Контрольная работа по "Охране природы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:23, контрольная работа

Краткое описание

1. Непосредственное живое окружение организма составляет его биоценотическую среду. Представители каждого вида способны существовать лишь в таком живом окружении, где связи с другими видами обеспечивают им нормальные условия жизни. Иными словами, многообразные живые организмы встречаются на Земле не в любом сочетании, а образуют определенные сожительства, или сообщества, в которые входят виды, приспособленные к совместному обитанию.
2. Загрязнением называют поступление в окружающую природную среду любых твердых, жидких и газообразных веществ, микроорганизмов или энергий (в виде звуков, шумов, излучений) в количествах, вредных для здоровья человека, животных, состояния растений и экосистем. По объектам загрязнения различают загрязнение поверхностных и подземных вод, загрязнение атмосферного воздуха, загрязнение почв и т.д. В последние годы актуальными стали и проблемы, связанные с загрязнением околоземного космического пространства.
3. Животные населяют весь земной шар: сушу, пресноводные водоемы, моря и океаны. Все, что окружает животных в том месте, где они живут, называют средой обитания. Различают три основные среды обитания: водную, наземно-воздушную и почвенную. Соответственно и условия существования в них различаются. Те условия, которые оказывают влияние на животных, называют факторами среды. Различают факторы неживой и живой природы, а также те, которые возникают в результате деятельности человека.

Содержание

1. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Смена биоценозов (сукцессии) и климакс. Продуктивность биоценозов.
2. Классификация загрязнений. Понятие о фоновом, региональном и локальном загрязнении.
3. Значение животных в природе и хозяйстве человека. Охрана животных. Охотничье хозяйство и охрана фауны.

Вложенные файлы: 1 файл

охрана природы.docx

— 127.07 Кб (Скачать файл)

Анализируя материалы  этого съезда, выступления его  участников, а также решения, которые  он принял, убеждаешься в том, насколько  серьёзно и с полным пониманием относилось царское правительство к проблемам  охотничьего хозяйства России, насколько  заинтересовано оно было в наведении  должного порядка в организации  управления охотничьим хозяйством, а  также в сохранении и обогащении дичью охотугодий. И если бы второй закон об охоте был принят Государственной  думой в то время, охотничьи общества в России приобрели бы огромные права. Часть этих прав в дальнейшем, уже  после революции, по декрету «Об  охоте» 1920 года общества получили: охотничье  самоуправление с правом выдачи членского  билета на право охоты на всей территории России. Охотничье самоуправление получило широкое развитие в 20-х годах прошлого столетия, а с созданием Росохотрыболовсоюза  эти права были закреплены в «Положении об охоте и охотничьем хозяйстве  РСФСР», утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. № 1548.

К началу Первой мировой  войны численность многих ценных видов пушных зверей, составлявших основу экспорта России, была сильно подорвана. Состояние пушного промысла характеризовалось  следующими показателями: каланов в 1912 г. добыто 78 шт., тогда как во второй половине 19 века ежегодно их добывалось по нескольку тысяч. Котиков заготавливалось в 19 веке ежегодно около 100 тыс. штук, а в 1912 г. — 2210 шт. Добыча соболя составляла в 1903 г. — 23 тыс. шт., а в 1912 г. — 6 тыс. Перед Первой мировой войной добыча черно-бурой лисицы составляла всего несколько десятков штук, тогда как в период 1850—1860 гг. добыча её составляла 10—12 тыс. штук.

В 1913 г. вывоз пушнины  из России выражался в 27,9 млн. руб., а  ввоз мехов около 17 млн. руб., причём ввозимые из-за границы меха были, главным  образом, из отечественного сырья.

Всероссийский съезд  охотников России 1909 года не образовал  Всероссийского объединения охотников, но необходимость в этом остро  ощущалась. Начало такому объединению  положил Петроградский демократический  союз охотников, в создании которого в 1917 году участвовали многие делегаты съезда 1909 года, в том числе и  А. А. Силантьев, который приложил много  усилий, чтобы его идеи воплотились  в Уставе союза. Устав вобрал в  себя всё лучшее, что создано мироощущением  передовых людей того времени  в охотоведении и праве: дичь должна быть объявлена государственной  собственностью и национальным достоянием; право на охотничьих животных и право  охоты на них отделялись от права  землевладения; пользование охотничьими  животными регламентировалось государством; все охотники должны объединиться в  союз, члены которого имеют право  охотиться на всей территории страны, за исключением территорий, выделенных под заповедники, заказники и  т. п. Средства союза, образующиеся путём  обложения всех его членов прогрессивным  налогом, идут на арендную плату за угодья как государству, так и  частным владельцам, и выплату  компенсации за ущерб, причинённый  охотой. Только таким образом, по мнению А. А. Силантьева, можно обеспечить охрану дикой фауны и её рациональное использование и самое главное  — изжить массовое браконьерство. Вот  что писал по этому поводу Д. К. Соловьёв: «Правда, прежде, благодаря стеснениям, многие страстные охотники делались браконьерами поневоле, не будучи в состоянии удовлетворить свою страсть законно. Теперь же, когда каждый охотник имеет право и возможность состоять членом Всероссийского Союза охотников, браконьерство не может быть ничем оправдано. Браконьеры являются врагами общества, государства и, в частности, Всероссийского союза охотников, и борьба с ними неизбежна». И хотя это высказано было позже, после образования Всероссийского союза охотников, эти идеи полностью созвучны с положениями, о которых писал А. А. Силантьев, когда беднейшие слои охотников, не имея материальной возможности состоять в различных охотничьих кружках и обществах и арендовать угодья, оказывались лишёнными возможности охоты и вынуждены были вставать на путь браконьерства. А охотничья страсть, как считал Силантьев, неистребима в человеке, и никакие запреты не в силах её заглушить. Поэтому необходимо искоренить социальный корень браконьерства, т. е. изменить общие условия охоты.

Прошли десятилетия, менялись политические и экономические  условия в стране, выросли новые  поколения охотников, которые не знают сословных различий, но браконьерство  осталось. До настоящего времени это  бич охотничьего хозяйства, особенно в многонаселённых центральных  регионах страны. Это особая проблема, к изучению которой необходимо подходить  с особым вниманием и осторожностью, так как здесь затрагиваются  очень тонкие человеческие отношения. Законодательство также требует  своего совершенствования, что в  значительной степени характеризует  отношение государства к этому  виду правонарушений.

Закон об охоте 1892 г., который связывал право охоты  с правом на землю, продолжал действовать  до 1917 г. Следует учесть, что до революции  частные охотничьи угодья в центральной  части Европейской России не превышали 10 % от общих угодий. А. А. Силантьев  разработал проект передачи союзу в  аренду всех казённых земель Петроградской губернии. В июле 1917 г. он успешно провёл его в Министерстве земледелия. По мысли Силантьева, в будущем, когда будет организован Всероссийский союз охотников, ему будет передано право охоты на всех казённых землях России. А в союз мог вступить любой охотник, независимо от сословия и состояния. Впоследствии Петроградский союз стал тем стержнем, вокруг которого объединились русские охотники. Сначала это был Северный союз, а затем и Всероссийский. Многие идеи Петроградского союза охотников нашли своё отражение в декрете «Об охоте» и в других нормативных актах.

Декрет «Об охоте» от 20 июня 1920 г. установил, что правом охоты пользуются все граждане РСФСР, достигшие совершеннолетия. Удостоверением на право охоты на всей территории РСФСР служат билеты охотничьих союзов, зарегистрированные в Наркомате  земледелия, а в районах, где союзов нет, — охотничьи билеты, выдаваемые органами Наркомзема. Норма данного  декрета, регулирующая право охоты, явно отдаёт предпочтение общественным билетам.

В 1920 г. состоялся I съезд Всероссийского союза охотников, на котором были представители 30 губернских союзов, объединяющих 468 тысяч охотников. Съезд принял устав и ряд резолюций, в которых предусматривалось:

  • объединение охотников в один Всероссийский профессионально-производственный союз;
  • скорейшее издание охотничьего закона;
  • тщательный учёт дичи и соответствие добычи имеющимся запасам;
  • организация союзами сети заказников и государственных заповедников;
  • снабжение охотников огнестрельным оружием и припасами;
  • рациональная организация сбора дичи и пушнины;
  • широкая культурно-просветительская работа среди охотников.

В феврале 1924 г. на IV съезде Всероссийский производственно-профессиональный союз был преобразован в промыслово-кооперативный  союз охотников (Всекохотсоюз). Всекохотсоюз обладал широкими правами по ведению  охотничьего хозяйства и заготовке  охотничьей продукции, в том числе  и пушнины (Союз промыслово-кооперативных  товариществ охотников. Устав, 1926). С 1926 г. по инициативе Всекохотсоюза началась приписка охотничьих угодий низовым  коллективам и товариществам  охотников и создание широкой  сети охотничьих хозяйств.

Закрепление охотничьих угодий за общественными организациями  охотников быстро сказалось на результатах. Развитие самоуправления, повышение  материальной заинтересованности охотников  способствовало быстрому росту и  экономическому укреплению охотничьих хозяйств, увеличению объёмов заготовок  продукции, в том числе и пушнины. Полученные доходы позволили расширить  сеть научных исследований и выпуск специальной литературы. В середине двадцатых годов количество охотников, объединённых Всекохотсоюзом, превысило 2 млн. человек. Многократно выросли  заготовки пушнины и ее экспорт. Удельный вес видов в экспорте СССР за 1935 г. в процентах составил: белка — 25,3, хорек — 6,9, заяц — 6,7, лисица — 5,7, песец — 4,5, соболь — 2,5, колонок — 3,4, куница — 1,5, мелкие виды (бурундук, суслик, водяная крыса, хомяк, крот и другие) — 31, прочие виды (медведь, волк, росомаха, барсук, выдра, норка, барс и другие) — 12,5, а пушнина в  экспорте страны занимала до 20 %.

Исключительно большое  место занимала пушнина в советском  экспорте (3-е и даже 2-е место) — 15 % от всего дохода по экспорту в 1927—1928 гг. против 1,8 % в 1913 г. СССР реализовывал пушнины на заграничных рынках (1921—1935 гг.) на сумму около 1 млрд. руб. Удельный вес готовой пушнины (выделанной и окрашенной) в экспорте 1934 г. составил 46,1 % (в 1913 — 5,9%). Вместе с этим вырос  спрос на меха на внутреннем рынке: в 1928—1929 гг. в СССР продано мехов на 41 млн. руб., а в 1936 г. — более 400 млн. руб. (Б С Э, т. 43, 1939 г.).

В 1933 г. Всекохотсоюз был необоснованно, волевым решением ликвидирован. Общественные объединения  охотников были преобразованы в  стрелково-охотничьи комитеты и  секции Совета физкультуры и спорта. С момента ликвидации Всекохотсоюза  и практически до 1944 г., до создания государственных ондатровых хозяйств, охотничье хозяйство находилось в труднейшем положении. Количество охотников, особенно промысловиков, сокращалось, заготовки охотпродукции резко  упали. Образованное в 1944 г. Главное  управление охотничьего хозяйства  и заповедников при Совете министров  РСФСР (с 1955 г. Главохота РСФСР) ещё  не имело достаточных материальных и человеческих ресурсов для обеспечения  должной охраны и действенного ведения  охотничьего хозяйства, хотя и развивало  систему госохотнадзора.

Сохранению охотфауны  в густонаселённых областях Европейской  части России в это не простое  для страны время способствовало то, что в результате послевоенного  перераспределения населения количество охотников в сельской местности  значительно сократилось. Общая  бедность населения не позволяла  охотникам иметь хорошее оружие, ощущался большой дефицит в снабжении  боеприпасами. Не было ещё и современной  вездеходной техники, что делало даже браконьерскую охоту достаточно трудной и не наносило непоправимого  вреда охотничьим животным.

Принятое в 1958 г. постановление Правительства РСФСР  № 336 «О мерах по улучшению ведения  охотничьего хозяйства РСФСР» открывало  новую страницу в истории охотничьего  дела России. Этим постановлением был  фактически восстановлен Российский союз обществ охотников. Это было сделано  в целях улучшения руководства  обществами охотников, более активного  их участия в развитии охотничьего  хозяйства, усиления охраны и увеличения запасов пушных зверей и птиц, а  также роста заготовок продукции охотничьего хозяйства. Правительство по сути признало ошибочность ликвидации Всекохотсоюза, а также то, что проводимые до войны попытки регулирования охотничьего хозяйства не дали положительных результатов, так как охотничья общественность практически была устранена от участия в управлении отраслью. С этого момента начинается рост членов общества, укрепление материальной базы. Если в момент образования Росохотсоюза в нём насчитывалось около 600 тыс. человек, то к середине 90-х годов Росохотрыболовсоюз уже объединял около 3 млн. членов и обладал мощной материальной базой.

Первые и последующие  решения правительства по укреплению охотничьего хозяйства России принимались  не на пустом месте. Оценка опыта деятельности охотничьего хозяйства в предыдущие годы, а также ряд основополагающих теоретических и обобщающих работ  в этом направлении, начиная с  «Обзора промысловых охот в России»  А. А. Силантьева, создали теоретическую  базу экономической и структурной  части охотоведения. Основополагающие работы Д. К. Соловьёва, М. Г. Орфенова, А. А. Умнова, Ю. А. Кудрявцева, Н. Д. Флёрова, А. Н. Формозова, С. Д. Перелешина, В. Ф. Гаврина  и других учёных были предпосылкой для выработки политики ведения  охотничьего хозяйства.

Постановление Совета Министров СССР от 11 мая 1959 г. № 478 «О мерах по улучшению ведения охотничьего  хозяйства» своей задачей поставило  ликвидацию обезлички охотничьих угодий и закрепление их за государственными, кооперативными и общественными  организациями на срок не менее 10 лет. Таким образом, по сути своей реализована  идея основоположников русского охотоведения А. А. Силантьева и Д. К. Соловьёва. Д. К. Соловьёв в 1919 г. особо подчёркивал: «Выработка в себе правильного, хозяйственного отношения к охоте спасёт нас  от многих горьких и обидных разочарований  и поможет поднять охотничье  дело в России на должную высоту». И «высота» эта была достигнута. К середине 80-х годов было закреплено около 80 % территории охотничьих угодий. Это стимулировало развитие промыслового и спортивного охотничьего хозяйства, что вызвало к жизни большой объём научно-исследовательских и охотустроительных проектно-изыскательных работ, а также выработку новейших теоретических подходов. К 1982 г. три охотустроительные экспедиции Главохоты РСФСР разграничили охотничьи угодья на промысловые и спортивные, что позволило закрепить за пользователями около 5 тыс. приписных охотничьих хозяйств, 80,9 % которых были полностью охотустроены. В результате такой работы Росохотрыболовсоюз стал владельцем 3337 охотхозяйств, за Всеармейским военно-охотничьим обществом (ВВОО) было закреплено 164 хозяйства, а за обществом «Динамо» — 47 хозяйств.

Государство всячески поощряло общественную деятельность охотобществ, и Правительство РСФСР приняло  постановление 17 августа 1972 г. № 472 «Об  упорядочении отстрела диких копытных животных», в котором разрешалось  Главохоте РСФСР выдавать бесплатные лицензии на отстрел диких копытных животных, которых общества охотников  расселили в своих угодьях  и довели численность до промысловой. Это способствовало расширению работ  по расселению, охотобщества по объёмам  этой работы превосходили других пользователей. К сожалению, это положение в  дальнейшем было отменено, что сказалось  на сокращении работ по расселению диких животных. Тем не менее, оценивая значимость общественной деятельности Росохотрыболовсоюза, Правительство  РФ в 1978 году постановлением № 267 утвердило  Устав Союза обществ охотников  и рыболовов РСФСР, придав этому  акту юридическую силу, приравненную к любому правительственному решению, и определив, таким образом, высокий  статус и права общественной организации  охотников.

Устав Росохотрыболовсоюза, утверждённый правительством в 1978 г., декларировал следующие основные задачи:

— объединение охотников  и рыболовов для организации  охотничьего и рыболовного спорта, воспитание у членов общества бережного  отношения к природе и рационального  использования государственного охотничьего  фонда и рыбных запасов;

— активное участие  членов обществ в охране и рациональном использовании охотничьих животных и рыбных запасов, борьба с браконьерством, участие в научно обоснованном ведении  охотничье-рыболовных хозяйств и воспроизводстве  охотфауны и рыбы;

— организацию членов общества на добычу пушнины, мехового сырья, рыбы, сбора ягод, грибов, орехов, лекарственных растений и др.

Принятые в 1981 г. Законы СССР и РСФСР «Об охране и использовании животного мира»  потребовали приведения в соответствие с ними нормативных актов, регулирующих вопросы охоты и охотничьего  хозяйства. Постановление Правительства  СССР № 3 от 5 января 1982 г. закрепило  право охоты за гражданами, являющимися  членами обществ охотников и  рыболовов, кроме права на промысловую  охоту (профессиональная деятельность) и права на добывание кротов и  мелких грызунов. Право выдачи членских охотничьих билетов предоставлялось  республиканским союзам и местным  органам, военно-охотничьему обществу и Всесоюзному физкультурно-спортивному  обществу «Динамо».

О результатах поощрения  государством обществ охотников  говорит факт, что на 1 января 1983 г. площадь угодий, закрепленных за обществами охотников и рыболовов в РСФСР, составила 188400 тыс. га.

К 80-м годам в  России сложилась довольно стройная система в ведении охотничьего  хозяйства, накоплен определённый опыт, но выявились и новые проблемы. Работа В. К. Мельникова (1976—1977) «Организация охотничьего хозяйства» содержит большой  сравнительно-исторический материал и  аналитический обзор взглядов множества  исследователей. В главе «Охотничье хозяйство — особая отрасль сельскохозяйственного  производства» даётся теоретическое осмысление собственно охотхозяйственных вопросов.

Информация о работе Контрольная работа по "Охране природы"