Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:20, курс лекций
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Государственные и муниципальные финансы"
Трактовка в российской практике |
Трактовка в международной практике | |
Дотации |
бюджетные средства, предоставляемыебюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов |
бюджетные средства, передаваемые физическим или юридическим лицам на безвозмездной основе |
Субсидии |
бюджетные средства, предоставляемыебюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов |
бюджетные средства, передаваемые юридическим лицам с целью уменьшения издержек на производство товаров и услуг |
Субвенции |
бюджетные средства, предоставляемыебюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов |
финансовая помощь из государственногобюджета |
Трансферты |
средства, передаваемые в бюджетынижестоящего территориального уровня из фонда финансовой поддержкирегионов, в котором доля каждого субъекта РФ нуждающегося в финансовой помощи устанавливается расчетным путем. |
любые безвозмездные платежи |
37 Экономическое содержание расходов гос бюджета. Расходы региональных и местных бюджетов
Государственные расходы - одна из сторон финансовой деятельности государства. Она неразрывно связана с процессом собирания денежных средств в государственный фонд. Независимо от источников поступления все расходы государства имеют единые принципы их использования. Они распределяются в соответствии с социально-экономическими программами правительства, а размер государственных расходов определяется задачами и потребностями, выраженными в этих программах.
В условиях рынка государственные
расходы находятся в
асходы государственного бюджета представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Они выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
Расходы бюджетов разнообразны и зависят
от множества факторов: уровня социально-экономического
развития страны; административно-
Расходы региональных и местных бюджетов отличаются от расходов федерального бюджета главным образом по предметно-функциональному признаку.
В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса
РФ исключительно из бюджетов субъектов
РФ финансируются следующие
1) содержание органов
2) обслуживание и погашение
3) проведение выборов и
4) реализация региональных
5) формирование государственной собственности субъектов РФ;
6) осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
7) содержание и развитие
8) обеспечение деятельности
9) оказание финансовой помощи местным бюджетам;
10) прочие расходы.
38 Сбалансированность
бюджета: плановая, оперативная,
фактическая; краткосрочная,
Различают краткосрочную и долгосрочную
несбалансированность бюджета. Несбалансированность
имеет краткосрочный характер, если
превышение расходов над доходами ограничивается
рамками одного финансового года
и является отражением изменений
макроэкономической ситуации по сравнению
с той, в которой составлялся
бюджет. Это происходит главным образом
из-за отсутствия необходимого опыта
макроэкономического
Долгосрочная
1) увеличение числа социальных выплат, а значит, социальной нагрузки на бюджет;
2) неблагоприятная
3) либерализация налогового
4) возрастание объема внешней задолженности.
В целом состояние
1) долгосрочной тенденцией в
динамике налоговых
2) стадией экономического цикла, в которой находится экономика в рассматриваемый период;
3) текущей политикой государства в области бюджетных расходов и доходов.
39 Дефицит бюджета
:структурный и циклический;
В процессе принятия и исполнения бюджета большое значение приобретает сбалансированность доходов и расходов. Если доходы превышают расходы, то возникает профицит. Но чаще всего расходы превышают доходы. В таком случае возникает дефицит.
Дефицит бюджета обусловлен разными
причинами. В одних случаях государство
может сознательно идти на увеличение
дефицита бюджета. В частности, в
целях стимулирования экономической
активности и совокупного спроса
в период спада производства правительство
может принять специальные
В отличие от структурного циклический дефицит в меньшей степени зависит от сознательной бюджетно-налоговой политики государства. Он обусловлен общим спадом производства, который происходит на стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики. В условиях спада производства снижаются налоги, доходы государства, а значит, возникает дефицит.
Выделяют также активный и пассивный дефициты. Активный дефицит возникает в результате превышения расходов над доходами, а пассивный - в результате снижения налоговых ставок и прочих поступлений, что является следствием замедления темпов экономического роста, недоплат и т.п.
Искусственное завышение размеров
дефицита государственного бюджета
может происходить в результате
следующих обстоятельств. Во-первых,
при оценке величины государственных
расходов не всегда учитывается амортизация
в государственном секторе
В России в случае, если обнаруживается профицит, необходимо:
- сократить привлечение доходов
от продажи государственной
- предусмотреть направление
- увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней;
- сократить налоговые доходы.
Существует такое понятие, как первичный профицит, который означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.
40 Финансовая помощь
бюджетам субъектов РФ из
Согласно принятому
Однако нагрузка на территориальные бюджеты постоянно растет, что обусловлено не только тенденцией к передаче с федерального на территориальные бюджеты многих расходов по финансированию объектов производственного и социально-культурного назначения, но и инфляцией. В результате удорожается содержание этих объектов и возрастают затраты, связанные с социальной защитой населения.
Финансовая помощь территориям в Российской Федерации осуществляется несколькими методами (формами).
1. Основной способ передачи
2. В случаях, когда на
Разновидности дотаций — субвенция (целевая передачи средств) и субсидия (предоставление средств другому бюджету на условиях долевого финансирования целевых расходов).
3. В случае имеющихся в
Всем этим методам финансовой помощи территориальным бюджетам свойственны общие весьма существенные недостатки. Их применение в межбюджетных отношениях связано с субъективизмом в перераспределении бюджетных средств, с зависимостью территориальных органов власти от вышестоящих органов и наличием элементов иждивенчества у территориальных органов власти.
Поэтому методы и формы предоставления финансовой помощи территориальным бюджетам, обеспечения их необходимыми финансовыми ресурсами должны быть более совершенными.
41 Бюджетный процесс:
понятие и структура.
Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета.
Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента. Этапы бюджетного процесса можно представить следующим образом:
Этапы бюджетного процессаСоставление -> Рассмотрение -> Утверждение -> Исполнение
Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом, то есть это время, в течение которого длится бюджетный процесс.
Финансовый год — это время, в течение которого обязательно исполнение госбюджета, имеющего силу закона.
Участниками бюджетного процесса в государстве выступают:
Для бюджетного процесса важно понятие финансового года. Финансовый год может совпадать с календарным (с 1 января по 31 декабря), но в целом ряде стран его начало сдвинуто на 1 марта или на 1 апреля.
Информация о работе Шпаргалка по "Государственные и муниципальные финансы"