Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:17, реферат
В числе важнейших путей решения экологических проблем большинство исследователей также выделяет внедрение экологически чистых, мало- и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, рациональное размещение производства и использование природных ресурсов.
1.Введение
Законодательство РФ в области окружающей среды
Основные понятия об окружающей среде
2.Оценка качества окружающей среды
3.Нормировыание качества окружающей среды
4.Экологическая экспертиза.
Законодательство в области экологической экспертизы
Виды экологической экспертизы
Принципы проведения экологической экспертизы
Сроки проведения экологической экспертизы
5.Расчет массы загрязняющих веществ , выбрасываемых различными технологическими процессами.
6.Заключение
Закон "О радиационной безопасности населения"[22] устанавливает допустимую дозовую нагрузку на население на уровне 1 мЗв/год.
В соответствии с НРБ-96[23],
устанавливаются следующие
персонал (подразделяемый на группы А и Б);
все население, включая лиц из персонала, вне сферы и условий их производственной деятельности.
В условиях нормальной эксплуатации источников ионизирующего излучения установлены дозовые пределы для различных групп (Табл. 7).
Основные дозовые пределы
Таблица 6.
Нормируемые величины |
Дозовые пределы | |
лица из персонала (группа А) |
лица из населения | |
Эффективная доза |
20 мЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 50 мЗв в год |
1 мЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 5 мЗв в год |
Эквивалентная доза за год в: | ||
хрусталике |
150 мЗв |
15 мЗв |
коже |
500 мЗв |
50 мЗв |
кистях и стопах |
50 мЗв |
500 мЗв |
Следует особо отметить,
что установленные пределы
Как отмечалось выше, Нормы радиационной безопасности (НРБ) регламентируют допустимые уровни воздействия радиации на человека. На основе этих норм разрабатываются нормативные документы, регламентирующие порядок обращения с различными источниками ионизирующего излучения, подходы к защите населения от радиации и т.п. В настоящее время действуют Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений ОСП-72/87[24а], основанные на ранее действовавших нормативных документах (в частности, НРБ-76/87). Эти правила, в частности, содержат требования по:
Действие документа распространяется на любые предприятия и учреждения, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, где "производятся, обрабатываются, перерабатываются, применяются, хранятся, обезвреживаются и транспортируются естественные и искусственные радиоактивные вещества и другие источники радиоактивного излучения".
Тем, кто интересуется воздействием радиации на человека, будет интересно ознакомиться с работами "Радиация: дозы, эффекты, риск"[20], Джона Гофмана [25,26]. Кроме того, полезно иметь ввиду, что официальная позиция России в области радиологической защиты строится на публикациях Международной комиссии по радиологической защите (МКРЗ). Часть этих публикаций переведена на русский язык [27,27а,28].
4.Экологическая экспертиза.
Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Декларация о реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду сформулирована применительно к экологической экспертизе. Экологическая экспертиза в этом отношении - специфический правовой инструмент. Весь ее потенциал направлен на предупреждение экологического и экогенного (т.е. вреда, причиненного здоровью или имуществу человека загрязнением окружающей среды) вреда. При последовательном исполнении положений об экологической экспертизе обеспечивается учет и выполнение экологических требований в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений, т.е. до практического осуществления экологически вредной деятельности.
Целями экологической
1. Определение соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды.
2. Определение полноты выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности.
3. Определение экологической обоснованности и допустимости реализации намечаемой деятельности.
4. Обеспечение достаточности предусмотренных мер экологической безопасности и сохранению природного потенциала
Отношения в области экологической экспертизы регулирует Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", который определяет основные принципы проведения экологической экспертизы:
презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
комплексность оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;
независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий;
научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;
гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;
ответственность участников экологической экспертизы за ее качество.
На рис.4 схематично представлен предмет экологической экспертизы как установления соответствия между проектом намечаемой деятельности(1) в связи с реализацией объекта экспертизы и экологическими требованиями(2), установленными законодательством или техническими регламентами. Экспертиза проводится с целью предотвращения негативного воздействия намечаемой деятельности (в случае ее реализации) на окружающую среду. Оговорка "в связи с реализацией объекта экспертизы" не случайна, так как не всякая намечаемая хозяйственная и иная деятельность является объектом экологической экспертизы.
В действующей редакции Федерального закона, вступившей в силу с 1 января 2007 года, понятие "экологическая экспертиза" охватывает более узкий предмет. Ранее (до 01.01.2007) экспертизе подлежала "намечаемая хозяйственная и иная деятельность", помимо соответствия экологическим требованиям устанавливалась также допустимость данной деятельности, экологические требования не ограничивались требованиями, закрепленными в законодательстве и технических регламентах (соответственно, эксперт мог ссылаться также и на данные научных исследований). Кроме того, прежняя редакция в качестве цели экологической экспертизы рассматривала не только предотвращение негативного воздействия на окружающую среду, но и связанных с таким воздействия социальных, экономических и иных последствий. Таким образом, можно заключить, что в предыдущей редакции понятие "экологическая экспертизы" в большей степени соответствовало принципу презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и принципу научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.
В соответствии с ФЗ "О внесении изменений в градостроительный кодекс и другие нормативные акты" от 18 декабря 2006 года, экологическая экспертиза – это установление соответствия документов или документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям, установленным техническим регламентам и законодательству в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об экологической экспертизе" предусмотрено проведение экологической экспертизы двух видов:
- государственной;
- общественной.
Различают государственную экологическую экспертизу федерального и регионального уровней в зависимости от объектов экологической экспертизы. Объекты экологической экспертизы федерального уровня определены в статье 11 указанного закона, а регионального уровня – в статье 12.
рис.5
Государственная экологическая экспертиза федерального уровня проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2010 № 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" с 30 октября данными полномочиями наделена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Государственная экологическая экспертиза регионального уровня проводится уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня в соответствии со статьей 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" являются:
Приказом Росприроднадзора от 29.09.2010 № 283 "О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717", утвержденным в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" распределены полномочия по организации и проведению государственной экологической следующим образом.
Центральный аппарат Росприроднадзора:
Территориальные органы Росприроднадзора (Департаменты по федеральным округам и управления по соответствующим субъектам Российской Федерации) по поручению центрального аппарата осуществляют полномочия по организации и проведению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу федерального уровня.
Процедура по организации и проведения государственной экологической экспертизы регламентируется следующими нормативными правовыми актами:
Информация о работе Оценка и нормирование качества окружающей среды