Шпаргалка по "Государственные и муниципальные финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:20, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Государственные и муниципальные финансы"

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции ГМФ.docx

— 260.99 Кб (Скачать файл)

32 Социально экономическое  значение гос бюджета. Функции бюджета. Отличительные особенности гос бюджета как экономической категории

Бюджет необходим всем государствам для реализации их политических и социальных функций. С помощью  бюджета осуществляется главная  задача фактического сопоставления  потребностей государства и средств  для их удовлетворения. В современных  условиях государство, помимо содержания всех ветвей власти, органов управления, правопорядка и внешней обороны, влияет также и на важные экономические  и социальные процессы. При помощи бюджета решаются вопросы финансового  регулирования как на макроуровне в масштабах всей страны, всего хозяйства, так и в отдельных регионах и на уровне местного самоуправления.

В государственном бюджете  концентрируется часть национального  дохода, которая затем перераспределяется, что позволяет осуществлять государственное  регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики. Бюджет является формой образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

Ввиду особой важности бюджета  для всех сфер общественной жизни  его составление, утверждение и  выполнение происходят на основе законов, устанавливаемых представительной властью, и сам принятый бюджет также  является законом.

Экономическое значение бюджета  заключается в том, что он формирует  значительную часть спроса на конечный продукт, за счет его средств формируется  заметная доля доходов населения, приобретаются  крупные объемы продукции, увеличиваются  государственные материальные резервы  и в некоторых случаях осуществляются капитальные вложения. В рамках бюджета  предоставляются субсидии, гарантии, дотации, кредиты с целью поддержки  определенных предприятий, оказывается  помощь другим странам. Через государственный  бюджет проходит финансирование научных  учреждений, осуществляющих фундаментальные  научные исследования, которые, в  свою очередь, являются основой для  развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через  бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство  тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны. В рамках бюджета формируется и обслуживается  государственный долг. Все это  позволяет координировать экономическую  жизнь государства, рационально  размещать денежные и материальные ресурсы, способствует техническому прогрессу  и усиливает экономический потенциал  государства.

Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно  влияет на формирование важнейших экономических  и финансовых показателей: объем  производства, инвестиций, реальных доходов, уровень безработицы, величина денежной массы, уровень процента, валютный курс.

Государственный бюджет, являясь  основным планом государства, дает органам  власти реальную экономическую возможность  осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  определяет тем самым налоговую  политику в стране. Бюджет фиксирует  конкретные направления расходования средств, перераспределения национального  дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать  в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов  в стране.

Государственный бюджет, являясь главным звеном финансовой системы, выполняет две основные функции.

- Распределительная функция предполагает концентрациюденежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. Эту функцию выполняет государственное казначейство через свои органы.

- Контрольная функция проявляется  в проведении контрольных мер  за процессом формирования и  использованияденежных средств в различных структурных звеньях экономики. Ее осуществляют налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы.

Отличительные особенности  государственного бюджета как самостоятельной  экономической категории заключаются  в следующем.

1. Бюджетные отношения  являются особой формой экономических  перераспределительных отношений, связанной с обособлением части стоимости совокупного общественного продукта (главным образом национального дохода) в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований.

2. При помощи бюджета  осуществляется процесс перераспределения  ресурсов, сконцентрированных в  централизованном денежном фонде  страны, между отраслями народного  хозяйства, сферами общественной  деятельности. территориями страны  и т. д. в пределах экономической  системы.

3. Посредством государственного  бюджета не только осуществляются  перераспределительные процессы, но и проводится большинство мероприятий по государственному финансовому регулированию экономики. Изменением состава налоговых платежей и размеров их ставок, системой государственных расходов и т.п. государство активно влияет на совокупные экономические процессы в обществе. В этом плане государственный бюджет является действенным инструментом финансовой политики государства.

4. В условиях рыночной  экономики мероприятия бюджетной  политики должны быть продуманы,  четко скоординированы с денежно-кредитной,  ценовой и валютной политикой  государства.

5. Бюджетное распределение  занимает центральное место в  составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением  бюджета по сравнению с другими  звеньями. Так как в государственном  бюджете отражаются все экономические  процессы в обществе, а также  находят свое концентрированное  выражение все основные финансовые  институты — налоги, государственные  расходы, государственные займы  и т.д., то его можно охарактеризовать  как основной финансовый план  государства.

33 Доходы бюджетов  разных уровней: налоговые, неналоговые  доходы и безвозмездные перечисления

 

Доходы бюджета  — денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  Российской Федерации в бюджеты  органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии с  Бюджетным кодексом РФ в состав доходов  бюджетов всех уровней входят налоговые  и неналоговые доходы, а также  безвозмездные и безвозвратные  перечисления

Собственные доходы- это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично в % за соответствующим бюджетом ( НДС -федеральный, транспортный, земельный-региональный)

Доходы :неналоговые, безвозмездные перечисления, собственные

Регулирующие доходы - федер и рег-е и иные налоги и платежи по ктрм уст-ся  норматив отчислений в % в нижестоящий бюджет на опред фин год

34 Налоговое  регулирование экономики. Содержание  налогов и сборов. Роль налогов  в экономике.

 

Государственное налоговое регулирование представляет собой систему специальных приемов, методов и инструментов управления налогообложением м налоговыми потоками, направленную на целенаправленное вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой им концепцией экономического роста.

Конечной целью государственного налогового регулирования является создание условий для роста налоговых  поступлений в бюджетную систему  страны на базе роста производства, продаж и доходов экономики (на базе экономического роста) путем воздействия  на различные стороны хозяйственной  жизни и экономику в целом.

Особенностями государственного налогового регулирования является наличие четкой макроэкономической стратегии и осознанное воздействие  на экономику, непрерывное в своем  развитии и относительно постоянное во времени. Оно охватывает не отдельные  предприятия, а всю экономику  в целом и ее сегменты.

Налоги выступают  важнейшим инструментом регулирования  валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД) страны.

Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его  кругооборота. Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг. Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство регулирует личное потребление и платежеспособный спрос населения

35 Система налогов,  формирующих государственный и территориальный бюджеты:федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Роль налогов в формировании местных бюджетов.

 

Федеральные, региональные и местные  налоги и сборы

Федеральными налогами и сборами  являются установленные Налоговым  кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ.

Федеральные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ):

– налог на добавленную стоимость;

– акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

– налог на прибыль (доход) предприятий;

– налог на доходы от капитала;

– подоходный налог с физических лиц;

– взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

– государственная пошлина;

– таможенная пошлина и таможенные сборы;

– налог на пользование недрами;

– налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

– налог на дополнительный доход  от добычи углеводородов;

– сбор за право пользования объектами  животного мира и водными биологическими ресурсами;

– лесной налог;

– водный налог;

– экологический налог;

– федеральные лицензионные сборы.

Региональные являются налоги и  сборы, которые устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ, вводятся в действие в соответствие с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам и сборам относятся (ст. 14 НК РФ):

– налог на имущество организаций;

– налог на недвижимость;

– дорожный налог;

– транспортный налог;

– налог с продаж;

– налог на игорный бизнес;

– региональные лицензионные сборы.

Местными являются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

К местным налогам и сборам относятся (ст. 14 НК РФ):

– земельный налог;

– налог на имущество физических лиц;

– налог на рекламу;

– налог на наследование или дарение;

– местные лицензионные сборы. 

 

36 Формирование  доходов бюджетов разных уровней : собственные и регулирующие доходы, дотации, субсидии, субвенции

Доходы бюджетов всех уровней  образуются за счет налоговых и неналоговых  видов поступлений, а также за счет безвозмездных перечислений в  течение финансового года. В доходы бюджета текущего года зачисляется  также остаток средств на конец  предыдущего года. Большинство стран  с рыночной экономикой к доходным источникам относит: налоговые и  неналоговые доходы и безвозмездную  финансовую помощь (гранты, дотации, субсидии и субвенции). В практике бюджетного регулирования национальной экономической системы России применяется аналогичная схема. Основу доходной части бюджетов всех уровней составляют налоговые поступления от физических и юридических лиц. 
   К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета. К неналоговым доходам причисляют: 
   а) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 
   б) доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; 
   в) доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; 
   г) доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы, и иные неналоговые доходы. 
   Под финансовой помощью понимаются поступления от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций, субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств. Она подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств. По форме к ней примыкают безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, включая и безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. 
   С точки зрения взаимодействия разных уровней власти выделяются следующие виды доходов: 
   а) собственные доходы (налоговые и неналоговые) как закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации; 
   б) закрепленные доходы (налоговые и неналоговые) вышестоящих уровней власти, зачисляемые на долговременной основе в бюджеты нижестоящих уровней; 
   в) регулирующие доходы.

Информация о работе Шпаргалка по "Государственные и муниципальные финансы"