Организационно – правовые формы управления природопользованием и охраной окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:33, реферат

Краткое описание

Под управлением понимается руководство чем-либо (кем-либо). Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение испол­нения требований законодательства об окружающей среде. Здесь речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспече­нии рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состоя­ния окружающей среды, соблюдения, а также защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Содержание

1. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды
2. Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции
3. Органы местного самоуправления в области охраны окружаю­щей среды и природопользования
4 Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды
5. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов
6. Экологическое нормирование и стандартизация
7. Экологическая экспертиза
8. Экологическое лицензирование
9.Экологические сертификация, аудирование и контроль

Вложенные файлы: 1 файл

Организационно – правовые формы управления природопользованием и охраной окружающей среды.docx

— 51.65 Кб (Скачать файл)

Экологическое нормирование - это установление компетентными  государственными органами экологических  нормативов в области природопользования и охраны окружающей природной среды.

Экологическая стандартизация - это деятельность компетентных государ­ственных органов по установлению в стандартах норм, правил и характе­ристик (требований) по рациональному природопользованию и охраны окружающей природной среды.

Система экологического нормирования и стандартизации включает в себя:

- нормативы качества окружающей среды;

- нормативы предельно  допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;

- нормативы использования (изъятия) природных ресурсов;

- экологические стандарты;

- нормативы санитарных и защитных зон.

Нормирование качества окружающей природной среды:

- производится с целью  установления предельно допустимых  норм воздействия на окружающую  природную среду, гарантирующих  экологическую безопасность населения  и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности;

- унифицировано для всей территории России;

- устанавливается в форме  нормативов предельно допустимых  концентра­ций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и дру­гих биологических веществ, загрязняющих окружающую природную среду, и нормативов предельно допустимых уровней вредных физических воздействий на нее.

Опасные вещества могут быть канцерогенными (способствующими разви­тию рака и других злокачественных новообразований); аллергенными (вызы­вающими реакцию организма в виде удушья, насморка, зуда и др.); мута­генными (вызывающими изменения в генетическом аппарате человека),

Нормативы предельно допустимых концентра­ций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов Других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются для оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира.

Особенно неблагоприятное  состояние воздушной среды отмечается транспортных развязках и автомагистралях городов. Наибольшую опасность для человека представляет свинец, соединения которого используют в качестве антидетонационных присадок к бензину.

Если говорить о химическом загрязнении, то здесь существенную роль играют устаревшие технологии и  высокий уровень износа оборудования предприятий, проблема хранения и переработки опасных отходе.

С учетом природно-климатических  особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных и рекреационных  зон) для них устанавливаются  более строгие нормативы предельно допустимых концентра­ций.

Нормативы предельно допустимого  вредного воздействия состояние  охраны окружающей природной среды  определяют предельные размеры вредных  воздействий окружающей природной  среды, устанавливаемые для отдельных  источников таких воздействий. На предельно допустимого вредного воздействия включают:

- нормативы предельно  допустимых выбросов и сбросов  вредных веществ, а также вредных  микроорганизмов и других биологически  веществ, загрязняющих атмосферный  воздух, воды, почвы, устанавливаемых  с учетом производственных мощностей  объекта, данных о наличии мутагенного  эффекта и иных вредных последствий  по каждого источнику загрязнения,  согласно действующим нормативам  предельно допустимых концентраций  вредных веществ в окружающей природной среде;

- нормативы предельно  допустимых уровней шума; вибрации, магнитных полей и иных вредных  физических воздействий, устанавливаемы  на уровне, обеспечивающем сохранение  здоровья и трудоспособное людей,  охрану растительного и животного  мира, благоприятную жизни окружающую природную среду;

- нормативы предельно  допустимого уровня радиационного  воздействия - содержания радиоактивных  веществ в окружающей природной  среде и продуктах питания,  предельно допустимого уровня  радиационного облучения населения,  устанавливаемых в величинах,  не представляющих опасности  для здоровья и генетического фонда человека;

- предельно допустимые  нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве - минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве - устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира;

- нормативы предельно  допустимых остаточных количеств  химических веществ в продуктах питания, устанавливаемых путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здоровья человека, по каждому используемому химическому веществу и при их суммарном воздействии.

Нормативы использования (изъятия) природных ресурсов обеспечивают предупреждение истощения природных ресурсов с  учетом их самовосста­новления, предотвращения нарушений равновесия в окружающей природной среде. Лимиты на природопользование — система экологических ограничений по территори­ям, представляющая собой установленные государственными органами для предприятий-природопользователей на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и раз­мещения отходов производства.

Требования по нормированию предельного использования (изъятия) от­дельных природных ресурсов устанавливаются  в природно-ресурсных актах.

Нормативы санитарных и защитных зон:

1) санитарно-защитные зоны:

- планировочные мероприятия  в градостроительстве в целях  обеспечения благополучия населения;

- барьеры между жилой  застройкой и предприятиями или  иными объектами, являющимися  источниками вредных химических, физических и биологических воздействий  на состояние окружающей природной среды;

2) санитарно-защитные зоны  ядерных объектов и зоны наблюдения: в целях защиты населения в  районе размещения ядерной установки,  радиационного, источника или  пункта хранения устанавливаются  особые территории — санитарно-защитная  зона и зона наблюдения, в которых  осуществляется контроль за радиационной обстановкой;

3) водоохранные зоны: водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов,

осуществления иной хозяйственной  деятельности с целью поддержания  водных объектов в состоянии, соответствующем  экологическим требованиям, для  предотвращения загрязнения, засорения  и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира;

4) округа санитарной (горно-санитарной) охраны: установление, округов санитарной (горно-санитарной) охраны — меры  по охране природ лечебных  ресурсов, лечебно-оздоровительных  местностей и курортов (особо  охраняемых природных объектов  и территорий). В составе руга  санитарной (горно-санитарной) охраны  выделяются до трех зон.

Экологические стандарты  – это эколого-правовые требования, установленные государственными стандартами (ГОСТ) в отношении новой техники  технологий, материалов, веществ и  другой продукции, способной ока  вредное воздействие на окружающую природную среду для предупреждения вреда окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду  человека. Экологические требования к продукции производства и потребления  должны обеспечивать соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий  на окружающую природную среду в  процессе производства, хранения, транспортировки  и использования продукции.

Оценка воздействия на окружающую природную среду –  это деятельность, направленная на определение характера и степени  потенциального воздействия намечаемого  проекта на окружающую природную  среду, ожидаемых экологических  и связанных с ними социальных и экономических последствий  в процессе и после реализации такого проекта, и выработку мер  по обеспечению рационального использования  природных ресурсов и охраны окружающей природной среды от вредных воздействий  в соответствии с требованиями экологического законодательства.

Оценка воздействия на окружающую природную среду организуется и проводится при подготовке следующих видов документации:

- концепций, программ  и планов отраслевого и территориального  социально -экономического развития;

- схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;

- градостроительной документации;

- документации по созданию  новой техники, технологии, материалов веществ;

- предпроектных обоснований инвестиций и др.

Экологическая экспертиза

В целях предупреждения негативных воздействий хозяйственной иной деятельности на окружающую природную  среду и реализации этой части  конституционного права РК ведение  вопросов охраны окружающей среды и  обеспечения экологической безопасности был принят Закон РК от «Об экологической экспертизе».

Экологическая экспертиза –  это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и  определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях Предупреждения возможных  неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную  среду и связанных с ними социальных экономических и иных последствий  реализации объекта экологической  экспертизы.

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

- презумпции потенциальной  экологической опасности любой  намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательности проведения  государственной экологической  экспертизы до принятия решений  о реализации объекта экологической экспертизы;

- хозяйственной и иной  деятельности и его последствии;  обязательности учета требований  экологической безопасности при  проведении экологической экспертизы;

- достоверности и полноты  информации, представляемой на экологическую экспертизу;

- независимости экспертов  экологической экспертизы при  осуществлении ими своих полномочий  в области экологической экспертизы; - научной обоснованности, объективности  и законности заключений экологической экспертизы;

- гласности, участия обществе  иных организаций (объединений), учета общественного мнения;

- ответственности участников  экологической экспертизы и заинтересованных  лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Виды экологической экспертизы: государственная экологическая  экспертиза (обязательная) и общественная экологическая экспертиза (добровольная).

Государственная экологическая  экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической  экспертизы. Объекты государственной  экологической экспертизы могут  быть проекты правовых актов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную  среду; технико-экономические обоснования  и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения; проекты технической документации на новые технику, технологию, материа­лы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, все виды градостроительной документации; проекты рекультивации земель, нарушенных в результате геологоразведочных, добычных, взрывных и иных видов работ и др.

Государственная экологическая  экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной специально уполномоченным государственным органом в области  экологической экспертизы для конкретного объекта.

Стадии проведения экологической экспертизы:

- представление материалов  в Госкомэкологию или его территориальные органы;

- регистрация, проверка  полноты и достаточности представляемых материалов;

- формирование комиссии  государственной экологической экспертизы;

- подготовка индивидуальных, групповых заключений и сводного  заключения государственной экологической экспертизы;

- подписание и утверждение  заключения государственной экологической экспертизы.

Результатом проведения государственной  экологической экспертизы является заключение государственной экологической  экспертизы — доку­мент, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснован­ные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государст­венной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы, одобренный квалифициро­ванным большинством списочного состава указанной экспертной комис­сии и соответствующий заданию на проведение экологической эксперти­зы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

К заключению, подготовленному  экспертной комиссией государст­венной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комис­сией заключением. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководите­лем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия.

Информация о работе Организационно – правовые формы управления природопользованием и охраной окружающей среды