Формы и методы воздействия муниципальных финансов на развитие экономики и социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 00:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Муниципальные финансы составляют самостоятельный структурный уровень финансовой системы государства. Необходимость муниципальных финансов связана с процессами децентрализации финансовой системы, разделением полномочий и передачей части полномочий на нижние уровни властной вертикали с целью более полного учета интересов населения в удовлетворении потребностей, наиболее приближенных к местному уровню. В России децентрализация финансовых отношений, становление местного самоуправления и его финансовых основ связаны с общей децентрализацией государственной власти в условиях формирования государства демократического типа и перехода к рыночному способу хозяйствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и состояние муниципальных финансов, экономики и социальной сферы РФ 5
1.1. Понятие и характеристика муниципальных финансов 5
1.2. Оценка современного состояния экономики РФ 11
1.3. Социальная сфера России и ее характеристика 14
1.4. Формы и методы воздействия государственных и муниципальных финансов на развитие экономики и социальной сферы. 22
2. Муниципальные финансы Вологодской области и их влияние на экономику и социальную сферу. 25
2.1. Характеристика муниципальных финансов Вологодской области 25
2.2. Роль валового регионального продукта Вологодской области в формировании ВНП 31
2.3. Влияние муниципальных финансов на здравоохранение Вологодской области 36
3. Пути улучшения воздействия муниципальных финансов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Список использованной литературы 52

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы курсовик.docx

— 291.83 Кб (Скачать файл)

Смертность  в 2012 составил 15 человек на 1000 населения.  
В 2012 по сравнению с 2011 Смертность на 1000 человек уменьшилось на 0.7 или на 4.46%

Максимальный  прирост наблюдается в 1995 (4.3 )

Минимальный прирост зафиксирован в 2006 (-1.7 )

Темп  наращения показывает, что тенденция  ряда возрастающая, что свидетельствует  об ускорении прироста смертности на 1000 человек

Таблица 2.6. Базисные показатели ряда динамики.

Период

Смертность на 1000 человек

Абсолютный прирост

Темп прироста, %

Темпы роста, %

1970

10.3

0

0

100

1975

10.7

0.4

3.88

103.88

1980

12.1

1.8

17.48

117.48

1985

12.7

2.4

23.3

123.3

1990

11.9

1.6

15.53

115.53

1995

16.2

5.9

57.28

157.28

1996

15.6

5.3

51.46

151.46

1997

14.7

4.4

42.72

142.72

1998

14.4

4.1

39.81

139.81

1999

15.8

5.5

53.4

153.4

2000

15.7

5.4

52.43

152.43

2001

17.1

6.8

66.02

166.02

2002

18

7.7

74.76

174.76

2003

19.8

9.5

92.23

192.23

2004

19.1

8.8

85.44

185.44

2005

18.8

8.5

82.52

182.52

2006

17.1

6.8

66.02

166.02

2007

15.9

5.6

54.37

154.37

2008

16.3

6

58.25

158.25

2009

16.2

5.9

57.28

157.28

2010

16.8

6.5

63.11

163.11

2011

15.7

5.4

52.43

152.43

2012

15

4.7

45.63

145.63

Итого

355.9

     

В 2012 Смертность составила 15 на 1000 человек и по сравнению с 1970 увеличилось на 4.7 , или на 45.63%

Средний уровень интервального ряда рассчитывается по формуле: 

Среднее значение Смертности на 1000 человек с 1970 по 2012 составило 15.47  
Средний темп роста

 

В среднем  за весь период с 1970 по 2012 рост Смертность на 1000 человек составила 1.02

Средний темп прироста

 

В среднем  каждый период Смертность на 1000 человек  увеличивалась на 2%.

Средний абсолютный прирост представляет собой  обобщенную характеристику индивидуальных абсолютных приростов ряда динамики. 
Средний абсолютный прирост

 

В среднем  за весь период Смертность на 1000 человек  увеличивалось на 0.21 с каждым периодом.

Таким образом, можем говорить о снижении эффективности  работы социальной сферы на примере  здравоохранения, что требует пересмотра финансирования в том числе посредством муниципальных финансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути  улучшения воздействия муниципальных финансов

На основании  проведенного исследования можем отметить снижение объемов финансирования здравоохранения  области средствами муниципального бюджета.

Общий объем  финансирования за 2011-2012 годы составил около 5 млрд. рублей, в том числе  федеральных средств -4,2 млрд. рублей, в 2012 году – 3,2 миллиарда рублей, в  том числе федеральных средств  – 2,6 млрд. рублей. За успешную реализацию Программы модернизации Вологодской областью в 2012 году было дополнительно получено 678,7 млн. рублей из федерального бюджета.

Существующая  схема льготного лекарственного обеспечения имеет ряд проблемных моментов:

1. Дефицит  финансовых средств. 

Размер  предусмотренного в 2012 году федерального консолидированного подушевого норматива финансовых затрат составил 850 рублей в месяц, фактический подушевой показатель с учетом средств областного бюджета, на одного получателя составил 1 171,10 рублей. Эти средства должны быть дофинансированы посредством муниципального бюджета.

2. Перечень  лекарственных средств для обеспечения отдельных категорий граждан носит ограничительный характер. В настоящее время граждане, имеющие право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг остро нуждаются в лечении лекарственными препаратами, отсутствующими в вышеуказанном перечне.

3. Не  определен источник финансирования  и порядок лекарственного обеспечения  граждан, имеющих редкие (орфанные) заболевания.

Реализация  Программы «Здоровое поколение» позволяет обеспечивать детей первого  года жизни, находящихся на искусственном  вскармливании, адаптированными молочными  смесями и лечебным смесями детей, имеющих наследственные болезни  обмена. В 2012 году на эти цели было израсходовано 38 ,5 млн. руб.

С учетом увеличивающейся рождаемости и  ростом цен на детское питание  выделяемые финансовые средства позволяют  обеспечивать адаптированными молочными  смесями только 30 % нуждающихся в  них. В 2013 году департаментом здравоохранения проводится работа по увеличению объемов финансирования. Общий объем финансирования мероприятий ведомственной целевой программы «Мероприятия по совершенствованию медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями на 2012 год» составляет 208,4 млн. рублей, из них средства федерального бюджета –198,0 млн. рублей, средства областного бюджета –10,4 млн. рублей. В 2013 году планируется открытие регионального сосудистого центра и первичных сосудистых отделений.

Начиная с 1 января 2011 года финансирование учредителем бюджетных и автономных учреждений из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ может осуществляться в трех основных формах – субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции (ст. 78.1 и 79 БК РФ).

Требования  к порядку составления, утверждения  и ведения бюджетных смет установлены Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений». Вступившая в силу с 1 января 2011 года редакция данного приказа применяется к казенным учреждениям, а также бюджетным учреждениям, финансирование которых в переходный период осуществляется на основе сметы.

Показатели  бюджетной сметы отражают весь объем  финансирования учреждения и включают в себя осуществляемые учреждением  бюджетные инвестиции, а также  публичные обязательства, исполнение которых осуществляет казенное учреждение.

В последние 10 лет последовательно проводилась  реструктуризация сети стационаров; происходило  замещение дорогостоящей стационарной помощи более дешевой медицинской  помощью в дневных стационарах. При этом руководители здравоохранения  во многих регионах РФ, в том числе  и в Вологодской области, столкнулись  с проблемой организации финансирования стационарной помощи в межрайонных  центрах. Для того чтобы больница крупного муниципального образования  могла оказывать помощь жителям  не только своего района, но и близлежащих  более мелких районов, необходимо определить объемы медицинской помощи в виде муниципального заказа. В условиях финансирования в системе ОМС  не по полному тарифу у финансовых органов муниципальных образований  возникают вопросы об источнике  погашения недостающей части  тарифа в случае оказания помощи жителям  других муниципальных образований.

Решение этих вопросов в виде передачи межбюджетных трансфертов между муниципальными бюджетами (бюджетами одного уровня) затруднено в силу несовершенства бюджетного законодательства. В нем не определен четкий порядок применения иных межбюджетных трансфертов (гл. 16, ст. 142 Бюджетного кодекса РФ “Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов”).

Встает  другая, не менее сложная проблема – поиск средств для повышения тарифов. Простое увеличение финансирования в системе ОМС возможно за счет увеличения размера взносов за неработающее население, передаваемых из бюджета субъекта РФ в бюджет территориального фонда ОМС (кстати, это также является иным межбюджетным трансфертом между бюджетами одного уровня). Для государственных учреждений здравоохранения этот вариант используется во многих субъектах РФ, в том числе и в Вологодской области. При этом бюджетные ассигнования, предусмотренные законом о бюджете субъекта РФ, уменьшаются по разделу 0901 (стационарная помощь) и увеличиваются по разделу 0910(взносы за неработающее население).

Сложнее обстоит дело при попытке ввести одноканальное финансирование для  муниципальных учреждений здравоохранения. В этом случае необходимы дополнительные источники дохода (либо за счет увеличения налоговых поступлений в бюджет субъекта РФ, либо путем передачи средств  местных бюджетов в бюджет субъекта РФ) (рис. 3.1.).  

Рис.3.1. Схема  финансовых потоков в здравоохранении  при одноканальном финансировании

Прямая  передача средств из муниципальных  бюджетов в бюджет ТФОМС не обеспечивает одноканального финансирования, так  как эти средства не могут быть учтены ТФОМС как источник финансирования территориальной программы ОМС  и соответственно не могут быть включены в состав тарифов за пролеченного больного.  
Существует несколько вариантов решения данной проблемы:

- увеличение размера взносов за неработающее население из областного бюджета и уменьшение дотаций в муниципальные бюджеты (при этом возникает вопрос, как быть с недотационными муниципалитетами);

- заключение трехсторонних соглашений о передаче средств в виде иных межбюджетных трансфертов между муниципальными и областными органами власти и ТФОМС (при этом необходимо решить сложные вопросы об учете средств и увязке затрат с объемами услуг);

- реорганизация муниципальных учреждений здравоохранения (МУЗ) в государственные учреждения здравоохранения (ГУЗ) в целях “обхода” разграничения бюджетных полномочий.

В Вологодской  области в рамках реализации пилотного  проекта был применен первый вариант  с внесением изменений в Закон  об областном бюджете, в нормативные  акты четырех муниципальных районов  и в Закон о бюджете ТФОМС. При этом финансирование коммунальных расходов учреждений здравоохранения, расходов на капитальный ремонт и  приобретение оборудования были оставлены  за муниципальными бюджетами.

Внедрение частично одноканального финансирования вызвало немало споров об эффективности  такого метода финансирования учреждений здравоохранения. В течение финансового  года требовались корректировки, связанные  с ростом доходной базы местных бюджетов и с дополнительными хозяйственными расходами учреждений здравоохранения. Кроме того, возрос интерес финансовых органов к оценке эффективности  работы учреждений здравоохранения  в целом.

При одноканальном финансировании (на данный момент – частично одноканальном  финансировании) обеспечивается более  точный учет затрат на медицинские  услуги и открываются принципиально  новые возможности для анализа  эффективности затрат в здравоохранении

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Муниципальные (или местные) финансы — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования  финансовых ресурсов для решения  задач местного значения.

Эти отношения  складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим  на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.

Муниципальные финансы включают:

средства  местного бюджета;

муниципальные внебюджетные фонды;

государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие  органам местного самоуправления;

другие  денежные средства, находящиеся в  муниципальной собственности.

Муниципальные финансы основываются на принципах:

самостоятельности;

государственной финансовой поддержки;

гласности [13, с.122].

Законом области от 20 декабря 2012 года № 2940-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год  и плановый период 2014 и 2015 годов" утверждены доходы в объеме 41,2 млрд. руб. и расходы в объеме 44 млрд. руб. По состоянию на 1 октября 2013 года утвержденные годовые назначения исполнены  в части доходов на 66,7% (27,5 млрд. руб.), в части расходов на 68,0% (29,9 млрд. руб.).

В работе проанализирован муниципальный  бюджет Вологодской области. Доходы бюджета на 2013 год исполнены меньшими темпами чем расходы. Рассмотрим направление средств муниципального бюджета на расходы по некоторым статьям:

На данный момент расходы на здравоохранение  выполнены на 61%.

Дефицит бюджета составил 32.66% от запланированного

49% составляют  субвенции бюджетам, 25% составляют  дотации бюджетам. Безвозмездные  поступления составляют 18.56% от всех  доходов бюджета Вологодской  области, в то время как налоговые  и неналоговые доходы составляют  большую часть – 81.44%

Информация о работе Формы и методы воздействия муниципальных финансов на развитие экономики и социальной сферы