Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:31, шпаргалка

Краткое описание

· 1. НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ И ПРЕДПОСЫЛКИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
· 2. ФИНАНСЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
· 3. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
· 4. РОЛЬ ФИНАНСОВ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
· 5. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
· 6. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ СОСТАВ И СТРУКТУРА
· 7. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ
· 8. ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ, ИХ РОЛЬ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ
· 9. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ЕГО РОЛЬ В МОБИЛИЗАЦИИ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
· 10. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ СТРУКТУРА
· 11. СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
· 12. ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
· 13. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
· 14. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
· 15. ПОНЯТИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ
· 16. СТРУКТУРА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ
· 17. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
· 18. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ
· 19. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ
· 20. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
· 21. ВИДЫ И ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
· 22. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ
· 23. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
· 24. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА
· 25. БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
· 26. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
· 27. СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
· 28. БЮДЖЕТНЫЙ МЕХАНИЗМ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ЗВЕНЬЕВ
· 29. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 30. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
· 31. БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
· 32. ПОНЯТИЕ И СТАДИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
· 33. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
· 34. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГОВ
· 35. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ
· 36. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РФ
· 37. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ КАТЕГОРИЯ
· 41. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)
· 42. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)
· 43. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ: ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ, СТРУКТУРА
· 44. ФИНАНСЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
· 45. ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
· 46. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СТРАХОВАНИЯ
· 47. КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ
· 48. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА СТРАХОВОГО РЫНКА
· 49. НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ КРЕДИТА
· 50. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КРЕДИТА
· 51. ФУНКЦИИ И РОЛЬ КРЕДИТА
· 52. СУЩНОСТЬ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
· 53. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ КРЕДИТА
· 54. ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ
· 55. БАНКОВСКИЙ КРЕДИТ
· 56. КОММЕРЧЕСКИЙ КРЕДИТ
· 57. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ
· 58. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ
· 59. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ
· 60. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ
· 61. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
· 62. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА КАК ЧАСТЬ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
· 63. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК КАК ГЛАВНОЕ ЗВЕНО БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
· 64. ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА, ЕГО ЦЕЛИ И СТРУКТУРА
· 65. ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ
· 66. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ
· 67. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
· 68. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
· 69. ВИДЫ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
· 70. ВИДЫ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ И СДЕЛОК
· 71. АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
· 72. ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
· 73. ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКОВСКИХ СДЕЛОК
· 74. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
· 75. КЛАССИФИКАЦИЯ БАНКОВСКИХ КРЕДИТОВ
· 76. РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
· 77. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
· 78. ВИДЫ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ
· 79. ВНУТРИРОССИЙСКИЕ ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
· 80. СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ
· 81. РАСЧЕТЫ ПО ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ
· 82. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ
· 83. ПОНЯТИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
· 84. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ
· 85. ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
· 86. БИРЖЕВОЙ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
· 87. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
· 88. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ЭЛЕМЕНТЫ
· 89. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ
· 90. ВАЛЮТНЫЙ КУРС КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

финансы шпоры.docx

— 231.34 Кб (Скачать файл)

1. НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ И ПРЕДПОСЫЛКИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

В рамках экономической  системы товарно-денежные отношения  выступают основной причиной возникновения  и развития всей совокупности стоимостных  экономических категорий.

Определенное  место в системе стоимостных  экономических категорий занимают финансы.

Хозяйственные процессы в условиях товарно-денежных отношений невозможны без распределительных  процессов. Распределение является одной из стадий воспроизводственного процесса, без которой не могут  осуществляться другие стадии, т. е. производство, обмен и потребление. Очевидно, что производство невозможно без создания денежных фондов, служащих основой для удовлетворения различных хозяйственных нужд. Эти денежные фонды создаются посредством финансов на стадии распределения, причем они впоследствии на стадии обмена приобретают натуральную форму, так как созданные денежные фонды в стоимостной форме расходуются на приобретение товаров, потребительных стоимостей.

Таким образом, можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как их существование  обусловлено потребностями обменного  развития. Знания о финансах важны  на различных уровнях – начиная  от домашних хозяйств и предприятий  и заканчивая государством. Именно на основе знания этой науки можно  построить семейный бюджет, оптимизировать уплату подоходного налога, эффективно вложить средства в ценные бумаги и т. п. Без финансов невозможен кругооборот фондов на предприятиях, стимулирование производства, анализ экономической деятельности и отчетности.

Рациональная  организация финансов играет важную роль в деятельности государства, которое  на базе создания с помощью финансов денежных фондов осуществляет свои функции. Государство может активно влиять на развитие финансовых отношений, в  свою очередь, от правильной организации  финансов зависит во многом экономическое  развитие государства.

Предпосылки возникновения  финансов:

– отторжение главы государства от казны и возникновение централизованного общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета, распоряжение которым уже не может осуществлять единолично глава государства;

– возникновение системы государственных доходов и расходов, законодательное закрепление государственного бюджета как росписи доходов и расходов государства;

– переход от натуральных податей и трудовых повинностей к сбору налогов в денежной форме;

– возникновение кругооборота стоимости в форме товарно-материальных ценностей и денег и образование доходов и накоплений у участников воспроизводственного процесса сверх пределов биологического выживания.

Принципиально важным для появления финансов является высокий уровень развития денежного  хозяйства, постоянный оборот денег  в больших размерах, завершившееся  формирование и использование основных функций денег.

Вышеназванные обстоятельства способствовали скорейшему развитию финансов, в первую очередь  государственного бюджета как центрального звена финансовой системы. На первом этапе своего развития финансовые отношения  приравнивались к бюджетным отношениям, и лишь впоследствии, по мере развития товарно-денежных отношений, возникли новые формы финансовых отношений.

2. ФИНАНСЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Термин «финансы»  произошел от латинского слова «finansia», что в переводе означает «денежный платеж». Длительный процесс развития товарно-денежных отношений изменил содержание явления финансов.

Сегодня финансы  – это экономические общественные отношения, предметом которых являются процессы накопления, распределения  и использования денежных средств в процессе использования общественного продукта и доходов. С одной стороны, это явление выступает экономической категорией, а с другой – субъективным стоимостным инструментом деятельности.

Финансы непосредственно  связаны с деньгами. Деньги являются обязательным условием существования  финансов. Финансы выступают в  денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при  их реализации создаются фонды денежных средств. Фонды денежных средств, создаваемые  на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными  фондами, а денежные фонды, создаваемые  на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, – децентрализованными.

Финансы как  субъективный стоимостный инструмент функционирования экономических субъектов  образуют конкретный механизм принятия решений по поводу процессов формирования и использования денежных фондов.

Объектом финансов являются финансовые ресурсы, представляющие собой совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств, т. е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость и возникают ВВП и НД. Следовательно, объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД. Финансовые ресурсы, их формирование и использование находят отражение в сводном финансовом балансе РФ. Источниками финансовых ресурсов выступают:

– на уровне хозяйствующих субъектов – прибыль, амортизация, доходы от продажи ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;

– на уровне населения – заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы, доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;

– на уровне государства, органов местного самоуправления – доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Таким образом, финансы – это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

4. РОЛЬ ФИНАНСОВ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

В условиях рыночной экономики роль финансов существенно  возросла: от финансового положения  предприятия зависит его положение  на рынке, его конкурентоспособность, его выживаемость, перспективы. Предприятия  наделены большей самостоятельностью при распределении выручки от реализации, использовании финансовых ресурсов. При первичном распределении  с помощью финансов создаются  фонды возмещения потребленных в  процессе производства средств производства. При этом предприятия могут выбрать один из нескольких методов начисления амортизации, форму безналичных расчетов при оплате сырья, рассчитать оптимальный запас оборотных средств, выбрать стратегию финансирования основной деятельности.

После вычета из денежной выручки фонда возмещения расходов, уплаты определенных налоговых  платежей на предприятиях создается  фонд оплаты труда, а оставшаяся часть  выручки представляет собой чистый доход предприятия. После уплаты налоговых платежей, взимаемых в  бюджет, предприятия могут распределять оставшуюся чистую прибыль по своему усмотрению. С помощью финансов на предприятиях создаются целевые  фонды денежных средств, используемые на социальное и экономическое развитие.

В ходе вторичного распределения или перераспределения  образуются государственный бюджет и внебюджетные фонды. С помощью  этих фондов осуществляется финансовое регулирование и стимулирование производства, финансируются общегосударственные  программы, содержание непроизводственной сферы, оборона и управление, достигается  концентрация денежных ресурсов на главных  направлениях научно-технического прогресса. Обслуживая процесс распределения  национального дохода, финансы действуют  как важный экономический рычаг  совершенствования пропорций между  фондом накопления и фондом потребления, а также внутри них. С помощью  финансов происходит перераспределение  финансовых ресурсов между территориями страны, отраслями экономики, подразделениями  общественного производства. Осуществляя  перераспределение между отраслями  производства, финансы способствуют ускоренному развитию приоритетных отраслей. Перераспределение средств  между территориями способствует выравниванию их экономического и социального  развития.

Без участия  финансов невозможно социальное развитие общества, так как средства на финансирование всех социальных мероприятий получены при распределении национального  дохода через бюджет и социальные внебюджетные фонды. Из бюджета финансируется вся непроизводственная сфера, выделяются средства на социальное обеспечение.

В современных  условиях роль финансов в социально-экономическом  развитии общества проявляется по следующим  основным направлениям:

– активизация политики накопления отечественного капитала;

– использование бюджетной и налоговой политики в целях развития экономики и ее укрепления;

– государственная поддержка производственных инвестиций и финансирование инвестиционных программ, обеспечивающих сохранение и развитие научно-технического потенциала страны;

– использование для целей производственного инвестирования возможностей финансового рынка;

– усиление социальной направленности государственного бюджета;

– достижение социальной справедливости по отношению к различным категориям, слоям и социальным группам граждан.

5. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

В понятие «финансовые  ресурсы» различные авторы вкладывают разный смысл.

Финансовые ресурсы  – это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств, т. е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения.

Финансовые ресурсы  являются важнейшим источником осуществления  расширенного воспроизводства, социально-экономического развития общества. Наращивание объемов  финансовых ресурсов – одна из важнейших  задач финансовой политики государства. Снижение объема финансовых ресурсов отрицательно сказывается на развитии общества, ведет к сокращению инвестиций, уменьшению фондов потребления, порождает  диспропорции в распределении общественного  продукта и национального дохода. Состав и объем финансовых ресурсов зависят от уровня экономического развития государства, от эффективности производства. Экономический рост служит основой  для увеличения объемов финансовых ресурсов, а величина финансовых ресурсов, направляемая на расширение и развитие производства, способствует повышению  его эффективности.

Следует различать  централизованные финансовые ресурсы  государства и децентрализованные финансовые ресурсы предприятий. Децентрализованные финансовые ресурсы формируются  в виде различных общегосударственных  фондов, в первую очередь бюджета  и внебюджетных фондов, средства которых  используются на осуществление важнейших  функций государства, таких как  развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обеспечение  нужд обороны и содержание политической надстройки общества. Источниками централизованных финансовых ресурсов являются национальный доход и частично национальное в  случае вовлечения его в хозяйственный  оборот и эффективного использования, заемные и привлеченные средства.

Основными источниками  финансовых ресурсов предприятий являются прибыль и амортизация, заемные  и привлеченные средства. Объем децентрализованных финансовых ресурсов зависит от тех  же факторов, что и объем централизованных, но на их величину оказывает влияние  еще и степень централизации. Возникновение и развитие финансового  рынка дает хозяйствующим субъектам  новые возможности для расширения состава финансовых ресурсов и увеличения их объема путем выпуска ценных бумаг, использования заемных различных  кредитных организаций и коммерческого  кредита, размещения временно свободных  денежных средств на депозитах в  коммерческих банках и др.

Формирование  и использование финансовых ресурсов может осуществляться не только в  фондовой, но и в нефондовой форме. Централизованные финансовые ресурсы формируются и используются преимущественно в форме фондов денежных средств, к которым относятся, например, бюджет, фонд социального страхования, дорожный фонд, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и другие внебюджетные и специальные фонды, консолидируемые в бюджете. На уровне предприятий финансовые ресурсы могут создаваться и использоваться как в фондовой, так и нефондовой форме.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"