Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 00:41, курсовая работа
Актуальность исследования. Муниципальные финансы составляют самостоятельный структурный уровень финансовой системы государства. Необходимость муниципальных финансов связана с процессами децентрализации финансовой системы, разделением полномочий и передачей части полномочий на нижние уровни властной вертикали с целью более полного учета интересов населения в удовлетворении потребностей, наиболее приближенных к местному уровню. В России децентрализация финансовых отношений, становление местного самоуправления и его финансовых основ связаны с общей децентрализацией государственной власти в условиях формирования государства демократического типа и перехода к рыночному способу хозяйствования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и состояние муниципальных финансов, экономики и социальной сферы РФ 5
1.1. Понятие и характеристика муниципальных финансов 5
1.2. Оценка современного состояния экономики РФ 11
1.3. Социальная сфера России и ее характеристика 14
1.4. Формы и методы воздействия государственных и муниципальных финансов на развитие экономики и социальной сферы. 22
2. Муниципальные финансы Вологодской области и их влияние на экономику и социальную сферу. 25
2.1. Характеристика муниципальных финансов Вологодской области 25
2.2. Роль валового регионального продукта Вологодской области в формировании ВНП 31
2.3. Влияние муниципальных финансов на здравоохранение Вологодской области 36
3. Пути улучшения воздействия муниципальных финансов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Список использованной литературы 52
Смертность
в 2012 составил 15 человек на 1000 населения.
В 2012 по сравнению с 2011 Смертность на 1000
человек уменьшилось на 0.7 или на 4.46%
Максимальный прирост наблюдается в 1995 (4.3 )
Минимальный прирост зафиксирован в 2006 (-1.7 )
Темп наращения показывает, что тенденция ряда возрастающая, что свидетельствует об ускорении прироста смертности на 1000 человек
Таблица 2.6. Базисные показатели ряда динамики.
Период |
Смертность на 1000 человек |
Абсолютный прирост |
Темп прироста, % |
Темпы роста, % |
1970 |
10.3 |
0 |
0 |
100 |
1975 |
10.7 |
0.4 |
3.88 |
103.88 |
1980 |
12.1 |
1.8 |
17.48 |
117.48 |
1985 |
12.7 |
2.4 |
23.3 |
123.3 |
1990 |
11.9 |
1.6 |
15.53 |
115.53 |
1995 |
16.2 |
5.9 |
57.28 |
157.28 |
1996 |
15.6 |
5.3 |
51.46 |
151.46 |
1997 |
14.7 |
4.4 |
42.72 |
142.72 |
1998 |
14.4 |
4.1 |
39.81 |
139.81 |
1999 |
15.8 |
5.5 |
53.4 |
153.4 |
2000 |
15.7 |
5.4 |
52.43 |
152.43 |
2001 |
17.1 |
6.8 |
66.02 |
166.02 |
2002 |
18 |
7.7 |
74.76 |
174.76 |
2003 |
19.8 |
9.5 |
92.23 |
192.23 |
2004 |
19.1 |
8.8 |
85.44 |
185.44 |
2005 |
18.8 |
8.5 |
82.52 |
182.52 |
2006 |
17.1 |
6.8 |
66.02 |
166.02 |
2007 |
15.9 |
5.6 |
54.37 |
154.37 |
2008 |
16.3 |
6 |
58.25 |
158.25 |
2009 |
16.2 |
5.9 |
57.28 |
157.28 |
2010 |
16.8 |
6.5 |
63.11 |
163.11 |
2011 |
15.7 |
5.4 |
52.43 |
152.43 |
2012 |
15 |
4.7 |
45.63 |
145.63 |
Итого |
355.9 |
В 2012 Смертность составила 15 на 1000 человек и по сравнению с 1970 увеличилось на 4.7 , или на 45.63%
Средний
уровень интервального ряда рассчитывается
по формуле:
Среднее
значение Смертности на 1000 человек с 1970
по 2012 составило 15.47
Средний темп роста
В среднем за весь период с 1970 по 2012 рост Смертность на 1000 человек составила 1.02
Средний темп прироста
В среднем каждый период Смертность на 1000 человек увеличивалась на 2%.
Средний
абсолютный прирост представляет собой
обобщенную характеристику индивидуальных
абсолютных приростов ряда динамики.
Средний абсолютный прирост
В среднем за весь период Смертность на 1000 человек увеличивалось на 0.21 с каждым периодом.
Таким образом, можем говорить о снижении эффективности работы социальной сферы на примере здравоохранения, что требует пересмотра финансирования в том числе посредством муниципальных финансов.
На основании проведенного исследования можем отметить снижение объемов финансирования здравоохранения области средствами муниципального бюджета.
Общий объем финансирования за 2011-2012 годы составил около 5 млрд. рублей, в том числе федеральных средств -4,2 млрд. рублей, в 2012 году – 3,2 миллиарда рублей, в том числе федеральных средств – 2,6 млрд. рублей. За успешную реализацию Программы модернизации Вологодской областью в 2012 году было дополнительно получено 678,7 млн. рублей из федерального бюджета.
Существующая схема льготного лекарственного обеспечения имеет ряд проблемных моментов:
1. Дефицит финансовых средств.
Размер предусмотренного в 2012 году федерального консолидированного подушевого норматива финансовых затрат составил 850 рублей в месяц, фактический подушевой показатель с учетом средств областного бюджета, на одного получателя составил 1 171,10 рублей. Эти средства должны быть дофинансированы посредством муниципального бюджета.
2. Перечень лекарственных средств для обеспечения отдельных категорий граждан носит ограничительный характер. В настоящее время граждане, имеющие право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг остро нуждаются в лечении лекарственными препаратами, отсутствующими в вышеуказанном перечне.
3. Не
определен источник
Реализация Программы «Здоровое поколение» позволяет обеспечивать детей первого года жизни, находящихся на искусственном вскармливании, адаптированными молочными смесями и лечебным смесями детей, имеющих наследственные болезни обмена. В 2012 году на эти цели было израсходовано 38 ,5 млн. руб.
С учетом увеличивающейся рождаемости и ростом цен на детское питание выделяемые финансовые средства позволяют обеспечивать адаптированными молочными смесями только 30 % нуждающихся в них. В 2013 году департаментом здравоохранения проводится работа по увеличению объемов финансирования. Общий объем финансирования мероприятий ведомственной целевой программы «Мероприятия по совершенствованию медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями на 2012 год» составляет 208,4 млн. рублей, из них средства федерального бюджета –198,0 млн. рублей, средства областного бюджета –10,4 млн. рублей. В 2013 году планируется открытие регионального сосудистого центра и первичных сосудистых отделений.
Начиная с 1 января 2011 года финансирование учредителем бюджетных и автономных учреждений из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ может осуществляться в трех основных формах – субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции (ст. 78.1 и 79 БК РФ).
Требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет установлены Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений». Вступившая в силу с 1 января 2011 года редакция данного приказа применяется к казенным учреждениям, а также бюджетным учреждениям, финансирование которых в переходный период осуществляется на основе сметы.
Показатели бюджетной сметы отражают весь объем финансирования учреждения и включают в себя осуществляемые учреждением бюджетные инвестиции, а также публичные обязательства, исполнение которых осуществляет казенное учреждение.
В последние
10 лет последовательно
Решение этих вопросов в виде передачи межбюджетных трансфертов между муниципальными бюджетами (бюджетами одного уровня) затруднено в силу несовершенства бюджетного законодательства. В нем не определен четкий порядок применения иных межбюджетных трансфертов (гл. 16, ст. 142 Бюджетного кодекса РФ “Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов”).
Встает другая, не менее сложная проблема – поиск средств для повышения тарифов. Простое увеличение финансирования в системе ОМС возможно за счет увеличения размера взносов за неработающее население, передаваемых из бюджета субъекта РФ в бюджет территориального фонда ОМС (кстати, это также является иным межбюджетным трансфертом между бюджетами одного уровня). Для государственных учреждений здравоохранения этот вариант используется во многих субъектах РФ, в том числе и в Вологодской области. При этом бюджетные ассигнования, предусмотренные законом о бюджете субъекта РФ, уменьшаются по разделу 0901 (стационарная помощь) и увеличиваются по разделу 0910(взносы за неработающее население).
Сложнее
обстоит дело при попытке ввести
одноканальное финансирование для
муниципальных учреждений здравоохранения.
В этом случае необходимы дополнительные
источники дохода (либо за счет увеличения
налоговых поступлений в бюджет
субъекта РФ, либо путем передачи средств
местных бюджетов в бюджет субъекта
РФ) (рис. 3.1.).
Рис.3.1. Схема
финансовых потоков в здравоохранении
при одноканальном
Прямая
передача средств из муниципальных
бюджетов в бюджет ТФОМС не обеспечивает
одноканального финансирования, так
как эти средства не могут быть
учтены ТФОМС как источник финансирования
территориальной программы ОМС
и соответственно не могут быть включены
в состав тарифов за пролеченного больного.
Существует несколько вариантов решения
данной проблемы:
- увеличение размера взносов за неработающее население из областного бюджета и уменьшение дотаций в муниципальные бюджеты (при этом возникает вопрос, как быть с недотационными муниципалитетами);
- заключение трехсторонних соглашений о передаче средств в виде иных межбюджетных трансфертов между муниципальными и областными органами власти и ТФОМС (при этом необходимо решить сложные вопросы об учете средств и увязке затрат с объемами услуг);
- реорганизация муниципальных учреждений здравоохранения (МУЗ) в государственные учреждения здравоохранения (ГУЗ) в целях “обхода” разграничения бюджетных полномочий.
В Вологодской области в рамках реализации пилотного проекта был применен первый вариант с внесением изменений в Закон об областном бюджете, в нормативные акты четырех муниципальных районов и в Закон о бюджете ТФОМС. При этом финансирование коммунальных расходов учреждений здравоохранения, расходов на капитальный ремонт и приобретение оборудования были оставлены за муниципальными бюджетами.
Внедрение
частично одноканального финансирования
вызвало немало споров об эффективности
такого метода финансирования учреждений
здравоохранения. В течение финансового
года требовались корректировки, связанные
с ростом доходной базы местных бюджетов
и с дополнительными
Муниципальные
(или местные) финансы — совокупность
социально-экономических
Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.
Муниципальные финансы включают:
средства местного бюджета;
муниципальные внебюджетные фонды;
государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;
другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.
Муниципальные финансы основываются на принципах:
самостоятельности;
государственной финансовой поддержки;
гласности [13, с.122].
Законом области от 20 декабря 2012 года № 2940-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" утверждены доходы в объеме 41,2 млрд. руб. и расходы в объеме 44 млрд. руб. По состоянию на 1 октября 2013 года утвержденные годовые назначения исполнены в части доходов на 66,7% (27,5 млрд. руб.), в части расходов на 68,0% (29,9 млрд. руб.).
В работе проанализирован муниципальный бюджет Вологодской области. Доходы бюджета на 2013 год исполнены меньшими темпами чем расходы. Рассмотрим направление средств муниципального бюджета на расходы по некоторым статьям:
На данный момент расходы на здравоохранение выполнены на 61%.
Дефицит бюджета составил 32.66% от запланированного
49% составляют
субвенции бюджетам, 25% составляют
дотации бюджетам. Безвозмездные
поступления составляют 18.56% от всех
доходов бюджета Вологодской
области, в то время как