Особенности функционирования оборотных средств предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является проведение анализа обеспеченности и использования оборотных активов действующей организации.
Для достижения цели перед работой были поставлены следующие задачи:
изучить экономическую сущность оборотных средств (активов) и значение управления ими;
ознакомиться с составом и структурой оборотных средств предприятия;
охарактеризовать показатели эффективности использования оборотных средств;
провести анализ обеспеченности организации оборотными средствами, рассчитать показатели эффективности их использования;
выявить резервы и пути улучшения использования оборотных средств.

Вложенные файлы: 1 файл

2323ОборотСредства.doc

— 485.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, по результатам анализа оборотных средств ООО «Вирэй» можно сделать вывод о значительном повышении эффективности использования оборотных средств, что положительно отразилось на росте товарообороте компании и получении дополнительной прибыли от продаж.

2.4 Пути повышения использования оборотных средств предприятия 

 

Руководство любого коммерческого предприятия должно внимательно подходить не только к вопросу наличия и обеспеченности оборотными средствами, но и повышению эффективности их использования.

Отрицательное влияние может оказать как недостаток, так и избыток оборотных средств.

Расходы и риски, связанные с недостатком оборотных средств [40, с.107]:

  • Задержки в снабжении сырьем и материалами и как следствие увеличение продолжительности производственного цикла и рост затрат
  • Снижение объемов продаж из-за недостаточных запасов готовой продукции
  • Дополнительные затраты на решение вопросов финансирования

Расходы и риски, связанные с избытком оборотных средств [40, с.107]:

  • Запасы могут испортиться физически или морально устареть
  • Рост расходов на хранение излишков запасов
  • Должники могут отказаться платить либо обанкротиться
  • Банки, в которых хранятся денежные средства, могут обанкротиться
  • Более высокий объем товарно-материальных запасов и готовой продукции увеличивает налог на имущество
  • Инфляция может значительно уменьшить реальную стоимость дебиторской задолженности и денежных средств

Значительные резервы повышения эффективности использования оборотных средств кроятся внутри предприятия.  Это  относится в первую очередь к запасам. Являясь одной из составных частей оборотных средств, они играют большую роль в обеспечении непрерывности процесса производства. В тоже время производственные запасы представляют ту часть средств производства, которая временно не участвует в производственном процессе.

Рациональная организация запасов — непременное условие повышения эффективности использования оборотных средств. Основные пути сокращения производственных и товарных запасов сводятся к их рациональному использованию, ликвидации сверхнормативных запасов материалов, совершенствованию нормирования, улучшению организации снабжения, в том числе путем установления четких договорных условий поставок и обеспечения их выполнения, оптимального выбора поставщиков, налаженной работы транспорта, складского хозяйства.

Таким образом, ускорение оборота оборотных средств позволит предприятию высвободить значительные суммы и таким образом увеличить объем сбыта без дополнительных финансовых ресурсов, а высвободившиеся средства использовать в соответствии с потребностями предприятия.

Для повышения эффективности оборотных средств анализируемого предприятия рекомендован следующий комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности использования оборотных средств:

    1. Увеличить товарооборот компании можно за счет расширения товарного ассортимента, в том числе совершенно новых товарных групп (к примеру, детская косметика, лечебная)
    2. Расширение рынков сбыта за счет выходы на региональные рынки
    3. Создание сети фирменных магазинов в городе Владивостоке
    4. Открытие специализированного магазина-склада

Все эти мероприятия позволят сократить товарные запасы, тем самым снизить долю загрузки в обороте и улучшить показатели оборачиваемости, а также сократить период обращения.

Реализация любого из перечисленного варианта потребует четкого планирования инвестиционных вложений и эксплуатационных расходов, прогнозирования потенциальных объемов сбыта и поступления выручки, расчета прибыли с целью определения рентабельности.

Для примера возьмем один из предлагаемых вариантов дальнейшего развития предприятия - открытие специализированного магазина-склада. В последнее время подобные магазины стали очень популярны, так как продукция здесь реализуется по более низким ценам, что привлекает потребителей, а магазин получает большую выручку за счет больших объемов продаж. В настоящее время в городе Владивостоке есть магазины-дискаунтеры бытовой утвари и химии («Фрекен-Бок»), детской продукции («Бубль-Гум») и продуктов питания («Рэми» на Деревенской). 

По результатам исследования, проведённого мною, 55% современных потребителей приобретают косметическую продукцию и бытовую химию в торговых центрах. Остальные 45% участника рынка делят специализированные магазины, ориентированные на продажу элитной продукции, и торговые точки, торгующие  продукцией на рынках и торговых площадях.

Отделы косметической продукции в супермаркетах становятся всё более популярными, поскольку косметика или бытовая химия становятся такими же ординарными ежедневными покупками, как хлеб или молоко. Покупателю гораздо удобнее приобретать продукцию и сопутствующие товары там же, где и основные продукты питания, нежели отправляться за стиральным порошком в отдельный специализированный магазин. Спрос на косметическую продукцию в супермаркетах, как правило, импульсный, поэтому эффективность продаж зависит от выкладки товара и от организации торговли отдела.

Специализированные магазины предназначены для обслуживания «особого» покупателя — большой ассортимент позволяет подобрать именно то, что нужно, и удовлетворит самый взыскательный вкус. Продавцы-консультанты в товарном зале помогут сориентироваться и выбрать нужный продукт и сопутствующие товары. Однако в последнее время все популярнее становятся магазины-склад, преимущества которых заключается в широком выборе товарного ассортимента и более низких цен относительно розничных магазинов и  торговых  центров.

Подобные магазины целесообразно открывать в густонаселенных или отделенных  районах города, где потенциальный объем потребления на данном рынке достаточно огромный, так как основной категорией покупателей является население с низкими доходами. К примеру, для исследуемого предприятия  рекомендуется организация подобных магазинов в следующих районах города:

  • Спортивная,
  • Луговая,
  • Окатовая,
  • Тихая,
  • Первая речка,
  • Вторая речка.        

С  целью определения основных параметров для планирования прибыли автором работы был проведен опрос покупателей магазина ООО «Вирэй» посредством анкетирования. В опросе приняло 100 человек. Основные вопросы, содержащиеся в анкете:

Вопрос:

Вариант ответа:

Как  часто Вы совершаете покупку бытовой химии?

- ежедневно

- раз в неделю

- раз в месяц 

Как часто Вы покупаете косметические  средства?

- ежедневно

- раз в неделю

- раз в месяц

Как часто вы покупаете парфюмерные средства?

- раз в неделю

- раз в месяц

Где вы предпочитаете покупать бытовую химию?

- в универсаме

- на рынке 

- в специализированном  магазине

- на оптовых базах

Где вы предпочитаете покупать косметическую продукцию и парфюмерию?

- в универсаме

- на рынке 

- в специализированном  магазине

- на оптовых базах

Сколько в среднем Вы готовы потратить денег на разовую покупку в магазине?

- до 100 руб.

- от 100 до 350 руб.

- до 500 руб.

Сколько в среднем Вы готовы потратить денег на разовую покупку в магазине-складе?

- до 100 руб.

- от 100 до 350 руб.

- до 500 руб.

- свыше 500 руб.

Будете ли вы покупать продукцию компании в новом магазине?

- да 

- нет


 

Таким образом, пробный маркетинг (анкетный опрос посетителей магазина ООО «Вирэй») установил потенциальный объем продаж в день до 100  условных покупок (в выходные и праздничные дни объем продаж увеличивается до 150-170 покупок, а в рабочие дни сокращается до 50).

Практика розничного магазина показывает, что средняя стоимость одной покупки  (набор из 2-3 позиций) колеблется в пределах 250-350 руб. Таким образом, в расчет принимает  270 руб. за условную единицу. Исходя из этого, реализация товарной продукции через новую торговую точку (магазин-склад) обеспечит предприятие  выручкой  в размере: 270 руб. х 100 ус.п. х  365 дней =  9855 тыс.руб. в год (821,250 руб. в мес.).

Товарный ассортимент для магазина будет формироваться с учетом  потребительского спроса, однако его основу должны составят недорогие виды продукции. Для магазина-склада рекомендуется следующая товарная структура продукции (рис.7):

 

          Рисунок 7 - Рекомендуемый товарный ассортимент для магазина

 

Поскольку подобные магазины посещают, как правило,  потребители с низким уровнем дохода (порядка 50%), товарный ассортимент должен быть ориентирован в первую очередь на них. Поэтому на 60-70% товарный ассортимент магазина-склада должен состоят из недорогой продукции повседневного спроса.

Ежемесячный и годовой план продаж продукции через магазин-склад, составлен по результатам проведенного анкетирования, представлен в таблице 2.6.

Таблица 2.6 – План продаж ООО «Вирэй» через магазин-склад

В рублях

Товарная группа

Объем продаж

Месяц

Год 

Бытовая химия 

476325

5715900

Косметические средства повседневного ухода

172462,5

2069550

Гигиенические средства 

90337,5

1084050

Парфюмерия

24637,5

295650

Декоративная косметика

24637,5

295650

Прочие  виды

32850

394200

Всего 

821250

9855000


Как видно из таблицы 2.6, большая часть продаж планируется на бытовую химию – порядка 50% всего товарного ассортимента; косметические средства повседневного ухода – 20%% по 10% на парфюмерию и декоративную косметику.

Товарная структура будет постоянно отслеживаться и при необходимости меняться. Так, компания должна учитывать сезонные колебания, такие как новогодние праздники, День святого Валентина,   23 февраля, 8 марта. В данные временные периоды следует увеличивать долю парфюмерии и декоративной косметики (до 15%) за счет  снижения  доли бытовой химии (рис.8):

Рисунок 8 - Праздничный  товарный ассортимент для магазина

 

 Таким образом, плановый объем продаж на  сумму 9,85 млн.руб. позволит компании увеличить ее финансовые результаты, сократить товарные запасы, вследствие чего повысятся показатели эффективности использования оборотных средств – увеличатся обороты, сократится продолжительность одного оборота, а также уменьшится коэффициент загрузки.

 

 

Заключение

 

 По результатам проведенного в курсовой работе исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Оборотные средства являются одной из составных частей имущества предприятия. Они функционируют одновременно в сферах производства и обращения, проходя три стадии кругооборота: снабжение, производство и сбыт (реализация). При этом они принимают различные натурально-вещественные формы.

2. Структура оборотных активов характеризуется удельным весом отдельных элементов в общей совокупности и выражается, как правило, в процентах. Структура оборотных средств отражает, в частности, специфику операционного цикла.

3. Состояние и эффективность использования оборотных средств – одно из главных условий успешной деятельности предприятия. С этой целью на предприятии проводится анализ оборотных активов по данным бухгалтерского баланса.

Особенности использования оборотных средств на  предприятии были рассмотрены на примере ООО «Вирэй». В целом за анализируемый период деятельность исследуемого предприятия можно назвать положительной: за три года выручка увеличилась на 46%, при этом расходы выросли на 45%, большая часть которых приходится на закупку продукции у производителей и ее транспортировку.

Объем   прибыли реализации продукции в 2010 году увеличился на  872 тыс. руб., или на 40,46%. Объем прибыли от продаж за год увеличился  за счет роста объемов продаж, и изменения отпускных цен на товары. Изменение себестоимости в 2010 году способствовало уменьшению  прибыли от продажи продукции на 5866,67 тыс.руб., а изменение структуры реализованных товаров - на 16,62 тыс.руб. Наибольшее влияние на прибыль от продаж ООО «Вирэй» оказывают отпускные цены на продукцию.

Информация о работе Особенности функционирования оборотных средств предприятия