Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 23:08, шпаргалка
Экономическая сущность и функции финансов
Финансы представляют собой экономическую категорию, которая связана с формированием, распределением и использование денежных средств на всех уровнях управления общественными процессами.
Действие финансов происходит в тесной взаимосвязи с другими экономическими категориями, такими как: цена, кредит и заработная плата.
В ее составе денежной политики можно выделить две основные части:
- эмиссионная политика, которая
связана с выпуском денежных
знаков и их обращением. Главным
назначением данной политики
является обоснованность
- валютная политика направлена
на обеспечение стабильности
национальной валюты и
Кредитная политика государства направлена на усиление роли кредита в удовлетворении потребностей функционирования и развития деятельности хозяйственных субъектов. Одновременно она предполагает расширение кредитных услуг населению в качестве одного из важнейших источников финансирования жилищного хозяйства и увеличение спроса на продовольственные и промышленные товары.
Финансовый контроль - важнейший этап управления финансовыми ресурсами в процессе их образования, распределения и использования. Его главная цель заключается в обеспечении выполнения намеченных программ, проектов и принятых конкретных решений с точки зрения законности и экономической целесообразности.
Общегосударственный финансовый контроль является важнейшим элементом управления государственными финансами. В число органов общегосударственного контроля входят: Президент Республики Беларусь; Совет Министров (Правительство); отдельные министерства и государственные комитеты, наделенные особыми полномочиями для регулирования финансовыми ресурсами в различных сферах социально-экономической жизни; Национальный банк Республики Беларусь.
Высшим специализированным органом финансового контроля в Республике Беларусь является Комитет государственного контроля.
Совет Министров в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции, законов, актов Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за другими органами исполнительной власти. При этом он взаимодействует с Национальным банком Республики Беларусь в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Национальный банк принимает участие в разработке и выполнении государственной программы социально-экономического развития Республики Беларусь и контролирует денежное обращение страны.
Широкими полномочиями в области финансового контроля наделено Министерство финансов. Оно проверяет соблюдение финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство; выполнение требований финансовых законов; исполнение республиканского бюджета; своевременное поступление доходов и эффективное расходование по целевому назначению средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов; состояние контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах.
Аналогичные функции
на местном уровне реализуют
областные финансовые
Кроме того, в составе Совета Министров к особым органам государственного финансового контроля относится Министерство по налогам и сборам, преобразованное из Государственного налогового комитета (ГНК). Его главной задачей является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей. Практически все функции, права и обязанности налоговых органов сконцентрированы в области контроля. Аналогичные задачи в регионах в области контроля осуществляют налоговые инспекции. Министерство по налогам и сборам имеет свои органы на областном, городском и районном уровнях. Значительный объем контрольных полномочий присутствует в деятельности Государственного комитета по ценным бумагам, Комитета по надзору за страховой деятельностью.
Необходимо отметить, что в целях осуществления комплексных мер по защите экономических интересов Республики Беларусь, повышения эффективности координации деятельности государственных органов, уполномоченных в соответствии с законодательством проводить проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций, в Республике Беларусь функционирует Совет по координации контрольной деятельности.
В современных условиях ведомственный контроль в основном осуществляется министерствами и ведомствами в отношении подчиненных им предприятий и организаций. В отраслевых министерствах создаются специальные контрольно-ревизионные управления или отделы, которые проводят ревизию финансово- хозяйственной деятельности и поверки отдельных участков хозяйствования. Как правило, эти проверки и ревизии осуществляются на государственных предприятиях с целью определения экономической целесообразности реализуемых мероприятий, законности проводимых операций и выявления отдельных недостатков в финансово-хозяйственной деятельности субъектов.
В современной трактовке финансовым аудитом является специализированная форма независимого финансового контроля, основной целью которого становится оценка достоверности бухгалтерского учета, финансовой отчетности и другой информации с точки зрения соблюдения законодательства и экономической целесообразности проведении операций. По существу внешний аудит представляет собой процесс, в котором независимые специалисты изучают представленную информацию, оценивают ее качество и выражают степень ее достоверности, в соответствии с принятыми критериями.
Результативность финансового аудита во многом зависит от соблюдения основных принципов его организации. В общем виде они представлены на рис. 7.2.
Принципы финансового аудита |
Содержание |
1.Независимость. |
организационная, материальная и моральная. |
2.Профессиональная |
Обладание высокими профессиональными качествами. |
3. Конфиденциальность. |
Соблюдение тайны |
4. Соблюдение моральных норм. |
Честность, добросовестность, объективность и ответственность. |
Рис. 7.2. Принципы организации
финансового аудита.
Источник: собственная разработка.
Основополагающие принципы аудита, принятые мировой практикой учтены при формировании законодательной базы в Республике Беларусь. Независимость аудиторов обеспечивается:
- во-первых, организационной
структурой аудиторских
- во-вторых, материально- технической
базой, содействующей повышению
качества проверки и
- в-третьих, полным отсутствием
любого воздействия на
В законе Республики Беларусь «Об организации аудиторской деятельности» четко определены требования к подтверждению профессиональной квалификации аудитора.
Принцип конфиденциальности заключается в обязательстве хранения тайны о финансовых операциях и состоянии аудитуруемых субъектов. При нарушении этих правил виновные лица (аудиторы или аудиторские организации) привлекаются к ответственности и должны возместить причиненные убытки.
Не менее важным принципом организации независимого аудита является соблюдение общих моральных норм. К ним, прежде всего, относятся: честность, добросовестность, объективность в процессе проверки и составления аудиторского заключения. Добросовестность аудитора непосредственно связана с его ответственностью за качество выполняемых услуг, соблюдение приоритета общественных интересов над личными. За составление заведомо ложного заключения, аудиторы несут наказание в соответствии с установленным законом.
В Республике Беларусь внешний финансовый аудит производится в форме обязательных и необязательных проверок. В первом случае, аудиторская проверка ежегодной бухгалтерской отчетности становится обязательной для:
- открытых акционерных обществ;
- банков, небанковских кредитно-
- коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
- страховых организаций и брокеров;
- резидентов Парка высоких
технологических организаций и
индивидуальных
На основе обязательной аудиторской проверки составляется заключение о достоверности представленных данных. Выявленные недостатки должны быть устранены в течение 30 дней в отчетности и декларации о налоговых платежах. В случае, когда эти организации уклоняются от обязательного аудита или несвоевременно устраняют нарушения, то на них возлагаются финансовых санкции.
Аудиторские проверки производятся в соответствии с договором, который заключается между аудиторской организацией или индивидуальными аудиторами с конкретными заказчиками. В договоре определяется: объем и конкретные аудиторские услуги, сроки их выполнения, стоимость аудита, обязанности и ответственность двух сторон за своевременность и качество предоставленной информации. В табл. 3 в обобщенном виде представлены важнейшие объекты независимого финансового аудита. Рис. 6.3.
Объекты финансового аудита |
Аудитуруемые организации |
1. достоверность финансовой отчетности |
1. предприятия, организации, финансово- кредитные учреждения. |
2. правильность ведения бухгалтерского учета. |
2. предприятия, организации, финансово- кредитные учреждения. |
3. финансы состояния |
3. инвесторы, партнеры по бизнесу, эмитенты ценных бумаг. |
4. достоверность налоговых отчетов |
4. плательщики налогов. |
5. стоимость и структура имущества |
5. инвесторы и другие хозяйствующие субъекты. |
6. Иные хозяйственные и финансовые показатели. |
6.Инвесторы и другие хозяйствующие субъекты. |
Рис. 6.3. Объекты независимого финансового аудита.
Кроме перечисленных выше объектов аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать аудитуруемому лицу и другие услуги. К ним в основном относятся: помощь в налаживании бухгалтерского учета, анализ финансово-хозяйственной деятельности, оценка финансового риска, оформление различных финансовых операций, информационное обслуживание предприятия, исследование маркетинговых и финансовых проблем.
В наиболее общем виде аудиторская проверка включает три основных этапа:
1. планирование, которое
заключается в разработке
2. проведение аудиторских
процедур, направленных на получение
аудиторских доказательств, подтверждающих
правильность или искажение
3. составление итогового
документа, которым является аудиторское
заключение. В этом официальном
документе должны отражаться
необходимые реквизиты, перечень
проверенной документации, а
также фамилии ответственных
лиц за ведение учета и
Информация о работе Шпаргалка по «Финансы и финансовый рынок»