Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:20, курс лекций
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Государственные и муниципальные финансы"
26 организационно правовые формы предприятий
Предприятие
- это самостоятельно хозяйствующий
субъект, созданный (учрежденный) в
соответствии с действующим
В соответствии с гражданским
кодексом РФ в России могут создаваться
следующие организационные
Хозяйственные товарищества и общества:
Полное товарищество. Участники его в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом, т.е. по отношению к участникам полного товарищества действует неограниченная ответственность.
Товарищество на вере. Им является товарищество, в котором на ряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по обстоятельствам товарищества своим имуществом, имеются участники-вкладчики (коммандисты), которые несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Общество с ограниченной ответственностью. Это общество
учрежденное одним или несколькими лицами,
уставной капитал которого разделен на
доли определенных учредительными документами
размеров. Участники общества с ограниченной
ответственностью несут риск убытков,
связанный с деятельностью общества в
пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Общество с дополнительной ответственностью. Особенностью
такого общества является то, что его участники
несут субсидирную ответственность по
обязательствам общества в одинаковом
для всех кратном размере к стоимости
их вкладов.
Акционерное общество. Им признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций
Производственные кооперативы. Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.
Государственные
и муниципальные унитарные
Унитарные предприятия подразделяются
на две категории:
27 Финансовые ресурсы
предприятий, структура и
Финансовые ресурсы - это
денежные средства, имеющиеся в распоряжении
предприятия и предназначенные
для обеспечения его
Формируются финансовые ресурсы за счет собственных и привлеченных денежных средств.
Стартовым источником финансовых ресурсов в момент учреждения предприятия является уставный (акционерный) капитал - имущество, созданное за счет вкладов учредителей (или выручки от продажи акций).
Основным источником финансовых ресурсов действующего предприятия служат доходы (прибыль) от основной и других видов деятельности, внереализационных операций. Он также формируется за счет устойчивых пассивов, различных целевых поступлений, паевых и иных взносов членов трудового коллектива. К устойчивым пассивам относят уставный, резервный и другие капиталы, долгосрочные займы и постоянно находящуюся в обороте предприятия кредиторскую задолженность.
Финансовые ресурсы могут быть мобилизованы на финансовом рынке с помощью продажи акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпущенных предприятием; дивидентов по ценным бумагам других предприятий и государства; доходов от финансовых операций; кредитов.
Финансовые ресурсы могут поступать в порядке перераспределения от ассоциаций и концернов, в которые они входят, от вышестоящих организаций при сохранении отраслевых структур, от страховых организаций.
В
отдельных случаях предприятию
могут быть предоставлены субсидии
(в денежной или натуральной форме)
за счет средств государственного или
местного бюджетов, а также специальных
фондов. Различают:
- прямые субсидии - государственные капитальные
вложения в объекты, особо важные для народного
хозяйства, или в малорентабельные, но
жизненно необходимые;
- непрямые субсидии, осуществляемые средствами
налоговой и денежно-кредитной политики,
например, путем предоставления налоговых
льгот и льготных кредитов.
Совокупность финансовых средств предприятия принято подразделять на оборотные средства и инвестиции.
Структура финансовых ресурсов
предприятий различается в
Несмотря на различия в составе и структуре финансовых ресурсов отдельных предприятий в общем их объеме по производственным предприятиям, наибольший удельный вес занимают собственные средства, они составляют примерно половину в общем объеме финансовых ресурсов. Структура финансовых ресурсов изменялась вместе с развитием экономики. Развитие финансового рынка дает предприятиям новые возможности по расширению состава финансовых ресурсов и увеличению их объема.
28 Фин ресурсы и капитал в воспроизводственном цикле предприятия
В самом общем определении
ятия- это часть его средств, функционирующая
в денежной
форме. Непосредственно денежная форма
функционирования
является обязательным атрибутом, неотъемлемой
сущностной
характеристикой финансовых ресурсов.
Это отличает их от дру-
гих видов ресурсов и средств предприятия,
в частности, от средств
производства (станки, машины, сырьем материалы,
здания произ-
водственного назначения и т.п.). С учетом
этого следует проводить
различие между понятиями «денежная форма»
и «денежное выра-
жение* средств предприятий. Последнее
чаще всего обозначает
стоимостную оценку срелств и фондов различного
назначения
(например, основных и оборотных фондов),
а не сами денежные
средства, которыми действительно располагает
предприятие.
В отечественной литературе финансового
и бухгалтерского
профиля это различие все еще сильно затушевано.
Основные и
оборотные средства предприятий определяются
так: основные
средства — это денежные средства, инвестированные
8 основные
фонды производственного и непроизводственного
назначения.
Денежные же средства, авансированные
в оборотные произ-
водственные фонды и фонды обращения,
называют оборотными
средствами предприятий.
С практической точки зрения такая трактовка
вполне объ-
яснима. В целях ведения учета бухгалтер
рассматривает средс-
тва производства как затраченные на их
приобретение деньги,
отражая в бухгалтерском балансе первоначальную
и остаточную
стоимость основных фондов, покупную стоимость
материалов,
списываемых на производство, и т.д.
29 Принципы организации финансов предприятия
Финансовые отношения
коммерческих организаций и предприятий стро
Принцип хозяйственной
самостоятельности не может быть реализован
без самостоятельности в области финансов.
Его реализация обеспечивается тем, что
хозяйствующие субъекты независимо от
формы собственности самостоятельно определяют
свои расходы, источники финансирования,
направления вложений денежных средств
с целью получения прибыли. Развитие рыночных
отношений существенно расширило самостоятельность
хозяйствующих субъектов, появились новые
возможности в инвестировании денежных
средств. Предприятия с целью получения
дополнительной прибыли могут осуществлять
финансовые инвестиции краткосрочного
и долгосрочного характера в форме приобретения
ценных бумаг других коммерческих организаций,
государства, участия в формировании уставного
каптала другого хозяйствующего субъекта,
хранения денежных средств на депозитных
счетах коммерческих банков. Однако сказать
о полной финансовой самостоятельности
хозяйствующих субъектов в процессе формирования
финансовых ресурсов и использования
принадлежащих им денежных средств нельзя.
Государство регламентирует отдельные
стороны их деятельности. Так, предприятия
всех форм собственности в соответствии
с законодательством уплачивают необходимые
налоги в соответствии с установленными
ставками, участвуют в формировании внебюджетных
фондов.
Принцип самофинансирования. Реализация
этого принципа – одно из основных условий
предпринимательской деятельности, обеспечивающей
конкурентоспособность хозяйствующего
субъекта. Самофинансирование означает
полную окупаемость затрат на производство
и реализацию продукции, инвестирование
и развитие производства за счет собственных
денежных средств и, при необходимости,
банковских и коммерческих кредитов. В
настоящее время не все предприятия и
организации способны полностью реализовать
этот принцип.
Принцип материальной
заинтересованности – объективная его
необходимость диктуется основной целью
предпринимательской деятельности –
получением прибыли. Заинтересованность
в результатах хозяйственной деятельности
в равной степени присуща коллективам
предприятий и организаций, отдельным
работникам и государству в целом. Реализация
этого принципа может быть обеспечена
достойной оплатой труда, оптимальной
налоговой политикой государства, соблюдением
экономически обоснованных пропорций
в распределении чистой прибыли на потребление
и накопление.
Принцип материальной
ответственности означает наличие определенной
системы ответственности за результаты
финансово-хозяйственной деятельности.
В целом, для хозяйствующего субъекта
этот принцип реализуется через пени и
неустойки, штрафы, взимаемые при нарушении
договорных обязательств (сроки, качество
продукции), несвоевременности возврата
краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашения
векселей, нарушении налогового законодательства,
а также в случае неэффективной деятельности
путем применения к данному хозяйствующему
субъекту процедуры банкротства.
Принцип обеспечения
финансовых резервов. Необходимость формирования
финансовых резервов и других аналогичных
фондов связана с предпринимательской
деятельностью, которая всегда сопряжена
с риском. В условиях рыночных отношений
последствия риска ложатся непосредственно
на предпринимателя, который добровольно
и самостоятельно на свой страх и риск
реализует разработанную им программу.
30 Государственная
финансовая система и
осударственная финансовая система в развитых странах включает шесть основных элементов:
1) государственный бюджет;
2) местные бюджеты;
3) государственный кредит;
4) специальные внебюджетные фонды;
5) государственное страхование;
6) финансы государственных корпораций.
Ведущим звеном любой финансовой
системы выступает
В странах с развитой рыночной экономикой за государственным бюджетом закрепляются главные налоги: налог на прибыль корпораций, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Это во многом обусловлено тем, что из государственного бюджета производятся основные расходы государства: на военные цели; управление; правоохранительную деятельность; вмешательство в экономику; социальные расходы и субсидии. За счет средств государственного бюджета осуществляется также выравнивание бюджетов разных уровней - предоставляются субсидии и кредиты региональным и местным органам власти.
31 Бюджетный федерализм и его развитие в РФ
БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ - устройство бюджетной
системы государства, при котором
каждый из уровней государственной
власти располагает собственным
бюджетом и действует в пределах
закрепленных за ним бюджетных полномочий.
Форма автономного
Основными принципами бюджетного
федерализма являются: равноправие
всех субъектов федерации в их
финансовых отношениях с центром; разграничение
сфер финансовой деятельности и ответственности
между центром и субъектами федерации;
самостоятельность бюджетов различных
уровней. Для Российской Федерации
с ее огромной территорией, географической
протяженностью, федеративным характером
государственного устройства, исторической
и национальной спецификой отдельных
регионов совершенствование модели
бюджетного федерализма имеет
Информация о работе Шпаргалка по "Государственные и муниципальные финансы"