Организационно – правовые формы управления природопользованием и охраной окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:33, реферат

Краткое описание

Под управлением понимается руководство чем-либо (кем-либо). Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение испол­нения требований законодательства об окружающей среде. Здесь речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспече­нии рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состоя­ния окружающей среды, соблюдения, а также защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Содержание

1. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды
2. Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции
3. Органы местного самоуправления в области охраны окружаю­щей среды и природопользования
4 Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды
5. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов
6. Экологическое нормирование и стандартизация
7. Экологическая экспертиза
8. Экологическое лицензирование
9.Экологические сертификация, аудирование и контроль

Вложенные файлы: 1 файл

Организационно – правовые формы управления природопользованием и охраной окружающей среды.docx

— 51.65 Кб (Скачать файл)

 

К специализированным относятся  органы, созданные исключи­тельно для решения задач в сфере взаимодействия общества и при­роды. Поскольку власть этих органов по специальным вопросам охраны природы и рациональному природопользованию распрост­раняется на все отрасли народного хозяйства и сферы деятельности, их часто называют межотраслевыми или надведомственными.

Основными задачами Госкомитета  по земельным отношениям и землеустройству  является (функции переданы Минсельхозу):

- осуществление госполитики в области рационального использования и охраны земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды;

- организация и проведение  работ, связанных с приватизацией земель;

- осуществление государственного  контроля за использованием и охраной земель;

- ведение государственного  земельного кадастра и мониторинга земель;

- организация и проведение работ по землеустройству;

- организация выполнения  научно-исследовательских работ  по проблемам землеустройства,  государственного земельного кадастра и мониторинга земель;

- создание банка данных о земле;

- разработка мер по  экономическому стимулированию  рацио­нального использования земель и развитию всех форм хозяйствова­ния на земле.

 Задачами службы лесного хозяйства являются:

- разработка основных  направлений государственной политики  в области использования, воспроизводства,  охраны, защиты лесов и развития лесного хозяйства;

- обеспечение непрерывного и неистощительного лесопользования, сбережения и приумножения лесных богатств, сохранения и усиления защитных, водоохранных, оздоровительных и иных полезных природных функций леса;

- обеспечение в пределах  своей компетенции соблюдения  всеми владельцами лесного фонда  и лесопользователями установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны, защиты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также иных норм и правил, установленных лесным законодательством;

- соблюдение республиканских  интересов при регулировании  лесопользования, восстановления, охраны и защиты лесов;

- совершенствование экополитических и других методов управления лесным хозяйством.

Названные органы госуправления природопользованием и ох­раной окружающей среды осуществляют свои функции на всей территории РК самостоятельно и через свои территориальные ор­ганы.

Министерство сельского  хозяйства РК занимает особое место  в системе функциональных органов, обеспечивающих государствен­ное управление природопользованием и охраной окружающей сре­ды, так как является специально уполномоченным государственным органом по охране и регулированию использования животного мира па территории РК в части охраны и регулирования использования охотничьих животных и рыболовства. На Минсельхоз возложены задачи разработки и реализации мероприятий по охране окружаю­щей среды и природных ресурсов в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Минсельхоз ока­зывает содействие органам исполнительной власти субъектов РК в организации рационального использования земельных, лесных, вод­ных и других природных ресурсов; осуществляет государственное управление охотничьими хозяйствами, охрану и контроль за охотни­чьими животными и ведением охотничьего хозяйства; ведет надзор за соблюдением правил охоты, выдачу удостоверений на право охо­ты и разрешений (лицензий) на добычу охотничьих животных РК; обеспечивает воспроизводство плодородия и сохранения почв, за­щиту растений от сорняков, вредителей, болезней и реализует ме­роприятия по охране окружающей среды; организует защиту от проникновения на территорию РК болезней животных и растений, вредителей, сорняков и других карантинных объектов.

Комитет здравоохранения  РК (бывший Минздрав РК) является органом  исполнительной власти, обеспечивающим проведение государственной политики в области здравоохранения и  санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Указанное ведомство РК осуществляет свою работу на основе Закона РК «О санитарно-эпидемиологическом благополучии насе­ления» от 8 июня 1994 г., состоящего из 54 статей.

К основным задачам Комитета здравоохранения РК относится разработка основ государственной политики в области санитарно-эпидемиологического  благополучия населения; осуществление  госсаннадзора; координация и регулирование, гигиеническое норми­рование вопросов охраны здоровья населения в связи с воздействи­ем на человека неблагоприятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности.

К главным задачам комитета относится также создание фунда­ментальной подсистемы экстренной медицинской полиции в чрез­вычайных ситуациях, системы предупреждения и действий в ЧС и руководит ее деятельностью совместно с МЧС РК.

В области профилактики заболеваний  Комитет по здравоохране­нию осуществляет мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, связанных с воздей­ствием на здоровье человека неблагоприятных факторов среды его обитания.

В области санитарно-эпидемиологического  благополучия насе­ления Комитет по здравоохранению осуществляет гигиеническую сертификацию продукции; создает государственную систему наблю­дения, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения в связи с состоянием среды обитания человека, за социально-гигие­ническим мониторингом, формирует базы данных о состоянии ох­раны здоровья человека и среды его обитания; проводит государ­ственную регистрацию потенциально опасных химических и биоло­гических веществ.

Министерство внутренних дел РК (МВД РК) — в пределах своих полномочий осуществляет государственное  управление в сфере за­щиты прав и свобод человека и гражданина и  охраны правопорядка, имеющее непосредственное отношение к охране природы.

Специальные природоохранительные функции МВД РК связаны с тем, что данное министерство руководит  государственной автомо­бильной инспекцией, осуществляющей надзор за соблюдением вла­дельцами автотранспортных средств правовых требований об охра­не окружающей среды от загрязнения выхлопными газами. Оно организует работу, связанную с допуском автомототранспортных средств и водителей к участию в дорожном движении. МВД и его органы участвуют в реализации мероприятий единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа­ций, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпи­демий и эпизоотии. Они обеспечиваю общественный порядок при ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, пожаров и сти­хийных бедствий.

Государственный комитет  РК по стандартизации, метрологии и  сертификации обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, в том числе  по вопросам природопользования и ох­раны окружающей среды.

Госстандарт совместно с  Госкомэкологией РК и другими природоохранительными органами обеспечивает включение в государствен­ные стандарты на продукцию, работы, услуги обязательных эколо­гических требований и принимает государственные стандарты РК (т исключением стандартов в области строительства). Госстандарт совместно с Госкомэкологией РК определяет номенклатуру объек­тов, подлежащих обязательной экологической сертификации, уставливает общие правила и рекомендации по проведению сертифи­кации. Он осуществляет также государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стан­дартов, правил метрологии и сертификации.

Госгортехнадзор РК - осуществляет на территории РК госу­дарственное регулирование промышленной безопасности и го­сударственного надзора за соблюдением центральными органа­ми исполнительной власти, предприятиями, независимо от их организационно-правовых форм, должностными лицами и граж­данами требований по безопасному ведению работ в промыш­ленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования с учетом экологических требований; организует и проводит госгорнадзор в целях обеспечения соблюдения пользователями недр законодательства РК по безопасному ведению работ, предупреж­дению и устранению их вредного влияния на население, окружа­ющую природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр.

Государственный таможенный комитет — обеспечивает защи­ту экологических прав и интересов граждан, предприятий, учрежде­ний и организаций; соблюдение разрешительного порядка переме­щения экологически опасных или значимых товаров через таможен­ную границу; видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов (производных); содействует осуществлению мер по защите жизни и здоровья людей, защите животных и растений, охране окружающей среды; проводит тамо­женный контроль за ввозом и вывозом экологически опасной продукции. Все это регулируется Таможенным Кодексом. Осуще­ствляют государственный контроль также пограничная служба РК, Комитет по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РК.

Государственные кадастры природных  ресурсов и объектов – это свод эконокомических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей.

На основе кадастров проводится основная оценка природного ресурса, его  продажная пена, система мер по восстановлению нарушенного состояния  природы.

Данные, содержащиеся в кадастрах, являются основой для Припяти  решения о предоставлении природного ресурса в пользование.

Кадастры ведутся по отдельным  видам природных ресурсов и по территориям.

Виды государственных  кадастров:

1) кадастры природных ресурсов:

- государственный земельный  кадастр - содержит систему необходимы сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и народно хозяйственной ценности земли. Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, при их изъятии и предоставлении, пр. определении платежей за землю, проведении землеустройства, оценю хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятии связанных с использованием и охраной земель. Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследований и изысканий;

- государственный кадастр  месторождений и проявлений полезных ископаемых;

- государственный лесной кадастр;

- государственный водный кадастр;

- государственный кадастр объектов животного мира;

- государственный кадастр  особо охраняемых природных территории;

2) кадастры территории:

- Территориальные кадастры природных ресурсов и объектов.

В РК соответствии с Законом  РК «Об охране окружающей природной  среды» ведутся Крас­ная книга РК.

Красная книга РК является официальным документом подтверждающим свод сведений о состоянии, распространении  и мерах охраны редких и находящихся  под угрозой исчезновения видов (подви­дов популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов (объектов животного и растительного мира), обитающих (произрастаю­щих) на территории РК, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РК.

Ведение Красной книги РК включает:

- сбор и анализ данных  об объектах животного и растительного мира;

- организацию мониторинга  состояния объектов животного и растительного мира;

- создание и пополнение  банка данных по объектам животного и растительного мира;

- занесение в установленном  порядке в Красную книгу Российской  Федерации (или исключение из  нее) объектов животного или растительного мира;

- подготовку к изданию,  издание и распространение Красной книга РК;

- подготовку и реализацию  предложений по специальным мерам  охраны, включая организацию особо  охраняемых природных территорий  и генетических банков с целью  сохранения объектов животного  и расти тельного мира, занесенных  в Красную книгу Российской  Федерации; выдачу лицензий на  осуществление видов деятельности, связанной с использованием объектов  животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РК;

- выдачу разрешений на  добывание объектов животного  и растительного мира, занесенных в Красную книгу РК.

Основанием для занесения  в Красную книгу РК или изменения  категории статуса того или иного  объекта животного или растительного  мира служат данные об опасном сокращении его численности и (или) ареала, о  неблагоприятных изменениях условий  существования этого объекта  или другие данные, свидетельствующие  о необходим, мости принятия специальных  мер по его сохранению и восстановлению.

Основанием для исключения из Красной книги РК или изменения  категории статуса того или иного  объекта животного им, растительного  мира служат данные о восстановлении его численности и (или) ареала, о  положительных изменениях условий  его существование или другие данные, свидетельствующие об отсутствии необходимости принятия специальных  мер по его сохранению и восстановлению, а так же в случае его безвозвратной  потери (вымирания).

Информация о работе Организационно – правовые формы управления природопользованием и охраной окружающей среды