Характеристика налоговых доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 21:50, курсовая работа

Краткое описание

Налоги как форма изъятия государством части дохода общества обусловлены развитием общественного разделения населения на социальные группы, появлением самостоятельных субъектов товарно-денежных отношений, а также возникновением государственного аппарата.
Участвуя в мобилизации ВВП и НД для казны государства, налоги возникают и функционируют на второй фазе процесса производства – фазе перераспределения, и следовательно, они входят в систему производственных отношений.
В своей курсовой работе я более подробно рассматриваю вопрос о характеристике налоговых доходов бюджета.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Экономическое содержание налогов и их роль в денежном обеспечении функций государства………………………………………………………….........5
2. Налоговые доходы Бюджета РФ-их состав и особенности............................13
3. Планирование налогов доходов бюджета.......................................................37
4. Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации………...42
5. Заключение ………………………….…………………………………………...45
6. Список литературы………………………………………………………………47

Вложенные файлы: 1 файл

Характеристика налоговых доходов бюджета (Автосохраненный).doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативно-правовых актах налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, утвержденных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по местному налогу.

Местными признаются налоги, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующего муниципального образования.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ к местным налогам и сборам относятся:

(1)  земельный налог;

(2)  налог на имущество физических  лиц.

 

3. Планирование налогов доходов бюджета.

Планирование доходов объединяет три этапа.

Первый этап включает:

• анализ исходных условий для разработки плана поступления доходов бюджета

• формирование прогнозов развития территории на перспективу

На втором этапе осуществляются:

• обоснование и корректировка основных направлений налоговой политики соответствующей территории

• разграничения налоговых полномочий и доходных источников между органами власти различных уровней в соответствии с действующим законодательством.

На третьем этапе осуществляется:

• расчет сумм налогов, зачисляемых в бюджет всех уровней.

При определении объема налогов используется понятие «контингент налога», которое характеризует общую сумму взимаемого на данной территории конкретного вида налога или иного платежа.

Расчет контингентов налогов на федеральном, региональном и местном уровнях бюджетной системы осуществляется на основе единых принципиальных подходов, но конкретная методика процесса планирования имеет свои особенности в зависимости от уровня бюджета.

Планирование доходов в бюджетах предполагает определение параметров поступающих в бюджет налоговых и неналоговых платежей на очередной финансовый год по видам платежей. 
Определение возможных поступлений доходов связано с изучением факторов, которые влияют на каждый платеж.

         Первая группа факторов – общеэкономические и социально-политические факторы. Они включают в себя учет изменения цен и ценовой политики государства, учет отраслевых тенденций развития, рентабельности и капиталоемкости отраслей, учет факторов, влияющих на изменение конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка. Учет изменений, происходящих в производственной и социальной инфраструктуре экономики. Тенденции развития платежного баланса государства. Изменения внешней и внутренней политики государства. На основе изменения этих факторов определяются важнейшие общеэкономические показатели, от которых зависит размер налоговых и неналоговых платежей. Эти показатели фиксируются в прогнозе социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год. Это:

  1. Изменение ВВП в очередном финансовом году
  2. Уровень инфляции
  3. Средний курс рубля к доллару на очередной финансовый год
  4. Доходы, которые получит государство от экспорта
  5. и т.д.

       Определение этих показателей осуществляется министерством экономического развития и торговли, совместно с министерством финансов РФ. 
Вторая группа факторов – это факторы, которые учитываются при определении конкретных видов доходов. Они связаны с изменением порядка взимания отдельных платежей, в первую очередь налогов, а также с изменением всей налоговой системы РФ.

 

Факторы:

 

  1. Данные экономического анализа исполнения доходов бюджетов в прошлом и в текущем году и выявление тенденций развития доходов в целом и по каждому отдельному источнику.
  2. Совершенствование налоговой системы и определение основных направлений изменения налогового законодательства на следующий год по отдельным видам платежей. При этом учитывается возможное изменение состава плательщиков, количество объектов обложения, размеры налоговой базы, ставок и льгот по налогам. 
  3. Изменение системы налогового администрирования, на основе которого определяется уровень собираемости налогов в очередном году. [4,с.227]

 

 

       Исходя из этого определяются контингенты поступлений налоговых и неналоговых платежей и распределение этих поступлений между отдельными видами бюджетов. Эти расчеты осуществляет министерство финансов РФ и региональные и местные финансовые органы.  
       Министерство финансов, на основе обобщенных сведений о текущих поступлениях доходов, определяет ожидаемое исполнение федерального бюджета на текущий год. Территориальные финансовые органы осуществляют ту же самую работу, но в рамках региональных и местных бюджетов.  
      Министерство финансов РФ получает основные макроэкономические показатели от министерства экономического развития и торговли, и на основе этих показателей рассчитывается общая сумма доходов федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ. Основной метод, который применяется – экстраполяция сложившихся тенденций развития доходов с учетом возможного повышения собираемости налогов и изменения порядка определения налоговой базы и ставок налога на очередной год. Одновременно с этим министерство финансов определяет поступления по каждому виду налоговых и неналоговых платежей. Расчеты налоговых поступлений основаны на планировании налоговой базы, средних ставок налогов и коэффициентов собираемости.  
      По каждому налогу имеется собственная методика планирования, которая в основном отличается особенностями определения налоговой базы. На практике используются два основных способа расчета налоговой базы.  
      Первый - прямое определение отдельных показателей, которые составляют налоговую базу. Такой способ применяется в случае, если налоговая база состоит из небольшого количества элементов. В частности , таким образом определяется налоговая база по НДФЛ. При расчете налоговой базы определяется плановый фонд оплаты труда работников, прочие доходы физических лиц и средние размеры вычетов, которые используются при расчете этого налога.  
      Второй способ – аналитический. Он связан с экстраполяцией тенденций развития налоговой базы. Налоговая база определяется методами статистического или математического программирования и экономико-математических моделей. Таким способом определяется налоговая база по НДС, акцизам. 
После расчета налоговой базы определяется средняя ставка налога на очередной год. Если по налогу используется несколько ставок, то средняя ставка рассчитывается по текущему году как отношение ожидаемых поступлений налога к налоговой базе, умноженное на 100.

 
       Возможно также применение отдельных видов ставок по соответствующей налоговой базе.  
Учитывается также коэффициент собираемости налогов. При этом определяется возможное повышение собираемости в следующем финансовом году.

 
Дальше рассчитывается сумма поступлений налога на следующий год: 
Н=НБ*СрСт*Кс 
НБ – налоговая база 
СрСт – средняя ставка 
Кс – коэффициент собираемости. 
  
        Если налог относится к регулирующим (распределяется между бюджетами), то при его планировании также определяются нормативы отчислений в бюджеты. 
       Неналоговые доходы также планируются министерством финансов и территориальными финансовыми органами на основе данных, которые предоставляют министерства и ведомства, обеспечивающие поступление этих средств в бюджет.  
       Сумма поступлений определяется, исходя из темпов внесения этих доходов в предшествующем году, возможного исполнения этих доходов в текущем году и изменения поступления этих средств в следующем году.  
На основе всех этих данных составляется проект соответствующего бюджета по доходам с разбивкой доходов по разделам и статьям бюджетной классификации. Одновременно с этим устанавливаются нормативы отчислений от регулирующих доходов во все бюджеты на следующий год.

 Рост экономики и модернизация социальной сферы в масштабах региона и страны в целом напрямую зависит от налоговой политики государства. Ее параметры, в свою очередь, определяются множеством факторов, в том числе - прогнозами состояния экономики и доходной части бюджета.

На современном этапе реформирования налоговой системы приоритетное внимание уделяется решению проблем повышения эффективности налогового администрирования, в том числе налогового контроля как главной его составляющей.

На первый план постепенно выходит задача сохранения стабильности налоговой системы как фактора легализации бизнеса и увеличения массы налоговых платежей. Вносимые в законодательство о налогах и сборах отдельные изменения все в большей степени должны быть направлены на повышение ясности законодательства и на однозначность его применения налогоплательщиками.

Реформирование налоговой системы должно происходить постепенно на основе длительного и тщательного анализа ситуации с поступлением налогов. Любые кардинальные изменения в налоговой системе Российской Федерации, особенно те изменения, которые ущемляют экономические интересы налогоплательщиков, не только не смогут увеличить налоговые поступления в бюджет, но и приведут к потерям источников дохода, поскольку налоговая нестабильность станет тем решающим фактором, который заставит многих налогоплательщиков уйти в «теневую» экономику.

Стабильность налоговой системы во многом определяется в федеративном государстве тем, насколько строго соблюдаются пределы компетенции центра и регионов при принятии мер в области налоговой политики.

Главной целью реформы налоговой системы в Российской Федерации является снижение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, предусматривающее выравнивание условий налогообложения, упрощение налоговой системы, придание ей стабильности и большей прозрачности. Налоговая система всегда будет совершенствоваться, оттачиваться и настраиваться на запросы и реалии экономической действительности, так чтобы, максимально наполняя бюджет, не ущемлять никого из субъектов налоговых отношений, поэтому процесс налогового администрирования бесконечен. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков. Основной целью налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.

Одним из методов прогнозирования базового уровня бюджетных поступлений является метод экспертных оценок, который известен как метод «Дельфи». Он представляет собой метод коллективных экспертных оценок, основанных на выявлении согласованной оценки группы специалистов путем их опроса, проходящего в несколько туров. При этом экспертам сообщают результаты предыдущего тура с целью дополнительного обоснования решений экспертов в следующем туре. В настоящее время метод «Дельфи» получил достаточно широкое признание и считается одним из наиболее квалифицированных методов экспертного прогнозирования.

Для расчетов объема годовых поступлений бюджета в целом и налогов, в частности, используется метод определения контрольных значений, для чего существует несколько способов. Широкое распространение получило использование итоговых значений прошедшего года, увеличенных на ожидаемый уровень инфляции.

Методы экстраполяции основываются на изучении сложившихся в прошлом и настоящем закономерностей функционирования и развития социально-экономической системы и распространение этих закономерностей на будущий период, исходя из того что в экономической деятельности они достаточно устойчивы в течении некоторого периода времени.

Во многих странах пользуются каузальным методом прогнозирования, в частности сочетание в налоговом анализе методов регрессий и моделирования.

На основе данных репрезентативных выборок деклараций о доходах как физических, так и юридических лиц, информации об объемах реализации продукции и тому подобных данных модели микромоделирования воспроизводят последствия изменений в налоговом законодательстве.

Следующим методом оценки налоговых доходов бюджета является метод построения модели расчета общего равновесия. Данный метод производится на основе подробной информации, полученной из разных источников, которые сводятся в обширную и последовательную базу данных, отражающую движение товаров и услуг в экономическом пространстве.

Главным элементом модели является таблица экономических ресурсов и объема продукции, которая позволяет распределить потоки товаров и услуг по отраслям, конечным потребителям, государственным организациям и иностранным участникам рынка.

Таким образом, налоговое планирование как один из этапов бюджетного процесса представляет собой научно-обоснованный расчет величины налоговых поступлений бюджета на основе учета и оценки реальной налоговой базы территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации.

Кризис очень заметно повлиял на всю финансовую систему России. В настоящее время Россия является инвестиционно-привлекательной. Если до недавнего времени из России наблюдался отток капитала, то по информации ЦБ РФ, во втором квартале 2010 года чистый приток капитала в Россию составил 4,5 млрд. долларов после чистого оттока в размере 14,7 млрд. долларов в первом квартале.

В своём бюджетном послании «О бюджетной политике в 2011-2013 годах Президент России отмечает, что экономическая ситуация в стране заметно изменилась. В экономике проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы. Это во многом стало результатом последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики.

Кризис высветил главную проблему, делающую российскую экономику уязвимой к колебаниям на мировых рынках, вообще к изменениям мировой экономической конъюнктуры. Экономика страны по-прежнему зависима от конъюнктуры сырьевых рынков. Пока не созданы достаточные условия и стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергетической и экологической эффективности экономики и производительности труда, для развития отраслей экономики и производств, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости, для реализации инновационных проектов, и в целом - для модернизации социально-экономической системы страны. Эти особенности российской экономики обусловливают широкий спектр вызовов и рисков для ее дальнейшего развития.

Информация о работе Характеристика налоговых доходов бюджета