Организационно – правовые формы управления природопользованием и охраной окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:33, реферат

Краткое описание

Под управлением понимается руководство чем-либо (кем-либо). Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение испол­нения требований законодательства об окружающей среде. Здесь речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспече­нии рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состоя­ния окружающей среды, соблюдения, а также защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Содержание

1. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды
2. Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции
3. Органы местного самоуправления в области охраны окружаю­щей среды и природопользования
4 Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды
5. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов
6. Экологическое нормирование и стандартизация
7. Экологическая экспертиза
8. Экологическое лицензирование
9.Экологические сертификация, аудирование и контроль

Вложенные файлы: 1 файл

Организационно – правовые формы управления природопользованием и охраной окружающей среды.docx

— 51.65 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

1. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды

2. Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции

3. Органы местного самоуправления в области охраны окружаю­щей среды и природопользования

4 Специальные органы государственного  управления природопользованием и охраной окружающей среды

5. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов

6. Экологическое нормирование и стандартизация

7. Экологическая экспертиза

8. Экологическое лицензирование

9. Экологические сертификация, аудирование и контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Под управлением понимается руководство чем-либо (кем-либо). Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой  совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение испол­нения требований законодательства об окружающей среде. Здесь речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспече­нии рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состоя­ния окружающей среды, соблюдения, а также защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Управление природопользованием  и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан  на бла­гоприятную окружающую среду проявляется прежде всего, в про­цессе реализации соответствующих правовых предписаний.

Экологическое и социальное значение управления в рассматри­ваемой сфере в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законода­тельства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вред­ных воздействий, обеспечивается соблюдением экологических прав и законных интересов человека и гражданина. Прежде всего, в рам­ках управления (а затем с помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные правом окружающей среды и его эффективность. Если коснуться вопроса о видах управления, то мож­но отметить, что управление природопользованием и охраной ок­ружающей среды осуществляется общественными формирования­ми, юридическими лицами, государственными и муниципальными органами. Соответственно, можно выделить общественное, произ­водственное, отраслевое (ведомственное) и государственное управ­ление. Хотя муниципальные органы не являются в соответствии с законодательствами государственными, но они наделяются государ­ственно-властными полномочиями, в силу чего их управленческая деятельность не выделяется в отдельный вид управления в рассмат­риваемой сфере.

Так как в соответствии с экологическим законодательством  зада­чи по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды выполняются названными субъектами разные, соответственно и содержание управления, осуществляемое в рам­ках того или иного вида управления. Функция управления представ­ляет собой постоянное направление деятельности по обеспече­нию охраны окружающей среды и рационального природопользо­вания. К таким относятся:

- создание системы органов  управления в сфере взаимодействия общества и природы;

- подзаконное нормотворчество;

- координация деятельности  по управлению природопользовании ем и охраной окружающей среды;

- распоряжение (управление) природными ресурсами

- планирование использования  и охраны природных ресурсов  и улучшения состояния окружающей среды;

- экологическое нормирование;

- экологическая экспертиза;

- экологическое лицензирование;

- экологическая сертификация;

- экологический аудит;

- наблюдение за состоянием окружающей среды;

- учет состояния и использования  отдельных природных объектов  и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;

- экологическое воспитание и образование;

- контроль за использованием и охраной объектов природы;

- разрешение в административном  порядке споров о праве природопользования  и охраны окружающей среды.

Государственное управление использованием и охраной при­родных ресурсов осуществляют различные государственные  орга­ны, наделенные разной компетенцией и функционирование на разных уровнях. Их можно разделить на три вида: органы общей компетенции, органы специальной компетенции, функциональные органы.

Особенность управления природопользованием  и охраной окру­жающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, развитие экономики, управле­ние развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т. д.

К органам общей компетенции, осуществляющим государствен­ное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

Президент РК;

Правительство РК;

администрация субъектов  РК;

органы местной администрации (акиматы).

При анализе системы органов  государственного управления в области  охраны окружающей среды и природопользования общей компетенции принципиальным является вопрос: участвуют ли в  этом процессе представительные органы?

В соответствии с принципом  разделения властей государствен­ное управление возлагается на органы исполнительной власти. Ра­нее, когда вся власть принадлежала Советам народных депутатов, представительные органы осуществляли и управление охраной ок­ружающей среды. Их участие в управлении было даже закреплено в Законе «Об охране окружающей природной среды». В число ор­ганов государственного экологического контроля, наряду с Прави­тельством и специально уполномоченными государственными органами, были включены Верховный Совет РК и представительные органы субъектов республики. С учетом того, что государствен­ное финансирование охраны окружающей среды имеет решающее значение для достижения целей поддержания и восстановления благоприятного состояния окружающей среды, контроль Пар­ламента за деятельностью Правительства при формировании бюд­жета - важная функция управления. Контроль за исполнением бюджета, в том числе по статьям, касающимся охраны окружаю­щей среды, относится к совместному ведению обеих палат Парла­мента.

Природоохранительная деятельность Президента страны регули­руется многими  актами, указанными выше, включая основной За­кон - Конституцию РК. Компетенция Правительства РК в сфере при­родопользования и охраны окружающей среды определена многи­ми нормативными актами - как общими, так и экологическими. В соответствии с ними Правительство РК:

- обеспечивает проведение  в РК единой государственной полити­ки в области экологии;

- осуществляет управление  собственностью на природные ресурсы;

- проводит меры по обеспечению  законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

Подробнее полномочия Правительства  регламентированы в Законе «Об охране окружающей природной среды» и др. актах законодательства об окружающей среде. В частности, Правитель­ство РК:

- обеспечивает разработку  и реализацию государственных  экологических программ;

- координирует деятельность  министерств и ведомств на  территории РК в области охраны окружающей среды,

- устанавливает порядок  образования и использования  республиканского внебюджетного экологического фонда;

- организует подготовку  и распространение ежегодного  государ­ственного доклада о состоянии окружающей природной среды;

- устанавливает порядок  разработки и утверждения экологических  нормативов выбросов и сбросов  загрязняющих веществ в окружающую  природную среду, лимитов использования  природных ресурсов, размещения отходов;

- устанавливает порядок  определения платы и ее предельных  размеров за пользование природными  ресурсами, загрязнение окружающей  природной среды, размещение отходов,  другие виды вред­ного воздействия;

- принимает решения об  организации особо Охраняемых  природных территорий и включении  их в природно-заповедный фонд РК;

- организует систему всеобщего  непрерывного экологического воспитания и образования граждан и др.

Правительство РК осуществляет деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды как  самостоятельно, так и через созданные  им структуры. В аппарате Правительства  РК в данной области ведает Министерство энергетики и природных ре­сурсов РК, а также Министерство сельского хозяйства.

К их основным задачам относится  рассмотрение вопросов, связанных с  обеспечением экологической безопасности, рациональным использованием природных  ресурсов, сохранением биологическо­го разнообразия, разработкой и реализацией стратегии устойчиво­го развития страны, рассмотрение предложений по совершенство­ванию государственного управления и развитию отношений в сфе­ре природопользования и охраны окружающей среды, изучения, освоения, воспроизводства, контроль за выполнением решений Пра­вительства РК по вопросам, касающимся его компетенции. Эти компетенции включают обеспечение реализации государственной экологической политики, координацию деятельности министерств и ведомств в данной сфере, планирование рационального природо­пользования и охраны окружающей среды, организацию ведения кадастров природных ресурсов на уровне субъектов, осуществле­ние государственного контроля за природопользованием и охраной окружающей среды и др.

Органы местного самоуправления в области охраны окружаю­щей  среды и природопользования определены Конституцией РК. При оценке работы этих органов в этой сфере важно  иметь в виду, что экологические  проблемы, как правило, имеют локальный харак­тер.

Местное самоуправление есть выражение власти народа, представляет собой признаваемую и гарантирующую  Конституцией РК деятельность населения  под свою ответственность решает непосредственно или через органы самоуправления вопросов местного значения. К вопросам местного значения можно отнести:

- владение, пользование и  распоряжение природными ресурсами,  находящимися в муниципальной собственности;

- обеспечение санитарного  благополучия населения;

- регулирование планировки  и застройки территорий района, города, села, аула и др.;

- контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

- регулирование использования  водных объектов местного значения, месторождений полезных ископаемых, недр для строительства подземных сооружений местного значения;

- благоустройство и озеленение  территории муниципального образования;

- участие в охране окружающей  среды на территории муниципального образования;

- организация и содержание  муниципальной информационной службы.

При характеристике деятельности органов общей компетенции в  области охраны окружающей среды  и природопользования важно подчеркнуть, что эти органы как самостоятельно, так и совместно со специально уполномоченными органами в данной сфере, по их предложениям решают задачи по выработке и реализации государ­ственной экологической политики, разработке государственных эко­логических программ.

Органы общей компетенции  определяют порядок осуществления  некоторых функций государственного управления в природопользовании и охране окружающей среды.

Правительство РК определяет, порядок осуществления некоторых  функций управления, например, экологического нормирования, государственной экологической  экспертизы, экологического лицен­зирования, определения платы за природопользование. При этом подготовка и принятие управленческих решений по нормированию, государственной экологической экспертизе, определению платы за природопользование и загрязнение окружающей среды не относит­ся к компетенции органов общей компетенции.

Важно то, что этим заняты органы специальной компетенции. И  органы общей компетенции не вправе вмешиваться в этот процесс. Что  касается такой природоохранной  меры, как предоставление ли­цензий на природопользование, то эти лицензии выдаются в соот­ветствии с законодательством РК и уполномоченными природоох­ранными органами.

 

В решении задач обеспечения  рационального природопользова­ния и охраны природы велика роль специализированных органов управления, действующих на разных уровнях. На них возложены наи­более ответственные функции, связанные с экологическим нор­мированием, лицензированием, сертификацией, контролем и т. д.

Информация о работе Организационно – правовые формы управления природопользованием и охраной окружающей среды