Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 23:40, доклад
Разработка менеджмент-плана предварялась аналитическими исследованиями в рамках Плана стратегического развития Кенозерского национального парка на 2001-2010 гг., который являлся составной частью российско-финского проекта “Устойчивое лесопользование в Каргопольском районе Архангельской области”.
С момента основания в 1991 году Кенозерского национального парка различные направления его деятельности учитывали необходимость сохранения и восстановления культурных ландшафтов. Важнейшим направлением работы Парка стало содействие сельскому хозяйству как одному из важнейших рычагов сохранения культурных ландшафтов. Хозрасчетное предприятие “Лекшмозеро” стало его сельскохозяйственным филиалом. Парк осуществляет поддержку некоторых статей бюджета предприятия, оказывает помощь в использовании труднодоступных сенокосных угодий.
Проведенное в 1997 году лесоустройство территории Парка предусматривает мероприятия по сохранению и восстановлению культурно-ландшафтных комплексов, а так же переформированию производных лесов. В настоящее время Парк проводит ландшафтные рубки на участках производных лесов в непосредственной близости к открытым пространствам культурных ландшафтов, рубки ухода в молодняках, сформированных на местах бывших сельхозугодий.
В 1997 году был разработан Российско-Шведский проект “Живущие традиции” по восстановлению участка культурного ландшафта деревни Семеново (Плесецкий сектор Парка). В этом проекте впервые возрождение традиционной среды обитания воспринималось не как восстановление отдельных памятников, а как реабилитация культурного ландшафта высокой эстетической ценности.
В том же году началась подготовка российско-финского проекта “Устойчивое лесопользование на территории Кенозерского национального парка”. В проекте большое значение уделяется возможности осуществления эколого-ландшафтного планирования территории. Сохранение и восстановление пространственной структуры культурного ландшафта “Масельга – Гужово” является одним из важнейших разделов проекта.
Большая работа проводится Парком по созданию туристской инфраструктуры территории и освоению её туристских ресурсов. Территория Парка обладает значительным потенциалом для развития туризма, характеризуется экологически благоприятной ситуацией, гостеприимством местного населения, безопасна для посетителей, имеет высокую оценку рекреационных ресурсов, что позволяет проводить здесь длительные познавательные и оздоровительные пешие, конные, лыжные, велосипедные и лодочные экскурсии и походы. Кенозерский национальный парк является самым насыщенным памятниками истории и культуры национальным парком в России. Это придаёт особую привлекательность этому району Русского Севера. Предельно допустимая рекреационная ёмкость национального парка определена размере 19 тыс. чел. в год, из них 12 тыс. чел. летом, 7 тыс. чел. зимой. Оптимальная единовременная численность рекреантов определена в размере 350 – 500 чел. летом и 140 – 250 чел. зимой. Регистрация посетителей Парка осуществляется с 1997 года. Среднегодовой поток туристов составляет более 1,5 тыс. чел., из которых основную долю составляют организованные группы, детские экспедиции и лагеря, семейные туристы и паломники, кроме того Парк популярен среди байдарочников и рыбаков.
За последние годы Парком создана и развивается определённая инфраструктура, которая предназначена как для туристских, так и для просветительских целей. Для приема посетителей построены три деревянных гостевых дома в Плесецком секторе. На балансе в настоящее время находится 11 старинных изб, приобретенных в разное время у местных жителей, из них отреставрирован и приспособлен под туристский приют крестьянский дом 19 века на 8 мест в д.Кривцово. Дополнительно ведутся ремонтно-реставрационные работы в 4 старинных жилых домах с целью дальнейшего приспособления их под туристские цели. Выявлено 14 крестьянских семей (10 в Каргопольском секторе и 4 в Плесецком секторе Парка), готовых обслуживать посетителей Парка в своих домах. Услуги частного сектора: организация питания и проживания, использование бани, аренда вёсельных лодок, рыбная ловля, участие в сенокосе, сбор грибов и ягод.
На территории национального парка создана и оснащена необходимым оборудованием и снаряжением база летнего экологического лагеря в Каргопольском секторе в д.Масельга, ведутся работы по созданию базы международного экологического лагеря в Плесецком секторе – в д.Зихново на Кенозере. Работы осуществляются при финансовой поддержке Службы Рыбы и Дичи США, Глобального Экологического Фонда, норвежского Баренц-секретариата, норвежского Директората по культурному наследию “Риксантикварен”.
Разработаны проекты и проводится обустройство 4-х эколого-образовательных троп в Каргопольском секторе Парка и 2-х туристических маршрутов в Каргопольском и Плесецком секторах. На маршрутах оборудовано 23 туристических стоянки.
В настоящее время завершаются работы по созданию Визит-центра Парка в д.Морщихинская (Каргопольский сектор) и приобретен дом в д.Вершинино (Плесецкий сектор), который после проведения ремонтных работ также будет приспособлен под Визит-центр.
Организованный Парком в 1997 году Центр традиционных промыслов и ремёсел в д. Усть-Поча (Плесецкий сектор) занимается образовательными программами и производством сувенирной продукции. Ассортимент изделий: традиционные щепные птицы, образцы бранного ручного ткачества, берестяные изделия. Кроме этого, Парк по договору с местными мастерами приобретает для реализации образцы лоскутного шитья, корзины из сосновой дранки, в т.ч. расписные, выполненные в технике 19 века.
Экологическое просвещение и воспитание населения как один из основных видов деятельности Парка проводится по следующим направлениям:
сохранение и развитие традиционных промыслов и ремёсел (создание детских художественных студий при трех школах, организация выставок изделий, обучение в Центре промыслов и ремесел);
организация и проведение летних экологических лагерей, экспедиций (знакомство с природой и историей Кенозерья, изучение основ экологии, учебно-исследовательской работы при участии более 1500 учащихся с 1995 г., стажировки преподавателей школ и студентов, семинары по экообразованию преподавателей школ);
организация и деятельность 3-х школьных лесничеств (осуществляется по специальной программе, которая включает в себя не только лекционный курс по природоохранной тематике, но и участие в рейдах по охране территории Парка совместно со службой охраны, распространение листовок по природоохранной тематике, очистку территории от захламлённости, участие в создании экологических троп и в проведении мониторинга природных комплексов по адаптированным методикам);
международная экологическая акция “Марш Парков” (с 1995 г. проводятся различные природоохранные и социально-экологические акции, круглые столы по вопросам охраны и использования природного и историко-культурного наследия, Дни птиц, выставки в различных городах и многое другое при участии более 10.000 человек).;
модельный школьный проект по экологическому образованию школьников (в рамках Проекта ГЭФ “Сохранение биоразнообразия Российской Федерации” была разработана Программа по экообразованию школьников на 1998 – 2000 г.г., основная цель которой – комплексное развитие национального парка как целостной эколого-образовательной среды, создание методической и материально-технической баз экологического образования).
Разработаны и частично внедрены в обучение 18 образовательных программ и методик в области традиционных промыслов и ремёсел, этнографии, истории, биологии. Ежегодно проводится лекционная и экскурсионная работа с посетителями Парка и местным населением, школами и организациями региона (в период с 1997 – 1999г.г. прочитано 128 лекций, проведено 77 экскурсий). Доброй традицией становится проведение традиционных престольных праздников совместно с местными жителями. Ведётся работа в средствах массовой информации - в период с 1995 – 1999 г.г. подготовлено: 124 радиопередачи, 45 телепередач, 36 публикаций.
Финансово-экономическая деятельность Парка
Текущее финансирование Парка складывается из различных источников, основным из которых является федеральный бюджет. Однако, в последние годы доля федерального бюджета в общем объеме финансирования постепенно снижается, что связано с некоторым увеличением финансовых вложений на целевой основе со стороны различных организаций и фондов, в основном зарубежных. Из иностранных партнеров наибольшую поддержку Парку оказывает Министерство окружающей среды Норвегии и Глобальный экологический фонд.
Большой проблемой для Парка остается финансирование реставрационных работ на памятниках архитектуры, находящихся на его балансе. Это связано с тем, что отсутствует межведомственная координация на федеральном уровне. В основном, производство реставрационных работ осуществлялось за счет собственных средств и целевых средств Директората по культурному наследию Норвегии.
За 2000 год бюджетные поступления составили 3,64 млн. руб. (в т.ч. 2,52 - текущие расходы и 0,91 - капитальные вложения), средства областного бюджета - 0,05 млн. руб., внебюджетные средства - 3,95 млн. руб. (экологические фонды и гранты Директората по культурному наследию Норвегии, Министерства сельского и лесного хозяйства Финляндии, ГЭФ, Службы рыбы и дичи США), собственные средства - 1,5 млн. руб. Собственные средства в общих расходах на содержание Парка составляют стабильно 8-10 %, средства от реализации древесины и продуктов ее переработки составляют основную долю в собственных средствах Парка.
Капитальные вложения за последние 6 лет составили 2,3 млн. руб. (строительство конторы лесничества, строительство утепленного гаража, строительство лесопильного цеха, приобретение крестьянских домов под туристические приюты, приобретение автомобильной техники, приобретение вычислительной техники и другого оборудования). Из общей суммы капитальных вложений только 1,2 млн. руб. (около 50 %) составляют капитальные вложения за счет федерального бюджета. Общая стоимость основных средств Парка на 01.12.2000 г. составляет 6065 тыс. руб. (без переоценки).
Необходимо отметить, что такие виды деятельности, как благоустройство территории для целей рекреации, создание условий для развития туризма, экологический мониторинг и экопросвещение, финансируется Парком в основном за счет собственных средств, объемы которых очень ограничены.
7. Функциональное зонирование.
При создании Парка его функциональные зоны были определены “Генеральной схемой развития КНП” 1992 г. и зафиксированы в Положении о Кенозерском государственном природном национальном парке, утвержденном 25 ноября 1993 г. Это были зоны: строгой охраны, рекреационная, традиционного природопользования, охраны памятников. При разработке нового Проекта лесоустройства Архангельской лесоустроительной экспедицией в 1997 г. была проведена корректировка функционального зонирования и количество зон увеличилось до пяти: особо охраняемая, рекреационная, охраны историко-культурных объектов, хозяйственного назначения, традиционного природопользования.
Развитие Парка и получение новой информации о его территории и социальной роли определило целесообразность ещё одной корректировки, которая органично вошла в состав настоящего менеджмент плана и зафиксировала режимные условия намечаемых им мероприятий. Предлагается следующий состав функциональных зон: особо охраняемая, рекреационная, охраны культурных ландшафтов, в пределах которой намечаются подзоны охраны историко-культурных объектов, хозяйственная и др.
Территории функциональных зон определены исходя из целесообразности устанавливаемого режима использования и могут включать земли различных землепользователей и различных категорий (природно-заповедного фонда, водного фонда, сельскохозяйственные, муниципальных образований и др.). На территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам Парка.
Особо охраняемая зона в настоящий момент составляет 15338 га и состоит из двух участков, расположенных у западной (территории водосборного бассейна речки Тамбицы и озера Тамбичозеро) и восточной (территории водосборного бассейна речки Чаженьги) границ парка.
В связи с необходимостью сохранения коренных лесов, представленных ельниками логовыми и долгомошниками, предлагается увеличить площадь зоны и дополнить её третьим участком в юго-восточной части Парка.
В пределах особо охраняемой зоны обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и естественного протекания сукцессионных процессов. Допускается строго регулируемое посещение. В особо охраняемой зоне любая деятельность, ведущая к нарушению условий существования животных, растений и естественных процессов развития природных комплексов, запрещается.
Рекреационная зона охватывает большую часть Парка, является фоновой зоной в планировочном отношении и предназначена для сохранения природных комплексов, живописных ландшафтов, организации познавательного туризма, экологического просвещения населения. Площадь зоны составляет 88171 га. Планом территориального управления предусмотрена корректировка границ зоны за счет отведения части её под вновь создаваемый участок особо охраняемой зоны, формирования зоны охраны культурных ландшафтов и ликвидации зоны хозяйственного назначения. Режим зоны направлен на сохранение природной среды и аттрактивности ландшафта, обеспечение развития сети туристских маршрутов и упорядочение строго ограничиваемого природопользования.
Зона охраны культурных ландшафтов в действующем зонировании не предусмотрена. Её предлагается выделить, поскольку своеобразие и исключительность Парка определяются наличием здесь исторически ценных и уникальных культурных ландшафтов, требующих специальных режимных мероприятий. Эта зона заменит собой существующую зону традиционного природопользования, поскольку условием существования культурных ландшафтов является поддержание экологически оправданных традиционных форм жизнедеятельности местного населения, и интегрирует существующую зону охраны памятников истории и культуры, поскольку культурные ландшафты относятся к интегрирующим историко-культурным объектам наследия и стратегия их охраны базируется на принципах охраны памятников истории и культуры.
Информация о работе Основные направления развития национального парка «Кенозерский»