Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 01:24, курсовая работа
Обстановка существенно изменилась практически во всех сферах жизни, но особенно в политике, экономике и управлении. Однако задачи рационального использования и охраны вод не только не сняты с повестки дня, но стали еще более актуальными и сложными. Возникла необходимость приведения водного законодательства в соответствие с изменившимися условиями, а заодно и потребность в усовершенствовании некоторых положений этой отрасли законодательства
Введение………………………………………………………………………3
1. Понятия водных объектов….………………………………....................5
2. Водный объект особого пользования…………………………………...8
3. Ограничение, приостановление или запрещение использования…10
водных объектов……………………………………………………..10
4. Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения)…...11
5. Особо охраняемые водные объекты…………………………………....14
6. Судебно-применительная практика……………………………………15
Заключение………………………………………………………...................25
Библиография………………………………………………………………...
Лимит водопользования рассчитывается
на основе индивидуальных и укрупненных
норм водопотребления и
Соблюдение лимитов
Общие требования к охране водных объектов:
Значение вод как важнейшего компонента природной среды, обеспечивающего экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира, определяет необходимость осуществления государственного управления их охраной.
Осуществляя деятельность по управлению охраной водных объектов, органы общего государственного управления выполнение определенных функций по охране вод возлагают на органы государственного управления специальной компетенции - Государственный Комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Министерство природных ресурсов РФ, Госкомсанэпиднадзор.
Центральным органом специальной компетенции, осуществляющим управление в области охраны вод, является Государственный Комитет Российской Федерации водного хозяйства, обеспечивающий рациональное использование и охрану водных объектов в интересах Российской Федерации и субъектов Федерации. Возложенные на него полномочия Комитет осуществляет непосредственно, либо через свои территориальные органы.
Отнесенное к совместной компетенции управление в области охраны водных объектов требует выработки единства требований и объединения усилий Российской Федерации и субъектов Федерации. Оно нуждается в федеральном регулировании, основанном на взаимодействии Федерации и субъектов Федерации.
К полномочиям Российской Федерации в области охраны водных объектов относится определение единой государственной политики, разработка и реализация общегосударственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов. На основе федерального закона устанавливаются порядок и условия использования и охраны водных объектов. К полномочиям органов государственного управления Российской Федерации относится установление порядка организации и проведения государственного контроля за использованием и охраной вод, порядка установления и урегулирование режима водоохранных зон, установление режима особо охраняемых территорий, находящихся в федеральной собственности.
Федеральными органами государственного управления решаются все важнейшие вопросы охраны водных объектов. Это разработка и реализация федеральных государственных программ по восстановлению и охране водных объектов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов. Ими координируется деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации в области охраны вод.7
"Основными положениями
На федеральном уровне определяются
вопросы научно-технической
Субъекты федерации организуют охрану водных объектов, находящихся в их собственности. Ими разрабатываются и принимаются законодательные и иные нормативные акты, регулирующие охрану водных объектов, в пределах территории субъектов Федерации, осуществляется государственный контроль за использованием и охраной вод. К их полномочиям относится разработка и реализация территориальных государственных программ по использованию, восстановлению и охране вод, а также проводятся другие региональные водоохранные мероприятия в соответствии со ст. 66 Водного кодекса.
Субъекты Федерации принимают
участие в решении
Осуществление органами государственного
управления Российской Федерации и
субъектов Федерации
Для предупреждения загрязнения водных объектов граждане и юридические лица при использовании вод должны осуществлять: производственно-технические, мелиоративные, санитарные и другие мероприятия, способствующие охране вод.
К производственно-техническим
Мелиоративные работы, способствующие охране водных ресурсов, подразделяются на лесную, агротехническую, гидротехническую мелиорацию. Это выращивание древесной и кустарниковой растительности с целью уменьшения поверхностного стока и ослабления процессов эрозии; правильное ведение сельскохозяйственных работ; регулирование водно-воздушного режима почв при возделывании различных сельхозкультур. К мелиоративным мероприятиям относятся работы в целях предотвращения образования оврагов, оползней, борьба с селями.
Организованное проведение производственно-технических,
мелиоративных, санитарных мероприятий
позволяет существенно
5. Особо охраняемые водные объекты
Природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Особо охраняемые водные объекты полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности на основании решений соответствующих органов исполнительной власти по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда и специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.
Особо охраняемые водные объекты могут быть отнесены к особо охраняемым водным объектам федерального, территориального (регионального) и местного значения.
Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут быть установлены следующие категории особо охраняемых водных объектов:
участки внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;
водно-болотные угодья;
водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам;
зоны охраны истока или устья водных объектов;
места нереста ценных видов рыб;
иные категории водных объектов, рассматриваемых в неразрывной связи с лесами, животным миром и другими природными ресурсами, подлежащими особой охране.8
Законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории особо охраняемых водных объектов.
Особо охраняемые водные объекты, находящиеся в федеральной собственности и являющиеся частью уникального природного комплекса, могут использоваться и охраняться в соответствии с федеральным законом.
Охрана и использование особо охраняемых водных объектов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых территориях.
Установление особой охраны означает, что водный объект полностью или частично, постоянно или временно изымается из хозяйственной деятельности. Решение об установлении статуса особой охраны принимает орган исполнительной власти по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда и специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды.
Особо охраняемые водные объекты могут представлять отдельную акваторию (территорию): памятник природы, государственный природный заказник, либо входить в особо охраняемую территорию, установленную законодательством Российской Федерации: государственный природный заповедник, национальный или природный парк, дендрологический парк или ботанический сад, курорт, лечебно-оздоровительную местность.
6. Судебно-применительная практика
1. Бологовский городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Морозовой Н.В., при секретаре Савельевой Ю.Ю., с участием старшего помощника Тверского межрайонного природоохранного прокурора Велима П.С., представителей ответчика – Большовой М.С., Романовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда гражданское дело по иску Тверского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Стекольный завод M» о возложении обязанности прекратить сброс сточных вод в водный объект,9
Установил:
Тверской межрайонный
В судебном заседании представитель Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры – старший помощник прокурора Велим П.С. полностью поддержал заявленные требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, пояснив, что по результатам проверки соблюдения требований закона ОАО «Стеклозавод M» при осуществлении сброса сточных вод в водный объект были выявлены нарушения природоохранного законодательства - сброс сточных и дренажных вод в реку N в отсутствие решения о предоставлении в пользование водного объекта, а также без утвержденных нормативов (лимитов) допустимых сбросов вредных веществ и микроорганизмов. До настоящего времени указанные нарушения ответчиком не устранены, в связи с чем просит суд возложить на ОАО «Стеклозавод M» обязанность прекратить сброс сточных вод в реку N в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование и утвержденного в установленном законом порядке проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ; при этом согласен на представление отсрочки исполнения решения суда до Дата обезличена 2011 года.
Представители ответчика ОАО «Стеклозавод M» Большова М.С. и Романова И.В. в судебном заседании иск признали в полном объеме, пояснив суду, что нарушение требований закона в области охраны окружающей среды действительно имеет место; то, что нарушения до сих пор не устранены, вызвано тем, что все необходимые документы и проект нормативно допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов на данный момент находятся на экспертизе. ОАО «Стеклозавод M» ждет выдачи экспертного заключения примерно Дата обезличена 2010 года, затем потребуется время на получение лицензии. Просят суд предоставить отсрочку исполнения решения суда на срок 6 месяцев, полагая, что этого времени будет достаточно для оформления всех необходимых документов и устранения выявленных нарушений.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу требований ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической безопасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязанности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии со ст.ст. 9, ч.2 ст.11 Водного кодекса РФ физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами для сброса сточных и (или) дренажных вод на оснвоании решения о предоставлении водных объектов в пользование.