Контрольная работа по "Охране природы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:23, контрольная работа

Краткое описание

1. Непосредственное живое окружение организма составляет его биоценотическую среду. Представители каждого вида способны существовать лишь в таком живом окружении, где связи с другими видами обеспечивают им нормальные условия жизни. Иными словами, многообразные живые организмы встречаются на Земле не в любом сочетании, а образуют определенные сожительства, или сообщества, в которые входят виды, приспособленные к совместному обитанию.
2. Загрязнением называют поступление в окружающую природную среду любых твердых, жидких и газообразных веществ, микроорганизмов или энергий (в виде звуков, шумов, излучений) в количествах, вредных для здоровья человека, животных, состояния растений и экосистем. По объектам загрязнения различают загрязнение поверхностных и подземных вод, загрязнение атмосферного воздуха, загрязнение почв и т.д. В последние годы актуальными стали и проблемы, связанные с загрязнением околоземного космического пространства.
3. Животные населяют весь земной шар: сушу, пресноводные водоемы, моря и океаны. Все, что окружает животных в том месте, где они живут, называют средой обитания. Различают три основные среды обитания: водную, наземно-воздушную и почвенную. Соответственно и условия существования в них различаются. Те условия, которые оказывают влияние на животных, называют факторами среды. Различают факторы неживой и живой природы, а также те, которые возникают в результате деятельности человека.

Содержание

1. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Смена биоценозов (сукцессии) и климакс. Продуктивность биоценозов.
2. Классификация загрязнений. Понятие о фоновом, региональном и локальном загрязнении.
3. Значение животных в природе и хозяйстве человека. Охрана животных. Охотничье хозяйство и охрана фауны.

Вложенные файлы: 1 файл

охрана природы.docx

— 127.07 Кб (Скачать файл)

«Охотничье хозяйство  РСФСР» под редакцией В. В. Дёжкина (1978) охватывает весь спектр представлений  о целях охотничьей отрасли, её статусе  и механизмах функционирования. Главное  в этом труде — постановка двух задач: получение охотничьей продукции  и удовлетворение потребностей граждан  в активном отдыхе. При этом указывается, что целью охотхозяйственных  мероприятий является укрепление экономики  охотничьих хозяйств, повышение их доходности. Эти же мысли сопровождают и все последующие работы В. В. Дёжкина, который на протяжении четырёх  десятилетий аргументированно отстаивает свою точку зрения на охотничье дело в России, указывая на особую роль общественных объединений охотников и рыболовов  в развитии охотничьего хозяйства, становление подлинно спортивной охоты, а также в сохранении биоразнообразия  и приумножения охотфауны во всех регионах России.

Сложившаяся система  управления охотничьим хозяйством и  сама практика ведения охотничьего  хозяйства пользователями казалась очевидной. Она не требовала никаких  кардинальных перемен, поэтому опубликованные работы многих авторов в период 70—90-х  гг. были направлены только на улучшение  деятельности отдельных хозяйств.

Д. Н. Данилов, В. Н. Дерягин, Л. Н. Нагрецкий, Е. В. Стахровский, В. В. Дёжкин освещают деятельность различных  пользователей охотугодий, в том  числе и спортивных хозяйств, особо  подчёркивая, что успешное ведение  охотничьего хозяйства возможно осуществлять только на обособленной территории, выделенной в определённых границах и закреплённой за конкретными  пользователями.

Идеи, высказанные  классиками охотничьего охотоведения А. А. Силантьевым, Д. К. Соловьёвым, С. А. Бутурлиным и др., достаточно полно  воплотились в реальность в период с середины пятидесятых годов  до конца восьмидесятых. Этот временной период характеризовался позитивным развитием отрасли, затронувшим все сферы охотничьей деятельности в стране. Укрепилось государственное управление в лице Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете министров РСФСР (Главохота РСФСР). Эта организация обладала мощнейшим потенциалом, который воплощался в практические дела. К концу 1980-х годов Главохота РСФСР имела 108 госпромхозов, объединяла лесоохотничьи хозяйства, разветвлённую систему госохотнадзора (2300 районных охотоведов — практически в каждом административном районе). Была создана сеть государственных заповедников и республиканских заказников, система «Зообъединение» с зоокомбинатами, зообазами и зоомагазинами, три охотоустроительных экспедиции и научно-исследовательская лаборатория (ЦНИЛ). В областях, краях и республиках управление охотничьим хозяйством осуществлялось госохотинспекциями и управлениями охотничье-промыслового хозяйства (в промысловых районах).

Главохота РСФСР  уделяла огромное внимание слежению за состоянием охотничьих ресурсов. В 1962 г. на базе Окского заповедника  была организована Группа биологической  съёмки охотничьих животных, а в 1979 г. на базе ЦНИЛ Главохоты РСФСР —  Государственная служба учета охотничьих ресурсов. Получила поддержку и развитие охотоведческая наука, регулярно собирались научные конференции, симпозиумы и  др. научные заседания, на которых  делались доклады как теоретического плана, так и о практических результатах  по учёту численности охотничьих животных, технике и технологии промысла отдельных видов и т. п., публиковались  сборники научных трудов. Именно в  ЦНИЛ были разработаны основы учёта  охотничьих животных на больших территориях, изучались вопросы экологии, этологии животных, рассматривались теоретические  аспекты управления популяциями  охотничьих животных и эколого-популяционные  основы ведения охотничьего хозяйства. В недрах Главохоты РСФСР разрабатывались  документы по совершенствованию  отрасли, которые, в конечном счёте, превращались в правительственные постановления и решения.

При поддержке Главохоты  РСФСР хорошее развитие получили общественные охотничьи объединения  и, конечно, Росохотрыболовсоюз, ставший  к этому времени крупнейшей общественной организацией охотников не только в  России и СССР, но и в мире. Показатели работы Росохотрыболовсоюза опережали  результаты деятельности всех других пользователей охотресурсами в  России. К 1988 г. число членов общества достигло 2,3 млн. человек, объединенных в 47 тыс. первичных организаций. Первичные  коллективы работали преимущественно  на общественных началах, а их деятельностью  руководили городские, районные и межрайонные  общества охотников и рыболовов, на областном уровне — областные (краевые, АССР).

Охотничьи животные, как и весь животный мир, являются самым уязвимым компонентом природного комплекса, и его состояние в  первую очередь зависит от окружающей среды, в которую человек вторгается своей хозяйственной деятельностью, часто не учитывая её последствий. В  этих условиях именно охотничье хозяйство  берёт на себя тяжёлый труд по сбалансированности влияния антропогенного воздействия  на животных и на места их обитания. Именно охотничье хозяйство пытается объединить все отрасли природопользования для сохранения биологических сообществ, биоразнообразия, выработки наиболее щадящих методов хозяйствования при использовании любых природных  ресурсов. Как самый заинтересованный в результатах сохранения животного  мира субъект природопользования охотничье  хозяйство является инициатором  разумного, неистощительного использования  охотничьих ресурсов и охраны природы  в целом. Именно в охотоведении возникли идеи комплексного природопользования.

Воздействие человека и животного на природу отличается тем, что деятельность первого переходит  ту грань, когда нарушается равновесие. Поэтому охотничье хозяйство в первую очередь стремится к сохранению равновесия природных комплексов, и ни одна государственная структура, даже таких богатейших государств как Франция, Германия, не могут решить эти проблемы без участия общественного движения, и в первую очередь — без объединений охотников и рыболовов. Это и подтвердил опыт развития обществ охотников России во второй половине XX века. Именно с середины 50-х г. и до конца 80-х в стране сложилось устойчивое представление о путях развития природоохранного дела через общества охотников и рыболовов. «Для того чтобы сберечь дикую фауну, должно быть найдено нечто среднее между жестоким, бессмысленным избиением и нездоровой сентиментальностью, которая может привести к полному исчезновению крупной дичи», — говорил Теодор Рузвельт в своём выступлении на Конференции по охране природных ресурсов в 1908 г.

Именно охотничье  хозяйство является той золотой  серединой, которая позволяет рационально  использовать популяции диких животных, не нанося им вреда и поддерживая  при этом популяции животных в  определенном напряжении, стимулируя плодовитость и здоровье животных. «Несмотря на то, что охота и  ежегодный отстрел контингента  животных могут показаться несовместимыми с сохранением вида, факты говорят  об обратном явлении. Продуктивность популяции  явно возрастает, когда она находится  в равновесии со своей средой. Обильный корм благоприятен для воспроизводства  и обеспечивает самкам лучшее физическое состояние в период беременности и кормления» (Constley, цитата по Loughust et al., 1952). Этот же автор (Констлей) установил, что равновесие популяций с естественной средой было наиболее устойчивым в  тех районах, где разрешался отстрел  самок. Смертность среди молодых  оленей в этих районах достигала  только 25 %, в то время как на тех  территориях, где охота была разрешена  только на самцов, и популяция поэтому  была слишком многочисленной, этот процент возрастал до 42 %. Увеличение численности, как это ни парадоксально, бесспорно выше в тех зонах, где интенсивней охота.

Убедителен в  этом случае пример с заготовкой мяса диких копытных в 1982 г., т. е. в период ещё стабильного развития охотничьего  хозяйства: лось — 7,5 тыс. т, северный олень  — 5,2 тыс. т, сайгак — 4,5 тыс. т, кабан  — 1 тыс. т, прочих копытных — 0,5 тыс. тонн.

К сожалению, период поступательного развития охотничьего  хозяйства в России быстро закончился. Кризис социально-экономической системы, идеологии, национально-государственного устройства особенно больно ударил по охотничьему хозяйству. И хотя оно  не развалилось, не вернулось к упадочному состоянию, как это произошло  со многими отраслями народного  хозяйства, но понесло и несёт  огромный урон. И не только в экономическом  плане. Происходит противоестественный  процесс отрешения охотников  от охоты. В своей докторской диссертации  «Экологические, правовые и экономические  проблемы охотничьего хозяйства  России в связи с охраной ее охотничьих ресурсов» А. А. Улитин —  председатель Ассоциации Росохотрыболовсоюз — дал подробный анализ современной  тенденции в охотничьем хозяйстве  России. Он пишет, что в новой экономической  политике предусматривалась законодательная  регламентация экономической деятельности хозяйствующих субъектов и органов  управления с целью предупреждения монополизма, поощрения здоровой конкуренции, защиты прав потребителей, а также  ради охраны окружающей среды.

Изменение политической системы в стране, хозяйственная  неразбериха и передел собственности  больно ударили по охотничьему хозяйству  и в первую очередь по обществам  охотников и закреплённым за ними охотугодьям. Резко возросла нагрузка на охотугодья, расположенные вблизи крупных городов, т. е. в легкодоступных местах и, конечно, это отрицательно сказалось на популяциях охотничьих животных и их воспроизводстве.

В центральных районах  Европейской части России, традиционно  считающихся районами спортивно-любительской охоты, особенно резко проявились негативные явления в пользовании охотничьими  угодьями. К 1995 г. возникло много различных  охотпользователей, не связанных с  обществами охотников, но обладавших значительными  финансовыми ресурсами и влиянием на местную администрацию. В ближайших  от Москвы областях: Тверской, Ярославской, Владимирской и др., — появились  охотничьи угодья, закреплённые (арендуемые) за предприятиями Минметаллургии, ГУ вооружений, Департамента общего машиностроения, Минобразования, Союза ветеранов  Афганистана и многими другими. Минсельхоз РФ сам, по сути, стал монополистом охотугодий за счёт государственного резервного фонда (53 %). Эти новые  владельцы, имеющие сиюминутные  цели, не заинтересованы вкладывать средства в природоохранные мероприятия  для устойчивого использования  охотничьих ресурсов.

Закрепление охотугодий (получение лицензии на долгосрочное пользование животным миром) осуществляется на конкурсной основе. В этом случае общества охотников не всегда могут  конкурировать с «денежными мешками», в результате чего охотугодья, закреплённые за основными охотпользователями —  обществами охотников и рыболовов, переводятся в государственный  резервный фонд или просто изымаются  без каких-либо компенсаций, как  это делалось в Чувашии. А ведь только закрепление охотничьих угодий за обществами охотников, кооперативными и государственными организациями  позволило восстановиться и развиваться  охотничьему хозяйству России в 60—80-е годы прошлого столетия. 

Другие негативные процессы также не способствуют развитию и укреплению охотничьего хозяйства, ведут к разрушению сложившихся  отношений государственных и  общественных организаций. Просматривается  определённая тенденция, направленная на развал обществ охотников, дискредитация их в глазах населения, подрыв их экономики всеми способами. Следует помнить, что это уже было в нашей истории после упразднения Всекохотсоюза в 1933 г., когда часть охотугодий оказалась обезличенной (кроме охотхозяйств ВВО и Динамо) и к 50-ым годам численность всех охотничьих животных в районах спортивной охоты была на уровне критической. Только закрепление охотугодий за обществами охотников и другими охотпользователями, должная охрана охотугодий службой госохотнадзора совместно с общественностью позволило восстановить численность охотничьих животных в густонаселенных районах Европейской части России.

Вызывает удивление  близорукая политика государственных  органов управления охотничьим хозяйством: вместо координации действий различных  ведомств и организаций в сфере  пользования охотничьим фондом и  совершенствования государственного управления отраслью, они проводят сокращение территорий охотничьих угодий, предоставляемых пользователям  для ведения охотничьего хозяйства. Найти ряд недостатков или  отдельных упущений у охотпользователя нетрудно, особенно при отсутствии ясного и хорошо понятного охотничьего  законодательства.

Как ни печально сознавать, но следует констатировать, что государство  уделяет недостаточно внимания решению  многих проблем, возникших в охотничьем хозяйстве страны. И последствия  этого общество будет чувствовать  ещё долго. Государственных чиновников не интересует заготовка, а следовательно, и стимулирование производства охотхозяйственной  и другой сопутствующей продукции, что в конечном итоге лишает людей  достойного заработка и способствует росту незаконной добычи охотничьих животных.

Конец двадцатого века отметился небывалым ростом браконьерства, причин которого довольно много. От общего обнищания населения, в том числе  и большинства охотников, до появления  организованных групп браконьеров  в связи с ослаблением позиций госохотнадзора и отлучением обществ охотников от охраны собственных угодий.

По данным Всероссийского научно-исследовательского института  охотничьего хозяйства и звероводства (ВНИИОЗ) им. проф. Б. М. Житкова, на территории России из тысячи правонарушений, связанных  с незаконной добычей животных, вскрывается  максимум девять. В 70—80-х гг. в России вскрывалось 60—72 тыс. нарушений правил охоты, а в 1996—1998 гг. этот показатель снизился до 47,5—51,7 тыс. А в годы падения  численности копытных (1992—1994 гг.) вскрываемость  нарушителей правил охоты и вовсе  определялась числом 39,6—38,4 тыс. Из этого  числа 30 % выявлено штатными и общественными  работниками Ассоциации Росохотрыболовсоюз на закреплённой за ней территории — 13,3 % от площади угодий страны (данные Охотдепартамента МСХ РФ). Вне этой территории нарушения вскрываются  работниками Охотдепартамента. Следовательно, около 87 % остальных охотугодий остались бесконтрольными.

Безусловно, основную работу по выявлению нарушений правил охоты ведёт служба Охотдепартамента МСХ РФ. В то же время штатные  работники охотпользователей, члены  охотничьих обществ полностью отстранены госорганами от этой работы. Даже протоколы, составленные егерской службой охотхозяйств, органами охотнадзора к производству не принимаются. Охотдепартамент, стремясь полностью запретить охотпользователям  выявление правонарушений, аргументирует  это тем, что по статистике ежегодно более 50 % всех нарушений правил охоты  в России совершается членами  этих общественных объединений, хотя исследования показывают, что это не так. По данным Охотдепартамента, в 1998 г. из 52 тыс. выявленных нарушителей правил охоты 26 тыс. составили  члены обществ охотников. В то же время по данным формы 2-ох, действующей  в Ассоциации Росохотрыболовсоюз, число  нарушителей среди членов составило 11,1 тыс. человек или 21 % от общего количества выявленных в России нарушителей.

Информация о работе Контрольная работа по "Охране природы"