Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 21:50, курсовая работа
Налоги как форма изъятия государством части дохода общества обусловлены развитием общественного разделения населения на социальные группы, появлением самостоятельных субъектов товарно-денежных отношений, а также возникновением государственного аппарата.
Участвуя в мобилизации ВВП и НД для казны государства, налоги возникают и функционируют на второй фазе процесса производства – фазе перераспределения, и следовательно, они входят в систему производственных отношений.
В своей курсовой работе я более подробно рассматриваю вопрос о характеристике налоговых доходов бюджета.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Экономическое содержание налогов и их роль в денежном обеспечении функций государства………………………………………………………….........5
2. Налоговые доходы Бюджета РФ-их состав и особенности............................13
3. Планирование налогов доходов бюджета.......................................................37
4. Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации………...42
5. Заключение ………………………….…………………………………………...45
6. Список литературы………………………………………………………………47
Налоговое планирование означает процесс расчета на заданный временной период экономически обоснованного размера налоговых сумм государственной властью или налогоплательщиком (юридическими и физическими лицами). Налоговое прогнозирование, опираясь на научные расчеты, разрабатывает варианты развития налогообложения и перспективы их использования. На макро- и микро уровне налоговое планирование (прогнозирование) имеет разные цели и задачи. Если государство стремится преимущественно к оптимизации, то налогоплательщик - к минимизации налогообложения.
Оптимизация налогообложения — это процесс выбора наилучшей системы налогообложения из множества возможных вариантов в целях обеспечения пропорционального развития хозяйственных сфер, регионов, доходов групп населения. Минимизация налогообложения — это максимальное снижение налогов хозяйствующего субъекта без прямых нарушений налогового законодательства. Как неотъемлемая часть управления хозяйственной деятельностью налогоплательщика минимизация налогов обеспечивает ему дополнительные финансовые ресурсы для расширения производства. Поэтому налоговое планирование и минимизация налогообложения играют важную роль в системе финансового менеджмента.
В процессе налогового планирования решаются вопросы регулирования налоговых отношений. [4,с.203]
Налоговое регулирование как элемент налогового механизма служит проявлением функции налогов и используется государством прежде всего для сглаживания циклических колебаний, поддержки прогрессивных структурных изменений, инвестиций, НИОКР, экологии, внешнеэкономических связей. При этом широко привлекается такие налоговые инструменты, как налоговые льготы, налоговые ставки, способы обложения и др.
Налоговый механизм осуществляется также и через налоговый контроль. Как часть финансового контроля, он регламентируется Налоговым кодексом РФ, который определяет его формы, порядок учета налогоплательщиков, постановку их на учет в налоговых органах и другие вопросы. Немаловажную роль играет налоговый контроль в исполнении доходной части бюджетов разного уровня. Все элементы налогового механизма тесно взаимосвязаны. Недостатки одного элемента усложняет ситуацию в другом. Эффективность использования налогового механизма зависит от того, как государство учитывает внутреннюю сущность налогов, законы их движения, противоречивость. Разграничение налогов и их функции, с одной стороны, налоговой политики и налогового механизма — с другой, дает возможность понять объективность налогов и субъективную деятельность государства. Налоговая политика и налоговый механизм определяют значение налогов в обществе, которые тесно связаны с деятельностью государства. Налоги находятся в постоянном движении и зависят от экономической политики государства.
Налоги функционируют в соответствии с налоговым правом, обеспечивая смену собственности в пользу государства. Укрепление государства с разветвленными органами в центре и на местах, а также развитие рыночных отношений вызвало к жизни появление разнообразных налогов и сборов, что потребовало свести все обязательные платежи в строгую налоговую систему.
Налоговая система РФ представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных налогов, взимаемых исполнительной властью, принципов и методов их построения, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их оплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.
Разработанная налоговая система с использованием отечественного и зарубежного опыта в целом отвечает требованиям рыночной экономики. Были введены прямые и косвенные налоги, налоги с населения и с юридических лиц. Отличительная особенность налоговой системы России — ее структура. В Российской Федерации преобладает косвенное обложение (в консолидированном и федеральном бюджете), а в общей сумме налоговых доходов выше объем поступлений с физических лиц. Большинство налогов и сборов в РФ не привязаны к расходам, однако действуют отдельные налоги, имеющие определенное назначение. В первое десятилетие существования российской налоговой системы характерная ее черта — нестабильность. Так, не редки случаи, когда по несколько раз в год менялись состав налогов, величина ставок, льготы, порядок исчисления налоговой базы и сроки уплаты налогов. Это создавало множество неудобств для налогоплательщиков и государства. Введение НК РФ упорядочило налоговую систему, унифицировало ее, привело в соответствие с изменившимися экономическими условиями.
Классификация налогов и сборов Разнообразие налогов и сборов в России требует их классификации, в основу которой положены различные признаки. Классификация налогов и сборов — это их систематизация, группировка по заранее установленным признакам. Экономическое ее назначение в том, что она дает возможность устанавливать связь бюджета с предпринимателями и выявлять роль налоговых форм в хозяйственном регулировании. Она имеет также и практическое значение, обеспечивая возможность кодификации налогов и сборов с целью учета и контроля над налоговыми процедурами с использованием информационных технологий.
1. В зависимости от характера использования налоги подразделяются на общие и целевые. Общие налоги обезличиваются и поступают в общий доход государства на финансирование общегосударственных мероприятий. Целевые налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды .
2. В зависимости от механизма
уплаты налоги и сборы делятся
на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с дохода или имущества. Отличительная особенность этих налогов — относительно сложный механизм расчета налоговой базы.
Среди прямых налогов выделяются:
Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, включаемые в цену товара или тариф услуг. Владелец товара или услуг относит налоговую сумму в цену или тариф, оплаченную потребителем, и перечисляет ее государству. Здесь связь между налогоплательщиком и государством опосредована товаром или услугой. Оплата косвенных налогов независимо от уровня дохода плательщика приводит к тому, что, чем богаче плательщик, тем меньшую долю своего дохода он отдает казне, т.е. эти налоги регрессивны по своей сути. Поступление косвенных налогов определяется размерами хозяйственных оборотов и объемами применяемых ресурсов, следовательно, колеблется в зависимости от расширения или сужения деловой активности. Увеличивая цену товара, косвенное обложение вызывает устойчивую тенденцию к инфляции. Эти налоги неблагоприятны в социальном плане, поскольку увеличивают общее налоговое бремя населения, преимущественно малообеспеченных слоев. По объектам взимания косвенные налоги подразделяются:
• на индивидуальные, облагаемые строго определенные группы товаров (акцизы);
• универсальные, облагаемые все товары,
работы, услуги, за
некоторыми исключениями (НДС).
Современная налоговая система России в зависимости от трех уровней бюджетной системы в соответствии с НК РФ (ст. 13, 14, 15) включает:
В налоговой системе РФ особо выделены специальные налоговые режимы (раздел VIII НК РФ):
Эти специальные режимы не являются самостоятельной формой обложения, поэтому они исключены из перечня налогов в НК РФ.
В основу налоговой системы РФ положены следующие принципы (правила) ее построения, которые регулируют налогообложение на всей территории страны:
Эти принципы способствуют стабильности налоговых отношений и придают им долговременный характер действия.
2.Налоговые доходы Бюджета РФ - их состав и особенности.
Важной проблемой налоговой системы, особенно для федеративных государств, является разграничение налоговых доходов между бюджетами различных уровней. В течение длительного периода времени эта проблема в России была предметом системных противоречий между федеральным центром и руководством субъектов РФ. Главная причина заключалась в отсутствии научно обоснованной методологии распределения налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета между центром и регионами.
В период 90-х годов прошлого века разрабатывался механизм выравнивания социально-экономического развития субъектов РФ и методов разграничения налоговых и неналоговых доходов между бюджетами разного уровня, адекватный изменившимся условиям новых межбюджетных отношений. Правительством в 2001 г. был подготовлен ряд программ развития бюджетного федерализма. Их цель — формирование системы бюджетного устройства страны, позволяющей регионам проводить самостоятельную в рамках законодательно утвержденных полномочий бюджетную и налоговую политику. Распределение налоговых поступлений между бюджетами разного уровня должно способствовать выравниванию финансовой обеспеченности регионов и сокращению дотационности бюджетов субъектов РФ.
В ходе реализации программ должна быть повышена роль собственных доходов региональных и местных бюджетов, а для этого необходимо:
Полномочия государственной власти и разного уровня по формированию доходов бюджета.
таблица №1
Полномочия федеральной власти (законодательной и исполнительной) |
Полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов РФ |
Полномочия органов местного самоуправления |
1.Законодательная власть устанавливает новые виды федеральных налогов, изменяет и отменяет их путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ. |
1.Законодательные (представительные)органы (1) вводят региональные налоги и сборы (2)устанавливают размеры ставок по ним (3)предоставляют налоговые льготы При этом они действуют в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством РФ |
1.Представительные органы местного самоуправления (1)вводят местные налоги и сборы (2)устанавливают размеры ставок по ним (3)предоставляют налоговые льготы При этом они действуют в пределах прав, предоставленным им налоговым законодательством РФ |
2.Федеральные законы о налогах могут вступать в силу с начала очередного финансового года и должны приниматься до утверждения закона о федеральном бюджете на текущей год. |
2.Региональные законы о |
2. Их правовые акты о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство в пределах их компетенции должны приниматься до утверждения местного бюджета на очередной финансовый год и вступают в силу с начала очередного финансового года. Допускаются изменения и дополнения в течение текущего финансового года, но при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в местный бюджет текущего года. |
3.Внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается при внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. |
3.Изменения и дополнения о региональных налогах и сборах, намеченных на текущий год, допускаются в случаях внесения соответствующих изменений и дополнений в законы субъектов РФ о бюджете на текущий финансовый год. При этом единые или дополнительные отчисления в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, исходя из зачисления в эти бюджеты, не должны быть менее 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от указанного налога. |
3. Органы местного |
4.Введенные федеральные налоги и сборы обязательны к уплате по всей территории РФ. |
4.Органы исполнительной власти субъектов РФ предоставляют налоговые кредиты, рассрочки и отсрочки по уплате федеральных налогов и сборов, поступающих в бюджеты субъектов РФ лишь при отсутствии задолженности по бюджетным кредитам бюджета субъекта РФ перед федеральным бюджетом и соблюдения предельного размера дефицита бюджета субъекта РФ и размера государственного долга, утвержденных БК РФ. |
4. Представительные органы |
5.Федеральные налоги отменяются НК РФ и не могут устанавливаться не предусмотренные НК РФ. |
5. Региональные налоги и сборы отменяются НК РФ и не могут устанавливаться не предусмотренные НК РФ. |
5. Местные налоги и сборы |
Информация о работе Характеристика налоговых доходов бюджета