Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:20, курс лекций
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Государственные и муниципальные финансы"
3) внебюджетные фонды имеют
4) доходы государственных
5) страховые взносы в фонды
и взаимоотношения,
6) денежные ресурсы внебюджетных
фондов находятся в
7) расходование средств из
Главными источниками
- специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
- средства из бюджета;
- отчисления от прибыли
- прибыль от коммерческой
- займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.
В России начиная с 1992 г. действует более двух десятков внебюджетных фондов. Возникновение в России в 90-е гг. специальных внебюджетных фондов было явлением относительно новым. До этого внебюджетных фондов как таковых не было. В СССР вместо этого существовало два типа бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных доходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции специальных фондов. Он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне, поскольку бюджетная система СССР предусматривала существование одного государственного бюджета. За счет средств чрезвычайного бюджета погашался государственный долг, покрывались убытки, вызванные стихийными бедствиями, и т.п. Кроме того, за счет его средств покрывался дефицит обыкновенного бюджета.
Целевые бюджетные фонды стали
создаваться в России в период
перехода страны на новые экономические
отношения. Закон РСФСР «Об основах
бюджетного устройства и бюджетного
процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г.
впервые предоставил
В 90-е гг. внебюджетные фонды были созданы на разных уровнях управления - федеральном, уровне субъектов РФ и местном уровне. Главной причиной их создания была необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Ведущую роль среди них заняли социальные внебюджетные фонды.
Одновременно с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. В конце 90-х гг., исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив некоторую автономность этих фондов. Они были включены в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных фондов и были официально утверждены законодательными актами.
В настоящее время в России существуют три типа внебюджетных фондов:
1) социальные внебюджетные фонды,
2) экономические внебюджетные
3) территориальные внебюджетные фонды.
49 Фонд обязательного медицинского страхования
онд обязательного
медицинского страхования РФ (ФОМС) образован в соответствии с законом «Об
обязательном медицинском страховании
граждан в РСФСР» от 28 июня 1991 г. № 499-1.
Закон определяет правовые, экономические
и организационные основы медицинского
страхования населения. Он направлен на
усиление заинтересованности и ответственности
как самого застрахованного, так и государства,
предприятия, учреждения, организации
в охране здоровья работников.
Фонд создается на республиканском и территориальном
уровне. Через него средства направляются
страховым компаниям, учредителями которых
выступает местная администрация. Страховые
компании могут работать только при наличии
соответствующих лицензий на обязательное
медицинское страхование. Страховые компании,
отбирая дееспособные медицинские учреждения,
оплачивают их услуги.
Средства Фонда используются на оплату
медицинских услуг, предоставляемых гражданам,
а также на медицинскую науку, медицинские
программы и другие цели.
ФОМС формируется за счет страховых взносов
и бюджетных ассигнований. Плательщиками
выступают предприятия, организации, учреждения
независимо от форм собственности и организационно-правовых
форм деятельности, а также органы исполнительной
власти, которые осуществляют платежи
за неработающих граждан (детей, учащихся,
студентов, пенсионеров и др.)
Тариф страховых взносов определяется
верховной законодательной властью по
представлению Правительства РФ. С 2005
года он составляет 2,8% по отношению к начисленной
оплате труда по всем основаниям, причем
в федеральный фонд - 0,8 %, в территориальные
фонды - 2%. Контроль за своевременным и
правильным поступлением страховых взносов
возложен на Федеральную налоговую службу
РФ. От уплаты страховых взносов освобождаются
общественные организации инвалидов и
находящиеся в их собственности предприятия,
объединения, созданные для осуществления
уставных целей.
Всем гражданам России по месту жительства
или по месту работы вручается страховой
полис. Этот полис означает, что лицо получает
бесплатно «гарантированный объем медицинских
услуг». В этот объем войдет как минимум
«скорая помощь», лечение острых заболеваний,
услуги по обслуживанию беременных и родам,
помощь детям, пенсионерам, инвалидам.
50 Пенсионный фонд РФ
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) является одним из крупнейших и наиболее эффективных систем в сфере оказания социальных услуг гражданам РФ. Именно благодаря ежедневной кропотливой работе ПФР пенсионеры своевременно и в полном объеме получают соответствующие денежные выплаты в полном согласовании относительно их пенсионных прав.
Свою деятельность Пенсионный
Фонд РФ начал 22 декабря 1990 года согласно
решению Верховного Совета РСФСР
№442-1 «Об организации Пенсионного
фонда РСФСР». Данное постановление
было принято для управления финансами
пенсионного обеспечения на государственном
уровне и предполагалось, что после
принятия соответствующего ряда документов
данное направление работы финансового
обеспечения будет выделено в
самостоятельный внебюджетный фонд.
С создание данного Пенсионного
фонда в нашей стране стал активно
развиваться механизм как финансирования,
так и последующих выплат пенсий
и прочих пособий. Средства для осуществления
финансирования пенсий начали свое формирование
благодаря поступлениям страховых
взносов работодателей и
Структура Пенсионного фонда
состоит из семи Управлений по Федеральным
округам Российской Федерации, а
также из 81 Отделения Пенсионного
фонда в соответствующих
Функции Пенсионного фонда социального значения:
Как происходит формирование
средств ПФР? Как правило, основное
формирование данного вида средств
происходит благодаря систематическому
проведению страховых взносов со
стороны работодателей, а также
от граждан, занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью (адвокаты, фермеры
и др.). Помимо этого в формировании
средств ПФР происходит учет поступивших
средств от работающих граждан, относящихся
к самым разнообразным
Помимо вышеперечисленного
формирование средств ПФР происходит
за счет средств, которые возмещаются
ПФР Государственным фондом занятости
населения РФ по причине назначения
досрочной пенсии безработным; за счет
средств, взыскиваемых с граждан
и работодателей после
52 Социально экономическое
содержание и классификация
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
Важным звеном финансовой системы являются
внебюджетные
фонды государства. Внебюджетные фонды
— это фонды денежных
средств, образуемые вне федерального
бюджета, бюджетов субъек-
тов РФ и местных бюджетов, которые предназначены
для реализа-
ции конституционных прав граждан на пенсионное
обеспечение,
социальное страхование, охрану здоровья,
медицинскую помощь,
а также для удовлетворения других общественных
потребностей,
не финансируемых из бюджета.
Считается, что внебюджетные фонды возникли
раньше бюджета
и в какой-то мере послужили его основой.
Объясняется это тем,
что в процессе становления современной
системы государственной
власти происходило выделение отдельных
функций государства и
закрепление за ними специальных финансовых
ресурсов. Как пра-
вило, это были специальные виды правительственной
деятельности,
для которых была нежелательна огласка.
Покрывались они специ-
альными доходами. Количество специальных
фондов и счетов не
было постоянным. Одни счета открывались,
другие закрывались.
Наличие этих фондов, хотя и было необходимо,
создавало оп-
ределенные финансовые неудобства. В одних
фондах наблюдалась
нехватка средств, в других — избыток.
Кроме того, правительство
могло использовать эти средства бесконтрольно.
Поэтому по мере
укрепления централизованного государства
постепенно происхо-
дило объединение специальных фондов
в едином государственном
бюджете. Однако многие внебюджетные фонды
сохранили свое
значение и самостоятельность и существовали
наряду с бюдже-
том. Специальные счета создавались для
строительства, правитель-
ственной предпринимательской деятельности,
управления денеж-
ной массой и государственным долгом,
системой социального
страхования.
акон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» (от 15 мая 1993 г. 4807-1) предоставил перечисленным в наименовании Закона субъектам соответствующие права в области создания внебюджетных фондов. В результате к созданным на тот момент по инициативе Правительства РФ территориальным внебюджетным фондам (дорожный, экологический и др.) добавился целый ряд других, создаваемый по решению органов власти субъектов РФ и местного самоуправления. Правда, их средства в большей мере имели внебюджетное содержание, так как упомянутым Законом в качестве доходных источников установлены:
1) добровольные взносы
и пожертвования граждан,
2) суммы штрафов за загрязнение
окружающей среды и
3) суммы штрафов за порчу
и утрату объектов историко-
4) иные доходы внебюджетных
фондов в соответствии с
53 Негосударственные
социальные внебюджетные фонды.
Негосударственные внебюджетные социальные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:
стабильное правовое пространство, где законодательно гарантирована равная ответственность всех участников рынка (включая государство) по их собственным финансовым обязательствам;
право частной собственности на большинство материальных и нематериальных объектов, имеющих стоимостную оценку (средства производства, недвижимость, ценные бумаги, объекты интеллектуальной собственности);
Информация о работе Шпаргалка по "Государственные и муниципальные финансы"