

- земельный налог на земельные участки, находящиеся на территории сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения, уплачиваемый физическими лицами, – 100 процентов;

- сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма – 100 процентов в бюджеты сельсоветов;

- государственная пошлина за совершение уполномоченными должностными лицами сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) исполнительных комитетов действий, связанных с регистрацией актов гражданского состояния, – 100 процентов;

- государственная пошлина за нотариальные действия, совершаемые уполномоченными должностными лицами сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) исполнительных комитетов, – 100 процентов;

- сбор с заготовителей сельскохозяйственной продукции, лекарственных трав, грибов, дикорастущих плодов и ягод, уплачиваемый плательщиком по месту нахождения объекта налогообложения, – 100 процентов;

- местные налоги и сборы – по нормативам, определяемым Советами депутатов областного и базового территориальных уровней при утверждении соответствующих бюджетов;

- другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами [12].

Неналоговые доходы бюджетов базового уровня включают в себя (по нормативу отчислений от неналогового дохода, получаемого соответственно на территории района, города районного подчинения, являющегося центром административно-территориальной единицы и не имеющего бюджета, или города областного подчинения, если не указано иное):

- доходы от размещения денежных средств бюджетов базового уровня – 100 процентов;

Информация о работе Формирование доходной части местного бюджета на современном этапе развития национальной экономики: проблемы и перспективы