Общее и специальное водопользование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 01:24, курсовая работа

Краткое описание

Обстановка существенно изменилась практически во всех сферах жизни, но особенно в политике, экономике и управлении. Однако задачи рационального использования и охраны вод не только не сняты с повестки дня, но стали еще более актуальными и сложными. Возникла необходимость приведения водного законодательства в соответствие с изменившимися условиями, а заодно и потребность в усовершенствовании некоторых положений этой отрасли законодательства

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Понятия водных объектов….………………………………....................5
2. Водный объект особого пользования…………………………………...8
3. Ограничение, приостановление или запрещение использования…10
водных объектов……………………………………………………..10
4. Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения)…...11
5. Особо охраняемые водные объекты…………………………………....14
6. Судебно-применительная практика……………………………………15
Заключение………………………………………………………...................25
Библиография………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач по экол-му праву.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Лимит водопользования рассчитывается на основе индивидуальных и укрупненных  норм водопотребления и водоотведения, которые разрабатываются с применением  нормативных и методических документов, утвержденных Роскомводом в установленном порядке.6

Соблюдение лимитов водопользования  обеспечивается государственным контролем  за использованием и охраной водных объектов.

Общие требования к охране водных объектов:

Значение вод как важнейшего компонента природной среды, обеспечивающего экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира, определяет необходимость осуществления государственного управления их охраной.

Осуществляя деятельность по управлению охраной водных объектов, органы общего государственного управления выполнение определенных функций по охране вод возлагают на органы государственного управления специальной компетенции - Государственный Комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Министерство природных ресурсов РФ, Госкомсанэпиднадзор.

Центральным органом специальной  компетенции, осуществляющим управление в области охраны вод, является Государственный  Комитет Российской Федерации водного  хозяйства, обеспечивающий рациональное использование и охрану водных объектов в интересах Российской Федерации и субъектов Федерации. Возложенные на него полномочия Комитет осуществляет непосредственно, либо через свои территориальные органы.

Отнесенное к совместной компетенции  управление в области охраны водных объектов требует выработки единства требований и объединения усилий Российской Федерации и субъектов Федерации. Оно нуждается в федеральном регулировании, основанном на взаимодействии Федерации и субъектов Федерации.

К полномочиям Российской Федерации в области охраны водных объектов относится определение единой государственной политики, разработка и реализация общегосударственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов. На основе федерального закона устанавливаются порядок и условия использования и охраны водных объектов. К полномочиям органов государственного управления Российской Федерации относится установление порядка организации и проведения государственного контроля за использованием и охраной вод, порядка установления и урегулирование режима водоохранных зон, установление режима особо охраняемых территорий, находящихся в федеральной собственности.

Федеральными органами государственного управления решаются все важнейшие  вопросы охраны водных объектов. Это  разработка и реализация федеральных государственных программ по восстановлению и охране водных объектов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов. Ими координируется деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации в области охраны вод.7

"Основными положениями государственной  стратегии Российской Федерации  по охране окружающей природной  среды и обеспечению устойчивого  развития" предусматриваются следующие  основные направления деятельности в области охраны водных экосистем: сохранение природного комплекса озера Байкал, осуществление программы "Возрождение Волги", восстановление нарушенной экологии прибрежной полосы Черного моря, сохранение природных комплексов Онежского и Ладожского озера и Невской губы.

На федеральном уровне определяются вопросы научно-технической политики в области охраны вод, организации  и финансирования фундаментальных  и прикладных научных исследований, принципы экономического регулирования восстановления и охраны водных объектов и другие вопросы общегосударственного значения, связанные с использованием, восстановлением и охраной водных объектов.

Субъекты федерации организуют охрану водных объектов, находящихся  в их собственности. Ими разрабатываются и принимаются законодательные и иные нормативные акты, регулирующие охрану водных объектов, в пределах территории субъектов Федерации, осуществляется государственный контроль за использованием и охраной вод. К их полномочиям относится разработка и реализация территориальных государственных программ по использованию, восстановлению и охране вод, а также проводятся другие региональные водоохранные мероприятия в соответствии со ст. 66 Водного кодекса.

Субъекты Федерации принимают  участие в решении общегосударственных вопросов по восстановлению и охране водных объектов; разработке и реализации федеральных программ по восстановлению и охране водных объектов; в разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов; в подготовке, заключении и реализации бассейновых соглашений о "восстановлении и охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности.

Осуществление органами государственного управления Российской Федерации и  субъектов Федерации установленных  законодательством полномочий направлено на обеспечение сбалансированности экономического использования и улучшения состояния водных объектов.

Для предупреждения загрязнения водных объектов граждане и юридические  лица при использовании вод должны осуществлять: производственно-технические, мелиоративные, санитарные и другие мероприятия, способствующие охране вод.

К производственно-техническим относятся: разработка и внедрение технологических  процессов, исключающих или сводящих к минимуму сбросы сточных вод, создание водооборотных и бессточных систем, очистка стоков с целью удаления вредных веществ.

Мелиоративные работы, способствующие охране водных ресурсов, подразделяются на лесную, агротехническую, гидротехническую мелиорацию. Это выращивание древесной  и кустарниковой растительности с целью уменьшения поверхностного стока и ослабления процессов эрозии; правильное ведение сельскохозяйственных работ; регулирование водно-воздушного режима почв при возделывании различных сельхозкультур. К мелиоративным мероприятиям относятся работы в целях предотвращения образования оврагов, оползней, борьба с селями.

Организованное проведение производственно-технических, мелиоративных, санитарных мероприятий  позволяет существенно уменьшить  загрязнение водных объектов.

5. Особо охраняемые водные объекты

Природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Особо охраняемые водные объекты полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности на основании решений соответствующих органов исполнительной власти по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда и специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.

Особо охраняемые водные объекты могут  быть отнесены к особо охраняемым водным объектам федерального, территориального (регионального) и местного значения.

Правительством Российской Федерации  и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут быть установлены следующие категории особо охраняемых водных объектов:

участки внутренних морских вод  и территориального моря Российской Федерации;

водно-болотные угодья;

водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам;

зоны охраны истока или устья  водных объектов;

места нереста ценных видов рыб;

иные категории водных объектов, рассматриваемых в неразрывной  связи с лесами, животным миром  и другими природными ресурсами, подлежащими особой охране.8

Законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории особо охраняемых водных объектов.

Особо охраняемые водные объекты, находящиеся  в федеральной собственности  и являющиеся частью уникального  природного комплекса, могут использоваться и охраняться в соответствии с федеральным законом.

Охрана и использование особо  охраняемых водных объектов осуществляются в соответствии с законодательством  Российской Федерации об особо охраняемых территориях.

Установление особой охраны означает, что водный объект полностью или частично, постоянно или временно изымается из хозяйственной деятельности. Решение об установлении статуса особой охраны принимает орган исполнительной власти по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда и специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды.

Особо охраняемые водные объекты могут  представлять отдельную акваторию (территорию): памятник природы, государственный  природный заказник, либо входить в особо охраняемую территорию, установленную законодательством Российской Федерации: государственный природный заповедник, национальный или природный парк, дендрологический парк или ботанический сад, курорт, лечебно-оздоровительную местность.

6. Судебно-применительная практика

1. Бологовский городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Морозовой Н.В., при секретаре Савельевой Ю.Ю., с участием старшего помощника Тверского межрайонного природоохранного прокурора Велима П.С., представителей ответчика – Большовой М.С., Романовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда гражданское дело по иску Тверского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Стекольный завод M» о возложении обязанности прекратить сброс сточных вод в водный объект,9

Установил:

Тверской межрайонный природоохранный  прокурор обратился в суд с  иском в интересах Российской Федерации и неопределенного  круга лиц к Открытому акционерному обществу «Стекольный завод M» (далее  – ОАО «Стеклозавод M») о возложении обязанности прекратить сброс сточных вод в реку N в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование и утвержденного в установленном законом порядке проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ по истечении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований закона об охране природы ОАО «Стеклозавод M», расположенного по адресу: Адрес1, которое в соответствии с уставом от Дата обезличена.2006г., осуществляет деятельность по производству стеклянной тары, в связи с чем производит сброс сточных вод в р. N на территории Района. С этой целью предприятие эксплуатирует комплекс очистных сооружений, с которых и производит сброс сточных вод от завода, а также сточных вод, принимаемых, на основании договоров от бюджетных организаций. В соответствии со ст.ст. 9, ч.2 ст.11 Водного кодекса РФ физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами для сброса сточных и (или) дренажных вод на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов. Представителем ОАО «Стеклозавод M» в прокуратуру предоставлены сведения о порядке осуществления предприятием сброса сточных вод в водный объект и эксплуатации используемых с этой целью объектов хозяйственной деятельности. Установлено, что в нарушение требований ст.ст. 9, 11, 21, 22 Водного кодекса РФ, п.1 ст.34, ст.ст. 23,22, 14,3 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года №7-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 23.07.2007 года №469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» ОАО «Стеклозавод M» с эксплуатируемых очистных сооружений, расположенных по адресу: Адрес2 , с Дата обезличена 2009 года по настоящее время осуществляет сброс сточных и дренажных вод в р. N, координаты выпуска Номер обезличен, в отсутствие права пользования водным объектом, а именно без решения о предоставлении в пользование водного объекта для сброса сточных вод, а также без утвержденных нормативов (лимитов) допустимых сбросов вредных веществ и микроорганизмов, что подтверждается объяснением инженера-эколога ОАО «Стеклозавод M» Романовой Т.В. от Дата обезличена.2010 года, объяснением генерального директора Директор., указанным в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении от Дата обезличена.2010 года. Река N находится в собственности Российской Федерации. Таким образом, при сбросе в акваторию реки N сточных вод в отсутствие права пользования водным объектом, а именно без решения о  предоставлении водного объекта в пользование, а также осуществление сброса в водные объекты загрязняющих веществ в отсутствие утвержденного норматива допустимых сбросов нарушают права собственника, а именно Российской Федерации. Кроме того, сброс загрязняющих веществ в отсутствие утвержденного норматива допустимых сбросов может привести к загрязнению и истощению водного объекта. Конституцией РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, ОАО «Стеклозавод M» нарушает права неопределенного круга лиц при сбросе сточных и дренажных вод в акваторию реки N в отсутствие утвержденного норматива допустимых сбросов. На основании изложенного Тверской межрайонный природоохранный прокурор просит возложить на ОАО «Стеклозавод M» обязанность прекратить сброс сточных вод в реку N в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование и утвержденного в установленном законом порядке проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ по истечении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель  Тверской межрайонной природоохранной  прокуратуры – старший помощник прокурора Велим П.С. полностью  поддержал заявленные требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, пояснив, что по результатам проверки соблюдения требований закона ОАО «Стеклозавод M» при осуществлении сброса сточных вод в водный объект были выявлены нарушения природоохранного законодательства - сброс сточных и дренажных вод в реку N в отсутствие решения о предоставлении в пользование водного объекта, а также без утвержденных нормативов (лимитов) допустимых сбросов вредных веществ и микроорганизмов. До настоящего времени указанные нарушения ответчиком не устранены, в связи с чем просит суд возложить на ОАО «Стеклозавод M» обязанность прекратить сброс сточных вод в реку N в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование и утвержденного в установленном законом порядке проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ; при этом согласен на представление отсрочки исполнения решения суда до Дата обезличена 2011 года.

Представители ответчика ОАО «Стеклозавод M» Большова М.С. и Романова И.В. в  судебном заседании иск признали в полном объеме, пояснив суду, что нарушение требований закона в области охраны окружающей среды действительно имеет место; то, что нарушения до сих пор не устранены, вызвано тем, что все необходимые документы и проект нормативно допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов на данный момент находятся на экспертизе. ОАО «Стеклозавод M» ждет выдачи экспертного заключения примерно Дата обезличена 2010 года, затем потребуется время на получение лицензии. Просят суд предоставить отсрочку исполнения решения суда на срок 6 месяцев, полагая, что этого времени будет достаточно для оформления всех необходимых документов и устранения выявленных нарушений.

Выслушав стороны, изучив материалы  дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу требований ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ с последующими изменениями  и дополнениями, хозяйственная и  иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической безопасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязанности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии со ст.ст. 9, ч.2 ст.11 Водного  кодекса РФ физические и юридические  лица приобретают право пользования  поверхностными водными объектами  для сброса сточных и (или) дренажных вод на оснвоании решения о предоставлении водных объектов в пользование.

Информация о работе Общее и специальное водопользование