Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 23:08, шпаргалка
Экономическая сущность и функции финансов
Финансы представляют собой экономическую категорию, которая связана с формированием, распределением и использование денежных средств на всех уровнях управления общественными процессами.
Действие финансов происходит в тесной взаимосвязи с другими экономическими категориями, такими как: цена, кредит и заработная плата.
Таможенные пошлины уплачиваются лицом, перемещающим товары (декларантом), либо иным лицом в соответствии с таможенным законодательством Республики Беларусь: отечественные юридические и физические лица (резиденты) и иностранные юридические и физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Республики Беларусь (нерезиденты).
По происхождению различают ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) таможенные пошлины.
Ввозные пошлины являются
самым распространенным видом
таможенных пошлин и
Вывозные пошлины являются
исключительными мерами
Ставки таможенных пошлин определены в Едином Таможенном Тарифе
таможенного союза
Республики Беларусь, Республики
Казахстан и Российской
По характеру взимания ставки таможенных пошлин делятся на:
специфические, начисляемые в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров;
адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
комбинированные, начисляемые частично в твердой сумме, частично в процентах.
В целях защиты экономических
интересов Республики Беларусь
к ввозимым товарам могут
специальные пошлины;
антидемпинговые пошлины;
компенсационные пошлины.
Специальные пошлины
применяются как защитная мера,
если товары ввозятся в
Антидемпинговые пошлины
применяются в случаях ввоза
товаров по цене более низкой,
чем их нормальная стоимость
в стране вывоза в момент
ввоза, если такой ввоз наносит
или угрожает нанести
Компенсационные пошлины
применяются в случаях ввоза
товаров, при производстве или
вывозе которых прямо или
В соответствии с
двусторонними соглашениями о
свободной торговле, заключенными
Республикой Беларусь с
Объектом обложения
таможенными пошлинами
Таким образом, в Республике
Беларусь к
подоходный налог с физических лиц, основная ставка которого 12%;
налог на прибыль – 24%;
акцизы – по разным категориям товаров – разные ставки;
НДС – 20%;
налог на недвижимость;
экологический налог;
земельный налог.
Являясь регулирующими, прямые налоги на доходы и прибыль и НДС, а также акцизы формируют значительную часть доходов бюджета.
Субъектами налогообложения
налога на прибыль являются
юридические лица; подоходного налога
- физические лица; земельный, налог
на недвижимость, НДС, акцизами –
юридические и физические лица;
налог за добычу и
Объекты налогообложения: налог на прибыль – валовая прибыль, НДС – обороты по реализации товаров, подоходного налога – доходы, акцизов – определенная продукция, экологического налога – объемы выбросов, сбросов и др.
Сумма налога, причитающегося к уплате, исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
Состав и количество
местных налогов определяют
Важным элементом налоговой
системы являются также
Основным назначением государственного бюджета является финансирование социально-экономического развития республики. С этой целью аккумулируемые в бюджете доходы направляются на финансирование общегосударственных потребностей, к которым можно отнести мероприятия, связанные с подъемом экономики, развитием социально- культурной сферы, безопасностью государства, содержанием административно аппарата управления общественными процессами и т.д.
По своему экономическому содержанию расходы бюджета представляют собой денежные средства, которые направляются и затем используются на предусмотренные в законе о государственном бюджете цели. Расходы бюджета осуществляются в форме бюджетного финансирования отдельных предприятий, учреждений и организаций. На объем и структуру расходов бюджета в каждом текущем периоде оказывает влияние множество факторов. К основным из них можно отнести:
- конкретную ситуацию
в стране и в мире, которая
предполагает необходимость
- особенности общественного
и экономического развития страны
и отдельных регионов, определяющие
объем и структуру расходов
республиканского и местных
- финансовую политику государства, обеспечивающую централизацию государственных средств для покрытия предполагаемых расходов и их рациональное использование для реализации намеченных целей.
Классифицировать расходы бюджета любого государства можно по многим критериям. Важнейшие из них представлены на рис.3.4.
Направления расходов. |
Функциональное назначение. |
Экономическое содержание. |
Ведомственное распределение. |
-внешние; |
-экономические расходы; |
- текущие; |
-министерства: |
-внутренние |
-расходы на социальные нужды; |
- капитальные. |
-ведомства и др. органы управления. |
-расходы на управление; |
|||
-расходы на оборону страны и др. общегосударственные расходы. |
Рис. 3.4. Классификация расходов бюджета
К внешним расходам относятся те бюджетные средства, которые направляются на погашение и обслуживание внешнего государственного долга, международное сотрудничество в различных сферах деятельности, отчисления в бюджет Союзного государства и др. Все остальные виды рас ходов относятся к внутренним расходам.
Классификация расходов по функциональному назначению позволяет четко определить целевые направления бюджетных средств, связанных с выполнением основных функций государства.
Группировка расходов по экономическому признаку отражает разграничение бюджетных средств на текущие и капитальные нужды. К первой группе расходов относится текущее финансирование органов государственной власти, текущие расходы социально-культурных мероприятий, финансовая поддержка отдельных отраслей экономики, субъектов малого бизнеса и т.д. К капитальным расходам относятся те, бюджетные средства, которые используются на расширение воспроизводства, совершенствование инфраструктуры отдельных административно- территориальных единиц, на модернизацию производства, финансирование инновационных и инвестиционных проектов.
Классификация расходов по ведомственному признаку отражает распределение средств на всех уровнях управления: министерства, ведомства, конкретные предприятия, учреждения и др. организационные структуры.
Действующая Бюджетная классификация расходов в Республике Беларусь основывается на принципах функциональности и ведомственности. Как уже отмечалось, функциональная классификация расходов представляет собой группировку расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, отражающую направление средств на выполнение основных функций соответствующих государственных органов. В бюджетной классификации все расходы распределяются по разделам, подразделам, видам и параграфам.
На первом уровнем функциональной классификации расходов выделяются разделы, определяющие расходование средств на выполнение функций государства. На втором уровне расходов в подразделах, конкретизируются в пределах разделов направление средств на осуществление деятельности государственных органов в определенной области. На третьем уровнем детализируются направления расходов по их видам. Четвертый уровень функциональной классификации – это расходы, сгруппированные в параграфы, которые конкретизируют расходование бюджетных ресурсов на определенные мероприятия и направления деятельности.
Выполнение расходной части во многом зависит от рациональной организации исполнения бюджета, т.е. обоснованного распределения бюджетных ресурсов, своевременного перечисления средств непосредственным распределителям кредитов, а также эффективного их использования. В данном процессе принимают участие законодательные и исполнительные органы власти всех уровней управления, отдельные министерства и ведомства, а также конкретные предприятия, организации и учреждения. Все они несут ответственность за полное и рациональное расходование бюджетных средств, осуществляют постоянный контроль за законностью и экономической целесообразностью освоения выделенных средств.
Одной из основных задач бюджетной политики государства является регулирование
дефицита госбюджета.
Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета
превосходят его доходы. Государственный долг - это сумма задолженности
государств своим или иностранным физическим или юридическим лицам. В
зависимости от этого различают внутренний и внешний государственный долг.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный
дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо
путем эмиссии денег. Даже бездефицитный государственный бюджет не может
свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг.
Поэтому к дефициту государственного бюджета следует подходить очень
внимательно.
3.1. Основные виды бюджетных дефицитов
Различают следующие виды бюджетных дефицитов:
1. Циклический
дефицит госбюджета –
стабилизаторов.
2. Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами
бюджета в условиях полной занятости.
3. Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом
инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.
4. Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего
дефицита и всей суммой выплат по долгу.
5. Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета,
обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.
Информация о работе Шпаргалка по «Финансы и финансовый рынок»