Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 00:41, курсовая работа
Актуальность исследования. Муниципальные финансы составляют самостоятельный структурный уровень финансовой системы государства. Необходимость муниципальных финансов связана с процессами децентрализации финансовой системы, разделением полномочий и передачей части полномочий на нижние уровни властной вертикали с целью более полного учета интересов населения в удовлетворении потребностей, наиболее приближенных к местному уровню. В России децентрализация финансовых отношений, становление местного самоуправления и его финансовых основ связаны с общей децентрализацией государственной власти в условиях формирования государства демократического типа и перехода к рыночному способу хозяйствования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и состояние муниципальных финансов, экономики и социальной сферы РФ 5
1.1. Понятие и характеристика муниципальных финансов 5
1.2. Оценка современного состояния экономики РФ 11
1.3. Социальная сфера России и ее характеристика 14
1.4. Формы и методы воздействия государственных и муниципальных финансов на развитие экономики и социальной сферы. 22
2. Муниципальные финансы Вологодской области и их влияние на экономику и социальную сферу. 25
2.1. Характеристика муниципальных финансов Вологодской области 25
2.2. Роль валового регионального продукта Вологодской области в формировании ВНП 31
2.3. Влияние муниципальных финансов на здравоохранение Вологодской области 36
3. Пути улучшения воздействия муниципальных финансов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Список использованной литературы 52
К функциям облфинотдела относились и сбор «налога с лошадей» все еще избегавших коллективизации единоличников, и финансирование бытовавших в ту пору колхозно-совхозных театров. Отдел курировал работу городских и районных финотделов.
И хотя в ходе проводимых реформ и преобразований в стране перечень задач и функций финансовых органов претерпевал соответствующие изменения, основные задачи, стоящие перед финансовыми органами, оставались неизменными. Это мобилизация денежных средств, обеспечение финансирования, контроль за соблюдением государственной финансовой дисциплины и выполнением финансовых обязательств учреждений, предприятий и организаций перед государством. В структуру областного финансового отдела входили бюджетный отдел, отдел государственных доходов, налоговый отдел финансирования народного хозяйства и административно-хозяйственный отдел. Существовал ряд секторов, занимавшихся отдельными направлениями деятельности отделов.
Департамент
финансов Вологодской области в
соответствии с Положением о Департаменте
финансов Вологодской области, утвержденным
постановлением Правительства Вологодской
области от 16 августа 2005 года № 882 (с
изменениями), является органом исполнительной
государственной власти области, осуществляющим
функции финансового органа области
как субъекта Российской Федерации
в сфере бюджетных
Основными направлениями деятельности Департамента финансов области являются:
Департамент финансов области осуществляет функции и полномочия учредителя государственного казенного учреждения Вологодской области «Областное казначейство», предметом деятельности которого является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Департамента финансов области по осуществлению учета операций по исполнению областного бюджета, учета операций со средствами бюджетных и автономных учреждений области.
В своей
деятельности Департамент финансов
области руководствуется
Основные направления проводимой Департаментом финансов области бюджетной и налоговой политики области формируются в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, исходя из необходимости реализации стратегической цели – обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета и решения государственных задач:
Законом области от 20 декабря 2012 года № 2940-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" утверждены доходы в объеме 41,2 млрд. руб. и расходы в объеме 44 млрд. руб. По состоянию на 1 октября 2013 года утвержденные годовые назначения исполнены в части доходов на 66,7% (27,5 млрд. руб.), в части расходов на 68,0% (29,9 млрд. руб.).
Рис.2.1. Исполнение бюджета Вологодской области 2013 год
Таким образом, доходы бюджета исполнены меньшими темпами чем расходы. Рассмотрим направление средств муниципального бюджета на расходы по некоторым статьям:
Рис.2.2. Расходы областного бюджета по разделу «Здравоохранение»
Таким образом, на данный момент расходы на здравоохранение выполнены на 61%.
Рис.2.3. Расходы областного бюджета на 1 сентября 2013 года по разделу «Социальная политика»
Рассмотрим структуру доходов, расходов и дефицита бюджета Вологодской области на 2013 год
Рис.2.4. Дефицит бюджета, исполнение за 2013 год.
Таким образом, дефицит бюджета составил 32.66% от запланированного
Рис.2.5. Структура безвозмездных поступлений бюджета муниципального образования, 2013 год
Таким образом, 49% составляют субвенции бюджетам, 25% составляют дотации бюджетам. Безвозмездные поступления составляют 18.56% от всех доходов бюджета Вологодской области, в то время как налоговые и неналоговые доходы составляют большую часть – 81.44%
Рис. 2.6. Структура расходов бюджета муниципального образования, 2013 год
Таким образом,
приоритетные направления финансирования
в Вологодской области –
Рассмотрим роль муниципальных финансов Вологодской области в развитии экономики России.
Региональная бюджетная политика Вологодской области включает:
- обеспечение сбалансированности областного и муниципальных бюджетов;
- увеличение доходной части бюджетов за счет роста налогооблагаемой базы (за счет роста ВРП и снижения доли теневой экономики) без увеличения налогового бремени на реальный сектор экономики и население;
- упорядочение
межбюджетных отношений
- разграничение полномочий "нефинансируемых федеральных мандатов";
- четкое
и стабильное разграничение
- формирование
и развитие объективных и
- повышение
качества управления финансами
- повышение
ответственности за
Таким образом, выбранный показатель – ВРП имеет прямое влияние на муниципальные финансы, так как более 85% доходов бюджета Вологодской области сформировано налоговыми поступлениями.
Валовой региональный продукт (ВРП) — показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объёмов её промежуточного потребления. На национальном уровне ВРП соответствует валовому национальному продукту, который является одним из базовых показателей системы национальных счетов.
Валовой региональный продукт на стадии производства, рассчитанный производственным методом, представляет сумму валовой добавленной стоимости, созданной всеми институциональными единицами-резидентами на экономической территории региона (без учёта чистых налогов на продукты).
Валовой региональный продукт рассчитывается в текущих основных и рыночных ценах (номинальный объём валового регионального продукта), а также в сопоставимых ценах (реальный объём валового регионального продукта).
Показатель валового регионального продукта является по своему экономическому содержанию весьма близким к показателю валового внутреннего продукта. Однако между показателями валового внутреннего продукта (на федеральном уровне) и валового регионального продукта (на региональном уровне) есть существенная разница. Сумма валовых региональных продуктов по России не совпадает с ВВП, поскольку не включает добавленную стоимость по нерыночным коллективным услугам (оборона, государственное управление и так далее), оказываемым государственными учреждениями обществу в целом.
Начиная с итогов за 2004 год, данные о валовом региональном продукте (ВРП) публикуются в основных ценах; ранее публикация данных о ВРП осуществлялась в рыночных ценах.
В настоящее
время идет активное внедрение ДИС
ПДНС (Двухуровневой
Рассмотрим валовый региональный продукт на примере вологодской области
Таблица 2.1. Валовой региональный продукт Вологодской области и отдельные элементы его использования
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Валовой региональный продукт (ВРП) в текущих основных ценах, млн. рублей |
161379 |
193966 |
201939 |
243336 |
294926 |
213397 |
252063 |
Валовой региональный продукт в расчете на душу населения, рублей |
129050 |
156368 |
163965 |
198588 |
241631 |
175498 |
209412 |
Индекс физического объема валового регионального продукта, в процентах к предыдущему году |
109,6 |
104,5 |
104,8 |
105,1 |
96,7 |
87,1 |
105,7 |
Индекс – дефлятор ВРП, в процентах к предыдущему году |
132,8 |
115,6 |
102,3 |
114,9 |
126,8 |
82,9 |
111,7 |
Доля промежуточного потребления в выпуске, в процентах |
53,4 |
52,2 |
56,1 |
56,2 |
56,4 |
57,7 |
59,5 |
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств, млн, рублей |
59597 |
72527 |
90341 |
109462 |
132593 |
132028 |
152799 |
Структура валового регионального продукта представлена на рис.2.7.
Рис.2.7. Вологодская область: структура ВРП
При этом, данные с сайта Федеральной службы государственной статистики и территориального органана гос. статистики по Вологодской области несколько различаются.
В данных по ВВП можем проследить некоторую цикличность. Хотя общая тенденция ряда положительная– то есть происходит увеличение данного показателя, видим определенные «пики» возрастания. Они связаны с кризисными ситуациями в российской экономике 1988 и 2008 годов. Одновременно с эти наблюдаются и спады показателя, примерно, через каждые 9 лет.
Так как
ВРП вологодской области
Таблица 2.2. Расчетная таблица для определения влияния ВРП Вологодской области на ВВП
х |
у |
х*х |
у*у |
у*х |
Значения по тренду | |
1998 |
23748,4 |
21190,22824 |
5,64E+08 |
449025773 |
503234016 |
28865,97 |
1999 |
44974,4 |
22536,04083 |
2,02E+09 |
507873136,3 |
1013544915 |
29391,35 |
2000 |
66200,4 |
24799,93424 |
4,38E+09 |
615036738,4 |
1641765567 |
29916,74 |
2001 |
87426,4 |
26062,52845 |
7,64E+09 |
679255389,3 |
2278553037 |
30442,12 |
2002 |
108652,4 |
27312,26653 |
1,18E+10 |
745959902,8 |
2967543308 |
30967,51 |
2003 |
129878,4 |
29304,92971 |
1,69E+10 |
858778905,1 |
3806077382 |
31492,89 |
2004 |
151104,4 |
31407,83657 |
2,28E+10 |
986452198,2 |
4745862301 |
32018,28 |
2005 |
172330,4 |
33410,45897 |
2,97E+10 |
1116258769 |
5757637759 |
32543,67 |
2006 |
193556,4 |
36134,55802 |
3,75E+10 |
1305706283 |
6994074966 |
33069,05 |
2007 |
214782,4 |
39218,67153 |
4,61E+10 |
1538104197 |
8423480396 |
33594,44 |
2008 |
236008,4 |
41276,84919 |
5,57E+10 |
1703778279 |
9741683134 |
34119,82 |
2009 |
257234,4 |
38048,63427 |
6,62E+10 |
1447698570 |
9787417607 |
34645,21 |
2010 |
278460,4 |
39762,24036 |
3,01E+11 |
1581035759 |
1,1072E+10 |
35170,59 |
2011 |
299686,4 |
41468,43685 |
8,98E+10 |
1719631255 |
1,2428E+10 |
35695,98 |
Итого |
2264043,6 |
451933,6138 |
6,92E+11 |
15254595154 |
8,1161E+10 |
451933,6 |