Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:20, курс лекций
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Государственные и муниципальные финансы"
32 Социально экономическое значение гос бюджета. Функции бюджета. Отличительные особенности гос бюджета как экономической категории
Бюджет необходим всем государствам для реализации их политических и социальных функций. С помощью бюджета осуществляется главная задача фактического сопоставления потребностей государства и средств для их удовлетворения. В современных условиях государство, помимо содержания всех ветвей власти, органов управления, правопорядка и внешней обороны, влияет также и на важные экономические и социальные процессы. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования как на макроуровне в масштабах всей страны, всего хозяйства, так и в отдельных регионах и на уровне местного самоуправления.
В государственном бюджете
концентрируется часть
Ввиду особой важности бюджета
для всех сфер общественной жизни
его составление, утверждение и
выполнение происходят на основе законов,
устанавливаемых
Экономическое значение бюджета
заключается в том, что он формирует
значительную часть спроса на конечный
продукт, за счет его средств формируется
заметная доля доходов населения, приобретаются
крупные объемы продукции, увеличиваются
государственные материальные резервы
и в некоторых случаях
Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важнейших экономических и финансовых показателей: объем производства, инвестиций, реальных доходов, уровень безработицы, величина денежной массы, уровень процента, валютный курс.
Государственный бюджет, являясь
основным планом государства, дает органам
власти реальную экономическую возможность
осуществления властных полномочий.
Бюджет отражает размеры необходимых
государству финансовых ресурсов и
определяет тем самым налоговую
политику в стране. Бюджет фиксирует
конкретные направления расходования
средств, перераспределения
Государственный бюджет, являясь главным звеном финансовой системы, выполняет две основные функции.
- Распределительная функция
- Контрольная функция
Отличительные особенности
государственного бюджета как самостоятельной
экономической категории
1. Бюджетные отношения
являются особой формой
2. При помощи бюджета
осуществляется процесс
3. Посредством государственного
бюджета не только
4. В условиях рыночной
экономики мероприятия
5. Бюджетное распределение
занимает центральное место в
составе государственных
33 Доходы бюджетов
разных уровней: налоговые,
Доходы бюджета
— денежные средства, поступающие
в безвозмездном и
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в состав доходов бюджетов всех уровней входят налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные и безвозвратные перечисления
Собственные доходы- это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично в % за соответствующим бюджетом ( НДС -федеральный, транспортный, земельный-региональный)
Доходы :неналоговые, безвозмездные перечисления, собственные
Регулирующие доходы - федер и рег-е и иные налоги и платежи по ктрм уст-ся норматив отчислений в % в нижестоящий бюджет на опред фин год
34 Налоговое
регулирование экономики.
Государственное
налоговое регулирование предст
Конечной целью
Особенностями государственного налогового регулирования является наличие четкой макроэкономической стратегии и осознанное воздействие на экономику, непрерывное в своем развитии и относительно постоянное во времени. Оно охватывает не отдельные предприятия, а всю экономику в целом и ее сегменты.
Налоги выступают важнейшим инструментом регулирования валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД) страны.
Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг. Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство регулирует личное потребление и платежеспособный спрос населения
35 Система налогов, формирующих государственный и территориальный бюджеты:федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Роль налогов в формировании местных бюджетов.
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы
Федеральными налогами и сборами являются установленные Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ.
Федеральные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ):
– налог на добавленную стоимость;
– акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
– налог на прибыль (доход) предприятий;
– налог на доходы от капитала;
– подоходный налог с физических лиц;
– взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
– государственная пошлина;
– таможенная пошлина и таможенные сборы;
– налог на пользование недрами;
– налог на воспроизводство минерально-
– налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
– сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
– лесной налог;
– водный налог;
– экологический налог;
– федеральные лицензионные сборы.
Региональные являются налоги и сборы, которые устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ, вводятся в действие в соответствие с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.
К региональным налогам и сборам относятся (ст. 14 НК РФ):
– налог на имущество организаций;
– налог на недвижимость;
– дорожный налог;
– транспортный налог;
– налог с продаж;
– налог на игорный бизнес;
– региональные лицензионные сборы.
Местными являются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
К местным налогам и сборам относятся (ст. 14 НК РФ):
– земельный налог;
– налог на имущество физических лиц;
– налог на рекламу;
– налог на наследование или дарение;
– местные лицензионные сборы.
36 Формирование доходов бюджетов разных уровней : собственные и регулирующие доходы, дотации, субсидии, субвенции
Доходы бюджетов всех уровней
образуются за счет налоговых и неналоговых
видов поступлений, а также за
счет безвозмездных перечислений в
течение финансового года. В доходы
бюджета текущего года зачисляется
также остаток средств на конец
предыдущего года. Большинство стран
с рыночной экономикой к доходным
источникам относит: налоговые и
неналоговые доходы и безвозмездную
финансовую помощь (гранты, дотации, субсидии
и субвенции). В практике бюджетного
регулирования национальной экономической
системы России применяется аналогичная
схема. Основу доходной части бюджетов
всех уровней составляют налоговые поступления
от физических и юридических лиц.
К налоговым доходам относятся предусмотренные
налоговым законодательством федеральные,
региональные и местные налоги и сборы,
а также пени и штрафы. Размер предоставленных
налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек
по уплате налогов и иных обязательных
платежей в бюджет полностью учитывается
в доходах соответствующего бюджета. К
неналоговым доходам причисляют:
а) доходы от использования имущества,
находящегося в государственной или муниципальной
собственности;
б) доходы от продажи или иного возмездного
отчуждения имущества, находящегося в
государственной и муниципальной собственности;
в) доходы от платных услуг, оказываемых
соответствующими органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
а также бюджетными учреждениями, находящимися
в ведении федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления; средства, полученные
в результате применения мер гражданско-правовой,
административной и уголовной ответственности,
в том числе штрафы, конфискации, компенсации,
а также средства, полученные в возмещение
вреда, причиненного Российской Федерации,
субъектам Российской Федерации, муниципальным
образованиям, и иные суммы принудительного
изъятия;
г) доходы в виде финансовой помощи и бюджетных
ссуд, полученных от бюджетов других уровней
бюджетной системы, и иные неналоговые
доходы.
Под финансовой помощью понимаются поступления
от бюджета другого уровня бюджетной системы
Российской Федерации в форме дотаций,
субвенций, субсидий либо иной безвозвратной
и безвозмездной передачи средств. Она
подлежит учету в доходах того бюджета,
который является получателем этих средств.
По форме к ней примыкают безвозмездные
перечисления от физических и юридических
лиц, международных организаций и правительств
иностранных государств, включая и безвозмездные
перечисления по взаимным расчетам.
С точки зрения взаимодействия разных
уровней власти выделяются следующие
виды доходов:
а) собственные доходы (налоговые и неналоговые)
как закрепленные на постоянной основе
полностью или частично за соответствующими
бюджетами законодательством Российской
Федерации;
б) закрепленные доходы (налоговые и неналоговые)
вышестоящих уровней власти, зачисляемые
на долговременной основе в бюджеты нижестоящих
уровней;
в) регулирующие доходы.
Информация о работе Шпаргалка по "Государственные и муниципальные финансы"