Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 13:35, курсовая работа
Обострение мировой продовольственной проблемы в XXI веке обусловлено главным образом более высокими темпами роста населения по сравнению с темпами роста производства продовольствия и резким сокращением таких основных ресурсов, как земли пригодные для пашни, запасы пресной воды, источники энергии, необходимые для производства сельскохозяйственной продукции.
Вторая не менее важная задача – повышение эффективности сельскохозяйственного производства путем развития сельскохозяйственной науки и образования, создание сельской производственной инфраструктуры, охрана земельных и водных ресурсов и т.д.
Третья задача состоит в необходимости сокращения бюджетных расходов на товарные программы, то есть в ослаблении налогового бремени для налогоплательщиков.
Четвертая очень важная задача-обеспечение высокой конкурентоспособности американского продовольствия и продвижение его на мировой рынок.
Основные направления государственного регулирования сельского хозяйства приблизительно раз в пять лет закрепляются специальным законодательным актом.
Непосредственное
Основное и определяющее влияние на сельскохозяйственное производство оказывает рыночный механизм и возникающие на его основе системы на фирмах агробизнеса и фермах. Вместе с тем предусмотрен широкий спектр мер стимулирования сельскохозяйственного производства в соответствии с общеэкономическими и социальными целями развития.
В условиях насыщенного и в основном самообеспечивающегося продовольственного рынка США государственные меры стимулирования сельского хозяйства направлены не на увеличение объема производства, а на обеспечение его стабильности и высокой эффективности, улучшение качества продукции, смягчение негативных экологических и социальных последствий. В целом государственное регулирование, осуществляемое как экономическими, так и административными методами, направлено не на преодоление или сужение сферы действия рыночного механизма, а на повышение его эффективности.
Заинтересованность государства в усилении целенаправленного воздействия на продовольственный комплекс отражает его стремление повысить совокупную эффективность производства продовольствия, обеспечить большую координацию функционирования продовольственного комплекса с потребностями национальной экономики (включая усиление внешнеэкономических и внешнеполитических позиций американского капитала), более эффективно использовать государственные ассигнования для сельского хозяйства и других звеньев продовольственного комплекса, смягчить наиболее острые противоречия, порождаемые рынком.
Со второй половины
70-х годов в связи с
В государственном регулировании и стимулировании сельского хозяйства все еще сохраняется существенная роль так называемых фермерских программ. Они предназначены главным образом для поддержания уровня фермерских цен и доходов в периоды их существенного снижения. Меры по поддержанию цен и доходов базируются на регулировании посевных площадей (на основе добровольных соглашений правительства и фермеров), а так же накоплении государственных запасов путем скупки части фермерской продукции. При недостаточности этих мер и падении рыночных цен на фермерскую продукцию ниже установленного «целевого» уровня фермеры получают государственные субсидии, возмещающие разницу между рыночной и целевой ценой.
В результате государственные фермерские программы стимулируют расширенное воспроизводство в сельском хозяйстве при относительно низком уровне фермерских цен, как правило, отстававшем от большего уровня цен в стране. Это благоприятно сказывалось на развитии переработки и сбыта продовольствия в известной мере на относительно низком уровне розничных цен на него. Государственные фермерские программы стимулировали процесс концентрации сельскохозяйственного производства, укрепление крупных высокоэффективных хозяйств.
Центральное место
в комплексе государственных
мер по регулированию аграрной экономики
и сбыта продукции занимают государственные
программы регулирования
В США к началу 90-х годов более 1/3 фермерских хозяйств в стране получали прямые субсидии от государства, общая их сумма ежегодно составляла около 12 млрд. долларов.
Наибольшую поддержку со стороны государства получают фермеры , занятые производством зерна. В 1990 – 1996 гг. 302 тыс. фермерских хозяйств, специализированных на производстве зерновых, получили в качестве прямых выплат 7 млрд. долларов, или 60% всех субсидий, выплаченных производителям сельскохозяйственной продукции.
Хлопководческие хозяйства, составляющие немногим более 3% всех субсидируемых ферм, получают свыше 700 млн. долларов прямых субсидий, или 7% общей их суммы.
В то же время фермы, специализирующиеся на производстве продукции мясного скотоводства (выращивание и откорм животных на убой, племенное дело и т.д.), которые составляют около 1/3 субсидируемых хозяйств, получают только 20% выплачиваемых государством средств.
Основной метод
ограничения
Деятельность правительства США в области сельского хозяйства не ограничивается только мерами по поддержанию фермерских цен и доходов. Государству принадлежит ведущая роль в развитии производственной инфраструктуры сельского хозяйства.
С помощью финансирования
и кредитования, а так же разнообразных
организационных мер оно
3.3. Единая аграрная политика Евросоюза (ЕС).
Основные цели Единой аграрной политики (Common Agrarian Policy – CAP) были определены в ст.39 Римского договора и заключаются в следующем:
•Увеличение сельскохозяйственного производства на основе внедрения достижений научно – технического прогресса, обеспечения рационального развития сельского хозяйства и оптимального использования производственных ресурсов, особенно трудовых.
• Обеспечение высокого жизненного уровня населения, особенно занятого в сельском хозяйстве, за счет повышения его доходов.
• Стабилизация рынков.
• Обеспечение устойчивого продовольственного снабжения населения по приемлемым ценам.
В этой статье договора записано, что при разработке единой аграрной политики принимаются во внимание социальные структура сельского хозяйства и различия между регионами. Особый упор делается на необходимость разработки специальных мер по отношению к сельскому хозяйству в связи с его специфическим положением и тесными взаимоотношениями с другими секторами экономики.
Договор определяет конкретный перечень мероприятий по реализации задач Единой аграрной политики. Среди основных:
• Определение сроков переходного периода для введения Единой аграрной политики.
• Определение форм организации рынка.
• Выработка общих организационных основ регулирования цен, поддержки производства и сбыта различных продуктов, хранения, транспортировки, механизма стабилизации экспорта и импорта.
• Выработка единых методов расчета цен.
• Единая аграрная политика ЕС проводится через следующие принципы:
• Единые цены на сельскохозяйственную продукцию.
• Уровень цен на сельскохозяйственную продукцию, превышающий мировой.
• Единая финансовая система и финансовая солидарная ответственность.
Благодаря следованию этим принципам достигается общность рынка, системы сбыта и цен в территориальных пределах ЕС, использование единых правил конкуренции, унификация административных процедур, санитарных и ветеринарных норм. Предполагается, что фермы стран – членов ЕС должны находиться в более благоприятных условиях по сравнению с поставщиками сельскохозяйственной продукции из других стран, так как уровень издержек производства сельскохозяйственной продукции в ЕС немного выше, чем в странах – экспортерах продовольствия.
В Римском договоре предусмотрено создание фондов финансирования аграрного рынка в ЕС. Создан Единый фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА), осуществляющий финансирование всех мероприятий по реализации Единой аграрной политики.
ФЕОГА включает
два больших раздела –
Средства раздела гарантирования (он аккумулирует более 90% средств фонда) расходуются на поддержание уровня устанавливаемых ЕС гарантированных цен на продукцию сельского хозяйства путем скупки и хранения запасов аграрной продукции, не находящей сбыта, субсидирования экспорта этой продукции в третьи страны с помощью возмещения фермерам разницы между ценами ЕС и мировыми, а также на поддержание курсов национальных валют, применяемых для расчетов в сельскохозяйственном секторе ЕС.
Средства раздела ориентации предназначаются для решения структурных проблем агропромышленного производства – модернизации производства, повышения профессиональной квалификации работников, занятых в сельском хозяйстве.
Единая аграрная политика с жесткими мерами аграрного протекционизма привела к тому, что ЕС стал крупнейшим производителем и экспортером продовольствия. Она - одна из немногих его успешных совместных программ. Согласно официальным данным со времени введения Единого аграрного рынка в 1968г. производительность труда в сельском хозяйстве стран ЕС возрастала на 6-7% ежегодно.
В короткий срок ЕС достиг самообеспеченности по многим видам продовольствия. В 2000 г. самообеспеченность по зерну составила 122%, сахару – 127%, сливочному маслу – 127%, мясу – 107%.
Вместе с тем до последнего времени сельское хозяйство европейских стран было наиболее затратным в бюджете Евросоюза. Так, субсидии производителям сельскохозяйственной продукции составляли половину его бюджета. В среднем в перерасчете на каждого жителя ЕС субсидии составляли от 70 (в Великобритании) до 400 (в Ирландии) евро в год.
Планируется, что объем субсидий в ЕС сохранятся на нынешнем уровне (42 млрд. евро), а ежегодный их рост не должен превышать 1%, компенсируя эффект инфляции. Доплаты для фермеров будут постепенно сокращаться – на 3% в 2005г., 4% - в 2006г. и дальше на 5% в год.
Европейская комиссия прогнозирует, что главным следствие сокращения субсидий фермерам станет уменьшения производства сельскохозяйственной продукции. Так, посевные площади под зерновыми сократятся на 2%, под рожью и твердыми сортами пшеницы – на 10%, а рисом – на 14%. Высвободившиеся площади переведут под посевы культур, используемых при производстве растительного масла, например рапса. Рапс и другие «энергетические» культуры будут применяться для создания добавок к топливу, что должно улучшить экологическую ситуацию и сократить потребление нефти на континенте. Планируется также, что 700 тыс. га будет выведено из сельскохозяйственного оборота.
Непростая ситуация в отношениях с Всемирной торговой организацией (ВТО). Долгие дискуссии в ЕС привели к срыву переговоров в рамках ВТО – предварительные соглашения должны были быть достигнуты к 31 марта 2003г. Кроме того, главное препятствие для продолжения переговоров в рамках ВТО – позиция США. Европейцы не хотят «разоружаться в одностороннем порядке» и требуют уменьшения со стороны США практики экспортных кредитов, более жесткого регулирования продовольственной помощи и деятельности больших экспортных компаний в Канаде. США выражает озабоченность тем, что европейцы не пошли на более радикальное сокращение субсидий, а представители развивающихся стран сомневаются в возможности доступа на западные аграрные рынки.
3.4. Основные тенденции производства продовольствия в Китае.
Аграрный сектор в Китае в своем роде уникален по целям функционирования – максимально возможный уровень обеспечения страны продовольствием в условиях значительной и, не смотря на предпринимаемые меры, растущей перенаселенности, перманентного снижения землеобеспеченности.
Последствия «культурной революции» для Китая были ужасны. Гибель миллионов людей и подрыв основ функционирования важнейших отраслей экономики, в том числе и сельского хозяйства, заставили правящие круги страны приступить к поиску наиболее быстрых и эффективных экономических инструментов проведения реформ.