Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 11:09, курсовая работа
Цель данной работы – определить роль местных бюджетов в регулировании социально-экономических процессов, провести анализ его формирования и расходования доходов местного бюджета на примере Браславского района, разработать направления по его совершенствованию.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание местных бюджетов их значение и роль;
- охарактеризовать структуру и провести анализ доходов и расходов местных бюджетов;
- разработать направления по совершенствованию формирования и распределения доходной части мес
С.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА ……………………………………………………..
5
1.1 Сущность доходов местного бюджета и их роль в социально-экономическом развитии регионов…………………………………………...
5
1.2 Источники формирования доходов местных бюджетов………………..
9
1.3 Направления использования доходов местных бюджетов……………..
15
2 АНАЛИЗ ДОХОДНОЙ БАЗЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА БРАСЛАВСКОГО РАЙОНА………………………………..…..
20
2.1 Анализ формирования доходов местного бюджета……………… …..
20
2.2 Анализ использования доходов местного бюджета…………………….
25
3 НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БАЗЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА…………………………………………………...
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….
37
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………
Как следует из таблицы 2.1, за 2008г. в доход бюджета поступило 58846514,8 тыс.руб. Наибольший удельный вес в источниках дохода районного бюджета приходится на безвозмездные поступления – 60,4 % от общей суммы поступлений. Удельный вес налоговых доходов составил – 35,6 %. Основными доходными источниками налоговых доходов бюджета района являются: подоходный налог 12,1 % в общей сумме поступлений, НДС – 11,4 %, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции – 2,5 %, налог на прибыль 1,7 % и др.
За 2009г. в доход бюджета поступило 54293886,6 тыс.руб. Наибольший удельный вес в источниках дохода районного бюджета приходится как и в предыдущем году на безвозмездные поступления – 55,6 % от общей суммы поступлений. Удельный вес налоговых доходов составил 38,7%. Основными доходными источниками налоговых доходов бюджета района являются: подоходный налог 11,3 % в общей сумме поступлений, НДС – 12,8 % , единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции - 3,7 % , налог на прибыль и доходы -1,7 % и др.
За 2010г. в бюджет поступило 58 634 907,2 тыс.руб. Наибольший удельный вес в источниках дохода районного бюджета приходится на безвозмездные поступления – 58,7 % от общей суммы поступлений. Удельный вес налоговых доходов в данном периоде составил 37,4 %. Основными доходными источниками налоговых доходов бюджета района являются: подоходный налог 12,6 % в общей сумме поступлений, НДС – 12,2 %, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции -2,7 % , налог на прибыль и доходы 1,0 % и др.
21
Таблица 2.1 –Структура источников формирования доходов местного бюджета Браславского района за 2008-2010г.
Наименование | 2008* г. | 2009* г. | 2010г | Отклонение 2009г. от 2008г. | Отклонение 2010г. от 2009г. | |||||
Тыс.руб. | Уд. вес, % | Тыс. руб. | Уд. вес, % | Тыс. руб. | Уд. вес, % | Абсо-лют- ное | Темп роста, % | Абсо-лют- ное | Темп роста, % | |
1.Налоговые доходы | 20957860,3 | 35,6 | 20992139,5 | 38,7 | 21 907 565,5 | 37,4 | 34279,2 | 100,2 | 915426,0 | 104,4 |
1.1 Налог на доходы и прибыль | 8073003,0 | 13,7 | 7047762,6 | 13,0 | 8 012 445,7 | 13,7 | -1025240,4 | 87,3 | 964683,1 | 113,7 |
1.1.1Подоходный налог | 7097937,5 | 12,1 | 6151320,9 | 11,3 | 7 405 025,9 | 12,6 | -946616,6 | 86,7 | 1253705,0 | 120,4 |
1.1.2 Налог на прибыль | 975065,5 | 1,7 | 896415,4 | 1,7 | 607 419,8 | 1,0 | -78650,1 | 91,9 | -288995,6 | 67,8 |
1.2 Налог на собственность | 2028591,5 | 3,4 | 1854309,0 | 3,4 | 2 626 475,0 | 4,5 | -174282,6 | 91,4 | 772166,0 | 141,6 |
1.3 Налог на товары и услуги в том числе | 10253587,9 | 17,4 | 11580199,0 | 21,3 |
10 489 036,5 | 17,9 | 1326611,1 | 112,9 | -1091162,5 | 90,6 |
1.3.1Налоги от выручки от реализации товаров (работ, услуг) в том числе | 10046029,8 | 17,1 | 11366704,3 | 20,9 |
10 176 015,2 | 17,4 | 1320674,6 | 113,1 | -1190689,1 | 89,5 |
НДС | 6680390,8 | 11,4 | 6935975,5 | 12,8 | 7 174 117,0 | 12,2 | 255584,7 | 103,8 | 238141,5 | 103,4 |
Налог с продаж товаров в розничной торговле | 952578,6 | 1,6 | 1091264,7 | 2,0 |
| 0,0 | 138686,1 | 114,6 | -1091264,7 | 0,0 |
Другие налоги и сборы от выручки от реализации товаров (работ, услуг) в том числе | 2413060,3 | 4,1 | 3339464,2 | 6,2 |
3 001 898,2 | 5,1 | 926403,8 | 138,4 | -337566,0 | 89,9 |
Налог для производителей сельскохозяйственной продукции | 1464012,6 | 2,5 | 2011187,1 | 3,7 |
1 568 027,1 | 2,7 | 547174,5 | 137,4 | -443160,0 | 78,0 |
1.3.2 Налоги и сборы на отдельные виды деятельности | 155157,9 | 0,3 | 132708,8 | 0,2 |
53 807,0 | 0,1 | -22449,2 | 85,5 | -78901,8 | 40,5 |
в том числе налог на услуги | 66129,8 | 0,1 | 32466,7 | 0,1 | 35 286,1 | 0,1 | -33663,2 | 49,1 | 2819,4 | 108,7 |
1.3.3Сборы за пользование товарами (разрешения на их использование), осуществление деятельности | 52400,2 | 0,1 | 80786,0 | 0,1 |
259 214,3 | 0,4 | 28385,7 | 154,2 | 178428,3 | 320,9 |
в том числе Налог за использование природных ресурсов (экологический налог) | 48223,9 | 0,1 | 75152,9 | 0,1 |
166 572,6 | 0,3 | 26929,0 | 155,8 | 91419,7 | 221,6 |
Окончание таблицы 2.1
1.4 Другие налоги, сборы и иные обязательные платежи | 602677,9 | 1,0 | 509868,9 | 0,9 |
779 608,3 | 1,3 | -92809,0 | 84,6 | 269739,4 | 152,9 |
1.4.1Государственная пошлина | 480264,5 | 0,8 | 432772,2 | 0,8 | 456 430,4 | 0,8 | -47492,2 | 90,1 | 23658,2 | 105,5 |
1.1.2Иные налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи в том числе | 122413,4 | 0,2 | 77096,6 | 0,1 |
323 177,9 | 0,6 | -45316,8 | 63,0 | 246081,3 | 419,2 |
Курортный сбор | 63651,9 | 0,1 | 59578,0 | 0,1 | 99 527,1 | 0,2 | -4073,9 | 93,6 | 39949,1 | 167,1 |
2. Неналоговые доходы | 2353750,2 | 4,0 | 3118025,1 | 5,7 | 2 314 663,1 | 3,9 | 764274,9 | 132,5 | -803362,0 | 74,2 |
2.1 Доходы от имущества находя-щегося в государственной собственности | 187179,9 | 0,3 | 284861,7 | 0,5 |
186 876,2 | 0,3 | 97681,7 | 152,2 | -97985,5 | 65,6 |
2.2 Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности в том числе | 10253587,9 | 17,4 | 2066817,9 | 3,8 |
1 303 008,7 | 2,2 | -8186770,0 | 20,2 | -763809,2 | 63,0 |
2.2.1. Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности и компенсации затрат государства | 632846,5 | 1,1 | 1208988,5 | 2,2 |
627 372,5 | 1,1 | 576141,9 | 191,0 | -581616,0 | 51,9 |
2.2.2.Доходы от реализации государственного имущества | 397737,2 | 0,7 | 244568,7 | 0,5 |
126 988,8 | 0,2 | -153168,5 | 61,5 | -117579,9 | 51,9 |
2.2.3. Доходы от продажи земельных участков | 368552,5 | 0,6 | 244568,7 | 0,5 |
112 646,8 | 0,2 | -123983,8 | 66,4 | -131921,9 | 46,1 |
2.3 ШТРАФЫ, УДЕРЖАНИЯ | 700115,2 | 1,2 | 706202,1 | 1,3 | 705 274,9 | 1,2 | 6086,9 | 100,9 | -927,2 | 99,9 |
2.4 Прочие неналоговые платежи | 268060,5 | 0,5 | 60143,4 | 0,1 | 119 503,3 | 0,2 | -207917,1 | 22,4 | 59359,9 | 198,7 |
3.Безвоздмездные поступления | 35534904,3 | 60,4 | 30183722,0 | 55,6 | 34 412 678,6 | 58,7 | -5351182,3 | 84,9 | 4228956,6 | 114,0 |
Итого доходов и поступлений | 58846514,8 | 100 | 54293886,6 | 100 | 58 634 907,2 | 100 | -4552628,2 | 92,3 | 4341020,6 | 108,0 |
Примечание * - данные, приведенные в сопоставимый вид.
Источник: собственная разработка на основе отчетных данных об исполнении бюджета Браславского района.
35
В 2009 г. по сравнению с 2008 г. сумма доходов и поступлений районный бюджет уменьшилась на 4552628,2тыс.руб. , темп роста 92,3%., в том числе за счет уменьшения безвозмездных поступлений на 5351182,3 или на 15,1 % к уровню прошлого года, что привело к снижению их удельного веса в структуре доходов с 60,4% в 2008г. до 55,6% в 2009г. Снижение удельного веса безвоздмесдных поступлений в общей сумме поступления средств в бюджет повлекло за собой увеличени удельного веса неналоговых доходов и налоговых доходов. В 2009г. произошло увеличение поступлений по неналоговым доходам на 764274,9 тыс.руб. или на 32,5%, что привело к увеличению их удельного веса в общей сумме поступлений в бюджет до 5,7 %, налоговые доходы увеличились на 34279,2 тыс.руб., темп роста к уровню прошлого года составил 100,2%., удельный вес в структуре источников дохода составил 38,7%, что на 3,1 процентный пункт выше уровня 2008г.
Сумма налога на доходы и прибыль в данном периоде сократилась на 1025240,4 тыс.руб или на 12,7%, в том числе за счет сокращения суммы подоходного налога на 946616,6 тыс.руб, налога на прибыль на 78650,1 тыс.руб. Данное сокращение привело к снижению удельного веса налогов на доходы и прибыль в общей сумме поступлений в районный бюджет на 0,7 процентных пункта по сравнению с 2008г. Налоги на товары и услуги в 2009г увеличились на 1326611,1 тыс.руб. или на 12,9 % , удельный вес в структуре доходов составил 21,3%, что на 3,9 процентных пункта превышает уровень 2008г. Увеличение налогов на товары и услуги произошло за сет увеличения: НДС на 255584,7 тыс.руб. или на 3,8%, налога с продаж товаров в розничной торговле на 138686,1 тыс.руб. или на 14,6%, других налогов и сборы от выручки от реализации товаров (работ, услуг) на 926403,8 тыс.руб. или на 38,4%.
Одной из причин увеличения суммы налоговых доходов стало то, что в 2009г. местными органами власти увеличены ставки земельного налога для юридических лиц на 50%, для физических лиц на 100%, ставки налога на недвижимость для юридических и физических лиц на 50%.
В 2009г. в абсолютном выражении сумма неналоговых доходов увеличилась на 764274,9 тыс.руб. или на 32,5 % по сравнению с 2008г. Увеличение поступлений наблюдается по доходам от имущества находящегося в государственной собственности на 97681,7 тыс.руб., по доходам от осуществления приносящей доходы деятельности и компенсации затрат государства на 576141,9 тыс.руб., и штрафам и удержаниям - 6086,9 тыс.руб.
В 2010г. общая сумма поступлений в бюджет увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4341020,6тыс.руб. или на 8,0 %.
В структуре источников доходов Браславского районного бюджета, в 2010г. по сравнению с 2009г. наблюдаются изменения: удельный вес неналоговых доходов сократился на 1,8 % и составил 2 314 663,1 тыс.руб. В абсолютном выражении суммы налоговых доходов в 2010г. уменьшилась по сравнению с 2009г. на 803362,0 тыс.руб., темп роста составил 74,2 %. Данное снижение произошло за счет снижения суммы поступлений на доходы от имущества находящегося в государственной собственности на 97985,5 тыс.руб. или на 34,4%, доходов от осуществления приносящей доходы деятельности на 763809,2 или на 38% в том числе за счет сокращения доходов от осуществления приносящей доходы деятельности и компенсации затрат государства на 581616,0 тыс.руб.
В 2010 г. наблюдается снижение удельного веса налоговых доходов на 1,3 процентных пункта. Однако темп роста налоговых доходов в данном периоде составил 104,4% , в абсолютном выражении 915426,0 тыс. руб. Данное увеличение произошло за счет увеличения поступлений налога на доходы и прибыль 964683,1 тыс.руб, темп роста составил 113,7%, что в свою очередь привело к увеличению удельного веса данных налогов на 0,7 процентных пункта по сравнению с 2009г. Удельный вес налогов на товары и услуги в общей сумме поступления денежных средств в бюджет района по сравнению с 2009 г. сократился на 3,4 процентных пункта и составил 17,9 %. В абсолютном выражении сумма налога на товары и услуги сократилась на 1091162,5 тыс.руб., темп роста составил 90,6%. Данное снижение произошло в основном за счет сокращения суммы поступлений налогов от выручки от реализации товаров на 1190689,1 тыс.руб. Основной причиной данного факта стало снижение налоговой нагрузки в 2010г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: отмена налога с продаж товаров в розничной торговле. Сумма налогов и сборов на отдельные виды деятельности сократилась на 78901,8 тыс.руб.
Сокращение удельного веса налоговых и неналоговых поступлений в 2010г. вызвано увеличением удельного веса безвоздмездных поступлений. В данном периоде их удельный вес оставил 58,7 %. В абсолютном выражении сумма безвозднездных поступлений увеличилась на 4228956,6 тыс.руб. или на 14% по сравнению с 2009г.
2.2 Анализ использования доходов местного бюджета
Проанализируем использование доходов местного бюджета Браславского района за 2008-2010г. в разрезе кассовых расходов по функционально - ведомственной и экономической классификации данные сведем в таблицу 2.2 (Приложение А-В).
В 2008г. общая сумма расходов районного бюджета составила 62057460,8 тыс.руб., в 2009г. – 60246102.2 тыс.руб. , что на 1811358.6 тыс.руб. меньше предыдущего периода или на 2,9 %, в 2010г. - 60134666,2 тыс.руб. что на 111436.0 тыс.руб. меньше чем в 2009г. или на 0,2 %.
Наибольший удельный вес в расходах районного бюджета приходится на текущие расходы 78,8 % в 2008 , 78,6 % в 2009г. и 86,9 % в 2010г от общей суммы соответственно. В 2009г. снижение текущих расходов составило 1547362.4 тыс.руб. или 3,2 %, что произошло в основном за счет снижения заработная плата с начислениями.
В 2009г. общая сумма расходов на оплату труда уменьшилась на 848715,6 тыс.руб. или на 3,8 % по сравнению с 2008г., уменьшение начислений на заработную плату на 7,1% связано со снижение суммы отчислений в ФСЗН с 35% до 34%. Темп роста расходов на коммунальные услуги в данном периоде составил 112,4 % , в абсолютном выражении данная статья увеличилась на 519150,0 тыс.руб., основная причина данного факта рост цен на энерго- и теплоносители. В 2010г. сумма текущих расходов по сравнению с 2009г. увеличилась на 4901659.9 тыс.руб. или на 10,3 %, в том числе в основном за счет увеличении расходов на заработную плату , начисления на заработную плату и коммунальные услуги. В 2010г. как и в 2009г. наибольший удельный вес приходится на следующие статьи затрат: заработная плата с начислениями, коммунальные услуги .
В 2010г. общая сумма расходов на оплату труда увеличилась на 2069726,6 тыс.руб. или на 9,7 % по сравнению с 2009 г., что в свою очередь повлекло за собой увеличение удельного веса данной статьи затрат в общей сумме расходов до 39,0%. Увеличение кассовых расходов по заработной плате рабочих и служащих привело к увеличению сумм начислений на заработную плату на 11,6 % или на 808006,7 тыс.руб. Темп роста расходов на коммунальные услуги в данном периоде составил 114,1%, в абсолютном выражении данная статья увеличилась на 663748,2 тыс.руб., основная причина данного факта рост цен на энерго- и теплоносители.
Сумма программных расходов в 2010 г. составила 28048152,7 тыс.руб. в 2009г. -32877686,3 тыс.руб., темп роста 85,2 %. Удельный вес программных расходов в составил 54,6% в 2009г. % и 46,6 % в 2010г. соответственно.
Наибольший удельный вес из программных расходов в общей сумме расходов районного бюджета расходах приходится на Государственную программу возрождения и развития села, в 2009г.- 37,4 % , в 2010г. - 43,0%. В 2010г. сумма средств затраченных на вышеуказанную программу составила 25856899,6 тыс.руб., что на 14,8 % превышает уровень прошлого года.
35
Таблица 2.2 - Структура использования доходов местного бюджета Браславского района за 2008-2010г.
Наименование | 2008* г. | 2009* г. | 2010г | Отклонение 2009г. от 2008г. | Отклонение 2010г. от 2009г. | |||||
Тыс.руб. | Уд. вес, % | Тыс. руб. | Уд. вес, % | Тыс. руб. | Уд. вес, % | Абсолют- ное | Темп роста, % | Абсолют- ное | Темп роста,% | |
Всего в том числе | 62057460.8 | 100 | 60246102.2 | 100 | 60134666,2 | 100 | -1811358.6 | 97.1 | -111436.0 | 99.8 |
1.Текущие расходы в том числе | 48926715.6 | 78.8 | 47379353.2 | 78,6 | 52281013,1 | 86,9 | -1547362.4 | 96.8 | 4901659.9 | 110.3 |
Заработная плата рабочих и служащих | 22225245.5 | 35.8 | 21376530.0 | 35,5 |
23446256,6 | 39,0 | -848715.6 | 96.2 | 2069726.6 | 109.7 |
Начисления на заработную плату | 7528599.4 | 12.1 | 6995491.4 | 11,6 | 7803498,1 | 13,0 | -533108.0 | 92.9 | 808006.7 | 111.6 |
Приобретение предметов снабжения | 4248272.5 | 6.8 | 4038511.5 | 6,7 |
3705163,7 | 6,2 | -209761.0 | 95.1 | -333347.8 | 91.7 |
Командировочные разъезды | 62437.6 | 0.1 | 67673.1 | 0,1 | 68048,9 | 0,1 | 5235.5 | 108.4 | 375.8 | 100.6 |
Оплата транспортных услуг | 810220.0 | 1.3 | 763707.8 | 1,3 | 856773,2 | 1,4 | -46512.2 | 94.3 | 93065.4 | 112.2 |
Оплата услуг связи | 78760.6 | 0.1 | 86260.6 | 0,1 | 81777,2 | 0,1 | 7500.0 | 109.5 | -4483.4 | 94.8 |
Оплата коммунальных услуг | 4198116.5 | 6.8 | 4717266.5 | 7,8 | 5381014,7 | 8,9 | 519150.0 | 112.4 | 663748.2 | 114.1 |
Прочие текущие расходы на закупку товаров | 5089414.3 | 8.2 | 4598978.4 | 7,6 |
5009070,8 | 8,3 | -490435.9 | 90.4 | 410092.4 | 108.9 |
Обслуживание государственного долга | 487280.1 | 0.8 | 453136.6 | 0,8 |
402855,5 | 0,7 | -34143.5 | 93.0 | -50281.1 | 88.9 |
Текущие бюджетные трансферты | 4198369.0 | 6.8 | 4281797.3 | 7,1 | 5526554,1 | 9,2 | 83428.3 | 102.0 | 1244756.8 | 129.1 |
Субсидии | 3199648.2 | 5.2 | 3197525.3 | 5,3 | 4302687,7 | 7,2 | -2122.8 | 99.9 | 1105162.4 | 134.6 |
Капитальные расходы | 7986797.7 | 12.9 | 7504108.8 | 12,5 | 7803668,2 | 13,0 | -482688.9 | 94.0 | 299559.4 | 104.0 |
Предоставление кредитов, бюджетных суд, бюджетных займов | 5143947.5 | 8.3 | 5362640.2 | 8,9 |
49984,9 | 0,1 | 218692.7 | 104.3 | -5312655.3 | 0.9 |