Шпаргалка по «Финансы и финансовый рынок»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 23:08, шпаргалка

Краткое описание

Экономическая сущность и функции финансов
Финансы представляют собой экономическую категорию, которая связана с формированием, распределением и использование денежных средств на всех уровнях управления общественными процессами.
Действие финансов происходит в тесной взаимосвязи с другими экономическими категориями, такими как: цена, кредит и заработная плата.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по финансам.docx

— 382.55 Кб (Скачать файл)

 В  ее  составе денежной  политики можно выделить две  основные части:

- эмиссионная политика, которая  связана с выпуском денежных  знаков и их обращением.  Главным  назначением данной политики  является обоснованность объема  и выпуска денежных знаков, необходимых  для выполнения ими функций  обращения и платежа. При этом, учитывается величина выпускаемых товаров и услуг, уровень цен на них, использование безналичных расчетов, степень развития кредита и скорость обращения денег. Неограниченная эмиссия денег может привести  к необоснованному их увеличению, что влечет за собой обесценивание денег, т.е. инфляцию;

- валютная политика направлена  на обеспечение стабильности  национальной валюты и своевременное  осуществление международных расчетов. С этой целью государство  централизованно  регулирует  формирование курсовых  тенденций, тем самым,  обеспечивая  выгоду для своей страны.   Речь идет о контроле за   валютными операции, изменениями  валютного курса, объемом золотовалютного  резерва. Эффективность регулирующих  действий со стороны государства  достигается не посредством прямого  вмешательства  в данные процессы, а  с помощью  создания рациональной  правовой базы  и постоянного  мониторинга.

Кредитная политика государства направлена на усиление роли кредита в удовлетворении  потребностей функционирования и развития деятельности хозяйственных субъектов. Одновременно она предполагает расширение кредитных услуг  населению в качестве одного из важнейших источников финансирования жилищного хозяйства и увеличение спроса на продовольственные и промышленные товары.

  1. Сущность и задачи финансового контроля. Органы финансового контроля

Финансовый контроль - важнейший этап управления  финансовыми ресурсами  в процессе их образования, распределения и использования. Его главная цель заключается в обеспечении выполнения   намеченных программ, проектов и принятых конкретных решений с точки зрения  законности  и экономической целесообразности. 

Общегосударственный финансовый контроль является важнейшим элементом управления  государственными финансами.  В   число органов общегосударственного контроля входят: Президент Республики Беларусь; Совет Министров (Правительство); отдельные министерства и государственные комитеты, наделенные особыми полномочиями для регулирования финансовыми ресурсами в различных сферах социально-экономической жизни; Национальный банк Республики Беларусь.

Высшим специализированным органом финансового контроля в Республике Беларусь  является Комитет государственного контроля.

Совет Министров в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции, законов, актов Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за другими органами исполнительной власти. При этом он  взаимодействует с Национальным банком Республики Беларусь в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики Республики Беларусь.  Национальный банк принимает участие в разработке и выполнении государственной программы социально-экономического развития Республики Беларусь и контролирует  денежное обращение страны.

Широкими полномочиями в области финансового контроля наделено Министерство финансов. Оно  проверяет  соблюдение финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство; выполнение  требований финансовых законов; исполнение республиканского бюджета; своевременное поступление доходов и эффективное расходование по целевому назначению средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов; состояние контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах.

 Аналогичные функции  на местном уровне реализуют  областные финансовые управления, районные и городские финансовые  отделы. В системе Министерства  финансов исключительно контрольными  функциями занимается Главное  контрольно-ревизионное управление (ГКРУ) и его органы на местах.

Кроме того, в составе Совета Министров к особым органам государственного финансового контроля относится Министерство по налогам и сборам, преобразованное из Государственного налогового комитета (ГНК). Его главной задачей является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей. Практически все функции, права и обязанности налоговых органов сконцентрированы в области контроля. Аналогичные задачи в регионах в области контроля осуществляют налоговые инспекции. Министерство по налогам и сборам имеет свои органы на областном, городском и районном уровнях. Значительный объем контрольных полномочий присутствует в деятельности  Государственного комитета по ценным бумагам, Комитета по надзору за страховой деятельностью.

Необходимо отметить, что в целях осуществления комплексных мер по защите экономических интересов Республики Беларусь, повышения эффективности координации деятельности государственных органов, уполномоченных в соответствии с законодательством проводить проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций, в Республике Беларусь  функционирует  Совет по координации контрольной деятельности. 

В современных условиях   ведомственный  контроль в основном осуществляется министерствами и ведомствами в отношении подчиненных им  предприятий и организаций.  В отраслевых министерствах создаются специальные контрольно-ревизионные управления или отделы, которые проводят ревизию финансово- хозяйственной деятельности и поверки отдельных участков хозяйствования. Как правило, эти проверки и ревизии осуществляются на государственных предприятиях с целью определения экономической целесообразности реализуемых мероприятий, законности проводимых операций  и выявления отдельных недостатков в финансово-хозяйственной деятельности субъектов.

  1. Аудиторский контроль, его сущность и значение

В современной трактовке финансовым аудитом является специализированная форма независимого финансового контроля, основной целью которого  становится оценка достоверности бухгалтерского учета, финансовой отчетности и другой информации с точки зрения  соблюдения законодательства и экономической целесообразности проведении операций.   По существу внешний аудит представляет собой процесс, в котором независимые специалисты изучают представленную информацию, оценивают ее качество и выражают степень ее достоверности, в соответствии с принятыми критериями.  

Результативность финансового аудита во многом зависит от соблюдения основных принципов его организации. В общем виде они представлены на рис. 7.2.

 

Принципы финансового аудита

Содержание

1.Независимость.

организационная, материальная и моральная. 

2.Профессиональная компетентность.

Обладание высокими  профессиональными качествами.

3. Конфиденциальность.

Соблюдение тайны

4. Соблюдение моральных  норм.

Честность, добросовестность, объективность и ответственность.


 

Рис. 7.2.  Принципы организации финансового аудита.                              

Источник:   собственная разработка.

 

Основополагающие принципы аудита, принятые мировой практикой    учтены при формировании законодательной  базы в Республике Беларусь. Независимость аудиторов обеспечивается:

- во-первых, организационной  структурой аудиторских организаций, деятельность которых считается  предпринимательской, направленной  на проверку бухгалтерского учета, финансовой отчетности и других  документов организаций, банковских  групп, простых товариществ, индивидуальных  предпринимателей  в целях выражения  мнения об  их достоверности;  

- во-вторых, материально- технической  базой, содействующей повышению  качества проверки и предоставлению  аудиторами достоверных заключений;

- в-третьих, полным отсутствием  любого воздействия на аудиторские  организации и аудиторов. Запрещением их участия в управлении хозяйственной деятельностью клиентов;

   В законе Республики  Беларусь «Об организации аудиторской деятельности» четко определены требования к подтверждению профессиональной квалификации аудитора.

Принцип конфиденциальности  заключается в обязательстве хранения тайны о финансовых операциях и состоянии аудитуруемых  субъектов. При нарушении этих правил  виновные лица (аудиторы или аудиторские организации) привлекаются к  ответственности и должны возместить причиненные убытки.

Не менее важным принципом организации независимого аудита является соблюдение общих моральных норм.  К ним, прежде всего, относятся:  честность, добросовестность, объективность в процессе проверки    и составления аудиторского заключения.  Добросовестность аудитора непосредственно связана с его ответственностью за качество выполняемых услуг, соблюдение приоритета общественных интересов над личными.  За составление  заведомо ложного заключения, аудиторы   несут наказание в соответствии с установленным законом.

В Республике Беларусь внешний финансовый аудит производится в форме обязательных и необязательных  проверок. В первом случае,  аудиторская проверка ежегодной бухгалтерской отчетности становится обязательной для:

- открытых акционерных  обществ;

- банков, небанковских кредитно-финансовых  организаций и бирж;

- коммерческих организаций  с иностранными инвестициями;

- страховых организаций  и брокеров;

- резидентов Парка высоких  технологических организаций и  индивидуальных предпринимателей, объем реализации продукции (товаров), услуг и  работ  составил в  предыдущем году 600 и более 1000 евро.  

На основе обязательной аудиторской проверки составляется заключение о достоверности представленных данных. Выявленные недостатки должны быть устранены в течение 30 дней в  отчетности и декларации о налоговых платежах. В случае, когда эти организации уклоняются от обязательного аудита или несвоевременно устраняют нарушения, то  на них возлагаются финансовых санкции.

Аудиторские проверки производятся в соответствии с договором, который заключается между аудиторской организацией или индивидуальными аудиторами с конкретными заказчиками.   В договоре определяется:  объем и конкретные аудиторские услуги, сроки их выполнения, стоимость аудита,  обязанности и ответственность двух сторон за своевременность и качество  предоставленной информации. В табл. 3 в обобщенном виде представлены важнейшие объекты независимого финансового аудита. Рис. 6.3.

 

Объекты финансового аудита

Аудитуруемые организации

1. достоверность финансовой  отчетности

1. предприятия, организации, финансово- кредитные учреждения.

2. правильность ведения  бухгалтерского учета.

2. предприятия, организации, финансово- кредитные учреждения.

3. финансы состояния хозяйственных  субъектов.

3. инвесторы, партнеры по  бизнесу,  эмитенты ценных бумаг.

4. достоверность налоговых  отчетов

4. плательщики налогов.

5. стоимость и структура  имущества

5. инвесторы и другие  хозяйствующие субъекты.

6. Иные хозяйственные  и финансовые показатели.

6.Инвесторы и другие  хозяйствующие субъекты.


 

Рис. 6.3.  Объекты независимого финансового аудита.

Кроме перечисленных выше объектов аудиторские организации и индивидуальные аудиторы  могут оказывать аудитуруемому лицу и другие услуги. К ним в основном относятся: помощь в налаживании бухгалтерского учета, анализ финансово-хозяйственной деятельности, оценка финансового риска, оформление различных финансовых операций, информационное обслуживание предприятия, исследование маркетинговых и финансовых проблем.

В наиболее общем виде аудиторская проверка включает три основных этапа:

1. планирование, которое  заключается в разработке общей  стратегии и тактике проведения  данного аудита на основе предварительного  ознакомления со  сведениями о  деятельности проверяемого субъекта  и его окружении. Одновременно  необходимо составить общий план  аудита, его программу, в которой  определяется перечень аудиторских  процедур, объем необходимой информации  для реализации цели аудита;

2. проведение аудиторских  процедур, направленных на получение  аудиторских доказательств, подтверждающих  правильность или искажение отражающих  в финансовой отчетности сведения;

3. составление итогового  документа, которым является аудиторское  заключение. В этом официальном  документе должны отражаться  необходимые реквизиты,  перечень  проверенной документации,  а  также фамилии ответственных  лиц за ведение учета и составление  отчетности.  Решающее значение  уделяется оценке методов ведения  бухгалтерского учета и мнение  аудитора о достоверности отражения  в отчетности соответствующих  операций, а также реального финансового  положения предприятия.

Информация о работе Шпаргалка по «Финансы и финансовый рынок»