Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 23:40, доклад
Разработка менеджмент-плана предварялась аналитическими исследованиями в рамках Плана стратегического развития Кенозерского национального парка на 2001-2010 гг., который являлся составной частью российско-финского проекта “Устойчивое лесопользование в Каргопольском районе Архангельской области”.
1. Совершенствование службы охраны территории.
управленческие задачи:
2. Оптимизация природопользования в Парке.
управленческие задачи:
3. Поддержание устойчивости природных комплексов Парка, их биологического разнообразия.
управленческие задачи:
4. Организация и проведение комплексного мониторинга и научных исследований состояния природных комплексов и объектов.
управленческие задачи:
Ориентировочная стоимость Программы - 5633,1 тыс. рублей в ценах 2000 г.
Основные инициативы.
Одним из основных организационных вопросов сохранения природных комплексов Парка является кардинальное изменение службы его охраны, на что ориентирован целый ряд управленческих задач. В результате постепенной реорганизации в течение последующих 3 – 4 лет произойдет разделение на два самостоятельных подразделения: собственно службу охраны, куда войдут 2 оперативные группы, подчинённые непосредственно главному лесничему Парка и службу благоустройства, представленную лесничествами. В службе охраны Парка должно остаться не более 10 – 12 человек. Задачами службы охраны должно стать исключительно проведение охранных и мониторинговых мероприятий. Привлечение к прочим работам, за исключением работ, связанных с тушением лесных пожаров, недопустимо. Реформирование и сокращение службы охраны должно произойти постепенно, по мере решения вопроса по повышению оплаты труда госинспекторам и введения сдельной оплаты труда работникам лесничеств. При реорганизации службы охраны, лесничествам будут оставлены преимущественно функции ведения лесного хозяйства, благоустройства территории и создания инфраструктуры туризма. Оперативная охрана не должна входить в функции лесничеств. Постепенно в составе лесничеств должно остаться 25 – 30 человек. В данном случае, целью реформирования структур лесничеств является создание постоянных специализированных бригад, способных на высоком профессиональном уровне выполнять работы по восстановлению культурных ландшафтов Парка, по лесному хозяйству и благоустройству территории. Успех выполнения поставленных задач во многом зависит от профессиональных качеств кадрового состава, поэтому намечено организовать соответствующее обучение сотрудников. Запланировано приобретение современного технического оборудования для повышения эффективности работы службы и лесничеств. Предусматривается активное привлечение общественных советов Парка и взаимодействие с другими природоохранными структурами районов и области.
Одним из основных традиционных видов лесопользования на территории Парка является заготовка древесины. Программой предусматривается постепенный переход от мелкого отпуска леса на корню местному населению к оказанию услуг местному населению по заготовке древесины Парком, что позволит более эффективно поддерживать установленный для особо охраняемой территории режим. Кроме этого, необходимо проработать вопрос по заготовке древесины в порядке рубок главного пользования для местного потребления за пределами Парка, поскольку заготовляемая в границах Парка древесина имеет очень высокую себестоимость и низкие товарные качества, а проведение рубок переформирования и выборочных санитарных негативно влияет на лесные экосистемы. В то же время отказ от мелкого отпуска леса на корню местному населению не может быть полным. Парк должен всячески поддерживать сохранение и восстановление традиционных форм заготовки леса, основанных на использовании конной вывозки. В частности, может быть рассмотрен вопрос о льготном отпуске леса при использовании конной вывозки.
Для сохранения биологического разнообразия и жизнеспособности природных экосистем Программой предусматривается усиление природоохранного режима на сопредельных территориях и создание буферной зоны и сети ландшафтных заказников вдоль границ Парка. В то же время для внутренних функциональных зон, в частности рекреационной и особо охраняемой, предусматривается более гибкий по сравнению с действующим природоохранный режим (допущение любительских рыбной ловли и охоты в рекреационной зоне и любительской рыбной ловли и сбора ягод в особо охраняемой зоне). О проводимых режимных ограничениях либо допущениях местное население будет систематически оповещаться. Будут проводиться необходимые биотехнические мероприятия - расчистка нерестилищ, устройство галечников и порхалищ для тетеревиных птиц, солонцов и кормовых полей для копытных, искусственных гнездовий, дуплянок для водоплавающих и хищных птиц. Поддержанию биоразнообразия культурных ландшафтов, сериальных лесов, а также решению биотехнических задач будут способствовать рубки переформирования и ландшафтные рубки вдоль лесных опушек и на заросших лесом полях.
При организации системы мониторинга особое внимание будет уделяться ведению лесопатологических наблюдений за подсоченными сосновыми насаждениями. Предполагается создание сети из 8-10 мониторинговых площадок и проведение выборочных санитарных рубок. Развитие научных исследований и системы мониторинга предполагает также изучение состояния и контроль загрязнения водоемов, в особенности Кенозера и Лекшмозера, наблюдения за фаунистическими комплексами и сукцессионными изменениями растительного покрова, в том числе в границах культурных ландшафтов, выявление особо ценных природных объектов и изучение влияния туристского использования на природные экосистемы. Результаты мониторинга должны найти применение не только в Парке, но и в органах природоохранного управления районов и области. Для решения данной задачи необходимо наладить взаимодействие и информирование органов исполнительной власти, в частности, путем предоставления информации в районные и областные газеты.
Программа сохранения культурного наследия Кенозерского национального парка
Цель: Обеспечение охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры
1. Охрана и использование
управленческие задачи:
2. Охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры, их содержание.
управленческие задачи:
3. Сохранение исторически сложившейся планировки поселений и системы расселения.
управленческие задачи:
4. Сохранение и использование движимых памятников истории и культуры.
управленческие задачи:
5. Сохранение форм народного творчества, промыслов и ремесел.
управленческие задачи:
6. Сохранение памятников
управленческие задачи:
Ориентировочная стоимость Программы составляет 31690,0 тыс. рублей в ценах 2000 г.
Основные инициативы.
Исследование культурного наследия на территории Парка еще не завершено, существует необходимость его дальнейшего изучения, а также систематизация разрозненных материалов архивов и многочисленных экспедиционных исследований, выполненных до создания Парка. Их сбор и обработка даст целостное представление о состоянии и ценности самобытной культуры Кенозерья и позволит решить стоящие перед Парком задачи ее сохранения и рационального использования. Результаты аналитической и графической обработки исследований и архивных материалов послужат созданию Свода недвижимых памятников, инвентаризации и паспортизации вновь выявленных памятников. Большинство паспортов состоящих на учете памятников выполнены в 1970-80г.г., поэтому требуется их корректировка и дополнение новыми сведениями. Материалы о вновь выявленных памятниках служат обоснованием для принятия решения о постановке их на государственную охрану.
Через Парк и его деятельность намечено ввести в оборот ранее невостребованный научно-архивный материал, хранящийся в ЦГИА, центральном архиве Республики Карелия, архивах Академии художеств, Института археологии, Института Российской истории РАН, Музея архитектуры им. Щусева и др.
Местное население на территории Парка владеет недвижимостью и предметами, имеющими культурную ценность. Выявление, учет и сохранение этой части культурного наследия связано с определенными проблемами, следствием которых может быть угроза утрат, искажений или продажи этих ценностей, что негативно отразится на состоянии и целостности всего наследия Парка. Приобретение Парком недвижимых и движимых культурных памятников у населения (как мера для их сохранения) не всегда оправдано, и должно иметь свои пределы. Необходимо развитие диалога с местным населением, в процессе которого определятся цели, задачи, направления, интересы и условия сотрудничества, возможные виды и перечень культурных объектов, меры для их сохранения и взаимные обязательства. Необходимо также собрать сведения о вывезенных с Кенозерья культурных ценностях, что позволит полнее понять ретроспективу его культурного наследия и послужит целям реконструкции и реабилитации части его наследия.
Для технического контроля состояния памятников предусматривается приобретение необходимого оборудования, программное и техническое оснащение службы охраны, создание электронных баз данных В рамках специально разработанной рабочей программы за счет федеральных финансовых средств намечены обширные работы по дальнейшей реставрации памятников (включая как реставрацию в полном объеме, так и консервационные, противоаварийные работы и текущий ремонт первоочередных объектов). Привлечение дополнительных источников финансирования, в частности использование международных фондов и грантов, базируется на общей стратегии восстановления культурного наследия Кенозерья, как части отечественного и мирового наследия. Предусмотрено приобритение ремонтно-реставрационного оборудования и создание банка реставрационных материалов. Намечается восстановление культуры плотницкого мастерства среди местного населения Парка и подготовка плотников-реставраторов через профессиональное обучение и стажировку на объектах реставрации. Поддержку получит и волонтерское движение в сфере реставрации, которое в настоящее время практически прекратило своё существование.
Информация о работе Основные направления развития национального парка «Кенозерский»