Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 00:41, курсовая работа
Актуальность исследования. Муниципальные финансы составляют самостоятельный структурный уровень финансовой системы государства. Необходимость муниципальных финансов связана с процессами децентрализации финансовой системы, разделением полномочий и передачей части полномочий на нижние уровни властной вертикали с целью более полного учета интересов населения в удовлетворении потребностей, наиболее приближенных к местному уровню. В России децентрализация финансовых отношений, становление местного самоуправления и его финансовых основ связаны с общей децентрализацией государственной власти в условиях формирования государства демократического типа и перехода к рыночному способу хозяйствования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и состояние муниципальных финансов, экономики и социальной сферы РФ 5
1.1. Понятие и характеристика муниципальных финансов 5
1.2. Оценка современного состояния экономики РФ 11
1.3. Социальная сфера России и ее характеристика 14
1.4. Формы и методы воздействия государственных и муниципальных финансов на развитие экономики и социальной сферы. 22
2. Муниципальные финансы Вологодской области и их влияние на экономику и социальную сферу. 25
2.1. Характеристика муниципальных финансов Вологодской области 25
2.2. Роль валового регионального продукта Вологодской области в формировании ВНП 31
2.3. Влияние муниципальных финансов на здравоохранение Вологодской области 36
3. Пути улучшения воздействия муниципальных финансов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Список использованной литературы 52
Пояснения: признак х – ВРП Вологодской области (данные сайта ФСГС www.gks.ru)
Признак у- ВВП (данные сайта ФСГС www.gks.ru)
Правильность расчетов подтверждается тем, что сумма значений по тренду = сумме исходных данных=451933,6138
Составим и решим уравнения
а0=(451933,61-а1*2264043,6)/14
2264044(451933,6138-а1*
161717,4(451933,6138-а1*
7,31E+10-а1*3,66E+11+6,92375E+
7,31E+10-81160610296=а1*3,
-8,1E+09=-3,2624E+11*а1
а1=0,024752
а0=(451933,61-0,024752*
а0=(451933,61-56039,53)/14
а0=395894,09/14
а0=28278,149
ух=28278,149+0,024752*х
Таким образом,
можем судить о наличии прямой
зависимости между ВРП
Составим прогноз на 2012-2014 годы. Данные ВВП за 2012 год сравним в данными официальных источников.
Для этого
вычислим средний прирост ВРП
Вологодской области и
Таблица 2.3. Прогноз показателей ВРП Вологодской области
год |
ВРП |
Прирост цепной |
1998 |
23 748,4 |
|
1999 |
44 974,4 |
21 226,0 |
2000 |
66 200,4 |
21 226,0 |
2001 |
87 426,4 |
21 226,0 |
2002 |
108 652,4 |
21 226,0 |
2003 |
129 878,4 |
21 226,0 |
2004 |
151 104,4 |
21 226,0 |
2005 |
172 330,4 |
21 226,0 |
2006 |
193 556,4 |
21 226,0 |
2007 |
214 782,4 |
21 226,0 |
2008 |
236 008,4 |
21 226,0 |
2009 |
257 234,4 |
21 226,0 |
2010 |
278 460,4 |
21 226,0 |
2011 |
299 686,4 |
21 226,0 |
Таким образом. Видим, что прирост каждый год составляет 21 226,0. Соответственно, данные на 2012-2014 годы составят:
2012=299 686,4+21226,0=320 912,4
2013=320 912,4+21226,0=342 138,4
2014=342138,4+21226,0=363 364,4
Используя найденное уравнение тренда найдем значения ВВП на 2012-2014 годы:
Ух2012=28278,149+0,024752*320 912,4=36221,36139
ух2013=28278,149+0,024752*342 138,4=36746,74659
ух2014=28278,149+0,024752*363 364,4=37272,13179
При этом данные на 2012 год отличаются от рассчитанного нами прогноза и составляют 42895,9 млрд. руб. (Приложение 1)
Изобразим полученные данные графически и сравним с данными 2012 года
Рис.2.8. Сопоставление данных прогноза с данными на 2012 год.
Таким образом, можем видеть совпадение общей динамики, рассчитанной по линейному тренду и реальных показателей ВВП. При этом прогноз на 2012 год отличается в меньщую сторону от реального значения цикла ВВП. Вклад ВРП Вологодской области в ВВП россии ощутим и выражается уравнением ух=28278,149+0,024752*х
Рассматривая социальную сферу используем в качестве примера наиболее актуальную отрасль социальной сферы – здравоохранение. Состояние здравоохранения Вологодской области характеризуется стабильной работой, направленной на обеспечение конституционных гарантий по охране здоровья граждан. В течение 2009 года органы и учреждения здравоохранения области работали по выполнению задач, определенных Стратегией развития здравоохранения Вологодской области на период до 2020 года, принятой постановлением Правительства области № 2573 от 29 декабря 2008 года:
В отрасли здравоохранения
В течение года проводилась работа по улучшению доступности первичной медико-санитарной помощи населению: повышение укомплектованности первичного звена и разукрупнение участков. По итогам 2009 года в участковой службе области работают 638 врачей и 786 средних медицинских работников. Особое внимание уделяется развитию семейной медицины: в настоящее время в области работают 133 врача общей практики.
За последние шесть лет демографическая ситуация имеет положительную динамику. Начиная с 2003 года, отмечается устойчивая тенденция уменьшения общей смертности населения с 19,8 до 16,2 на тыс. населения, повышение рождаемости с 10,4 до 12,5 на тыс. населения.
По итогам 2009 года отмечается незначительное снижение смертности населения с 16,3 в 2008 году до 16,2 на 1 тыс. населения в 2009 году; повышение рождаемости с 12,0 на 1 тыс. населения в 2008 г. до 12,5 на 1 тыс. населения, (в 2009 году родился 15181 ребенок, что на 565 детей больше, чем в 2008 году) естественная убыль населения составила в 2009 году — 3,7 на 1 тыс. населения. Необходимо отметить, что реализация мероприятий национального проекта «Здоровье», внедрение современных перинатальных технологий, ведомственной целевой программы «Здоровое поколение», привели в 2009 году к стабилизации материнской смертности на уровне 13,2 на 100 тыс. родившихся живыми и младенческой смертности — 7,8 на 1 тыс. родившихся живыми.
В области за последние годы наметилась и сохраняется положительная динамика в снижения заболеваемости инфекциями, «управляемыми» средствами специфической профилактики. В 2009 году отсутствовала регистрация кори, краснухи, дифтерии, вакциноассоциированного полиомиелита.
Развивается система профилактической медицины: на базе поликлиник области работают 48 кабинетов медицинской профилактики, открыты Центры здоровья в Вологодской городской поликлинике № 1, Череповецком врачебно-физкультурном диспансере, Сокольской ЦРБ, Великоустюгской ЦРБ.
Консолидированные средства по отрасли «Здравоохранение» в 2009 году уменьшились, причиной явилось снижение поступления доходов в бюджеты всех уровней вследствие экономического спада.
Были сокращены капитальные расходы, но, несмотря на это продолжалось строительство областной детской больницы и реконструкция радиологического корпуса областного онкодиспансера. В целях оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в 2009 году на базе помещений ГУЗ «Вологодская областная больница № 1» и МУЗ «Сокольская ЦРБ» организованы травмоцентры I и II уровней. Введены в эксплуатацию: городская поликлиника № 1 с травматологическим пунктом в г. Вологде, Коротовская участковая больница Череповецкого района.
В области продолжают реализоваться целевые программы, в т. ч. предусматривающие бесплатное лекарственное обеспечение граждан. На реализацию этих программ из областного бюджета в 2009 году было направлено 327,37 млн. рублей. На 2010 год эти программы утверждены в объеме 330,05 млн. рублей.
За счет средств федерального бюджета в 2009 году 41 545 человек получили дополнительную лекарственную помощь, 398 человек получили дорогостоящие лекарственные средства для лечения.
Департаментом здравоохранения внедряется система управления качеством медицинской помощи: введена автоматизированная экспертиза медицинской помощи на уровне страховых организаций, разработано 54 медико-экономических стандарта.
В целях стимулирования работы персонала в 2009 году в учреждениях здравоохранения созданы и работают экономические советы, принимающие решения по распределению стимулирующих фондов. В 2010 году размер средств за качество выполненных работ будет доведен до 30% от фонда оплаты труда.
Основные направления развития
системы здравоохранения
В Вологодской области в последние годы довольно большими темпами растет уровень смертности - в 2002 году он превышал средний уровень Северо-Запада на 18%. Уровень заболеваемости в области за последний год вырос на 11%, детской - на 29%. В целом уровень заболеваемости детей и подростков в Вологодской области в 1,3 раза превышает среднероссийский. Не осталась без внимания и проблемы техногенной ситуации. Более 50 тыс. чел. населения области проживают в промышленных зонах, где наблюдается повышенный уровень загрязненности внешней среды - воды и воздуха. Из 612 предприятий области лишь 18 имеют специальные экологические зоны. Особая проблема - неблагоприятное состояние окружающей среды ведущего промышленного города области - Череповца. Здесь 75% детей рождаются с теми или иными патологиями. Не один раз на совещании отмечалось то, что уровень смертности в Вологодской области значительно превышает уровень рождаемости.
Рассмотрим структуру
Таблица 2.4. Финансирование здравоохранения Вологодской области
Источник |
2012 г. |
2013 г. |
Федеральный бюджет |
1,2 |
0,8 |
Областной бюджет |
19,4 |
15,8 |
Муниципальный бюджет |
29,5 |
28,8 |
ОМС |
41,2 |
38,3 |
Всего государственные источники |
91,4 |
83,7 |
Платные услуги и ДМС |
8,6 |
16,3 |
Всего государственные источники и средства от платных услуг и ДМС |
100 |
100 |
Таким образом, отметим снижение роли муниципальных финансов в формировании бюджета здравоохранения. Важным показателем эффективности здравоохранения является уровень смертности в области. Отследим динамику данного показателя на основании приложения 3.
Таблица 2.5. Цепные показатели ряда динамики.
Период |
Смертность на 1000 человек |
Абсолютный прирост |
Темп прироста, % |
Темпы роста, % |
Абсолютное содержание 1% прироста |
Темп наращения, % |
1970 |
10.3 |
0 |
0 |
100 |
0.1 |
0 |
1975 |
10.7 |
0.4 |
3.88 |
103.88 |
0.1 |
3.88 |
1980 |
12.1 |
1.4 |
13.08 |
113.08 |
0.11 |
13.59 |
1985 |
12.7 |
0.6 |
4.96 |
104.96 |
0.12 |
5.83 |
1990 |
11.9 |
-0.8 |
-6.3 |
93.7 |
0.13 |
-7.77 |
1995 |
16.2 |
4.3 |
36.13 |
136.13 |
0.12 |
41.75 |
1996 |
15.6 |
-0.6 |
-3.7 |
96.3 |
0.16 |
-5.83 |
1997 |
14.7 |
-0.9 |
-5.77 |
94.23 |
0.16 |
-8.74 |
1998 |
14.4 |
-0.3 |
-2.04 |
97.96 |
0.15 |
-2.91 |
1999 |
15.8 |
1.4 |
9.72 |
109.72 |
0.14 |
13.59 |
2000 |
15.7 |
-0.1 |
-0.63 |
99.37 |
0.16 |
-0.97 |
2001 |
17.1 |
1.4 |
8.92 |
108.92 |
0.16 |
13.59 |
2002 |
18 |
0.9 |
5.26 |
105.26 |
0.17 |
8.74 |
2003 |
19.8 |
1.8 |
10 |
110 |
0.18 |
17.48 |
2004 |
19.1 |
-0.7 |
-3.54 |
96.46 |
0.2 |
-6.8 |
2005 |
18.8 |
-0.3 |
-1.57 |
98.43 |
0.19 |
-2.91 |
2006 |
17.1 |
-1.7 |
-9.04 |
90.96 |
0.19 |
-16.5 |
2007 |
15.9 |
-1.2 |
-7.02 |
92.98 |
0.17 |
-11.65 |
2008 |
16.3 |
0.4 |
2.52 |
102.52 |
0.16 |
3.88 |
2009 |
16.2 |
-0.1 |
-0.61 |
99.39 |
0.16 |
-0.97 |
2010 |
16.8 |
0.6 |
3.7 |
103.7 |
0.16 |
5.83 |
2011 |
15.7 |
-1.1 |
-6.55 |
93.45 |
0.17 |
-10.68 |
2012 |
15 |
-0.7 |
-4.46 |
95.54 |
0.16 |
-6.8 |
Итого |
355.9 |