Ландшафтно-экологической устойчивости землевладений и землепользований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 05:11, реферат

Краткое описание

Задача сохранения окружающей среды стоит перед всеми без исключения юридическими и физическими лицами, перед всеми природопользователями. Однако землевладельцы находятся среди природопользователей на первом месте, поскольку земля является главным природным ресурсом и главным компонентом, основной составляющей природной среды; кроме того, землепользование служит, к сожалению, главным источником загрязнения среды обитания, а сама земля – главной страдающей от этого обитания стороной.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 86.99 Кб (Скачать файл)

Рельеф также влияет на количество поступающего тепла и света. Неравномерное распределение солнечной радиации на склонах разной экспозиции и крутизны является основной причиной возникновения микроклиматических различий в условиях расчлененного рельефа. Так, склоны северной экспозиции крутизной до 10° по сравнению с горизонтальной поверхностью в течение марта – сентября получают на 10...15% меньше, южные склоны – на 10...13% больше солнечной радиации.

Вследствие неоднородности радиационного режима на разных склонах изменяется и температурный (тепловой) режим. Различия в температуре приземного слоя воздуха между повышенными и равнинными участками центра европейской части страны могут достигать 4...6 °С. Весной, летом и осенью южные склоны днем теплее, а северные – заметно холоднее открытого ровного места, причем эти различия возрастают с увеличением крутизны склона. Максимальная разница в дневной температуре на южных и северных склонах крутизной 10° составляет 1,0...1,5°С, а на склонах крутизной 20° – до 2,5...3,5°С. Естественно, период, за который на южном склоне будет получена та же сумма тепла, что и на ровном месте, сокращается, а на северном склоне из-за систематического недобора тепла удлиняется. В средних широтах изменение длительности вегетационного периода на южных склонах крутизной до 10° может составить 7...9 дней, а на северных – 12...15 дней по сравнению с равниной. При этом значительно разнится длительность вегетационного периода и на различных частях одного склона.

Задержание и регулирование талых вод необходимо проводить также с учетом рельефа. На засушливых склонах наветренных южных и западных экспозиций, как правило средне- и сильноэродированных, сток необходимо полностью задержать в максимально короткие сроки. Следует применять приемы, позволяющие собирать большие объемы талой воды (микролиманы, валы и борозды, щелевание, гидротехнические сооружения и т.д.

Осенью нехватка влаги будет ощущаться на водоразделах, в верхних и нижних частях склонов всех экспозиций, нижних частях склонов южных и западных экспозиций. На подветренных склонах северных экспозиций, имеющих большие запасы воды, объем стока всегда превышает емкость микрорельефа и водопоглотительную способность почвы. На таких склонах агротехнические мероприятия следует сочетать с другими водозадерживающими мероприятиями (применение валов с широким основанием, создание лесополос, совмещенных с валами-канавами, и т.д.).

Детальный учет микроклиматических условий на склонах позволяет определить различную степень ценности участков и дать объективное обоснование для рационального их использования под конкретные сельскохозяйственные культуры. В лесостепной зоне наиболее ценными участками для размещения теплолюбивых культур являются склоны южных экспозиций.

Различия микроклимата наблюдаются также под влиянием неоднородности гранулометрического состава почв, степени их эродированности и разного увлажнения, что, в свою очередь, влияет на сроки посева и урожайность культур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ И ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР

2.1. Государственный мониторинг земель

Функции информационного обеспечения экологической устойчивости землевладений и землепользований выполняют в основном государственный земельный кадастр и мониторинг земель.

Принятию решений, связанных с реализацией действий на земле, обязательно должен предшествовать анализ множества различных достоверных и регулярно обновляемых данных о состоянии земли. Необходимо проводить систематические комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды (и прежде всего ее главного объекта – земли) – мониторинг. Раньше многочисленные обследования и съемки, проводимые министерствами и ведомствами для изучения земельного фонда, выполнялись разобщенно на основе отраслевых нормативно-технических документов.

Поскольку земля является важнейшей частью окружающей среды, главным средством производства в сельском хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей хозяйства, то вопросы изучения земель требуют единого государственного подхода, который должен осуществляться на основе систематических и комплексных наблюдений.

Государственный мониторинг земель призван выполнять базовую, связующую роль среди всех других мониторингов и кадастров природных ресурсов и должен иметь государственный статус. Такой подход обеспечивает получение комплексной информации о земле и сокращение затрат на функционирование системы наблюдений. Правовой основой мониторинга земель являются Земельный кодекс РК.

Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Объектом мониторинга земель Республики Казахстан является земельный фонд страны независимо от форм собственности на земельные участки.

Мониторинг земель ведется в обязательном порядке по уровням административно-территориального деления для всех категорий земель независимо от режима и характера их использования и является составной частью единой государственной информационной системы о состоянии окружающей среды и природных ресурсов страны, а также глобального мониторинга природной среды и климата.

Основные задачи мониторинга земель:

- своевременное выявление  изменений состояния земельного  фонда, их оценка, прогноз и выработка  рекомендаций по предупреждению  и устранению последствий негативных  процессов;

- информационное обеспечение  государственного земельного кадастра, мониторингов и кадастров других  природных сред;

- рациональное природопользование  и землеустройство;

- контроль за использованием и охраной земель.

Содержание мониторинга земель составляют наблюдения, изыскания, обследования, съемки, характеризующие следующие процессы.

1. Изменения границ и  площадей; административно-территориальных  образований; землепользований и  землевладений; угодий, полей, участков.

2. Изменения состояния почв, включающие: развитие процессов водной и ветровой эрозии; опустынивание; деградацию почв на пастбищах (сбитость, закочкаренность); подтопление; заболачивание, переувлажнение; засоление; зарастание, закустаривание пашни; разрушение почвенных агрегатов, образование дефляционно опасной бесструктурной пылеватой поверхности, такыровидной слитой поверхности почв; изменение запасов гумуса; изменение рН почвы (кислотность, щелочность); изменение содержания микроэлементов в почве; загрязнение почв пестицидами, тяжелыми металлами, рассеянными химическими элементами, радиоактивными элементами и другими токсикантами; изменение состояния мелиорированных земель (ирригационная эрозия, вторичное засоление, заболачивание, избыточное осушение).

3. Изменения состояния геологической среды, рельефа, гидрографической сети, в том числе: изменения форм рельефа местности, вызванные подвижными песками, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, русловыми процессами и т.д.; изменения водного баланса, режима и химического, гидробиологического состава подземных вод; изменения береговых линий морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов и др.; затопление, осушение примыкающих к акваториям земель; изменения, вызванные криогенными процессами и явлениями; изменения, вызванные нарушенными землями, в том числе действующими и отработанными карьерами, отвалами, терриконами, разрабатываемыми торфяниками, проседанием земной поверхности под воздействием водоотборов и отработки недр.

4. Изменения состояния растительности (посевов, пастбищ, лесов, многолетних насаждений и т.д.) по фенологическим характеристикам (фазы, стадии развития, сроки их наступления), фитопатологическим очагам, биомассе; состояния лесных и древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в Гослесфонд (полезащитные, водоохранные и другие насаждения); состояния лесных площадей, входящих в Гослесфонд (особенно необследованных), покрытых лесом (фитопатологические данные, гари, вырубки) и непокрытых лесом (резервы сельскохозяйственных угодий).

5. Изменения состояния земель, подверженных негативному воздействию производственных объектов, в том числе: населенных пунктов; очистных сооружений и сельскохозяйственных предприятий; мелиоративных систем; транспорта; навозохранилищ, площадок для компостирования удобрений, свалок, складов топливно-смазочных материалов, складов сыпучих удобрений, жидких удобрений, стоянок автотранспорта, скотомогильников, мест захоронения радиоактивных, физиологически активных химических отходов производства.

Эти изменения можно выражать в абсолютных или относительных интегральных показателях за определенный период (например, потери гумуса в тоннах на гектар, в процентах, степень и интенсивность деградации почвенного покрова и др.).

В пределах административно-территориального деления в мониторинге земель выделяют подсистемы, соответствующие категориям земельного фонда: сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения; земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; лесного фонда; водного фонда; земель запаса.

На основе характера изменения состояния земель различают фоновый и импактный мониторинги. Фоновый мониторинг предполагает наблюдения за состоянием земель, не подвергающихся воздействию человека, его проводят в биосферных заповедниках. Импактный мониторинг предполагает наблюдения за состоянием земель в местах непосредственного воздействия антропогенных факторов. По происхождению изменения подразделяют на эволюционные (связанные с историческими процессами развития); цикличные (связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными периодами изменений природного характера); антропогенные (связанные с человеческой деятельностью); чрезвычайные ситуации (связанные с промышленными авариями, стихийными, экологическими бедствиями и катастрофами и др.).

В зависимости от сроков и периодичности проведения наблюдения за состоянием земель делятся на следующие группы: базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель); периодические (проводимые через один год и более); оперативные и ретроспективные, которые предполагают исторический анализ предшествующих наблюдений. Базовый мониторинг земель выполняют региональные подразделения Государственного земельного комитета РК и заинтересованных министерств и ведомств. На основе материалов базового мониторинга районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству осуществляют оперативный (дежурный) мониторинг земель.

Порядок ведения мониторинга земель Республики Казахстан определяется Правительством РК. Головная роль при ведении мониторинга земель возлагается на Государственный земельный комитет РК с участием: Государственного комитета РК по охране окружающей среды в части разработки и проведения единой научно-технической политики в области экологии и природопользования, Государственной службы геодезии и картографии в части создания и обновления кадастровых топографических карт и планов, Государственной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в части организации мониторинга состояния атмосферы, поверхностных вод суши, почв, комплексного мониторинга состояния окружающей природной среды; Государственной службы лесного хозяйства РК в части мониторинга земель лесного фонда; Министерства сельского хозяйства и продовольствия РК в части агрохимических наблюдений и мониторинга загрязнения сельскохозяйственных угодий; Министерства природных ресурсов РК в части мониторинга геологической среды, поверхностных и подземных вод и их загрязнения; экзогенных и эндогенных процессов; Министерства здравоохранения РК в части воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья, а также с участием других министерств и ведомств.

При ведении мониторинга земель соблюдают принцип взаимной совместимости данных, основанной на применении единой государственной системы координат, высот, картографических проекций, единых классификаторов, кодов, системы единиц и других показателей.

Технической основой сбора, хранения, обработки и выдачи (представления) информации мониторинга земель являются геоинформационные системы, основанные на использовании современной компьютерной техники, унифицированных программных средств.

Информацию для ведения мониторинга земель обеспечивают результаты различных съемок, изысканий, обследований (топографо-геодезических, почвенных, геоботанических, агрохимических, мелиоративных, лесоустроительных, градостроительных и др.), специальных наблюдений (лавинных, селевых, гляциологических, радиологических и др.), проводимых с использованием дистанционного зондирования (космические съемки и наблюдения, съемки и наблюдения с самолетов и др.); наземных съемок и наблюдений. Кроме того, используют фоновые данные.

Для дистанционного зондирования земельного фонда пользуются приборами и оборудованием, дающими видео- и фотоинформацию (аэрофотоаппаратура, многозональные сканирующие устройства, радиолокаторы, ТВ-камеры и др.), а также приборами трассовой группы (спектрометры, СВЧ- и ИК-радиометры и др.).

Наземные наблюдения проводят на полигонах, эталонных участках и автоматизированных стационарных пунктах сбора информации для обработки аэрокосмических снимков. Эти наблюдения проводят в тех случаях, когда методами дистанционного зондирования данные о состоянии земель получить невозможно.

Комплекс технических средств, обеспечивающий наземные наблюдения, включает наземные передвижные станции, смонтированные на шасси автомобилей высокой проходимости и оборудованные приборами для измерения влажности почв, химического анализа, а также компьютеры и устройства приема-передачи аэрокосмической информации.

Характеристика негативных процессов при ведении мониторинга земель Республики Казахстан должна включать следующие показатели:

- при дегумификации почв – содержание и запасы гумуса;

- линейной эрозии почв  – густота овражно-балочной сети, коэффициент расчлененности и  др.;

- плоскостной эрозии почв  – уменьшение мощности гумусового  горизонта, соотношение почвенных  горизонтов и др.;

- изменении кислотно-щелочных условий почв – рН, гидролитическая кислотность;

- переуплотнении и слитизации почв – плотность и порозность почв;

Информация о работе Ландшафтно-экологической устойчивости землевладений и землепользований