Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 12:39, курсовая работа
Целью данной работы является проведение анализа обеспеченности и использования оборотных активов действующей организации.
Для достижения цели перед работой были поставлены следующие задачи:
изучить экономическую сущность оборотных средств (активов) и значение управления ими;
ознакомиться с составом и структурой оборотных средств предприятия;
охарактеризовать показатели эффективности использования оборотных средств;
провести анализ обеспеченности организации оборотными средствами, рассчитать показатели эффективности их использования;
выявить резервы и пути улучшения использования оборотных средств.
Таким образом, по результатам анализа оборотных средств ООО «Вирэй» можно сделать вывод о значительном повышении эффективности использования оборотных средств, что положительно отразилось на росте товарообороте компании и получении дополнительной прибыли от продаж.
Руководство любого коммерческого предприятия должно внимательно подходить не только к вопросу наличия и обеспеченности оборотными средствами, но и повышению эффективности их использования.
Отрицательное влияние может оказать как недостаток, так и избыток оборотных средств.
Расходы и риски, связанные с недостатком оборотных средств [40, с.107]:
Расходы и риски, связанные с избытком оборотных средств [40, с.107]:
Значительные резервы повышения эффективности использования оборотных средств кроятся внутри предприятия. Это относится в первую очередь к запасам. Являясь одной из составных частей оборотных средств, они играют большую роль в обеспечении непрерывности процесса производства. В тоже время производственные запасы представляют ту часть средств производства, которая временно не участвует в производственном процессе.
Рациональная организация запасов — непременное условие повышения эффективности использования оборотных средств. Основные пути сокращения производственных и товарных запасов сводятся к их рациональному использованию, ликвидации сверхнормативных запасов материалов, совершенствованию нормирования, улучшению организации снабжения, в том числе путем установления четких договорных условий поставок и обеспечения их выполнения, оптимального выбора поставщиков, налаженной работы транспорта, складского хозяйства.
Таким образом, ускорение оборота оборотных средств позволит предприятию высвободить значительные суммы и таким образом увеличить объем сбыта без дополнительных финансовых ресурсов, а высвободившиеся средства использовать в соответствии с потребностями предприятия.
Для повышения эффективности оборотных средств анализируемого предприятия рекомендован следующий комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности использования оборотных средств:
Все эти мероприятия позволят сократить товарные запасы, тем самым снизить долю загрузки в обороте и улучшить показатели оборачиваемости, а также сократить период обращения.
Реализация любого из перечисленного варианта потребует четкого планирования инвестиционных вложений и эксплуатационных расходов, прогнозирования потенциальных объемов сбыта и поступления выручки, расчета прибыли с целью определения рентабельности.
Для примера возьмем один из предлагаемых вариантов дальнейшего развития предприятия - открытие специализированного магазина-склада. В последнее время подобные магазины стали очень популярны, так как продукция здесь реализуется по более низким ценам, что привлекает потребителей, а магазин получает большую выручку за счет больших объемов продаж. В настоящее время в городе Владивостоке есть магазины-дискаунтеры бытовой утвари и химии («Фрекен-Бок»), детской продукции («Бубль-Гум») и продуктов питания («Рэми» на Деревенской).
По результатам исследования, проведённого мною, 55% современных потребителей приобретают косметическую продукцию и бытовую химию в торговых центрах. Остальные 45% участника рынка делят специализированные магазины, ориентированные на продажу элитной продукции, и торговые точки, торгующие продукцией на рынках и торговых площадях.
Отделы косметической продукции в супермаркетах становятся всё более популярными, поскольку косметика или бытовая химия становятся такими же ординарными ежедневными покупками, как хлеб или молоко. Покупателю гораздо удобнее приобретать продукцию и сопутствующие товары там же, где и основные продукты питания, нежели отправляться за стиральным порошком в отдельный специализированный магазин. Спрос на косметическую продукцию в супермаркетах, как правило, импульсный, поэтому эффективность продаж зависит от выкладки товара и от организации торговли отдела.
Специализированные магазины предназначены для обслуживания «особого» покупателя — большой ассортимент позволяет подобрать именно то, что нужно, и удовлетворит самый взыскательный вкус. Продавцы-консультанты в товарном зале помогут сориентироваться и выбрать нужный продукт и сопутствующие товары. Однако в последнее время все популярнее становятся магазины-склад, преимущества которых заключается в широком выборе товарного ассортимента и более низких цен относительно розничных магазинов и торговых центров.
Подобные магазины целесообразно открывать в густонаселенных или отделенных районах города, где потенциальный объем потребления на данном рынке достаточно огромный, так как основной категорией покупателей является население с низкими доходами. К примеру, для исследуемого предприятия рекомендуется организация подобных магазинов в следующих районах города:
С целью определения основных параметров для планирования прибыли автором работы был проведен опрос покупателей магазина ООО «Вирэй» посредством анкетирования. В опросе приняло 100 человек. Основные вопросы, содержащиеся в анкете:
Вопрос: |
Вариант ответа: |
Как часто Вы совершаете покупку бытовой химии? |
- ежедневно - раз в неделю - раз в месяц |
Как часто Вы покупаете косметические средства? |
- ежедневно - раз в неделю - раз в месяц |
Как часто вы покупаете парфюмерные средства? |
- раз в неделю - раз в месяц |
Где вы предпочитаете покупать бытовую химию? |
- в универсаме - на рынке - в специализированном магазине - на оптовых базах |
Где вы предпочитаете покупать косметическую продукцию и парфюмерию? |
- в универсаме - на рынке - в специализированном магазине - на оптовых базах |
Сколько в среднем Вы готовы потратить денег на разовую покупку в магазине? |
- до 100 руб. - от 100 до 350 руб. - до 500 руб. |
Сколько в среднем Вы готовы потратить денег на разовую покупку в магазине-складе? |
- до 100 руб. - от 100 до 350 руб. - до 500 руб. - свыше 500 руб. |
Будете ли вы покупать продукцию компании в новом магазине? |
- да - нет |
Таким образом, пробный маркетинг (анкетный опрос посетителей магазина ООО «Вирэй») установил потенциальный объем продаж в день до 100 условных покупок (в выходные и праздничные дни объем продаж увеличивается до 150-170 покупок, а в рабочие дни сокращается до 50).
Практика розничного магазина показывает, что средняя стоимость одной покупки (набор из 2-3 позиций) колеблется в пределах 250-350 руб. Таким образом, в расчет принимает 270 руб. за условную единицу. Исходя из этого, реализация товарной продукции через новую торговую точку (магазин-склад) обеспечит предприятие выручкой в размере: 270 руб. х 100 ус.п. х 365 дней = 9855 тыс.руб. в год (821,250 руб. в мес.).
Товарный ассортимент для магазина будет формироваться с учетом потребительского спроса, однако его основу должны составят недорогие виды продукции. Для магазина-склада рекомендуется следующая товарная структура продукции (рис.7):
Поскольку подобные магазины посещают, как правило, потребители с низким уровнем дохода (порядка 50%), товарный ассортимент должен быть ориентирован в первую очередь на них. Поэтому на 60-70% товарный ассортимент магазина-склада должен состоят из недорогой продукции повседневного спроса.
Ежемесячный и годовой план продаж продукции через магазин-склад, составлен по результатам проведенного анкетирования, представлен в таблице 2.6.
Таблица 2.6 – План продаж ООО «Вирэй» через магазин-склад
В рублях
Товарная группа |
Объем продаж | |
Месяц |
Год | |
Бытовая химия |
476325 |
5715900 |
Косметические средства повседневного ухода |
172462,5 |
2069550 |
Гигиенические средства |
90337,5 |
1084050 |
Парфюмерия |
24637,5 |
295650 |
Декоративная косметика |
24637,5 |
295650 |
Прочие виды |
32850 |
394200 |
Всего |
821250 |
9855000 |
Как видно из таблицы 2.6, большая часть продаж планируется на бытовую химию – порядка 50% всего товарного ассортимента; косметические средства повседневного ухода – 20%% по 10% на парфюмерию и декоративную косметику.
Товарная структура будет постоянно отслеживаться и при необходимости меняться. Так, компания должна учитывать сезонные колебания, такие как новогодние праздники, День святого Валентина, 23 февраля, 8 марта. В данные временные периоды следует увеличивать долю парфюмерии и декоративной косметики (до 15%) за счет снижения доли бытовой химии (рис.8):
Таким образом, плановый объем продаж на сумму 9,85 млн.руб. позволит компании увеличить ее финансовые результаты, сократить товарные запасы, вследствие чего повысятся показатели эффективности использования оборотных средств – увеличатся обороты, сократится продолжительность одного оборота, а также уменьшится коэффициент загрузки.
По результатам проведенного в курсовой работе исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Оборотные средства являются одной из составных частей имущества предприятия. Они функционируют одновременно в сферах производства и обращения, проходя три стадии кругооборота: снабжение, производство и сбыт (реализация). При этом они принимают различные натурально-вещественные формы.
2. Структура оборотных активов характеризуется удельным весом отдельных элементов в общей совокупности и выражается, как правило, в процентах. Структура оборотных средств отражает, в частности, специфику операционного цикла.
3. Состояние и эффективность использования оборотных средств – одно из главных условий успешной деятельности предприятия. С этой целью на предприятии проводится анализ оборотных активов по данным бухгалтерского баланса.
Особенности использования оборотных средств на предприятии были рассмотрены на примере ООО «Вирэй». В целом за анализируемый период деятельность исследуемого предприятия можно назвать положительной: за три года выручка увеличилась на 46%, при этом расходы выросли на 45%, большая часть которых приходится на закупку продукции у производителей и ее транспортировку.
Объем прибыли реализации продукции в 2010 году увеличился на 872 тыс. руб., или на 40,46%. Объем прибыли от продаж за год увеличился за счет роста объемов продаж, и изменения отпускных цен на товары. Изменение себестоимости в 2010 году способствовало уменьшению прибыли от продажи продукции на 5866,67 тыс.руб., а изменение структуры реализованных товаров - на 16,62 тыс.руб. Наибольшее влияние на прибыль от продаж ООО «Вирэй» оказывают отпускные цены на продукцию.
Информация о работе Особенности функционирования оборотных средств предприятия