Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение форм и методов воздействия государственных финансов на транспортную отрасль в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть структуру транспортной отрасли
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………
3
ГЛАВА 1.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЫ В РОССИИ………………………………………….
4
1.1.
Транспортная отрасль Российской Федерации: структура, особенности, значение……………………………………
4
1.2.
Нормативно-правовая база регулирования транспортной отрасли в России………………………………………………..
6
1.3.
Анализ современного состояния транспортной отрасли в
России……………………………………………………………
9
ГЛАВА 2.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЭКОНОМИКУ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ…………...
12
2.1.
Формы воздействия государственных финансов на транспортную отрасль в Российской Федерации………………………………………………………
12
2.2.
Методы воздействия государственных финансов на транспортную отрасль в Российской Федерации…………….
18
ГЛАВА 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………….
30
3.1.
Основные проблемы транспортной отрасли в Российской Федерации……………………………………………………….
30
3.2.
Перспективы развития транспортной отрасли в Российской Федерации………………………………………………………
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………
На рис.1 четко видно,
что преобладает в
Статистика количества видов транспорта на 2000 – 2010 годы
Рис.1
Начиная с 2000 г., рост
транспортных услуг в среднем
в год составлял для
В январе-августе 2012г. грузооборот транспорта, по предварительным данным, составил 3302,9 млрд.тонно-километров, в том числе железнодорожного - 1476,1 млрд., автомобильного - 154,3 млрд., морского - 43,0 млрд., внутреннего водного - 41,0 млрд., воздушного - 3,2 млрд., трубопроводного - 1585,3 млрд.тонно-километров. (табл.1.2) [9 ,15]
Статистика грузооборота транспорта по каждому виду на 2010-2012 года
Таблица 1.2
Август |
В % к |
Январь-август |
Справочно | ||||
2012г., млрд.т-км |
2012г. | ||||||
в % к | |||||||
январю- | |||||||
августу |
июлю |
августу |
август 2011г. в % к
|
январь- | |||
2011г. |
2012г. |
2011г. |
август | ||||
2011г. | |||||||
в % к | |||||||
январю- | |||||||
августу | |||||||
августу |
июлю |
2010г. | |||||
2010г. |
2011г |
||||||
Грузооборот транспорта |
408,6 |
102,7 |
100,3 |
101,7 |
102 |
98,2 |
104,2 |
в том числе: |
187 |
105 |
100,7 |
105,2 |
102,7 |
100 |
106,1 |
железнодорожного |
|||||||
автомобильного |
21,4 |
108,4 |
101,2 |
110,2 |
111,5 |
102,2 |
111,2 |
морского |
5,6 |
84,5 |
75,3 |
83,1 |
76,9 |
101,6 |
76,6 |
внутреннего водного |
11 |
112,3 |
112,7 |
103 |
108,6 |
101,5 |
109,6 |
воздушного |
0,4 |
95 |
100 |
102,4 |
107,3 |
96,5 |
105 |
транспортная авиация |
|||||||
трубопроводного |
183,2 |
100 |
100,1 |
98,5 |
101,1 |
95,8 |
103,1 |
Вывод: современное состояние транспорта значительно лучше по сравнению с другими годами, тенденция развития ощутима и с каждым годом растет.
ГЛАВА 2. |
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЭКОНОМИКУ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ
2.1 Формы воздействия государственных финансов на экономику транспортной отрасли |
Существует много мнений
различных авторов к
А. Г. Грязнова подходила к определению форм и методов следующим образом. Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Например, предоставление налоговых льгот малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты.
Среди финансовых методов
воздействия на экономику и социальные
процессы наиболее распространены бюджетные
и налоговые. Каждому объекту
финансового регулирования
Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:
М. В. Романовский считал, что финансовая политика – это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов. Конкретными методами и формами проведения финансовой политики выступают: финансовое планирование, прогнозирование, программирование, финансовое регулирование, финансовый контроль, принятие финансового законодательства.
Для успешного функционирования механизма финансового воздействия на экономику и социальную сферу, необходимо использовать прямые, косвенные и смешанные формы регулирования.
Непосредственное (прямое) влияние на ход процессов оказывается с помощью взимания прямых общегосударственных налогов.
К опосредованным (косвенным)
формам регулирования относится
косвенное государственное
Среди смешанных форм
финансового воздействия
По мнению Глазовой Е.В., государственное регулирование - это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.
Государственное регулирование подразделяется на:
К основным направлениям в государственном регулировании рыночных отношений относят:
В обществе существуют две формы управления, государственное управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т. д.).
Методы государственного регулирования делятся на:
По мнению Морозовой Т. Г. государственное регулирование экономики в условиях рынка предполагает систему мер законодательно-исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социально-экономической системы к существующим условиям.
Целью государственного регулирования
является обеспечение правовой базы функционирования
рыночной системы, установление законных и эффективных
взаимоотношений между производителями и поставщиками
и потребителями продукции. Государственное регулирование выступает
главным регулятором поведения цивилизованного бизнеса
и создает условия для относительного нивелирования социального
неравенства населения страны.
Применяются методы прямого и косвенного регулирования
экономики.
К методам прямого государственного воздействия относятся:
• определение стратегических целей развития экономики и
их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
• государственные заказы и контракты на поставки определенных
видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;
• государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
• нормативные требования к качеству и сертификации технологии
и продукции;
• правовые и административные ограничения и запреты по выпуску
определенных видов продукции и т.п.;
• лицензирование операций по экспорту и импорту товаров,
т.е. внешнеторговых операций.
Методы косвенного государственного регулирования экономических
процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги,
определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют
на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности.
К ним следует отнести:
• налогообложение, уровень обложения и система налоговых
льгот;
• регулирование цен, их уровней и соотношений;
• платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные
льготы;
• таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные
курсы и условия обмена валют.
Прямые методы государственного регулирования экономики
не связаны с созданием дополнительного материального стимула
иди опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной. [3]
Камаев В.Д. считал, что реализация экономической политики возможна лишь при использовании совокупности мер, инструментов, образующих механизм государственного воздействия на экономику. По способу функционирования различаются методы прямого и косвенного влияния на экономику.
Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Прямые методы часто имеют высокую степень эффекта из-за оперативного достижения экономического результата. Однако у них есть серьезный недостаток - создание помех рыночному процессу.
Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям.
Административные меры. Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры.
К экономическим инструментам относят те действия государства, которые имеют не столько предписывающий, сколько воздействующий на определенные аспекты рыночного процесса характер. Речь может идти о методах влияния на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики. К числу экономических мер относят: финансовую политику, денежно – кредитную политику, программирование, прогнозирование.
Институциональные меры.
Такие действия, связанные с относительно
длительно существующим явлением, создают
понятие «институт». Среди вариантов
распространения
Вывод: применение той
или иной формы зависит от характера
регулируемых отношений, специфики
объектов регулирования и важности
регулируемого вопроса. Чаще всего
перечисленные формы
2.2. |
Методы воздействия государственных финансов на транспортную отрасль в Российской Федерации.
|
Финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.
Для осуществления регулирования
экономики государство использу
Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на сферу транспорта в РФ