Организационно – правовые формы управления природопользованием и охраной окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:33, реферат

Краткое описание

Под управлением понимается руководство чем-либо (кем-либо). Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение испол­нения требований законодательства об окружающей среде. Здесь речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспече­нии рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состоя­ния окружающей среды, соблюдения, а также защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Содержание

1. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды
2. Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции
3. Органы местного самоуправления в области охраны окружаю­щей среды и природопользования
4 Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды
5. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов
6. Экологическое нормирование и стандартизация
7. Экологическая экспертиза
8. Экологическое лицензирование
9.Экологические сертификация, аудирование и контроль

Вложенные файлы: 1 файл

Организационно – правовые формы управления природопользованием и охраной окружающей среды.docx

— 51.65 Кб (Скачать файл)

Общественная экологическая  экспертиза — организуется по инициати­ве граждан, органов местного самоуправления и общественных объеди­нений. Она проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соот­ветствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, при условии регистрации органами местного самоуправления заявления от этой организации о проведении экспертизы.

Экологическое лицензирование

Экологическое лицензирование - деятельность компетентных государственных  органов, связанная с выдачей  лицензий (разрешений) предприятиям, организациям и учреждениям в зависимости  от организационно-правовой формы, а  также физическим лицам, осуществляющим пред­принимательскую деятельность без образования юридического лица на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей природной среды.

Лицензия - мера публично-правового  регулирования.

 Формы документов, выполняющих функции лицензирования:

- лицензия (право на пользование  недрами, комплексное природопользование);

- разрешение (на выброс  и сброс вредных веществ, захоронение отходов);

- ордер (лесорубочный, лесной билеты).

Виды экологически значимой деятельности, на осуществление которой требуется лицензия:

- непосредственное природопользование  и охраны окружающей природной  среды от вредных воздействий  (экологическое аудирование, промышленное рыболовство и др.);

- деятельность, не являющаяся  изначально природоохранной, но  имеющая значение для охраны  окружающей природной среды (хранение  нефтепродуктов, производство дезинфекционных  средств и др.).

Виды лицензий:

- на природопользование:

а) комплексное;

б) на пользование отдельными природными ресурсами;

- на удаление отходов  в объекты окружающей природной  среды.

Виды лицензируемой деятельности в России в области экологии:

- утилизация, складирование,  перемещение, размещение, захоронение,  уничтожение промышленных и иных отходов (кроме радиоактивных);

- проведение природоохранных  работ на территориях (акваториях), хозяйственных и природных объектах;

- эклогическая паспортизация оборудования, производств, предприятий, производственных природных объектов, территорий;

- проведение экологического  аудирования производств предприятий-природопользователей и субъектов предпринимательства;

- осуществление деятельности, связанной с оценкой экологической  безопасности материалов, веществ,  технологий, оборудования, промышленных  производств и промышленных объектов;

- утилизация, складирование,  перемещение, размещение, захоронение,  уничтожение опасных для окружающей  природной среды материалов и веществ;

- экологический консалтинг;

- проведение работ по  оценке воздействия на окружающую  среду проектируемых и действующих  предприятий, в том числе разработка  раздела «Охрана окружающей среды»  в составе предпроектной и проектной документации.

Экологические сертификация, аудирование и контроль

Экологическая сертификация — деятельность специальных органов  по подтверждению соответствия сертифицированного объекта (продукция, технологические  процессы, отходы производства и потребления, природ­ные ресурсы, объекты окружающей природной среды, экологические услуги) предъявленным к нему экологическим требованиям.

 Основные положения  Системы экологической сертификации:

- экосертификация — действие третьей стороны по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям;

- соответствие — соблюдение  всех установленных экологических  требований к сертифицируемому объекту;

- экологический сертификат  соответствия — документ, выдаваемый  в соответствии с правилами  Системы, указывающий, что обеспечивается  необходимая уверенность в том,  что сертифицируемый объект соответствует  предъявляемым к нему экологическим  требованиям.

Виды экосертификации:

- обязательная (в нее включается  только сертификация экологической  безопасности производств предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные технологии);

- добровольной экосертификации (в дальнейшем, по мере развития законодательной базы, отдельные направления добровольной экосертификации будут переводиться в режим обязательной).

Экологическое аудирование — проверка и оценка состояния деятель­ности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей природной среды от вредных воздействий, включая состояние очистного и технологического оборудования, их соот­ветствие требованиям законодательства РК, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем и с иными законными целями.

Экологический контроль —  совокупность организационно-правовых мер, обеспечивающих принуждение соответствующих  субъектов экологи­ческого права к исполнению экологических требований.

Задачами экологического контроля являются:

- наблюдение за состоянием  окружающей природной среды и  ее изменением под влиянием  хозяйственной и иной деятельности;

- проверка выполнения  планов и мероприятий по охране  природы, рациональному использованию  природных ресурсов, оздоровлению  окружающей природной среды, соблюдение  требований природоохранительного  законодательства и нормативов  качества окружающей природной  среды.

Виды экологического контроля:

- государственный общий экологический контроль:

а) предупредительный —  осуществляемый на стадиях планирования или проектирования хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказать  вредное воздействие на окружающей природной среды, реализации проекта, ввода объекта эксплуатацию;

в) текущий — осуществляемый на стадии эксплуатации предприятий  и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования (его  осуществляют: Президент РК, Парламент РК, Правительство РК, органы местного самоуправления):

- государственный специальный  (межведомственный) экологический контроль;

- государственный функциональный экологический контроль;

- ведомственный экологический  контроль — за выполнением  правовых требований по рациональному природопользования и охраны окружающей природной среды, ограниченный отраслевой сферой, то есть осуществляемый министерствами и ведомствами;

- производственный экологический  контроль — распространяется  на производственно-хозяйственную  деятельность - предприятий и иных  хозяйствующих субъектов; данный  контроль осуществляет руководитель  предприятия, руководители служб  и производственных подразделений;

- общественный экологический  контроль — участие граждан  и общественных экологических  объединений в соответствии с  законодательством в обеспечении  выполнения или контроля за  выполнением экологических требований  в предпринимательской и управленческой  сферах на стадиях подготовки  и принятия хозяйственных и управленческих экологически значимых решений.

Основные формы общественного экологического контроля:

- выяснение мнения граждан  путем участия их в референдумах, собраниях, сходах (вопросы по  отводу земель, строительству и др.);

- общественные слушания;

- общественная экологическая экспертиза;

- затребование информации  о природоохранной деятельности  и состоянии охраны окружающей природной среды;

- обжалование в судах  незаконных действий (бездействия)  в сфере экологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:                   

1.   Тонкопий М.С. Экономика природопользования. Алматы: «Экономика», 2000 г.

2.   Нестеров П.М., Нестеров  А.П. Экономика природопользования  и рынок.

Москва: «ЮНИТИ», 1997 г.

3.   Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). М: «Юрист»,

1998 г.

4.   Дерябин В.А. Общий  экологический менеджмент. Курс  лекций. Екатеринбург:

«УМЦ-УПИ», 2000 г.

5.   Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика

природопользования: Учебник - Минск: БГЭУ, 2001 г.


Информация о работе Организационно – правовые формы управления природопользованием и охраной окружающей среды