Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:52, дипломная работа
Целью исследования является совершенствование кредитования корпоративных клиентов ОО «Челябинский» в г.Челябинск филиала «Екатеринбургский» в г. Екатеринбург ОАО «Альфа-Банк» путём внедрения кредитного продукта «Коммерческая ипотека».
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
– раскрыть сущность кредитования;
– изучить нормативно-правовую базу, регулирующую кредитование
– провести анализ кредитных продуктов ОО «Челябинский» в г. Челябинск филиала Екатеринбургский в г. Екатеринбург ОАО «Альфа-Банк»;
– провести анализ кредитования корпоративных клиентов на примере ОО «Челябинский» в г. Челябинск филиала Екатеринбургский в г. Екатеринбург ОАО «Альфа-Банк»;
– предложить пути совершенствования кредитования корпоративных клиентов на примере ОО «Челябинский» в г. Челябинск филиала Екатеринбургский в г. Екатеринбург ОАО «Альфа-Банк»;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В РФ..5
1.1 Экономическая сущность кредитования..…………………………………5
1.2 Организация кредитования корпоративных клиентов в коммерческом банке…………………………………………………………………………..9
1.3 Нормативно-правовая база кредитования ЦБ……………………………27
2 АНАЛИЗ КРЕДИТОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ОО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ» В Г. ЧЕЛЯБИНСК ФИЛИАЛА «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ» В Г. ЕКАТЕРИНБУРГ ОАО «АЛЬФА-БАНК»……………………………………………………………………….40
2.1 Экономическая характеристика деятельности ОАО «Альфа-Банк……40
2.2 Оценка кредитных продуктов, предоставляемых корпоративным клиентам ОАО «Альфа-Банк»…………………………………………….55
2.3 Анализ кредитования корпоративных клиентов на примере ОАО «Альфа-Банк»………………………………………………………………………..59
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КРЕДИТОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ОО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ» В Г. ЧЕЛЯБИНСК ФИЛИЛАЛА «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ» В Г. ЕКАТЕРИНБУРГ ОАО «АЛЬФА-БАНК»…………………………………………………………..66
3.1 Предложения по внедрению кредитного продукта «Коммерческая ипотека»…………………………………………………………………….66
3.2 Затраты на внедрение кредитного продукта «Коммерческая ипотека»..71
3.3 Эффективность внедрения кредитного продукта «Коммерческая ипотека»……………………………………………………………………..78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
8 - в части государственного регулирования,
процедуры и регистрации
ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"9 - в части предоставления кредитов в иностранной валюте и кредитных взаимоотношений между резидентами РФ и нерезидентами;
ФЗ "Об исполнительном производстве"10
- в части осуществления
ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"11 - в части регулирования такого способа обеспечения кредитных обязательств, как предоставления в залог драгоценных металлов и драгоценных камней.
Помимо приведенных выше федеральных законов отношения, возникающие в процессе взаимодействия сторон по поводу осуществления кредитования, регулируются иными федеральными законами.
Система органов исполнительной власти
установлена в Указе Президента
"Вопросы структуры
Таким образом, акты Центрального банка РФ также нельзя отнести к актам органов исполнительной власти, так как они занимают обособленное место в иерархии нормативно-правовых актов.
В соответствии со ст. 7 ФЗ "О Центральном
банке РФ": Банк России по вопросам,
отнесенным к его компетенции, издает
в форме указаний, положений и
инструкций нормативные акты, обязательные
для федеральных органов
Положение о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения) 13 , определяющее порядок осуществления операций по предоставлению (размещению) банками денежных средств клиентам - юридическим и физическим лицам, в том числе другим, и возврату (погашению) клиентами банков полученных денежных средств, а также порядок ведения бухгалтерского учета указанных операций.
Положение о порядке предоставления
Банком России кредитов банкам, обеспеченным
залогом и поручительствами 14 , регулирующее
порядок предоставления Банком России
кредитов банкам, обеспеченных залогом
векселей организаций-клиентов банка
и прав требований по кредитным договорам
организаций-клиентов банка, и поручительствами
банков, которые солидарно между
собой и с банком-заемщиком
обязуются исполнять
Положение о правилах ведения бухгалтерского
учета в кредитных
Инструкция о порядке принятия
Банком России решения о государственной
регистрации кредитных
До формальной отмены продолжают действовать некоторые акты Государственного банка СССР, например, Инструктивные указания "О введении в действие правил кредитования материальных запасов и производственных затрат" 17 , причем согласно Указанию ЦБ РФ сами Правила утратили силу 18 .
Кроме этого, в настоящее время действует Инструкция "О расчетных, ткущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР" 19 , которая устанавливает порядок и требования к открытию счетов различным юридическим лицам в кредитных организациях, а также процедуру переоформления и закрытия счетов. Указанная Инструкция применяется в части, не противоречащей Указанию ЦБ РФ "О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати" 20 .
Указы Президента имеют подзаконный характер и применяются при условии непротиворечия федеральным законам РФ.
Среди актов Президента, регулирующих
кредитные отношения, можно выделить
Указ "О предоставлении гарантий
или поручительств по займам и
кредитам" 21 . Данный Указ устанавливает
порядок и условия
Также, можно привести и Указ "Вопросы
Управления делами Президента РФ" 22
, который среди функций
Указ "О совершенствовании работы
банковской системы РФ" 23 устанавливает
некоторые общие положения в
целях сдерживания инфляции и
повышения эффективности работы
банковской системы, защиты интересов
вкладчиков банка, в том числе
принципы взаимодействия ЦБ РФ и Правительства
РФ для целей осуществления
Постановления Правительства чаще
всего носят адресный характер и
применяются относительно органов
исполнительной власти и самого Правительства
РФ. В сфере регулирования
Постановление "О порядке организации
работы, связанной с привлечением
и использованием иностранных кредитов"
24 , устанавливающее порядок
В отношении получения кредитов на определенные цели и уплаты процентов по кредитам, полученным организациями различных отраслей промышленности и деятельности в российских кредитных организациях, действуют правила возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, которые определяются Правительством РФ в постановлениях. Такое возмещение осуществляется путем предоставления субсидий ежемесячно или в ином порядке в пределах необходимых сумм при условии использования кредита на определенные Правительством РФ цели, своевременной уплаты начисленных процентов и своевременного погашения кредита в соответствии с кредитными договорами.
В частности, такие правила устанавливаются
применительно к организациям легкой
и текстильной промышленности 25
, сельскохозяйственным производителям,
организациями
Кроме этого, ЦБ РФ совместно с Правительством
РФ в конце 1998 г. приняли уникальный
в своем роде обобщающий документ
об основных направлениях единой государственной
денежно-кредитной политики на 1999 г.
27 , тем самым осуществив функции
определения денежно-кредитной
Нормативные акты федеральных министерств и ведомств традиционно обладают наименьшей юридической силой, таким образом они должны соответствовать и применяться в части, не противоречащей иным актам, указанным выше.
В качестве примера актов, принятых
в сфере регулирования
Письмо Минфина РФ от 03.11.1992 г. № 101 "О порядке корректировки ставок за пользование государственных кредитом на пополнение оборотных средств";
Письмо Минфина РФ от 23.04.1993 г. №
51 "Об изменении порядка расчетов
за пользование целевым
Письмо Минфина РФ от 18.06.1996 г. № 313 "Об установлении единой процентной ставки за пользование кредитами коммерческих банков под поручительства Минфина России";
Письмо Минфина РФ от 22.09.2003 г. № 15-05-29 / 1018 "О валютных операциях между резидентами по выдаче коммерческих кредитов и займов в иностранной валюте;
Приказ Минсельходпрода РФ и Минфина РФ "Об утверждении типового договора о предоставлении средств специального бюджетного фонда льготного кредитования организации агропромышленного комплекса в 2000 г." 28 .
Среди международных актов, регулирующих кредитные отношения, можно выделить:
Соглашение стран СНГ "О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства" 29 . Указанное Соглашение определяет осуществление расчетов в соответствии с международной торговой и банковской практикой, и порядок регулирования денежно-кредитной политики в государствах рублевой зоны, а также государствами, не входящими в рублевую зону.
Одним из основных международных документов является Соглашение ЦБ РФ и Межгосударственного банка "О порядке и правилах совершения межгосударственным банком банковской деятельности на территории РФ" 30 . Данное Соглашение определяет вид и принципы осуществления различных банковских операций и других сделок, осуществляемым Межгосударственным банком на территории РФ, порядок осуществления инвестиционной деятельности, финансовых процедур, расчетов и взаимодействия с ЦБ РФ, создание и организация работы филиалов и представительств Межгосударственного банка, а также надзор и регулирование деятельности указанного банка.
Между ЦБ РФ и национальными банками
различных государств были подписаны
соглашения об организации расчетов,
в которых одним из полномочий
банков-участников соглашений является
взаимное кредитование в национальных
валютах и в свободно конвертируемых
валютах в соответствии с принятой
международной банковской практикой
и законами, действующими на территориях
банков-участников соглашений. Это
позволяет отдельным кредитным
организациям различных государств
организовывать корреспондентские
отношения для обеспечения
Кроме соглашений о расчетах с рядом
государств были подписаны различные
соглашения, регулирующие отношения
в общем в банковской и в
частности в кредитной сфере.
Так, 17.07.1997 г. ЦБ РФ и Национальным банком
Казахстана были подписаны соглашение
о сотрудничестве в области надзора
за деятельностью кредитных
В соответствии со ст. 5 ГК РФ одним из источников гражданско-правового регулирования признается обычай делового оборота. В настоящее время обычаи имеют незначительный удельный вес в массиве источников. Причиной этого является детальное регулирование банковских отношений императивными нормами законами и подзаконными актами. Кроме того, банковская система России слишком молода, а потому действительно значимые обычаи еще не сложились. К числу немногих примеров обычаев можно отнести обычаи по проведению определенных моделей кредитования (контокоррент, овердрафт). Следует отметить, что некоторые из них противоречат законодательству, прежде всего актам Банка России (например, касающиеся открытия ссудных счетов, способов погашения кредитов, минуя расчетный счет). Применение подобных обычаев недопустимо до внесения соответствующих изменений в нормативные акты.
Локальные акты не являются нормативно-правовыми, так как не имеют признака общеобязательности. Эти акты не обнародуются, а лишь доводятся до сведения уполномоченных и заинтересованных лиц в случае необходимости.
Упоминание о таких актах
целесообразно включать в кредитный
договор, также может быть предусмотрена
обязанность кредитной
К локальным актам кредитной организации, затрагивающим кредитные отношения можно отнести: правила обслуживания клиентов, положения, инструкции, правила о подразделениях кредитной организации (например, положение о кредитном комитете, положение об управлении кредитования, кредитная политика, инструкции о порядке предоставления кредитов юридическим и физическим лицам, инструкция о порядке сопровождения кредитных проектов и т.д.); положения о филиалах кредитной организации; приказы, распоряжения, решения уполномоченных органов кредитной организации.