Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:23, контрольная работа
1. Непосредственное живое окружение организма составляет его биоценотическую среду. Представители каждого вида способны существовать лишь в таком живом окружении, где связи с другими видами обеспечивают им нормальные условия жизни. Иными словами, многообразные живые организмы встречаются на Земле не в любом сочетании, а образуют определенные сожительства, или сообщества, в которые входят виды, приспособленные к совместному обитанию.
2. Загрязнением называют поступление в окружающую природную среду любых твердых, жидких и газообразных веществ, микроорганизмов или энергий (в виде звуков, шумов, излучений) в количествах, вредных для здоровья человека, животных, состояния растений и экосистем. По объектам загрязнения различают загрязнение поверхностных и подземных вод, загрязнение атмосферного воздуха, загрязнение почв и т.д. В последние годы актуальными стали и проблемы, связанные с загрязнением околоземного космического пространства.
3. Животные населяют весь земной шар: сушу, пресноводные водоемы, моря и океаны. Все, что окружает животных в том месте, где они живут, называют средой обитания. Различают три основные среды обитания: водную, наземно-воздушную и почвенную. Соответственно и условия существования в них различаются. Те условия, которые оказывают влияние на животных, называют факторами среды. Различают факторы неживой и живой природы, а также те, которые возникают в результате деятельности человека.
1. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Смена биоценозов (сукцессии) и климакс. Продуктивность биоценозов.
2. Классификация загрязнений. Понятие о фоновом, региональном и локальном загрязнении.
3. Значение животных в природе и хозяйстве человека. Охрана животных. Охотничье хозяйство и охрана фауны.
«Охотничье хозяйство
РСФСР» под редакцией В. В. Дёжкина
(1978) охватывает весь спектр представлений
о целях охотничьей отрасли, её статусе
и механизмах функционирования. Главное
в этом труде — постановка двух
задач: получение охотничьей продукции
и удовлетворение потребностей граждан
в активном отдыхе. При этом указывается,
что целью охотхозяйственных
мероприятий является укрепление экономики
охотничьих хозяйств, повышение их
доходности. Эти же мысли сопровождают
и все последующие работы В. В.
Дёжкина, который на протяжении четырёх
десятилетий аргументированно отстаивает
свою точку зрения на охотничье дело
в России, указывая на особую роль общественных
объединений охотников и
Сложившаяся система управления охотничьим хозяйством и сама практика ведения охотничьего хозяйства пользователями казалась очевидной. Она не требовала никаких кардинальных перемен, поэтому опубликованные работы многих авторов в период 70—90-х гг. были направлены только на улучшение деятельности отдельных хозяйств.
Д. Н. Данилов, В. Н. Дерягин, Л. Н. Нагрецкий, Е. В. Стахровский, В. В. Дёжкин освещают деятельность различных пользователей охотугодий, в том числе и спортивных хозяйств, особо подчёркивая, что успешное ведение охотничьего хозяйства возможно осуществлять только на обособленной территории, выделенной в определённых границах и закреплённой за конкретными пользователями.
Идеи, высказанные классиками охотничьего охотоведения А. А. Силантьевым, Д. К. Соловьёвым, С. А. Бутурлиным и др., достаточно полно воплотились в реальность в период с середины пятидесятых годов до конца восьмидесятых. Этот временной период характеризовался позитивным развитием отрасли, затронувшим все сферы охотничьей деятельности в стране. Укрепилось государственное управление в лице Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете министров РСФСР (Главохота РСФСР). Эта организация обладала мощнейшим потенциалом, который воплощался в практические дела. К концу 1980-х годов Главохота РСФСР имела 108 госпромхозов, объединяла лесоохотничьи хозяйства, разветвлённую систему госохотнадзора (2300 районных охотоведов — практически в каждом административном районе). Была создана сеть государственных заповедников и республиканских заказников, система «Зообъединение» с зоокомбинатами, зообазами и зоомагазинами, три охотоустроительных экспедиции и научно-исследовательская лаборатория (ЦНИЛ). В областях, краях и республиках управление охотничьим хозяйством осуществлялось госохотинспекциями и управлениями охотничье-промыслового хозяйства (в промысловых районах).
Главохота РСФСР
уделяла огромное внимание слежению
за состоянием охотничьих ресурсов. В
1962 г. на базе Окского заповедника
была организована Группа биологической
съёмки охотничьих животных, а в 1979
г. на базе ЦНИЛ Главохоты РСФСР —
Государственная служба учета охотничьих
ресурсов. Получила поддержку и развитие
охотоведческая наука, регулярно собирались
научные конференции, симпозиумы и
др. научные заседания, на которых
делались доклады как теоретического
плана, так и о практических результатах
по учёту численности охотничьих
животных, технике и технологии промысла
отдельных видов и т. п., публиковались
сборники научных трудов. Именно в
ЦНИЛ были разработаны основы учёта
охотничьих животных на больших территориях,
изучались вопросы экологии, этологии
животных, рассматривались теоретические
аспекты управления популяциями
охотничьих животных и эколого-популяционные
основы ведения охотничьего хозяйства.
В недрах Главохоты РСФСР
При поддержке Главохоты РСФСР хорошее развитие получили общественные охотничьи объединения и, конечно, Росохотрыболовсоюз, ставший к этому времени крупнейшей общественной организацией охотников не только в России и СССР, но и в мире. Показатели работы Росохотрыболовсоюза опережали результаты деятельности всех других пользователей охотресурсами в России. К 1988 г. число членов общества достигло 2,3 млн. человек, объединенных в 47 тыс. первичных организаций. Первичные коллективы работали преимущественно на общественных началах, а их деятельностью руководили городские, районные и межрайонные общества охотников и рыболовов, на областном уровне — областные (краевые, АССР).
Охотничьи животные,
как и весь животный мир, являются
самым уязвимым компонентом природного
комплекса, и его состояние в
первую очередь зависит от окружающей
среды, в которую человек вторгается
своей хозяйственной
Воздействие человека и животного на природу отличается тем, что деятельность первого переходит ту грань, когда нарушается равновесие. Поэтому охотничье хозяйство в первую очередь стремится к сохранению равновесия природных комплексов, и ни одна государственная структура, даже таких богатейших государств как Франция, Германия, не могут решить эти проблемы без участия общественного движения, и в первую очередь — без объединений охотников и рыболовов. Это и подтвердил опыт развития обществ охотников России во второй половине XX века. Именно с середины 50-х г. и до конца 80-х в стране сложилось устойчивое представление о путях развития природоохранного дела через общества охотников и рыболовов. «Для того чтобы сберечь дикую фауну, должно быть найдено нечто среднее между жестоким, бессмысленным избиением и нездоровой сентиментальностью, которая может привести к полному исчезновению крупной дичи», — говорил Теодор Рузвельт в своём выступлении на Конференции по охране природных ресурсов в 1908 г.
Именно охотничье хозяйство является той золотой серединой, которая позволяет рационально использовать популяции диких животных, не нанося им вреда и поддерживая при этом популяции животных в определенном напряжении, стимулируя плодовитость и здоровье животных. «Несмотря на то, что охота и ежегодный отстрел контингента животных могут показаться несовместимыми с сохранением вида, факты говорят об обратном явлении. Продуктивность популяции явно возрастает, когда она находится в равновесии со своей средой. Обильный корм благоприятен для воспроизводства и обеспечивает самкам лучшее физическое состояние в период беременности и кормления» (Constley, цитата по Loughust et al., 1952). Этот же автор (Констлей) установил, что равновесие популяций с естественной средой было наиболее устойчивым в тех районах, где разрешался отстрел самок. Смертность среди молодых оленей в этих районах достигала только 25 %, в то время как на тех территориях, где охота была разрешена только на самцов, и популяция поэтому была слишком многочисленной, этот процент возрастал до 42 %. Увеличение численности, как это ни парадоксально, бесспорно выше в тех зонах, где интенсивней охота.
Убедителен в этом случае пример с заготовкой мяса диких копытных в 1982 г., т. е. в период ещё стабильного развития охотничьего хозяйства: лось — 7,5 тыс. т, северный олень — 5,2 тыс. т, сайгак — 4,5 тыс. т, кабан — 1 тыс. т, прочих копытных — 0,5 тыс. тонн.
К сожалению, период
поступательного развития охотничьего
хозяйства в России быстро закончился.
Кризис социально-экономической
Изменение политической
системы в стране, хозяйственная
неразбериха и передел
В центральных районах
Европейской части России, традиционно
считающихся районами спортивно-любительской
охоты, особенно резко проявились негативные
явления в пользовании
Закрепление охотугодий (получение лицензии на долгосрочное пользование животным миром) осуществляется на конкурсной основе. В этом случае общества охотников не всегда могут конкурировать с «денежными мешками», в результате чего охотугодья, закреплённые за основными охотпользователями — обществами охотников и рыболовов, переводятся в государственный резервный фонд или просто изымаются без каких-либо компенсаций, как это делалось в Чувашии. А ведь только закрепление охотничьих угодий за обществами охотников, кооперативными и государственными организациями позволило восстановиться и развиваться охотничьему хозяйству России в 60—80-е годы прошлого столетия.
Другие негативные процессы также не способствуют развитию и укреплению охотничьего хозяйства, ведут к разрушению сложившихся отношений государственных и общественных организаций. Просматривается определённая тенденция, направленная на развал обществ охотников, дискредитация их в глазах населения, подрыв их экономики всеми способами. Следует помнить, что это уже было в нашей истории после упразднения Всекохотсоюза в 1933 г., когда часть охотугодий оказалась обезличенной (кроме охотхозяйств ВВО и Динамо) и к 50-ым годам численность всех охотничьих животных в районах спортивной охоты была на уровне критической. Только закрепление охотугодий за обществами охотников и другими охотпользователями, должная охрана охотугодий службой госохотнадзора совместно с общественностью позволило восстановить численность охотничьих животных в густонаселенных районах Европейской части России.
Вызывает удивление
близорукая политика государственных
органов управления охотничьим хозяйством:
вместо координации действий различных
ведомств и организаций в сфере
пользования охотничьим фондом и
совершенствования
Как ни печально сознавать, но следует констатировать, что государство уделяет недостаточно внимания решению многих проблем, возникших в охотничьем хозяйстве страны. И последствия этого общество будет чувствовать ещё долго. Государственных чиновников не интересует заготовка, а следовательно, и стимулирование производства охотхозяйственной и другой сопутствующей продукции, что в конечном итоге лишает людей достойного заработка и способствует росту незаконной добычи охотничьих животных.
Конец двадцатого века отметился небывалым ростом браконьерства, причин которого довольно много. От общего обнищания населения, в том числе и большинства охотников, до появления организованных групп браконьеров в связи с ослаблением позиций госохотнадзора и отлучением обществ охотников от охраны собственных угодий.
По данным Всероссийского
научно-исследовательского института
охотничьего хозяйства и
Безусловно, основную
работу по выявлению нарушений правил
охоты ведёт служба Охотдепартамента
МСХ РФ. В то же время штатные
работники охотпользователей, члены
охотничьих обществ полностью отстранены
госорганами от этой работы. Даже протоколы,
составленные егерской службой охотхозяйств,
органами охотнадзора к производству
не принимаются. Охотдепартамент, стремясь
полностью запретить