Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 01:24, курсовая работа
Обстановка существенно изменилась практически во всех сферах жизни, но особенно в политике, экономике и управлении. Однако задачи рационального использования и охраны вод не только не сняты с повестки дня, но стали еще более актуальными и сложными. Возникла необходимость приведения водного законодательства в соответствие с изменившимися условиями, а заодно и потребность в усовершенствовании некоторых положений этой отрасли законодательства
Введение………………………………………………………………………3
1. Понятия водных объектов….………………………………....................5
2. Водный объект особого пользования…………………………………...8
3. Ограничение, приостановление или запрещение использования…10
водных объектов……………………………………………………..10
4. Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения)…...11
5. Особо охраняемые водные объекты…………………………………....14
6. Судебно-применительная практика……………………………………15
Заключение………………………………………………………...................25
Библиография………………………………………………………………...
Конечно, использование такого метода не избавляет от коллизий, ибо Кодекс умалчивает о ситуациях, когда в особое пользование предоставлены части водного объекта, что является довольно распространенным на практике.
Например, река Волга - водный объект. Какой? Общего или особого пользованиями. Нет сомнения, что довольно большое число участков Волги предоставлено в особое пользование, хотя другие участки реки открыты для общего водопользования. Значит река Волга - водный объект смешанного пользования: одновременно и общего и особого. Нетрудно представить, что практически подавляющее большинство водных объектов на территории России являются объектами смешанного пользования. И может возникнуть вопрос, а надо ли вообще делить водные объекты на объекты общего и особого пользования, если практически это не имеет значения.3
Для правильного понимания этой проблемы важное значение имеет понятие общего водопользования. В самом Водном Кодексе РФ понятие особого пользования не определено. По-видимому, разграничение видов водопользования - общего и специального - ни в какой степени не связано с разграничением водных объектов на два вида: общего и особого пользования, хотя в части второй настоящей статьи сказано, что на водных объектах общего пользования осуществляется общее водопользование, а о водопользовании специальном и особом умалчивается.
Довольно запутанным является вопрос о возможности использования обособленных водных объектов в качестве водных объектов общего пользования, то есть на началах общедоступности.
Общее водопользование - наиболее распространенный способ использования водных объектов
Первым условием общего водопользования названо в ВК РФ соответствие правилам охраны жизни людей на водных объектах. Поэтому требования охраны жизни людей на воде, предусмотренные настоящим Кодексом, должны включать техническое освидетельствование водных объектов, предназначенных для общего водопользования, для массового отдыха граждан и т.п.
Ежегодное техническое
При проведении технического освидетельствования объекта проверяется:
- соответствие площади объекта количеству отдыхающих;
- наличие ведомственных
- наличие спасательного и
- состояние территории объекта,
техническое состояние
2. Водный объект особого пользования.
Ими являются водные объекты, которыми пользуется ограниченный круг лиц.
Предоставление водных объектов в особое пользование исключает их из числа водных объектов общего пользования.
Бечевник и общее
По смыслу вышеуказанного определения, когда одним и тем же водным объектом фактически пользуется ограниченный круг лиц одно лицо, два, три, десять, сто, тысяча и т.д., данный водный объект следует считать объектом особого пользования. В действительности же водными объектами особого пользования являются те объекты, которые юридически предоставлены (закреплены) в пользование ограниченному кругу лиц персонально.
Как правило режим особого
Особое пользование водным объектом
реализуется посредством
Водные объекты, находящиеся на территории двух или более субъектов РФ, и их части предоставляются в особое пользование для обеспечения нужд населения в питьевой воде, обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта; для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов и для сохранения водных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, а также для иных государственных и муниципальных нужд, по решению Правительства РФ.
Водные объекты, акватории и
бассейны которых полностью расположены
в пределах территории одного субъекта
РФ, предоставляются в особое пользование
для государственных и
Для получения решения на предоставление водного объекта в особое пользование юридическое лицо (заявитель) представляет заявку, подтвержденную его вышестоящим органом, и документы, обосновывающие необходимость осуществления требуемого вида пользования водным объектом в Территориальный комитет по водному хозяйству (Теркомвод), в зоне деятельности которого расположен водный объект.
Теркомвод регистрирует заявку, рассматривает обосновывающие документы, проводит при необходимости их экспертизу, и согласовывает условия особого пользования водным объектом с органом исполнительной власти субъекта РФ, территориальными специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и органом санитарно-эпидемиологического надзора, бассейновым водохозяйственным управлением Роскомвода, в пределах установленной им компетенции.
В случае, если особое пользование водным объектом или его частью затрагивает интересы двух или более субъектов РФ, то условия пользования по решению Бассейнового водохозяйственного управления (БВУ) согласовываются с органами исполнительной власти этих субъектов РФ или с их согласия с одним из этих органов.
В случае представления заявки с нарушением установленного порядка заявитель уведомляется об отказе в ее рассмотрении.
По результатам рассмотрения заявки и согласования условий особого пользования водным объектом Теркомвод подготавливает предложение по данному вопросу, сообщает о нем заявителю и направляет все документы в Роскомвод или в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Роскомвод рассматривает поступившие документы, организует в случае необходимости дополнительную экспертизу, подготавливает заключение о возможности предоставления заявителю водного объекта в особое пользование и проект соответствующего распоряжения Правительства РФ.
В распоряжении Правительства РФ или распоряжении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении водного объекта в особое пользование указывается водопользователь, которому предоставляется водный объект в особое пользование, цель и основные условия пользования водным объектом, прекращения, ограничения отдельных видов водопользования, прав пользования других водопользователей, срок, в течение которого должна быть оформлена лицензия на водопользование и заключен договор пользования водным объектом, а также порядок доведения указанных решений до сведения населения и водопользователей, чьи права ограничиваются или запрещаются.
Указанные распоряжение Правительства РФ или распоряжение органа исполнительной власти субъекта РФ являются основанием для выдачи в установленном порядке лицензии на водопользование и заключения в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
В случае неполучения в срок, указанный в распоряжении Правительства РФ или распоряжении органа исполнительной власти субъекта РФ, лицензии и не заключения в соответствии с ней договора по вине заявителя, решение о предоставлении в особое пользование водного объекта теряет силу.
На водном объекте, предоставленном в особое пользование, общее водопользование допускается на условиях, установленных самим водопользователем по согласованию с Теркомводом, а при необходимости может быть запрещено водопользователем. В этом случае водопользователь, имеющий право особого пользования, в срок не менее чем за 30 дней до прекращения общего водопользования уведомляет Теркомвод и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется общее водопользование, о прекращении общего водопользования.
3. Ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов.
Использование отдельных водных объектов или их частей может быть ограничено, приостановлено или запрещено в целях обеспечения защиты основ конституционного строя, обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды и историко-культурного наследия, прав и законных интересов других лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов устанавливаются Правительством Российской Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, согласованному с государственным органом управления использованием и охраной недр, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора и органом управления использованием и охраной рыбных ресурсов.
Однако, правомочия по ограничению, приостановлению или запрещению использования природных ресурсов предусматриваются в законе РФ "Об охране окружающей природной среды", где четко регламентируется, что нарушение установленных нормативов выбросов и сбросов, захоронения вредных веществ и других условий и требований охраны окружающей природной среды, предусмотренных разрешением на выброс, сброс, захоронение вредных веществ, а также возникновения угрозы здоровью населения, влечет за собой ограничение, приостановление, прекращение выбросов и сбросов, захоронения вредных веществ и иной деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и здоровью населения, вплоть до приостановления, прекращения деятельности предприятий, учреждений, организаций или их филиалов, отделов, цехов, установок по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора, а также профессиональных союзов Российской Федерации с одновременным прекращением финансирования указанной деятельности учреждениями банка.
4.Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения).
Лимиты водопользования
Лимиты водопользования
Лимиты водопользования
По водным объектам, отнесенным к собственности Российской Федерации, Теркомводами по согласованию с территориальными специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды, а по подземным водам - с территориальными органами Роскомнедра, ежегодно по ходатайству водопользователя устанавливаются лимиты водопользования на последующий год, с фиксированием в специальной картотеке территориальным органом Роскомвода, выдавшим лицензию в пределах лимита, установленного субъекту Федерации.
По водным объектам, отнесенным к
собственности субъектов РФ, лимиты
водопользования
Органами, установившими лимиты водопользования в течение года, на который установлен лимит водопользования, по инициативе Теркомвода, органа исполнительной власти субъекта РФ или водопользователя, этот лимит может быть пересмотрен в случаях:
изменения водохозяйственной обстановки;
изменения условий хозяйственной деятельности водопользователя;
возникновения чрезвычайных ситуаций.
Лимиты водопользования